Досудебные стадии уголовного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досудебные стадии уголовного процесса



       
 
 
   


Тема № 9. Стадия возбуждения уголовного дела
  Семинар Практическое занятие

 

Основные вопросы:

1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела.

2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

3. Прием, регистрация, проверка и разрешение сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.

4. Виды решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела:

а) основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела;

б) основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела;

в) основания и порядок направления материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности.

5. Процессуальный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела.

 

Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию курсанты должны выяснить вопросы процессуально-правового регламентирования стадии возбуждения уголовного дела, сущность деятельности органов внутренних дел, рассматривающих подавляющее большинство сообщений о преступлениях, а также понятие иной информации о правонарушениях.

Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия стадии возбуждения уголовного дела. Обучающимся рекомендуется раскрыть вопросы, касающиеся основания и задач стадии, круга субъектов, временные границы, содержание стадии, процессуальную форму и итоговый результат, т.е. принимаемые решения. Завершается ответ определением значения стадии в уголовном судопроизводстве.

При ответе на второй вопрос необходимо дать определение повода к возбуждению уголовного дела, перечислить поводы, указанные в УПК РФ, а затем раскрыть требования закона к форме и содержанию каждого из них. Курсанты должны учесть, что поводом к возбуждению уголовного дела является также ст. 11 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». При рассмотрении оснований к возбуждению уголовного дела необходимо привести полную формулировку этого понятия, основываясь на положениях, содержащихся в УПК РФ.

При ответе на третий вопрос необходимы знания требований ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц при приеме и регистрации сообщений о преступлениях.

Необходимо перечислить те процессуальные действия, которые уголовно-процессуальный закон разрешает осуществлять на стадии возбуждения уголовного дела при проверке сообщений о преступлении.

Ответ на четвертый вопрос предполагает знание положений, содержащихся в ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Раскрывая основания и процессуальный порядок оформления конкретного вида решения, принятого на стадии возбуждения уголовного дела, необходимо знать положения, содержащиеся в ст. 146–149 УПК РФ.

При ответе на пятый вопрос необходимо показать роль начальника следственного отдела и начальника органа дознания в отношении подчиненных им должностных лиц, получающих и рассматривающих сообщения о преступлениях. Также следует раскрыть содержание надзора прокурора за исполнением законов в рассматриваемой стадии, показать и возрастающую роль суда в этой части, основывая свой ответ на положениях Конституции РФ (ст. 18 и др.) и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Является ли поводом к возбуждению уголовного дела заметка в стенгазете?

2. Может ли быть продлен срок рассмотрения сообщений о преступлениях?

3. Какие действия необходимо предпринять сотрудниками подразделений органов внутренних дел при обнаружении ими преступлений?

4. Кого из заинтересованных лиц необходимо уведомить при возбуждении уголовного дела?

5. Вправе ли суд (судья) отменить постановление о возбуждении уголовного дела?

6. Перечислите возможные решения прокурора на стадии возбуждения уголовного дела?

7. В какой из книг дежурной части и секретариата регистрируется поступающая в ОВД информация о преступлениях и происшествиях?

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач и выполнение заданий с целью формирования навыков принятия решений и опыта оформления соответствующих процессуальных документов в стадии возбуждения уголовного дела.

Задание № 1

«…» ………… 200… г. в дежурную часть ОМ-2 УВД г. Вологды обратилась гр-ка Руденко Александра Андреевна, проживающая по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская д. 87 кв. 23 о том, что из ее квартиры пропало золотое кольцо с бриллиантом, стоимостью …. руб. Из объяснения Руденко Михаила Сергеевича: “«…» ………… 200… г. моя жена Руденко А.А. обнаружила, что пропало кольцо с бриллиантом, которое я купил ей в подарок в феврале сего года за ….. руб. Следов взлома я не обнаружил, все запоры целы. Квартира находится на третьем этаже. Кольцо жена последний раз надевала в театр «…» ………… 200… г. ”.

Из заявления Руденко А.А.: “Прошу прекратить разбирательство по факту пропажи бриллиантового кольца, так как кольцо нами обнаружено сегодня «…» ………… 200… г. в вазе с цветами, куда его бросила наша 4-летняя дочь Ирина, которая в период с «…» по «…» ………… 200… г. находилась у бабушки на даче, поэтому расспросить ее о пропаже кольца мы не могли.”

Оформите необходимые документы: протокол устного заявления, объяснение, встречное заявление.

Примите решение, составьте соответствующее постановление.

Задание № 2: Решить задачи:

№ 1

В РОВД с заявлением обратился гр-н Деев, который сообщил, что во дворе дома № 9 по ул. Щетинина с его автомашины были похищены: зеркало заднего вида, антенна, стеклоочистители, фары. Оперуполномоченный уголовного розыска, проводивший проверку заявления Деева, установил Смирнова и Ларина, которые пояснили, что в день кражи у машины Деева видели подростков в возрасте 10–12 лет. На основании полученных данных оперуполномоченный передал материалы проверки инспектору ПДН, а тот, не установив лицо, совершившего кражу, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Определите действия оперуполномоченного и инспектора ПДН.

№ 2

В дежурную часть РОВД обратился гражданин с заявлением о том, что соседи по коммунальной квартире, пытаясь его отравить, подсыпали в пищу яд, и лишь его бдительность и находчивость позволили ему спастись. В заявлении указаны лица, которых он подозревает в злонамерениях. Внешний вид, манера общения, а также речь заявителя позволяли усомниться в его психическом здоровье.

Как следует отреагировать на поступившее заявление?

 

№ 3

При досмотре продуктов питания у Пановой, пришедшей в ИК-12 на длительное свидание с Редько, обнаружено и изъято сыпучее вещество серо-зеленого цвета с запахом конопли, весом 100 граммов, упакованное в двух пачках из-под чая.

Протокол досмотра, объяснение Пановой и изъятое вещество вместе с рапортом оперуполномоченного переданы следователю для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?

Ваше решение.

 


№ 4

Оперуполномоченный, находясь на обслуживаемом участке в одном из сел, расположенном в 150 км от РОВД, получил сообщение о краже товаров из местного магазина и достаточные данные о том, что кражу совершили двое рабочих-вахтовиков, временно проживающих неподалеку. Ввиду неисправности связи до РОВД оперуполномоченный дозвониться не смог.

Как должен поступить оперуполномоченный УР?

 

№ 5

Маслов обратился в РОВД с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Богатырева, который совершил в отношении его хулиганские действия и при этом избил.

В результате проверки установлено, что Богатырев нанес побои Маслову не из хулиганских побуждений, а из-за личных неприязненных отношений.

Дознаватель отказал в возбуждении уголовного дела и разъяснил Маслову его право обратиться в суд в порядке частного обвинения.

Правильно ли разрешена жалоба пострадавшего?

 

№ 6

Оперуполномоченному ОУР поручено проверить сообщение из травмпункта о нанесении побоев Развязину. Пострадавший отказался явиться на судебно-медицинское освидетельствование и дать оперуполномоченному какие-либо пояснения об обстоятельствах получения телесных повреждений. От соседей стало известно, что в квартире Развязиных в тот вечер, когда он обратился в травмпункт, был скандал. Жена пострадавшего, сын и сноха, проживающие совместно с родителями, также отказались дать объяснения.

Как надлежит поступить оперуполномоченному?

Какое решение следует принять по сообщению?

№ 7

Вы, являясь участковым инспектором, осуществляя по квартирный обход в целях установления очевидцев тяжкого преступления, в сенях одного из личных домов увидели велосипед марки «Урал». Его номер совпал с номером велосипеда «Урал», заявление о похищении которого накануне поступило Вам для проверки.

В доме находился 15-летний Сергей Куликов.

Ваши действия?

 

Задание № 3:

В дежурную часть ОМ-2 УВД г. Вологды обратилась гр-ка Перцева Т.А. с заявлением о том, что у нее совершена кража личного имущества.

Из заявления Перцевой Т.А.: “«…» ………… 200… г. у меня в гостях были Митрофанова, Муслимов, Назарова. После распития спиртных напитков я легла спать, когда проснулась – в квартире никого не было. Вечером того же дня я обнаружила, что у меня пропали золотое кольцо с камнем розового цвета, стоимостью …. руб. и наручные часы марки «Чайка» в корпусе из желтого металла по цене ….. руб. В совершении кражи я подозреваю Назарову Н.А., так как Митрофанова рассказала мне, что Назарова в парикмахерской № 5 на следующий день после посещения меня продавало кольцо с розовым камнем.”

Из объяснения Митрофановой О.В.: “«…» ………… 200… г. я вместе с Муслимовым и Назаровой Н.А. находились в гостях у Перцевой Т.А. по ул. Ленинградской д. 87 кв. 23. После того как мы немного выпили, Перцева легла спать. Мы посидели еще некоторое время, а затем ушли. На следующий день «…» ………… 200… г. я видела, как Назарова Н.А. в парикмахерской № 5, где она раньше работала, продала парикмахеру по имени Ольга золотое кольцо с розовым камнем”.

Муслимов Е.К. о нахождении в квартире Перцевой Т.А, дал объяснение, аналогичное показаниям Митрофановой.

Опросить Назарову Н.А. не представилось возможным ввиду ее отсутствия.

Примите решение. Оформите протокол устного заявления.

Составьте соответствующее постановление.

 

Тема № 10. Стадия предварительного расследования. Общие условия производства предварительного расследования
  Семинар Практическое занятие

 

Основные вопросы:

1. Понятие, значение и задачи стадии предварительного расследования.

2. Система и формы предварительного расследования.

3. Органы предварительного расследования.

4. Понятие и значение общих условий производства предварительного следствия и дознания.

5. Понятие и признаки, определяющие подследственность.

6. Начало, место и сроки предварительного следствия и дознания.

7. Соединение и выделение уголовных дел.

8. Обязанность удовлетворения ходатайств.

9. Применение научно-технических средств при расследовании.

10. Полномочия следователя и начальника следственного отдела.

11. Основания и порядок привлечения к участию в предварительном расследовании специалиста, переводчика, понятого.

Методические указания

В ходе подготовки к занятию курсанты обязаны уяснить вопросы процессуально-правового регламентирования стадии предварительного расследования.

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с определения понятия стадии предварительного расследования, которое включает в себя: задачи, границы, круг субъектов, порядок (формы) деятельности компетентных органов, принимающих итоговые решения. Завершается ответ на вопрос показом места и значения рассматриваемой стадии в уголовном процессе.

Второй и третий вопросы предполагают знание системы, форм предварительного расследования, сходств и различий между предварительным следствием и дознанием.

Готовясь к ответам на последующие вопросы, необходимо уяснить положения закона, регламентирующие общие условия предварительного расследования, в которых дается правовая характеристика общих правил, определяющих порядок производства предварительного расследования. Особое внимание следует обратить на общие правила производства следственных действий и на судебный порядок получения разрешения на проведение определенных следственных действий. Значительное место в изучении этой темы должна занимать характеристика преследуемых лиц (подозреваемого, обвиняемого) и участников стороны обвинения, а также иных лиц, выполняющих определенные вспомогательные функции, на процессуальный порядок проведения отдельных следственных действий, применение при этом мер процессуального принуждения следователем и дознавателем и гарантии прав личности. При этом следует обратить внимание на процессуальное положение прокурора на этапе предварительного расследования и порядок обжалования действий и решений дознавателя, следователя и прокурора в суд.

Ответ на четвертый вопрос рекомендуется строить по следующей логической схеме: дать понятие общих условий предварительного расследования, перечислить положения уголовно-процессуального закона, регламентирующие общие условия и содержащиеся в гл. 21 УПК РФ.

При ответе на пятый вопрос необходимо дать понятие подследственности, перечислить признаки и раскрыть каждый из признаков подследственности. Рассмотреть положения ст. 151, 152 УПК РФ.

Ответ на последующие вопросы предполагает знание положений закона, регламентирующих начало, место и сроки предварительного расследования, порядок соединения и выделения уголовных дел (ст. 153–163 УПК РФ). Обучающимся рекомендуется обратить особое внимание на порядок исчисления сроков предварительного следствия, основания и порядок их продления тем или иным прокурором в соответствии со ст. 162 УПК РФ.

Необходимым условием знания этой темы является четкое представление о процессуальных полномочиях следователя, его процессуальной самостоятельности при вынесении решений, которые могут быть приняты с согласия прокурора и санкции судьи.

Последним этапом занятия является решение задач с целью закрепления изученного материала и формирования навыков принятия процессуальных решений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите органы предварительного расследования и назовите их компетенцию.

2. Какими решениями завершается стадия предварительного расследования?

3. Назовите этапы стадии предварительного расследования.

4. Назовите порядок исчисления срока расследования по соединенным и выделенным уголовным делам.

5. Назовите цель выделения в отдельное производство материалов уголовного дела.

 

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач с целью закрепления изученного материала и формирования навыков принятия процессуальных решений.

Задача № 1

Является ли процессуальным и каким именно каждый из перечисленных далее документов?

1. Протокол устного заявления о преступлении.

2. Акт судебно-медицинского освидетельствования.

3. Справка эксперта о проведенном исследовании вещества на предмет принадлежности его к группе наркотических.

4. Постановление о возбуждении уголовного дела.

5. Протокол допроса свидетеля.

6. Постановление о производстве выемки.

7. Акт инвентаризации.

8. Обвинительное заключение.

 

Задача № 2

Какие из перечисленных далее расходов могут быть отнесены к процессуальным издержкам?

1. Стоимость вещей, подвергшихся порче при производстве следственного эксперимента.

2. Оплата работы курьера, разносившего повестки.

3. Оплата транспортных расходов, имевших место в связи с проведением проверки показаний обвиняемого на месте происшествия.

4. Стоимость предмета, подвергшегося уничтожению при производстве судебной экспертизы.

5. Оплата труда приглашенного эксперта.

6. Стоимость санаторно-курортного лечения потерпевшего.

7. Затраты на возмещение расходов обвиняемому, вызванному для производства опознания.

 

Задача № 3

Следователь следственного отделения Лайкинского РОВД Энской области Чижов расследовал уголовное дело, возбужденное по факту разбойного нападения на граждан Васильевых. В ходе расследования, сославшись на УПК РФ, он поручил органу дознания предъявить обвинение и допросить обвиняемого.

Указанные действия были выполнены дознавателем РОВД.

Оцените действия следователя и дознавателя РОВД.

Какие указания в соответствии с УПК вправе давать следователь, и как должен действовать в таких ситуациях дознаватель?

 

Задача № 4

Следователю по особо важным делам при Генеральном прокуроре РФ Викторову поступило письменное указание Генерального прокурора РФ о прекращении производства по расследуемому уголовному делу. Викторов не согласился с указанием надзирающего прокурора. По данному вопросу он обратился с жалобой к Президенту РФ и на этом основании не стал исполнять указание Генерального прокурора РФ.

Оцените действия следователя и Генерального прокурора РФ.

Обладает ли следователь по особо важным делам процессуальной самостоятельностью?

Задача № 5

Руководитель созданной в следственной части УВД следственной группы дал письменное указание одному из следователей – члену группы – о прекращении уголовного преследования в отношении одного из обвиняемых. Считая, что прекращать дело нельзя, следователь описал сложившуюся ситуацию и доводы в обоснование своей позиции в письме, которое передал начальнику следственного управления УВД, и не стал исполнять указание руководителя группы.

Оцените действия следователя.

 

Задача № 6

Начальник следственной части УВД Магаданской области дал письменное указание одному из подчиненных ему следователей о прекращении уголовного преследования в отношении одного из обвиняемых. Следователь считал, что прекращать уголовное дело нельзя. Он описал сложившуюся ситуацию и доводы в обоснование своей позиции в письме, которое направил Генеральному прокурору, после чего не стал исполнять указание своего начальника.

Оцените действия следователя. В какой ситуации следователь может не исполнять указания своего начальника?

 

Задача № 7

Следователь написал представление о принятии мер по устранению причин и условий совершения краж с территории мясокомбината. Руководство предприятия не отреагировало на представление. Тогда следователь направил в милицию отдельное поручение о проверке выполнения требований поручения и применения милицией своих административно-властных полномочий в целях устранения причин и условий совершения преступлений.

Вправе ли следователь давать такие поручения?

Если да, то какие действия должна осуществить милиция?

 

Тема № 11. Взаимодействие следователя с органами дознания
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и общие условия взаимодействия следователя с органами дознания.

2. Принципы и общие условия взаимодействия в расследовании преступлений.

3. Формы взаимодействия:

а) процессуальные формы взаимодействия;

б) организационные формы взаимодействия.

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос подразумевает знание международных договоров и соглашений, ведомственных приказов и других правовых основ, регламентирующих порядок взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. Необходимо дать понятие, показать сущность и значение взаимодействия следователя с органами дознания, привести определение общих условий взаимодействия, перечислить каждое из условий и подчеркнуть их значение в деятельности следователи и органа дознания. Далее необходимо остановиться на принципах и общих условиях взаимодействия. Ответы на данные вопросы курсант может найти в Приказе МВД РФ от 20 июня 1996 года № 334 «О взаимодействии отделов и служб в раскрытии и расследовании преступлений».

По третьему вопросу рекомендуется раскрыть процессуальные и организационные формы взаимодействия. В рамках данных вопросов можно рассмотреть виды следственно-оперативных групп, создаваемых в ОВД, их основные особенности, права и обязанности их участников.

Последним этапом занятия является решение задач с целью закрепления изученного материала и формирования навыков принятия процессуальных решений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие ведомственные нормативные акты регулируют взаимодействие отделов и служб в раскрытии и расследовании преступлений?

2. Какое значение в уголовном процессе имеет взаимодействие различных отделов и служб органов внутренних дел?

3. Перечислите формы взаимодействия в стадии предварительного расследования между органами дознания и следствия.

4. Перечислите виды следственно-оперативных групп.

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач с целью закрепления изученного материала и формирования навыков принятия процессуальных решений при производстве дознания и предварительного следствия. В ходе практического занятия возможно изучение и повторение наиболее сложных теоретических вопросов и проведение деловых игр по вопросам взаимодействия отделов и служб при выезде на место происшествия, при раскрытии тяжких и многоэпизодных преступлений.

Тема № 12. Производство следственных и иных действий в стадии предварительного расследования
  Семинар Практическое занятие

Семинар № 1

Основные вопросы:

1. Понятие следственных действий и их система.

2. Классификация следственных действий.

3. Общие условия проведения следственных действий. Этика следственных действий.

4. Основания и процессуальный порядок допроса свидетеля и потерпевшего.

5. Основания и процессуальный порядок очной ставки.

6. Основания и процессуальный порядок обыска, выемки, наложения ареста на имущество.

7. Основания и процессуальный порядок осмотра, освидетельствования.

8. Основания и процессуальный порядок предъявления для опознания.

Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию курсантам необходимо усвоить значение следственных действий и порядок их производства, который детально регламентирован законом. При ответе на первый вопрос следует привести и раскрыть понятие следственного действия, показать соотношение следственных и процессуальных действий, перечислить предусмотренные законом виды следственных действий.

Раскрывая классификацию следственных действий, обучающиеся должны привести различные основания классификации, точки зрения ученых-процессуалистов на данную проблему.

При рассмотрении третьего вопроса рекомендуется уяснить кем, где и в какое время могут проводиться следственные действия, кто может быть участником следственного действия, каким образом производится процессуальное оформление следственных действий (ст. 164–170 УПК РФ), раскрыть вопросы применения научно-технических средств при производстве следственных действий, необходимость соблюдения этических норм при их осуществлении, подчеркнуть значение соблюдения всех требований уголовно-процессуального закона при производстве следственных действий.

Последующие вопросы требуют уяснения круга правовых норм, регулирующих основания и процессуальный порядок производства указанных следственных действий, а также порядок их оформления и фиксации полученных результатов.

При ответе необходимо руководствоваться не только нормами УПК, но и положениями Конституции РФ. Ответы на вопросы об указанных в плане семинара следственных действиях в целом рекомендуется строить по следующей логической схеме:

- содержание соответствующего следственного действия;

- цель производства следственного действия;

- основания и установленный законом процессуальный порядок производства и фиксации хода и результатов выполненного следственного действия;

- особенности производства конкретного следственного действия;

- ответ увязать с конституционными принципами уголовного процесса, в том числе принципом уважения прав и свобод граждан (ст. 21 Конституции РФ);

- полномочия суда в части контроля за законностью производства некоторых следственных действий (ст. 29 УПК).

Семинар № 2

Основные вопросы:

1. Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента.

2. Основания и процессуальный порядок получения образцов для сравнительного исследования.

3. Основания и порядок производства экспертизы.

4. Проверка показаний на месте.

5. Наложение ареста на имущество и почтово-телеграфные отправления.

6. Контроль и запись переговоров.

7. Понятия, основания, цели и мотивы задержания.

8. Процессуальный порядок задержания. Участие защитника.

Методические указания

Раскрытие всех вопросов темы необходимо осуществлять по схеме, указанной в первом семинарском занятии.

При подготовке первого вопроса курсанты должны сформулировать понятие следственного эксперимента, раскрыть содержание данного следственного действия, процессуальный порядок его производства.

В ответе на второй вопрос необходимо уяснить, что для получения образцов для сравнительного исследования требуется вынесение постановления. Это могут быть образцы почерка, отпечатков пальцев рук, пробы крови, слюны и т.д. Образцы, используемые при сравнительных исследованиях, могут быть получены у подозреваемого, обвиняемого, а при определенных условиях, специально оговоренных в УПК РФ, также у свидетелей и потерпевших.

При подготовке ответа на третий вопрос необходимо повторить виды экспертиз, далее рекомендуется особо остановиться на случаях обязательного производства экспертиз в ходе предварительного следствия и дознания, правах и обязанностях эксперта, перечислить права обвиняемого при назначении экспертизы, знать порядок назначения экспертизы, особенности производства экспертизы в экспертном учреждении, а также вне экспертного учреждения – индивидуально подобранными экспертами. Для того чтобы отвечать на вопросы, связанные с назначением и производством экспертиз, необходимо изучить положения ст. 80, 195–207 УПК РФ.

Обучающиеся должны помнить, что следователь, дознаватель, прокурор вправе по находящимся в их производстве делам требовать производства ревизий. Ревизией называется совокупность приемов и способов фактического и документального контроля, проверка состояния экономической и хозяйственной деятельности, сохранности собственности. Требование о производстве ревизии должно быть мотивированным, иметь конкретное задание, а также указание, к какому ведомству или контрольно-ревизионному аппарату адресовано.

При подготовке шестого вопроса курсанты должны помнить, что прослушивание телефонных и иных переговоров является следственным действием и постоянно применяется при расследовании уголовных дел. Кроме УПК РФ, правовой основой его проведения является ст. 23 Конституции РФ и Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Результаты, полученные в ходе такого прослушивания, могут стать доказательствами по уголовному делу при выполнении соответствующих действий по их процессуальному оформлению и закреплению уполномоченными на то должностными лицами.

При подготовке к ответу на последние два вопроса необходимо уяснить правовые основы задержания, учитывая положения, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 22). Помимо оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ следует раскрыть понятие, цели и мотивы задержания.

При рассмотрении процессуального порядка задержания, важно раскрыть требования, содержащиеся в ст. 91–92 УПК РФ, уделив особое внимание разъяснению конституционного принципа обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое следственное действие?

2. Назовите основные признаки следственных действий, отличающие их от других процессуальных действий.

3. Приведите основания классификации следственных действий.

4. Для производства каких следственных действий требуется разрешение прокурора или суда?

5. Кто может участвовать при допросе свидетеля и потерпевшего?

6. К каким последствиям приводит нарушение процессуальной формы поведения того или иного следственного действия?

7. Что такое очная ставка, и каков порядок ее производства?

8. Чем обыск отличается от выемки?

9. Назовите особенности выемки в почтово-телеграфных учреждениях и помещениях дипломатических представительств?

10. В каких случаях личный обыск производится без вынесения отдельного постановления и без санкции прокурора?

11. С какой целью производится наложение ареста на имущество?

12. Для производства каких следственных действий требуется санкция прокурора?

13. Какие виды осмотра Вы знаете?

14. Какие следственные действия можно проводить до возбуждения уголовного дела?

15. Каковы особенности осмотра трупа?

16. В чем заключаются особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции?

17. Что такое предъявление для опознания, и каков порядок его производства?

18. Что такое следственный эксперимент, и каков порядок его производства? С какой целью он проводится?

19. Обладает ли подозреваемый теми же правами, что и обвиняемый при назначении экспертизы?

20. Какие виды экспертиз Вы знаете?

21. В каких случаях для производства экспертизы требуется санкция прокурора?

22. Имеет ли право следователь, обвиняемый присутствовать при производстве экспертизы?

23. Как должен поступить следователь, если заключение эксперта ему недостаточно понятно?

24. Возможно ли поместить подозреваемого, обвиняемого для производства экспертизы в стационар медицинского учреждения, если да, то какой порядок?

25. Чем отличается уголовно-процессуальное задержание от задержания административного?

26. Кто имеет право задержать лицо в порядке ст. 91 УПК РФ?

27. Каковы права и обязанности задержанных?

28. Каковы основания и порядок освобождения задержанных?

 

Практические занятия

Содержание занятий: решение задач, проведение деловых игр и выполнение заданий с целью формирования навыков проведения и процессуального оформления отдельных следственных действий.

Занятие № 1

Содержание занятия: решение задач, проведение деловых игр и выполнение заданий с целью формирования навыков проведения и процессуального оформления следственных действий – допросов и очных ставок.

 

Занятие № 2

Содержание занятия: решение задач, проведение деловых игр и выполнение заданий с целью формирования навыков проведения и процессуального оформления следственных действий – обыска, выемки, наложения ареста на имущество.

 

Занятие № 3

Содержание занятия: решение задач, проведение деловых игр и выполнение заданий с целью формирования навыков проведения и процессуального оформления следственных действий – осмотра, освидетельствования, опознания, следственного эксперимента, получения образцов для сравнительного исследования, экспертиз, производства ревизий, прослушивания телефонных переговоров, процессуального оформления всех следственных действий.

 

Занятие завершается проведением рубежного контроля по темам № 9–12.

 

 

Тема № 13. Привлечение лица в качестве обвиняемого
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

Понятие и значение привлечения лица в качестве обвиняемого.

1. Основания привлечения лица в качестве обвиняемого.

2. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого.

3. Допрос обвиняемого.

Основания и порядок изменения и дополнения обвинения.

Методические указания

По первому вопросу целесообразно раскрыть сущность привлечения лица в качестве обвиняемого на предварительном следствии (ст. 171, 172 УПК РФ), изложить формы и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, показать права и обязанности обвиняемого, следователя и прокурора в связи с актом привлечения лица в качестве обвиняемого.

При подготовке ответа на второй вопрос необходимо знать основания привлечения лица в качестве обвиняемого, дать понятие предмета и пределов доказывания на этом этапе, показав, что с предъявлением обвинения расследование по делу не заканчивается. В ходе его дальнейшего проведения могут быть установлены дополнительные доказательства и новые обстоятельства дела, а в качестве обвиняемых привлечены иные лица.

При ответе на третий вопрос следует раскрыть содержание действий, обеспечивающих процессуальный порядок предъявления обвинения в широком смысле, определить порядок вызова обвиняемого для ознакомления с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, назвать случаи обязательного участия защитника с момента предъявления обвинения и права защитника на этом этапе.

При освещении четвертого вопроса необходимо раскрыть содержание и порядок допроса обвиняемого после предъявления обвинения (ст. 173, 174 УПК РФ). Особое внимание следует уделить форме и содержанию протокола допроса обвиняемого, показав значение показаний обвиняемого как самостоятельного источника доказательств и рассмотреть особенности оценки этих показаний.

При подготовке к ответу на последний вопрос необходимо уяснить содержание ст. 175 УПК РФ, определив основания для изменения и дополнения ранее предъявленного обвинения и случаи частичного прекращения обвинения. Обучающиеся должны помнить, что любое изменение и дополнение обвинения производится в том же порядке, что и первоначальное привлечение лица в качестве обвиняемого.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность акта привлечения в качестве обвиняемого?

2. Чем отличается привлечение в качестве обвиняемого от привлечения к уголовной ответственности?

3. Какие обстоятельства должны быть доказаны и выяснены к моменту вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого?

4. Из каких процессуальных действий слагается привлечение в качестве обвиняемого?

5. Что означает своевременность вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого?

6. Необходимо ли приводить доказательства в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого?

7. Чем отличается деятельность следователя после привлечения лица в качестве обвиняемого от де



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.134 с.)