Общая часть уголовного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая часть уголовного процесса



       
 
 
   


Тема № 1. Сущность, значение, задачи и основные понятия уголовного процесса
  Семинар

Основные вопросы:

1. Понятие, сущность и задачи уголовного процесса.

2. Стадии уголовного процесса и их система.

3. Уголовно-процессуальные функции.

4. Понятие уголовно-процессуальных правоотношений, их особенности.

5. Процессуальная форма и процессуальные гарантии.

6. Виды уголовно-процессуальных действий.

7. Уголовно-процессуальное право РФ и его место в системе других отраслей права.

 

Методические указания

В данной теме освещаются ключевые вопросы уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Курсантам необходимо уяснить, в каких значениях используется понятие «уголовный процесс».

Усвоение последующих тем курса невозможно без понимания базовых дефиниций: уголовный процесс как вид государственной деятельности, его стадии, уголовно-процессуальное право, уголовно-процессуальные правоотношения, процессуальные формы и процессуальные гарантии.

При ответе на первый вопрос необходимо назвать отличительные признаки уголовного процесса как вида государственной деятельности и отграничить от иных видов деятельности. Говоря о задачах уголовного процесса, следует, кроме изучения ст. 6 УПК, ст. 52 и 53 Конституции РФ, показать знание существующих в литературе позиций по дискуссионному вопросу о соотношении целей и задач уголовного судопроизводства, проанализировав аргументы, приводимые различными авторами в поддержку той или иной точки зрения. С учетом изложенного курсанты должны высказать свое суждение по рассматриваемой проблеме. Задачи уголовного процесса должны быть названы со ссылкой на закрепляющие их нормы закона.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с определения понятия стадии уголовного судопроизводства, а затем назвать все стадии, дать их краткую характеристику. По ходу ответа важным аспектом является уяснение критериев и признаков, положенных в основу разграничения уголовно-процессуальной деятельности на определенные стадии.

Отвечая на третий вопрос – функции уголовного процесса – необходимо рассмотреть не только традиционные функции обвинения, защиты и разрешения дела по существу (М.С. Строгович), но и иные, такие как прокурорский надзор, расследование дела, охрану интересов подозреваемого (обвиняемого). Также необходимо раскрыть связь функций с формами уголовного процесса.

Четвертый вопрос требует знания сущности уголовно-процессуальных отношений, их содержания, элементов, специфики и характера. При этом необходимо различать такие понятия, как уголовно-процессуальные отношения и уголовно-процессуальная деятельность. Перед рассмотрением указанных положений рекомендуется вернуться к уяснению общего понятия правоотношения в теории государства и права.

Готовясь к ответу на пятый вопрос, необходимо тщательно разобраться с сущностью такого сложного понятия, как уголовно-процессуальная форма, а также с ее отличием от смежной категории – уголовно-процессуальных гарантий. Курсант должен уметь ориентироваться в различных точках зрения на содержание уголовно-процессуальных гарантий. Раскрывая их понятие, нужно обратить внимание на их целевое предназначение и привести примеры из действующего законодательства. В конце ответа целесообразно провести сравнение рассматриваемых правовых дефиниций. Следует обратить особое внимание на значение соблюдения уголовно-процессуальной формы для практической деятельности органов расследования, прокуратуры, суда, учитывая, что любые отступления от процессуальной формы расцениваются как нарушения законности, могут повлечь за собой признание доказательств недопустимыми и, как следствие, отмену обвинительного приговора и привлечение лиц, допустивших такие нарушения, к предусмотренной законом ответственности.

Ответ на шестой вопрос необходимо начать с определения понятия уголовно-процессуальных действий, а затем выделить четыре основные группы уголовно-процессуальных действий.

Раскрытие седьмого вопроса предполагает знание соотношения уголовно-процессуального права с другими отраслями отечественного права и раскрытие предметов, методов и типов их правового регулирования.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие уголовного процесса от правосудия?

2. Каковы предмет и метод науки уголовного процесса?

3. Что представляет собой уголовно-процессуальное право?

4. В чем отличие стадий уголовного процесса друг от друга?

5. Назовите уголовно-процессуальные функции.

6. Раскройте понятие уголовно-процессуальных правоотношений, укажите их специфику.

7. Что такое уголовно-процессуальная форма и в чем заключается ее значение?

8. Какова связь между процессуальной формой, процессуальными документами и процессуальными гарантиями?

9. Раскройте понятие уголовно-процессуальных гарантий.

 

Тема № 2. Источники уголовно-процессуального права
  Семинар

Основные вопросы:

1. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права Российской Федерации.

2. Конституционные нормы в уголовном судопроизводстве.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, его структура.

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Уголовно-процессуальные нормы. Их виды, структура и особенности применения (комплексность, разрешение коллизий, конкуренция норм и преодоление пробелов).

 

Методические указания

При подготовке к занятию и изучении первых трех вопросов темы курсанты должны уяснить понятия «уголовно-процессуальный закон», «система уголовно-процессуального законодательства», значение уголовно-процессуальных норм в уголовном судопроизводстве, роль постановлений Конституционного Суда РФ для уголовного судопроизводства.

Исходя из посылки, что под источниками уголовно-процессуального права понимаются внешние формы юридического закрепления уголовно-процессуальных норм, т.е. правил поведения субъектов уголовно-процессуальных прав и обязанностей, необходимо остановиться на признаках и различиях источников уголовно-процессуального права. Говоря о видах источников, необходимо подчеркнуть, что особое место занимает Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и занимает высшую ступень в иерархии нормативных актов. Этот вопрос интересен с точки зрения сравнительного анализа. Нормы, закрепленные в Конституции РФ, нашли свое отражение в нормах действующего уголовно-процессуального закона. Следует обратить особое внимание на ст. 23, 25, 46, 49, 50, 51, 52, 123 Конституции РФ.

К источникам уголовно-процессуального права относятся и международные договоры. В уголовно-процессуальном праве приоритетное место среди источников занимает также закон – принимаемый высшим представительным (законодательным) органом власти акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений. В целях качественного понимания данного вопроса необходимо ознакомиться с законодательными актами, указанными в списке рекомендованной литературы к данной теме, обратить особое внимание на внесенные в последние годы изменения и дополнения в уголовно- процессуальное законодательство. Курсантам следует обратить внимание на постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Генеральной Прокуратуры РФ, приказы МВД РФ, которые не относятся к источникам, но важны для выработки единообразного подхода к применению уголовно-процессуального закона в уголовном судопроизводстве.

При изучении третьего вопроса рекомендуется остановиться на процессе становления и обновления текущего уголовно-процессуального законодательства России. Курсант должен внимательно ознакомиться со структурой уголовно-процессуального кодекса, уяснить критерии изложения уголовно-процессуальных норм по имеющимся в кодексе разделам и главам. Следует отметить, что УПК построен в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам.

При рассмотрении пределов действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц необходимо обратить внимание на: 1) ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; 2) ст. 6 Закона РФ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

При изучении пятого вопроса рекомендуется рассмотреть понятие и структуру уголовно-процессуальной нормы – ее гипотезу, диспозицию и санкцию. При этом курсанты должны знать их виды, привести примеры из УПК. Кроме того, необходимо дать понятие уголовно-процессуальной ответственности, возможности применения уголовно-правовых норм по аналогии.

Теоретические положения, касающиеся структуры уголовно-процессуальной нормы, целесообразно проиллюстрировать разбором конкретных норм и статей УПК. Желательно также показать обязательность и факультативность ее применения во взаимосвязи с нормами других отраслей права, а также международного права. Следует обратить особое внимание на правила разрешения коллизий и конкуренции норм и на проблемы преодоления пробелов в законодательстве.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение понятий «уголовно-процессуальный закон» и «уголовно-процессуальное право»?

2. Как действует уголовно-процессуальный закон во времени, в пространстве и по кругу лиц?

3. Имеет ли уголовно-процессуальный закон обратную силу?

4. Является ли Конституция РФ источником уголовно-процессуального права?

5. Из каких разделов и глав состоит Уголовно-процессуальный кодекс РФ?

6. Какова структура уголовно-процессуальной нормы?

7. В чем заключается комплексность применения уголовно-процессуальных норм?

8. Порядок разрешения коллизий и конкуренции норм в уголовном процессе.

Тема № 3. Принципы уголовного процесса
  Семинар

 

Основные вопросы:

1. Понятие и значение принципов уголовного процесса. Система принципов.

2. Принцип презумпции невиновности, его отличие от презумпции невиновности.

3. Принципы гласности и публичности.

4. Принцип состязательности и равноправия сторон.

5. Принцип уважения личности, охраны прав и свобод граждан и его реализация при производстве процессуальных действий.

6. Иные принципы уголовного процесса.

 

Методические указания

При изучении данной темы курсантам следует обратиться к конспекту лекций и рекомендованной литературе.

Исходя из определения принципов как исходных руководящих положений, отражающих наиболее существенные стороны уголовного процесса: его задачи, характер и систему форм, стадий и институтов, обучающимся при ответе на первый вопрос темы необходимо остановиться на таких их признаках, как нормативность, обязательность, императивность, исполнение самим государством, обеспечение единства процессуального порядка по всем без исключения категориям уголовных дел.

Подготовка к занятию требует уяснения и понимания положений, в силу которых в процессуальной литературе говорится именно о системе принципов, а не об их классификации или перечне. Курсант должен также разобраться в сложном и дискуссионном вопросе о том, как построена система принципов уголовного процесса, каковы ее структурные элементы.

При изучении каждого из принципов требуется уяснить:

а) его место в общей системе принципов уголовного судопроизводства;

б) его содержание и законодательную базу;

в) правовые гарантии, обеспечивающие реализацию принципа в ходе производства по уголовному делу.

Особое внимание следует обратить на развитие и совершенствование в новом уголовно-процессуальном законодательстве принципа обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Кроме рассмотрения принципов, перечисленных в плане занятия, в ходе самостоятельной работы необходимо разобраться в понимании других принципов уголовного процесса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятие принципов уголовного процесса.

2. Что означают понятия «принцип» и «система принципов»?

3. Что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями реализации принципов уголовного процесса?

4. Назовите систему принципов уголовного процесса.

5. Раскройте содержание принципа законности.

6. Определите содержание принципа публичности.

7. Каково содержание принципа уважения личности, охраны прав и свобод граждан?

8. В чем отличие принципа гласности от принципа публичности?

9. В чем заключается сущность презумпции невиновности и принципа презумпции невиновности?

10. Раскройте содержание принципа равенства перед законом и судом. Назовите исключения из этого общего положения.

11. Определите содержание принципа национального языка судопроизводства.

12. Раскройте содержание принципа обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту.

13. В каких стадиях действует принцип состязательности и равноправия сторон?

14. Перечислите специальные принципы уголовного процесса.

 

 

Тема № 4. Участники уголовного судопроизводства
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Понятие участников уголовного судопроизводства, их признаки.

2. Классификация участников уголовного судопроизводства, ее практическое значение.

3. Суд как участник уголовного судопроизводства.

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

5. Участники процесса со стороны защиты.

6. Иные участники уголовно-процессуальной деятельности.

7. Обстоятельства, исключающие возможность участия в уголовном судопроизводстве.

 

Методические указания

Подготовку рекомендуется начать с изучения определения участников уголовного судопроизводства. При рассмотрении признаков участников уголовного судопроизводства необходимо обратить внимание на такие из них, как правосубъектность, наличие государственно-властных полномочий, появление в процессе в силу должностного положения, отношения подчинения, допуск или привлечение лица к участию в деле, различие правовых интересов, содействие процессуальным органам и иные.

Для более глубокого и полного понимания данного вопроса и должной аргументации своего ответа рекомендуется обратить внимание на труды ученых-процессуалистов, указанные в списке рекомендованной литературы по теме и курсу.

При подготовке ко второму вопросу нужно определить свое отношение к существующим точкам зрения о классификации участников в уголовно-процессуальной деятельности, показать ее значение для повседневной практической деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Уяснить критерии и сущность классификации участников уголовного судопроизводства на суд, участников со стороны обвинения, участников со стороны защиты и иных участников.

При ответе на последующие вопросы следует уделить внимание изучению процессуальных оснований появления конкретных участников уголовного судопроизводства в уголовном деле, процессуального положения каждого из них: раскрыть основания и процессуальный порядок приобретения процессуального статуса, охарактеризовать основные и специфические права и обязанности, обстоятельства, исключающие возможность участия в уголовном судопроизводстве.

Особое внимание необходимо остановить на государственных органах и должностных лицах, осуществляющих производство по уголовному делу, новых полномочиях суда, а также на тех участниках, которые имеют собственный правовой интерес в уголовном деле (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, гражданский истец, гражданский ответчик).

Наука уголовного процесса к одной из групп субъектов уголовно-процессуальной деятельности относит государственные органы и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (суд, судью, прокурора, следователя, начальника следственного отдела, дознавателя, начальника органа дознания). Раскрывая вопрос об их полномочиях, в первую очередь необходимо остановиться на их правах, обязанностях, субординационных и иных связях между ними с учетом наличия государственно-властного характера этих полномочий. Курсантам необходимо раскрыть процессуальное положение каждого субъекта рассматриваемой группы, а в последующем рассмотреть обстоятельства, исключающие возможность участия тех или иных лиц в уголовном судопроизводстве.

При рассмотрении иных участников уголовного судопроизводства рекомендуется акцентировать внимание на основаниях их допуска (привлечения) к участию в деле и процессуальном оформлении этого решения, освещении их процессуального статуса (прав и обязанностей). Особо следует обратить внимание на процессуальное положение свидетеля и вопросы, касающиеся свидетельского иммунитета.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятие участников уголовного судопроизводства.

2. Классифицируйте и перечислите участников уголовного судопроизводства.

3. Перечислите государственные органы и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

4. Кто допускается в качестве защитников обвиняемого и подозреваемого? Перечислите права и обязанности защитника.

5. В каком соотношении находятся понятия: «защитник обвиняемого (подозреваемого)» и «адвокат»?

6. Каково соотношение понятий «представитель» и «законный представитель»?

7. Какие обстоятельства исключают участие в деле адвоката в качестве защитника или представителя потерпевшего?

8. Каковы случаи обязательного участия защитника в уголовном процессе?

9. Каковы сроки пребывания лица в качестве подозреваемого?

10. Кто признается подозреваемым в уголовном процессе? Его права и обязанности.

11. Кто признается обвиняемым в уголовном процессе? Его права и обязанности.

12. С какого момента лицо считается обвиняемым, потерпевшим?

13. Кто признается потерпевшим в уголовном процессе? Его права и обязанности.

14. Может ли юридическое лицо быть потерпевшим?

15. Кто может иметь представителей в уголовном процессе и какова их роль?

16. Какова роль прокурора при осуществлении надзора за органами предварительного следствия и дознания?

17. Перечислите основные права и обязанности следователя, отличия в процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя.

 

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач с целью закрепления изученного материала и формирования навыков в определении процессуального положения субъектов уголовно-процессуальных отношений, уяснение их прав и обязанностей.

Занятие завершается проведением рубежного контроля по темам № 1–4.

 

 

Тема № 5. Гражданский иск в уголовном процессе
  Самостоятельная работа

 

Основные вопросы:

1. Понятие и предмет гражданского иска в уголовном процессе.

2. Основания гражданского иска в уголовном процессе. Отличие гражданского иска в уголовном процессе от иска по гражданскому делу.

3. Процессуальный порядок подачи и рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе.

4. Гражданский истец и гражданский ответчик, иные участники уголовного судопроизводства, чье участие в деле обусловлено гражданским иском.

 

Методические указания

При изучении темы необходимо изучить понятие и предмет гражданского иска в уголовном процессе, основания и процессуальный порядок подачи и рассмотрения. Особое внимание необходимо уделить отличию гражданского иска в уголовном процессе от иска по гражданскому делу.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо уделить внимание изучению процессуальных оснований появления в уголовном деле таких участников уголовного судопроизводства, как гражданский истец, гражданский ответчик, представитель гражданского истца и ответчика. Затем изучить их процессуальное положение: порядок приобретения процессуального статуса, основные и специфические права и обязанности, обстоятельства, исключающие возможность участия в уголовном судопроизводстве.


Вопросы для самоконтроля:

1. С какого момента лицо считается гражданским истцом?

2. Может ли юридическое лицо быть гражданским истцом?

3. Какие обстоятельства исключают участие в деле адвоката в качестве защитника или представителя гражданского ответчика?

4. Каковы последствия неявки гражданского истца и гражданского ответчика в судебное заседание?

5. Перечислите права и обязанности гражданского истца и гражданского ответчика.

6. Каков процессуальный порядок подачи и рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе?

Тема № 6. Процессуальные документы, сроки и процессуальные издержки
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Понятие и виды процессуальных документов, их структура.

2. Процессуальные сроки: понятие, виды, порядок исчисления.

3. Понятие и виды процессуальных издержек.

4. Порядок возмещения расходов и взыскания процессуальных издержек.

Методические указания

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо дать понятие процессуальных документов, назвать основные требования, предъявляемые к ним законом. К таковым относятся: мотивированность, обоснованность, юридическая и стилистическая грамотность и т.д. Курсанты должны перечислить виды процессуальных документов, дав характеристику их структурного построения, порядка вынесения и т.д.

Рассматривая конкретные виды процессуальных документов, необходимо отразить особенности, характерные для каждой их группы.

При изучении вопроса о процессуальных сроках следует обратить внимание на уголовно-процессуальные нормы, предусматривающие сроки в виде периодов времени, а также нормы, предписывающие немедленное совершение уголовно-процессуальных действий, т.е. нормы, устанавливающие сроки-моменты. При этом рекомендуется проиллюстрировать свой ответ конкретными примерами из УПК. Важно иметь в виду, что процессуальные сроки предусмотрены не только в законе, но и могут устанавливаться решениями процессуальных органов. Познавательный характер и практическое значение имеет ознакомление с существующими в литературе классификациями процессуальных сроков. Кроме того, необходимо усвоить общее правило исчисления процессуальных сроков, порядок их продления и восстановления.

При подготовке ответа на последующие вопросы необходимо изучить: предусмотренные законом виды процессуальных издержек, порядок их взыскания, а также порядок возмещения расходов и выплаты вознаграждения, соответствующим участникам процесса на стадии предварительного расследования (с последними изменениями в УПК РФ).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение процессуального документа.

2. Каковы основные требования закона, предъявляемые к процессуальным документам?

3. Какие документы относятся к числу документов информационно-удостоверительного характера?

4. Какие документы относятся к числу документов властно-распорядительного характера?

5. Что принято понимать под процессуальными сроками?

6. Как различаются сроки по длительности?

7. Назовите отличия срока-периода от срока-момента (приведите примеры).

8. Каковы общие правила исчисления процессуальных сроков?

9. Возможно ли продление процессуальных сроков?

10. Дайте понятие и назовите виды процессуальных издержек.

11. Каков порядок возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам, понятым.

12. На кого по общему правилу возлагаются процессуальные издержки?

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач с целью приобретения навыков правильного применения правовых норм, определяющих правила составления процессуальных документов, исчисления процессуальных сроков и обеспечения взыскания процессуальных издержек.

Задание: решение задач, а также выявление на основе анализа архивных материалов, предложенных преподавателем, нарушений процессуальных сроков, классифицировать процессуальные документы, выявить нарушения, допущенные при их составлении.


 

Тема № 7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе
  Семинар Практическое занятие

 

Методические указания

Эта тема является одной из важнейших тем курса уголовно-процессуального права, так как назначение (задачи) уголовного судопроизводства по реализации уголовного закона не могут быть разрешены без установления фактических обстоятельств дела.

Теория доказательств в уголовном процессе является наиболее сложным разделом курса. Многие категории теории доказательств, такие как доказательства, источники доказательственной информации, предмет и пределы доказывания, содержание процесса доказывания и др., неодинаково определяются различными авторами в уголовно-процессуальной науке.

Глубокое уяснение сложившихся положений теории доказательств необходимо не только для того, чтобы суметь дать правильные ответы на семинаре или экзамене. Эти знания нужны для повседневной практической деятельности каждого юриста, в той или иной степени принимающего участие в уголовно-процессуальной деятельности. Это, в конечном счете, необходимо для обеспечения прав и свобод не только обвиняемого и подозреваемого, но и потерпевшего, гражданского истца и других участников уголовного процесса.

Лишь хорошо разобравшись в вопросах теории доказательств, можно перейти к изучению многих других тем курса, а также научиться принимать законные и обоснованные уголовно-процессуальные решения.

 

Занятие № 1

Основные вопросы:

1. Основные положения теории доказательств в уголовном процессе, ее практическое значение.

2. Установление объективной истины как цель доказывания при производстве по уголовному делу.

3. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе.

4. Относимость и допустимость доказательств.

5. Классификация доказательств и ее практическое значение.

6. Предмет и пределы доказывания.

7. Процесс доказывания и его элементы (этапы).

8. Использование оперативно-розыскной информации в процессе доказывания.

 

 

При ответе на первый вопрос необходимо уяснить определение теории доказательств как части науки уголовного процесса, которая занимается научной разработкой доказательств и доказывания в уголовном процессе на основе общенаучных методов познания. Курсант должен рассмотреть основные закономерности познания окружающего мира, отличия доказывания от других видов познавательной деятельности человека, привести понятие и особенности доказательственного права.

При ответе на второй вопрос семинарского занятия рекомендуется раскрыть содержание и характер истины в уголовном процессе как цели доказывания, показав ее соотношение с философским понятием истины, а также проанализировать различные позиции, имеющиеся в юридической литературе по этому вопросу.

Ответ на третий и четвертый вопросы рекомендуется строить следующим образом: а) дать формулировку понятия доказательств, б) раскрыть элементы, составляющие это понятие, в) показать различные точки зрения ученых-процессуалистов на это понятие.

Далее необходимо охарактеризовать такие свойства доказательств, как относимость и допустимость, обратив внимание на положения ст. 49 Конституции и ст. 14 УПК РФ. Обучающиеся должны уяснить, что свойство допустимости означает полное соответствие требованиям закона процесса получения и фиксации доказательств (надлежащий – указанный в законе субъект доказательства, надлежащий – указанный в законе источник доказательства, строгое соблюдение процессуальной формы).

Рассматривая вопросы классификации доказательств, необходимо:

а) дать понятие классификации доказательств;

б) указать основания для их классификации;

в) раскрыть содержание классификационных групп;

г) подчеркнуть практическое значение классификации доказательств.

При изучении правовых норм, регламентирующих предмет доказывания, курсант обязан дать формулировку понятия предмета доказывания. Затем целесообразно перечислить обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу, указанные в ст. 73 УПК РФ. Для иллюстрации своего ответа и более глубокого понимания данных проблем рекомендуется показать имеющиеся в науке различные позиции о содержании предмета доказывания. При этом необходимо обратить внимание на так называемые детализированные предметы доказывания, к которым законом отнесены нормы УПК, предусматривающие особенности производства по делам несовершеннолетних и производства по применению принудительных мер медицинского характера.

Ответ на вопрос о пределах доказывания рекомендуется начинать с изложения формулировки этого понятия. После чего необходимо остановиться на той совокупности доказательств, которая является необходимой и достаточной для того, чтобы считать доказанным каждое обстоятельство в отдельности и все обстоятельства, входящие в предмет доказывания в целом по конкретному уголовному делу.

Курсанты должны помнить, что должностное лицо, осуществляющее уголовное судопроизводство, осуществляет в познавательной деятельности опосредованным методом, т.е. лично не наблюдает обстоятельства совершенного преступления. Для вынесения какого-либо решения по делу нужны те или иные доказательства, а их добывание представляет собой определенную деятельность следователя (дознавателя). Эта деятельность проходит несколько этапов, и совокупность осуществляемых им действий образует процесс доказывания по уголовному делу.

Ответ на седьмой вопрос целесообразно строить по следующей логической схеме:

а) дать понятие процесса доказывания и перечислить его элементы (этапы);

б) указать способы собирания доказательств;

в) раскрыть методы проверки собранных доказательств;

г) показать критерии оценки каждого доказательства в отдельности и всех собранных доказательств в их совокупности;

д) подчеркнуть практическое знание рассматриваемого вопроса.

При этом особое внимание следует обратить на положения закона, вытекающие из принципа презумпции невиновности, ее значение в доказывании и обязанность доказывания.

В последнем вопросе необходимо раскрыть соотношение доказательств и фактических данных, полученных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Необходимо уяснить положения ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в процессе доказывания.

 

Занятие № 2

Основные вопросы:

1. Источники доказательств в уголовном процессе.

2. Показания свидетеля, потерпевшего и их оценка.

3. Показания подозреваемого и обвиняемого как источники доказательств.

4. Вещественные доказательства: понятия и виды. Оценка вещественных доказательств. Определение судьбы вещественных доказательств (хранение при деле, реституция, конфискация и обращение в доход государства).

5. Понятие и содержание заключения эксперта.

6. Протоколы следственных и судебных действий.

7. Документы как доказательства и их виды. Отличие документов от вещественных доказательств. Акты ревизий и документальных проверок.

 

Раскрывая вопросы источников доказательств, рекомендуется дать их понятие, а затем перейти к изучению отдельных их видов. При построении ответа об отдельных источниках доказательств следует придерживаться следующей логической схемы:

а) дать определение понятия того или иного источника фактических данных (показания обвиняемого, подозреваемого, вещественных доказательств и т.д.) и раскрыть его содержание;

б) показать особенности проверки, оценки источника с учетом факторов его формирования, а также процессуальных гарантий, полноты и достоверности;

в) подчеркнуть практическое значение правильного понимания рассматриваемого вопроса.

УПК устанавливает исчерпывающий перечень источников доказательств, который не может быть расширен следователем или другим лицом.

При рассмотрении второго и третьего вопроса курсантам необходимо уяснить содержание предмета показаний свидетеля и потерпевшего, показаний подозреваемого и обвиняемого, их совпадения, различия и особенности оценки указанных источников доказательств.

Раскрывая следующие вопросы, следует рассмотреть соответствующие положения УПК, дать определение понятия того или иного источника доказательств (вещественные доказательства, заключение эксперта, протоколы следственных и судебных действий, документы), рассмотреть процедуру их закрепления и оценки в соответствии с нормами УПК.

Курсантам рекомендуется тщательно разобраться в понятии дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз, уяснить значение отличия заключения эксперта от исследования специалиста, знать случаи обязательного назначения экспертизы. Необходимо четко усвоить отличие документов – вещественных доказательств от письменных документов – самостоятельного источника фактических данных; особенности процессуальной процедуры появления в деле вещественных доказательств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие теории доказательств в уголовном процессе.

2. Что такое доказательственное право?

3. В чем заключается истина в уголовном процессе?

4. Каковы отличия доказывания от других видов познавательной деятельности?

5. Дайте понятие предмета и пределов доказывания.

6. Перечислите этапы доказывания.

7. Что такое доказательства, и в чем заключается относимость и допустимость доказательств?

8. Дайте классификацию доказательств.

9. Какие обстоятельства входят в предмет показаний свидетеля и потерпевшего?

10. Что является предметом показаний обвиняемого и подозреваемого?

11. В каких случаях производство экспертизы является обязательным?

12. В чем отличие дополнительной экспертизы от повторной?

13. Чем отличается комплексная экспертиза от комиссионной?

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач с целью уточнения, закрепления теоретических знаний о доказательствах и доказывании в уголовном процессе.

Также рекомендуется провести анализ архивных уголовных дел, по указанию преподавателя дать классификацию имеющихся в них доказательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.13 с.)