Вологодский институт права и экономики ФСИН России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вологодский институт права и экономики ФСИН России



Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

История отечественного государства и права

Методические материалы

для специальности 030501 – «Юриспруденция»

(специализация – гражданско-правовая)

 

 

Вологда – 2006


История отечественного государства и права: Методические материалы для специальности 030501 – «Юриспруденция» (специализация – гражданско-правовая). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. – 56 с.

 

Подготовила:

И.В. Спасенкова – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 21 марта 2006 г., протокол № 11

 

Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2006.


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методические материалы предназначены для студентов факультета внебюджетного образования очной формы обучения и соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция»

В ходе изучения дисциплины студенты очного отделения сдают устный зачет в первом семестре. По итогам изучения дисциплины во втором семестре студенты сдают устный экзамен.

 

1. Цели преподавания дисциплины

История отечественного государства и права является фундаментальной учебной дисциплиной, формирующей у студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», базовые знания в трех параллельных сферах:

- общетеоретические представления о путях и формах исторической эволюции государства и его отдельных институтов, о генетической взаимосвязи между процессами видоизменения государственных органов и эволюции права, о закономерностях и особенностях этих процессов в различные исторические эпохи на определенной культурно-географической территории;

- знание конкретного фактологического материала, позволяющего выявить закономерности и особенности генезиса и развития российского государства и права, дающего яркое представление об отличиях и сходных чертах «русского исторического пути» с моделями развития других государств мира;

- общегуманитарные знания, развивающие широкий и самостоятельный взгляд студентов на события прошлого в их взаимосвязи с настоящим, способствующие усвоению представлений о нерасчленимости исторического процесса, о его синтетическом всеобъемлющем характере, позволяющем рассматривать историю государства и права лишь в тесной связи со всеми другими проявлениями социально-исторического процесса: экономикой, культурой, религией и т.п.

 

2. Задачи изучения дисциплины

Изучение истории отечественного государства и права предполагает формирование у студентов определенных знаний и умений.

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- важнейшие процессы и события истории Российского государства с древнейших времен до наших дней в горизонтальной (синхронно-фактологической) и вертикальной (процессуально-временной) проекциях;

- главные памятники российского законодательства прошлых веков в их взаимопреемственности и взаимосвязи с определенными историческими эпохами и событиями;

уметь:

- анализировать процесс эволюции государственно-правовой системы России на различных временных отрезках, прослеживая четкие связи между определенными этапами исторического развития страны, формами существования государственного механизма и особенностями конкретных памятников права;

- юридически и исторически грамотно работать с памятниками русского права, выявляя их общие и особенные черты, сравнивая с другими законодательными актами, проводя самостоятельный анализ историко-юридического содержания памятника;

- проводить научно-исследовательскую работу по проблемам истории российского государства и права (выполнить курсовую работу, подготовить реферат или доклад на студенческой научной конференции).

 

Общие методические рекомендации

В курсе истории отечественного государства и права основными формами обучения являются лекции, семинары, написание курсовой работы.

На лекциях раскрываются все наиболее важные, узловые проблемы истории отечественного государства и права. Преподаватель структурирует учебный материал, представляет основные точки зрения ученых, формулирует выводы и аргументирует их. Рекомендуется вести записи лекций, оставляя широкие поля, на которые впоследствии записываются сведения, выявленные в учебной и научной литературе.

На семинарах происходит углубленное изучение и конкретизация наиболее сложных вопросов «Истории отечественного государства и права». На основе самостоятельного изучения научной литературы (справочные издания, статьи, монографии) студенты готовят сообщения, в которых излагают анализ предложенных вопросов. Именно семинарские занятия дают возможность каждому обучающемуся научиться работать со специальной литературой (выделять главное, конспектировать, сравнивать взгляды исследователей, аргументировано критиковать и т.п.), формировать свое мнение по проблемам изучаемого курса, апробировать их перед однокурсниками.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с его планом, понять взаимосвязь предложенных для обсуждения вопросов. Следует внимательно прочесть методические рекомендации и выявить предложенную литературу. Следует также обратиться к соответствующим записям лекций и разделам учебника, список которых предложен в общем списке литературы. После этого можно приступать к изучению справочной и научно-исследовательской литературы. Главной целью всей этой работы является подготовка выступления на семинаре. Само выступление представляет собой доклад на 10–15 минут, состоящий из трех частей.

В вводной части сначала указывается тема выступления, использованная литература (авторы, полное название работ и изданий), а также его план. Отметим, что студент вправе раскрыть не весь вопрос, указанный в плане семинара, а какой-либо из его важнейших аспектов.

В основной части выступления раскрывается содержание избранной темы. Здесь важна логика изложения, аргументация, выводы. Нужно следить за грамотностью речи, правильным использованием специальных терминов. В выступлении ценится свободное изложение (а не зачитывание), сочетающееся с цитированием принципиальных выводов исследователей и описаний этнографического характера. Выступление по ксерокопиям не допускается.

В заключительной части делаются общие выводы, отмечаются дискуссионные вопросы. После выступления студент должен быть готов ответить на вопросы и замечания преподавателя и студентов.

Студенты, слушающие выступление, закрепляют и расширяют свои знания, делают в своих тетрадях дополнительные записи, задают вопросы, дополняют, вступают в дискуссию. Перед тем, как сделать дополнение или вступить в дискуссию, студент должен указать, о чем он собирается говорить и на какую литературу будет опираться.

При написании курсовой работы важно определить тему исследования в соответствии с общей проблематикой курса. Избранная тема должна быть актуальной как с точки зрения научной значимости, так и социально-правовой востребованности.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

Во введении необходимо указать на научную и практическую значимость выбранной проблемы, представить степень ее изученности, указать на источниковую базу, поставить цели и задачи исследования.

Основная часть работы может быть структурирована самим студентом в соответствии с логикой изложения проблемы. Однако необходимо выдержать и традиционные подходы (деление на главы, параграфы). В тексте основной части работы студент излагает материал самостоятельно, в случае отдельных заимствований или ссылки на исследовательское мнение следует делать сноски на использованные тексты (источников, исследовательской литературы и др.). Обязательным требованием является оформление научно-справочного аппарата (сноски, таблицы, использование научных терминов и пр.).

Отдельные части (параграфы, главы) должны завершаться выводами в соответствии с поставленными задачами.

Заключение является итоговым выводом курсовой работы. Оно должно быть построено в соответствии заданным целям и задачам исследования.

Библиография представляет список источников и литературы по выбранной теме. Число используемых работ определяется самим студентом и может включать в себя общую и специальную литературу различного характера (монографии, статьи). Учебная литература является лишь общим фоном исследования и не учитывается при написании курсовой работы в целом и библиографии в частности. Библиография выполняется в соответствии с современными нормативами оформления.

В отдельных случаях студент может дополнить свою работу приложениями: таблицами, выдержками из документов, схемами, диаграммами. Однако данные составляющие могут быть рассредоточены в основном тексте работы.

Объем работы составляет 30–40 машинописных страниц, что соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам.

Защита курсовой работы представляет собой выступление студента перед аудиторией с изложением актуальности, цели, задач, степени изученности проблемы, а также представление основных выводов по работе и личного исследовательского вклада. В ходе процедуры защиты курсовой работы предполагается открытая дискуссия.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Тема 3. Образование Русского централизованного государства

В период 1905–1917 гг.

1. Российский конституционализм начала ХХ века:

а) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года;

б) положение о выборах в Государственную Думу 11 декабря 1905 г.;

в) Основные государственные законы Российской империи (23 апреля 1906 г.)

2. Государственная Дума в России:

а) I и II Государственные Думы: состав, компетенция, деятельность;

б) избирательный закон 7 июня 1907 года;

в) III и IV Государственные Думы: состав, компетенция, деятельность.

 

Методические рекомендации

В центре первого вопроса находятся важнейшие правовые акты, положившие начало оформлению российского конституционализма. В этой связи студенту предлагается проанализировать основные положения Манифеста 17 октября 1905 года, опираясь на следующие положения: причины принятия Манифеста, отличие Манифеста 17 октября 1917 года от Законопроекта 6 августа 1905 года («Булыгинская Дума»), основное содержание Манифеста. Далее студент должен проанализировать положение о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года: принципы, цензы, порядок и организация выборов. В вопросе об Основных государственных законах Российской империи 23 апреля 1906 года следует уяснить правовое положение Государственной Думы и Государственного совета в системе российской государственности, права и обязанности императора, Совета министров и пр. Важно понять место и значение данного законоположения в общей правовой системе Российской империи.

Во втором вопросе перед студентом стоит задача охарактеризовать партийный и сословный состав и компетенцию I–IV Государственных Дум. В рамках данного вопроса важно уяснить основные законы и законопроекты, рассматриваемые Государственной Думой I–IV созывов. Особое внимание следует сосредоточить на избирательном законе от 7 июня 1907 года, существенно изменившим избирательную систему в России.

Литература:

Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Кризис власти в России. Реформы и революционный процесс. 1905 и 1917 годы // История СССР. 1991. № 2.

Анисимов Н.Н. Охранные отделения и местная власть царской России в начале ХХ века // Советское государство и право. 1991. № 5.

Бабенко П.М. История реформ в России (1894–1917). М., 2000.

Бородин А.П. Реформа Государственного Совета 1906 года // Вопросы истории. 1999. № 4–5.

Васильев Н.И., Гальперин Г.Б., Королев А.И. Первая российская революция и самодержавие. Государственно-правовые проблемы. Л., 1975.

Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г. Реформа и революция. СПб., 1991.

Государственная Дума России в документах и материалах. М., 1958.

Демин В.А. Государственная Дума России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996.

Ерофеев Н.Д., Морозова А.В. Российское самодержавие в начале ХХ века: от абсолютной к думской монархии: Сб. документов. М., 1998.

Ерошкин Н.П. Самодержавие накануне краха. М., 1975.

Ефремова Н.Н. Судоустройство в России XVIII – начала XX в. М., 1996.

Ефремова Н.Н., Немытина М.В. Местное самоуправление и юстиция в России (1864–1917 гг.) // Государство и право. 1994. № 3.

Изменения в государственном строе России в период революции 1905–1907 гг. М., 1984.

Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. № 3, 5, 7; 1994. № 1, 6.

Калинычев Ф.И. Государственная Дума в России: Сборник документов и материалов. М., 1957.

Ковалев Б.Н., Гоголевский А.В. Русский конституционализм в период думской монархии: Сборник документов. М., 2003.

Конституционализм. Исторический путь России к либеральной демократии. Антология. М., 2000.

Кризис самодержавия в России: 1895–1917 гг. Л., 1984.

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8.

Развитие русского права во второй половине XIX – начале XX века. М., 1997.

Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 года // Советское государство и право. 1990. № 11.

Сидельников С.М. Образование и деятельность Первой государственной думы. М., 1962.

Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 1906–1917 гг.: Историко-правовой очерк. М., 1998.

Становление российского парламентаризма начала ХХ века / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 1996.

Черменский Е.Д. I и II Государственные Думы // Актуальные проблемы советской историографии первой русской революции. М., 1978.

Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в Первой русской революции. М., 1970.

Юртаева Е.А. Государственный Совет в России (1906–1917 гг.) // Государство и право. 1996. № 4.

 

 

В 1917 – начале 1920-х годов

1. Декреты о суде 1917–1918 гг.

2. Система народных судов и революционных трибуналов в 1918–1922.

3. Образование и развитие органов ВЧК.

 

Методические рекомендации

При анализе первого вопроса следует показать реформирование единой судебной системы: упразднение всех судебных органов, созданных реформой 1864 года; введение местных коллегиальных судов, избираемых местными советами; создание революционных трибуналов. Анализ следует строить на основе текстов Декрета СНК о суде № 1 (ноябрь 1917 г.), Декрета ВЦИК о суде № 2 (февраль 1918 г.), Декрета СНК о суде № 3 (июль 1918 г.).

Во втором вопросе важно уяснить, что к осени 1918 года судебная система республики была унифицирована (введение народного суда, выборы судей советами, проведение предварительного следствия милицией). Необходимо охарактеризовать принципы нового советского права: коллегиальность, расширение судебного правотворчества, сближение судебной и управленческой деятельности. Важно уяснить, что параллельно с народными судами действовали революционные трибуналы. Следует описать их особые функции и специфику судебного процесса. Необходимо уяснить суть судебной реформы 1922 года, создавшей четыре уровня судов (два вида народных судов, губернский суд и Верховный суд РСФСР), а также сократившей систему революционных трибуналов.

В третьем вопросе следует раскрыть историю создания ВЧК, принципы организации деятельности, ее структуру, превращение ВЧК в аппарат политических репрессий. Рекомендуется также охарактеризовать реорганизацию ВЧК в феврале 1922 года – создание ГПУ при НКВД, в полномочия которого входило раскрытие политических и антигосударственных преступлений.

 

Литература:

Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы. 1918–1921. М., 1990.

Из истории ВЧК. 1917–1921 гг.: Сборник документов. М., 1958.

Из истории советского государства и права / Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М., 1989.

История советского государства и права. Кн. 1–3 / Ред. колл.: А.П. Косицын, В.М. Курицын, Е.А. Скрипилев и др. М., 1966–1985.

Кожевников М.В. История советского суда. 1917–1947. М., 1953.

Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. М., 1995.

Мишунин П.Г. Очерки по истории советского уголовного права: 1917–1918. М., 1997.

Портнов В.П. ВЧК. 1917–1922. М., 1987.

Портнов В.П., Славин М.М. Становление правосудия Советской России (1917–1922 гг.). М., 1990.

40 лет советского права / Под ред. М.Д. Шаргородского. Т. 1–2. Л., 1957.

Титов Ю.П. Первые нормативные акты в советских революционных трибуналах // Советское государство и право. 1990. № 1.

 


Тема 17. Образование и развитие СССР в 1922–1940 гг.

1. Образование СССР:

а) планы образования союзного государства;

б) I Всесоюзный съезд советов;

в) развитие СССР в 1922–1940 гг.

2. Конституция 1924 года:

а) структура и содержание Конституции 1924 года;

б) организация власти и управления.

3. Национально-территориальное устройство СССР.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе должны быть раскрыты правовые и политические аспекты образования союзного государства – СССР. Нужно проанализировать сложившиеся в советском руководстве подходы к образованию суверенными социалистическими республиками (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР) нового государства: план автономизации (Сталин) и план федерации (Ленин). Необходимо охарактеризовать состав и деятельность I Всесоюзного съезда советов (30 декабря 1922 г.), уделив особое внимание Декларации об образовании СССР: причинам и принципам объединения в союзное государство. Далее следует проследить историю дальнейшего развития СССР: национально-государственное размежевание в Средней Азии, образование союзных республик в Закавказье, образование Карело-Финской ССР, включение в состав СССР Молдавии, Эстонии, Латвии и Литвы.

Второй вопрос посвящен анализу Конституции СССР, принятой II Съездом советов СССР. Следует обратиться к истории создания проекта Конституции (работа конституционной комиссии ЦИК СССР), а также к ее источникам. Необходимо уяснить структуру Конституции СССР, уделив главное внимание второму разделу – расширенному тексту Договора об образовании СССР. Важно выделить принципы объединения, законодательно закрепленные в Конституции, а также установление единого союзного гражданства. Отдельного внимания заслуживает вопрос о разграничении компетенции Союза ССР и входящих в него союзных республик. Следует охарактеризовать систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти в СССР и в союзных республиках: Съезд советов СССР, двухпалатный ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР, Совет народных комиссаров, наркоматы, Верховный суд СССР при ЦИК СССР и ОГПУ при СНК СССР.

В рамках третьего вопроса предполагается уяснение иерархии национально-государственных объединений СССР: союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, а также краев и областей.

 

Литература:

Златопольский Д.Л., Чистяков О.И. Образование Союза ССР. М., 1972.

Курицын В.М. Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972.

Образование СССР, 1917-1924 гг.: Сборник документов. М., 1949.

Тадевосян Э.В. Советский Федерализм: теория, история, современность // История СССР. 1991. № 6.

Формирование административно-командной системы (20–30-е гг.) М., 1992.

Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. М., 2004.

Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922–1936. М., 1972.

Якубовская С.И. Строительство союзного советского социалистического государства. 1922–1925 гг. М., 1960.

 

 

В конце 1940-х – 1950-е гг.

 

1. Реформирование системы государственных органов:

а) органы власти и управления;

б) органы госбезопасности;

в) органы прокуратуры.

2. Изменения в различных отраслях права:

а) уголовное право;

б) трудовое право;

в) хозяйственное право.

3. Участие СССР в международных организациях.

 

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса следует рассмотреть реформирование системы государственных органов после Великой Отечественной войны. Так, предметом обсуждения могут стать образование в 1946 Совета министров (вместо Совета народных комиссаров), учреждение комиссий законодательных предположений при палатах Верховного Совета СССР, сокращение числа министерств и создание системы совнархозов и др. Отдельное внимание следует уделить переменам в структуре силовых и репрессивных органов: сокращение сети прокуратур, установление принципа иерархической подчиненности прокуроров Генеральному прокурору, создание КГБ. Полезно также рассмотреть практику послевоенных амнистий. Во всех преобразованиях важно увидеть тенденцию к децентрализации управления обществом и экономикой.

Второй вопрос посвящен рассмотрению изменений в различных отраслях права. Следует обратить внимание на принятие в 1958 году Основ уголовного законодательства СССР, а в 1960 – Уголовного кодекса (новое понятие уголовного преступления, принцип индивидуализации наказания, исключение статей об объявлении «врагом народа», установление возрастного предела для установления уголовной ответственности и др.). Важно уяснить существенные перемены в области трудового права: воссоздание практики заключения коллективных договоров, учреждение положения о разрешении трудовых споров, учреждение фабзавкомов и принятие закона о государственных пенсиях. В сфере правового регулирования хозяйственными отношениями следует обратить внимание на расширение практики хозяйственных договоров. В целом же, во всех указанных переменах важно увидеть отход от практики тоталитарной системы и тенденции к демократизации.

При анализе третьего вопроса следует остановиться на правовых аспектах отношений СССР с различными международными организациями, сформировавшимися во второй половине 1940–1950-х годах: ООН, СЭВ, ОВД и др.


Литература:

Взаимодействие государственных и территориальных органов управления в период 1917–1932, 1957–1965 гг. М., 1988.

Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР // Историко-правовые исследования: 1917–1956. М., 1989.

Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957–1987 гг.). М., 1990.

История советского государства и права. Кн. 1–3 / Ред. колл.: А.П. Косицын, В.М. Курицын, Е.А. Скрипилев и др. М., 1966–1985.

Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России: Учеб.-метод. пособ. / Под общ. ред. С.А. Проскурина. М., 2004.

Новицкий И.Б. История советского гражданского права. М., 1957.

Новицкий И.Б. Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968.

Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993.

Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. М.,2001.

Становление основ общесоюзного законодательства / Под ред. М.Г. Кириченко, И.С. Самощенко. М., 1972.

 

 

Тема 24. Распад СССР

1. Причины и предпосылки распада СССР. «Парад суверенитетов».

2. Разработка нового союзного договора.

3. Путч 19 августа 1991 года. ГКЧП.

4. Беловежские соглашения. Создание СНГ.


Методические рекомендации

В центре первого вопроса находится анализ центробежных тенденций, существенно усилившихся в СССР в конце 1980-х годов. Следует показать, как ряд союзных республик (главным образом – Прибалтики и Закавказья) аргументировали и практически пытались выйти из состава СССР, к каким конфликтам это приводило.

Второй вопрос связан с анализом деятельности М.С. Горбачева и его единомышленников по созданию нового союзного договора. В центре внимания должен быть «Ново-Огаревский процесс», в ходе которого возникла формула «9 + 1». Необходимо также остановиться на проведении референдума, призванного выяснить отношение граждан СССР к сохранению реформированного союзного государства.

Третий вопрос посвящен анализу событий 19–22 августа 1993 года, когда была предпринята попытка государственного переворота, направленного на ликвидацию перестроечных процессов и сохранение СССР в прежнем виде. Следует также остановиться на ближайших последствиях действий ГКЧП – приостановление деятельности КПСС, провозглашение суверенитета большинством союзных республик и др.

В четвертом вопросе предполагается анализ соглашений, принятых руководителями России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР. Одновременно следует охарактеризовать статус СНГ как нового межгосударственного соглашения на территории бывшего СССР.

 

Литература:

Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. № 5.

Брумберг А. Советология и распад Советского Союза // Куда идет Россия: Альтернативы общественного развития. М., 1995.

Дерлугьян Г. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение // ПОЛИС: Политические исследования. 2000. № 3.

Клоцвог Ф.Н. К дискуссии природе социально-экономической системы СССР и причинах ее разрушения // Отечественная история. 2005. № 3.

Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. 2003. № 5.

Осадчий И. Беловежский сговор-трагедия народа, трагедия страны // Диалог. 1996. № 5.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Обычное право восточных славян.

2. Русско-византийские отношения в VIII–XI вв.

3. Государство и право Золотой Орды.

4. Судебный процесс в Русской правде.

5. Социальная структура древнерусского общества по Русской правде.

6. Княжеские уставы как ранние правовые кодексы Древней Руси.

7. Новгородская и Псковская ссудные грамоты как памятники права эпохи феодальной раздробленности.

8. Развитие уголовного права в русском средневековом законодательстве (XV–XVII вв.).

9. Развитие гражданского права в русском средневековом законодательстве (XV–XVII вв.).

10. Развитие семейного права в русском средневековом законодательстве (XV–XVII вв.).

11. Развитие судебного процесса в русском средневековом законодательстве (XV–XVII вв.).

12. Государственно-церковные отношения в Московском государстве в XV–XVII вв.

13. Становление крепостного права в России XV–XVII вв.

14. Законодательно-правовые основы сословно-представительной монархии.

15. Становление абсолютизма в России второй половины XVII – первой четверти XVIII вв.

16. Идея «законной монархии» в законодательстве XVIII века.

17. Абсолютизм и церковь в XVIII веке.

18. Идеология и практика «просвещенного абсолютизма» в России XVIII века.

19. Судебная система России второй половины XVIII века

20. Кодификация российского права в 1820–30-е гг.

21. Российская прокуратура XVIII–XIX вв.

22. Становление российской адвокатуры во второй половине XIX в.

23. Пенитенциарная система в России XIX века.

24. Земское самоуправление в России 1864–1917 гг.

25. Российский парламентаризм 1905–1917 гг.

26. Учредительное собрание 1917–1918 гг. как попытка демократического обустройства России.

27. Реформы Временного правительства 1917 года.

28. Кодификация советского права в 1920-е годы.

29. Сравнительный анализ первых советских Конституций (1918, 1924, 1936 гг.).

30. Развитие советского избирательного права 1917–1990-е гг.

31. Развитие системы советских правоохранительных и репрессивных органов в 1917–1950-е гг.

32. Кодификация права в СССР 1950–1970-х гг.

33. СССР в системе международных организаций в 1940–1980-е гг.

34. Проблема прав человека в СССР в 1950–1980-е гг.

35. Становление и развитие системы Советов в 1917 – начале 1990-х годов.

36. Развитие института президентства в СССР и РФ.

37. Становление и развитие многопартийности в СССР и РФ в 1990-е годы.

38. Территориально-административное устройство России в 1990–2000-е гг.

39. Российский конституционализм в 1990–2000-е гг.

40. Становление и развитие СНГ в 1990–2000-е гг.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. История государства и права России как наука и учебная дисциплина. Предмет и методология истории государства и права России.

2. Родоплеменной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве.

3. Общественно-политический строй и сословная структура Древнерусского государства.

4. Русская Правда: источники, состав, сравнительный анализ отдельных частей и редакций памятника.

5. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Удельная государственно-политическая система. Русское право периода раздробленности.

6. Общественно-политический строй феодальных республик средневековой Руси.

7. Памятники средневекового права Новгорода и Пскова.

8. Государственно-политическое устройство и право Монгольской кочевой империи. Влияние Золотой Орды на формирование российских государственно-правовых институтов.

9. Великое княжество Литовское и русское: формирование политических институтов двунационального государства.

10. Московское государство на рубеже XV–XVI веков. Оформление приказной системы. Сословная структура русского общества.

11. Судебник Ивана III 1497 г.

12. Реформы начала царствования Ивана IV. Правительство Избранной Рады и его деятельность.

13. Царский судебник Ивана IV.

14. Стоглавый Собор и его итоговые документы. Роль Стоглава в формировании русского церковного права.

15. Государство и право в 1530–80-е гг.

16. Смута в Московском царстве на рубеже XVI–XVII веков: изменения государственно-политического устройства.

17. Земские Соборы Московской Руси. Проблема сословно-представительной монархии в русской истории XVI–XVII вв.

18. Российское государство при первых Романовых. Шаги к абсолютной монархии.

19. Соборное уложение 1649 г.

20. Сословная политика и сословное законодательство Петра I.


21. Петровские реформы системы государственного управления. Абсолютизм Петра Великого.

22. Судебная система России эпохи Петра Великого. Особенности петровского законотворчества.

23. Государственно-правовые изменения в России эпохи дворцовых переворотов.

24. Государственная политика и законодательная деятельность Елизаветы Петровны.

25. Деятельность екатерининской Уложенной комиссии. Законодательство о положении сословий в Российской империи периода правления Екатерины II.

26. Реформы судебной системы и полиции при Екатерине Великой.

27. Реформы государственного аппарата и местного самоуправления в царствование Екатерины Великой.

28. Российская империя в царствование Павла I: основные государственно-бюрократические нововведения и законодательство конца XVIII – начала XIX вв.

29. Государственно-правовые реформы Александра I. Проблема конституционализма в политике правительства Российской Империи начала XIX в.

30. Конституционные проекты декабристов.

31.Преобразования структуры государственного аппарата в 1825–1855 гг.

32. Свод законов Российской Империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

33. Земская и городская реформы 60–70-х годов XIX в. Создание новой системы местного самоуправления.

34. Судебная и полицейская реформы Александра II.

35. Государственные реформы периода правления Александра III.

36. Реформирование государственного строя империи в ходе революции 1905–1907 гг. Формирование российских политических партий и союзов.

37. Основные черты и особенности дуалистической думской монархии эпохи I и II Государственных Дум. Деятельность правительства П.А Столыпина.

38. Государственно-политический режим Третьеиюньской монархии. Деятельность III и IV Государственных Дум.

39. Февральская революция 1917 г. Возникновение и развитие государственно-правовых институтов буржуазно-демократической республики.

40. Октябрьский переворот 1917 г. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти.

41. Учредительное собрание в России 1917–1918 гг.

42. Конституция РСФСР 1918 г.

43. Образование Союза ССР. Разработка и принятие конституции СССР 1924 г.

44. Конституция СССР 1936 г.

45. Кодификация советского права: уголовный, гражданский, семейный кодексы.

46. Советское репрессивное законодательство 1920–1950-х гг.

47.Органы власти и управления в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

48. Формирование и деятельность системы репрессивных органов СССР 1920–50-х гг.

49. Либерализация советского законодательства и демократизация политического режима в 1950–60-х гг.

50. Конституция СССР 1977 г.

51. Реформирование системы государственной власти и законодательства 1985–1991 гг.

52. Распад СССР.

53. Формирование российской государственности в 1991–2000 гг.

54. Конституция РФ 1993 г.

 


Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.522 с.)