Тема № 5 : «отравляющие и аварийно - опасные химические вещества удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 5 : «отравляющие и аварийно - опасные химические вещества удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для проведения практических занятий по токсикологии и медицинской защите от радиационных и химических

Тема № 5: «Отравляющие и аварийно - опасные химические вещества удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение»

Для студентов IV курса лечебного, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического и педиатрического факультетов.

 

Время: 5 часов.

Обсуждена на заседании кафедры

военной и экстремальной медицины

«____» __________ 2006 г.

Протокол № ______

 

 

Г. Самара-2006год


I.УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить патологию, клинику и лечение пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия.

2. Уметь диагносцировать пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия и оказывать медицинскую помощь пораженным в очагах и на ЭМЭ.

3. Воспитать у студентов ответственность за обоснованность принимаемых решений по медицинской сортировке и выбору объема медицинской помощи пораженным ОВ и АОХВ удушающего действия.

 

11. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

1. Вступительная часть 5 минут

2. Учебные вопросы:

1). Механизм действия и патогенез интоксикации 25 минут

2). Клиника поражения ОВ фосгеном (просмотр видефильма).

Особенности кли­ники поражения АОХВ хлором, аммиаком. 45 минут

3). Направления патогенетической терапии 40 минут

4). Содержание и организация медицинской 105 минут

помощи пораженным в очаге и на ЭМЭ.

3. Заключение 5 минут

Итого: 180 минут

 

 

I11. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

.

А. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

 

1. Плакаты:

- схема патогенеза токсического отека легких (3.5.1.)

2. Стенды тематического класса:

- схема развертывания этапа первой врачебной помощи (МПП, МР);

- схема развертывания этапа оказания квалифицированной помощи (ОМедБ).

3. Программированный контроль I и II уровней.

4. Ситуационные задачи.

5. Истории болезни, ПМК.

 

Б.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Видеофильм: «Действие ОВ (АОХВ) удушающего действия на лабораторное животное. Клиника, диагностика, объем медицинской помощи».

2. Телевизор

3. Видеокассеты.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Занятию предшествует самоподготовка. Самоподготовка сту­дентов орга-низуется старостой группы под руководством пре­подавателя. Преподаватель обеспечивает студентов учебно-мето­дическим материалом на самоподготовку. Он дает установочные положения по изучению данной темы (порядок работы с «Методи­ческими указаниями по подготовке к занятиям на дисциплине ТМЗ», порядок проведения будущего занятия, основные вопросы данной темы, некоторый справочный материал данной темы и др.).

Занятие начинается с доклада дежурного по группе, про­верки присут-ствующих, контроля внешнего вида студентов, выпол­нения ими университетских требований.

После проведения проверки подготовленности студентов к занятию безмашинным программированным контролем со студентами проводится практическое занятие по отработке 1-3 учебно-целевых вопросов.

Усвоение материала 1-3 вопросов темы проверяется написа­нием студентами программированного контроля II уровня, который проводится за 10 минут до окончания второго часа заня­тия.

В начале третьего часа преподаватель проверяет програм­мированный контроль II уровня, а студенты получают задание по отработке 4 вопроса темы.

После проверки программированного контроля II уровня со студентами отрабатывается 4-й вопрос темы.

Отработка 4-го во­проса темы заключается в решении ситуационных задач, имитиру­ющих поступление пораженных ОВ (АОХВ) фосгеном на этапы ПВП (МПП, МР) и КМП (ОМедБ). По ответам студентов при решении ситуационных задач выставляется итого­вая оценка за данную тему.

В заключительной части занятия преподаватель подводит итоги:

- студентам, успешно справившимся с программированным контро­лем I и II уровней, решившим ситуационные задачи, выполнившим все задания на занятии, тема засчи­тывается, как отработанная и выставляется, дифференцированно, оценка в зависимости от степени участия и рациональности ре­шения ситуационных задач;

- студентам, не выполнившим программированный контроль I и (или) II уровня, не решившим ситуационные задачи, тема засчитывается отработанной только после получения положительного результата проверки теоретических знаний в объеме программированного контроля I и (или) II уровня, решения ситуационных задач во внеурочное время.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

 

Преподаватель показывает роль, место и значение ОВ (АОХВ) удуша­ющего действия в арсенале химического оружия армий вероятного противника. Раскрывает роль и место данной темы в программе токсикологии, обосновывает ее практическое значе­ние для будущих врачей. Далее препо­даватель отмечает некоторые особенности данной группы ОВ. Во-первых, эти ОВ относятся к нетабельным. Во-вторых, в мирное время на химических предприятиях многие представи­тели этой группы ОВ (АОХВ) являются промежуточными продуктами химичес­кого технологического процесса, а при авариях на таких предприятиях будут отрав­ления (поражения), соответствующие клинике поражения боевыми ОВ удушающего действия. Примером этого являются аварии в индийском городе Бхопал, на железнодорожном транспорте при транспортировке продуктов химического производства.

Тем самым четко прослеживается связь военной токсикологии и кли­нической токсикологии мирного времени и объясняется необходи­мость знания материала данной темы для врачей и в мирное время.

Преподаватель должен нацелить студентов на успешное усвое­ние учебной программы с тем, чтобы в случае необходимости МЗ РФ получили хорошо подготовленные кадры медицинской службы, способ­ные решать задачи по организации и оказанию медицинской помощи пораженным ОВ (АОХВ) удушающего действия в очагах и на эта­пах медицинской эвакуации.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ

 

Проверка подготовленности студентов к занятию осуществля­ется решением программированного контроля 1 уровня (Приложение № 1).

Предварительно преподаватель отвечает на неясные вопросы, которые возникли у студентов при подготовке к занятию.

Затем раздает вопросы программированного контроля 1 уровня. На решение отводится 6 минут, после чего студенты сдают карточ­ки контроля преподавателю и получают задание № 1 (Приложение № 2). Время на выполнение задания - 10 минут. В это время преподава­тель проверяет результаты программированного контроля. Критери­ями подготовленности студентов к занятию является коэффициент усвоения К > 0,7.

 

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ПЕРВОГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА: «МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ИНТОКСИКАЦИИ ОВ И АОХВ УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ».

 

При отработке вопроса ставится учебно-целевая задача: студенты должны знать механизм действия и патогенез разви­тия токсического отека легких и использовать эти знания в диагностике и обоснованном лечении пораженных.

Данный вопрос отрабатывается семинарским методом с последователь-ным разбором следующих подвопросов:

1. Точки приложения действия ОВ и АОХВ удушающего действия.

2. Патогенез токсического отека легких.

3. Патогенез гипоксий при поражении ОВ и АХОВ удушающего действия.

При подведении итогов по данному вопросу преподаватель, используя плакат 3.5.1, показывает последовательность раз­вития патогенетических механизмов интоксикации, значимость знания этих механизмов в организации медицинской помощи по­раженным ОВ и АОХВ удушающего действия.

В результате изучения этого вопроса студенты должны знать 4 основных звена патогенетической цепи при токсическом отеке легких (Приложение № 3).

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА: «КЛИНИКА ПОРАЖЕНИЯ ОВ ФОСГЕНОМ. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ ПОРАЖЕНИЯ АОХВ ХЛОРОМ, АММИАКОМ».

При отработке данного вопроса учебно-целевой задачей ставится:

- научить студентов, на основе знания стадий развития тяже­лого поражения, устанавливать степень тяжести поражения фосгеном.

Отработка данного вопроса начинается с самостоятельной работы студентов с историями болезни и подготовке ответов по заданию № 2 (Приложение № 4).Через 10 минут преподаватель заслушивает 1-2 студента. При заслушивании ответов преподаватель добивается четкого изложения студентами ведущих симптомов поражения, особое внимание обращая на скрытую стадию, на выделение синей и серой гипоксий отека легких. И на основе этих симптомов будет определяться степень тяжести поражения. Отдельным вопросом разбираются наиболее грозные ос­ложнения (пневмония, тромбозы, острая сердечно-сосудистая не­достаточность), приводящие к гибели пораженных после купирова­ния отека легких.

В заключении изучения второго вопроса производится показ видеофильма затравки мелких лабораторных животных дифосгеном и окислами азота. В ходе видеофильма студенты наблюдают за клинической картиной развития токсического отека легких (Приложение № 17).

В результате отработки данного вопроса студенты должны уметь поставить развернутый клинический диагноз по форме: "Поражение ОВ удушающего действия, степень, стадия (период)".

 

V. ЛИТЕРАТУРА

- Куценко С.А. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, СПб, 2004.

- Указания по военной токсикологии,М., Воениздат, 2000.

- Каракчиев Н.И. Токсикология ОВ и защита от ядерного и хими­ческого оружия. Ташкент. 1988.

- Военно-полевая терапия. СПб, 2004.

- Бадюгин И.С. Токсикология синтетических ядов. Казань, 1992.

- Лекция по т. № 5, СамГМУ, 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

№ 1. Программированный контроль № 1
№ 2. Задание № 1
№ 3. Звенья патогенеза при токсическом отеке легких
№ 4. Задание № 2
№ 5. Симптомы, характерные для стадии мнимого благополучия
№ 6. Задание № 3
№ 7. Направления патогенетического лечения
№ 8. Особенности организации этапного лечения
№ 9. Программированный контроль № 2
№ 10. Ситуационные талоны с эталонами ответов
№ 11. Задание № 4
№ 12. Задание № 5
№ 13. Программированный контроль № 1 усложненный
№ 14. Задание для самостоятельной работы № 1
№ 15. Задание для самостоятельной работы № 2

№ 16. Мероприятия медицинской помощи при пораженииях ОВ и АОХВ на эатпах медицинской эвакуации.

№ 17. Видеофильм: «Поражение лабораторных животных ОВ (АОХВ) удушающего действия: дифосгеном,окислами азота».

 

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

«____» ____________ 2006 г. АРНОЛЬДОВ В.Н.


VI. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ I уровня (Кусв.> 0,7)

1 вариант

1. Физико-химические свойства фосгена.

2. Механизм действия аммиака.

3. Принципы патогенетической терапии при поражении фосгеном.

4. Мероприятия первой медицинской помощи при поражении фосгеном.

5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном на этапе КМП.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

2 вариант

1. Физико-химические свойства фосгена.

2. Основные звенья патогенеза отека легких при поражении фосгеном.

3. Принципы патогенетической терапии при поражении фосгеном.

4. Особенности поражения хлорпикрином.

5. Группы, выделенные при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП исходя из эвакуационных признаков.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

3 вариант

1. Физико-химические свойства фосгена.

2. Основные звенья патогенеза отека легких при поражении фосге­ном.

3. Стадии тяжелого поражения фосгеном.

4. Особенности поражения хлором.

5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

4 вариант

1. Физико-химические свойства фосгена.

2. Механизм действия аммиака.

3. Принципы патогенетической терапии при поражении фосгеном.

4. Мероприятия первой медицинской помощи при поражении фосгеном.

5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном на этапе КМП.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

5 вариант

1. Физико-химические свойства фосгена.

2. Основные звенья патогенеза отека легких при поражении фосге­ном.

3. Принципы патогенетической терапии при поражении фосгеном.

4. Мероприятия первой врачебной помощи при поражении ОВ и АОХВ удушающего действия.

5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Задание № 1

Используя схему патогенеза поражения ОВ и АОХВ удушаю­щего действия (фосгеном) по уровням изменения гомеостаза определить:

1.Точки приложения действия фосгена.

2.Патогенез токсического отека легких.

З. Патогенез гипоксии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЗВЕНЬЯ ПАТОГЕНЕЗА ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ОТЕКЕ ЛЕГКИХ:

1. Нарушение основных нервных процессов в нейровегетативной дуге: легочные ветви вагуса, мозговой ствол, симпатические ветки легких.

2. Набухание и воспаление межальвеолярных перегородок вслед­ствии нарушения обмена веществ.

3. Повышение сосудистой проницаемости в легких и застой крови в малом кругу кровообращения.

4. Кислородное голодание по синему и серому типу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Задание № 2

По представленной истории болезни:

1. Найти патогномоничные симптомы, определяющие степень тяжести поражения и период заболевания.

2. Поставить клинический диагноз.

3. Обосновать клинический диагноз.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

СИМПТОМЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ СТАДИИ МНИМОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (СКРЫТОГО ПЕРИОДА):

1. Изменение соотношения между числом дыхательных движений и частотой пульса в сторону уменьшения (1: 4 до 1:3).

2. Уменьшение пульсового давления (до 100-95 мм рт ст).

3. Низкое стояние диафрагмы.

4. Уменьшение абсолютной тупости сердца.

5. Снижение цифр гемоглобина и числа эритроцитов.

6. Отвращение к табаку у курильщиков.

7. Наличие характерного запаха фосгена (прелого сена) от волос и обмундиро­вания.

 

СИМПТОМЫ ТОКСИЧЕСКОГО ОТЕКА ЛЕГКИХ:

 

1. Повышение температуры тела до 39° С. 7. Олигурия вплоть до анурии.

2. Выраженная одышка. 8. Сгущение крови.

3. Кашель с пенистой мокротой. 9. Гиперкапния, гипокапния.

4. Цианоз, пепельно-серый цвет кожи.

5. Частый, мягкий пульс.

6. Прогрессирующее снижение АД.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Задание № 3

По представленной истории болезни и поставленному клиническому диагнозу:

1.Определить последовательность проводимой патогенетической терапии пораженным ОВ (АОХВ) УДД.

2. Изложить объем медицинской помощи в очаге поражения и на каждом этапе медицинской эвакуации по конкретной истории болезни.

3. Обосновать необходимый объем помощи.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

НАПРАВЛЕНИЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ:

1. Ликвидация кислородного голодания путем нормализации кровообра-щения и дыхания.

2. Разгрузка малого круга и уменьшение повышенной проницаемости сосудов.

3. Устранение воспалительных изменений в легких и метаболичес­ких нарушений.

4.Нормализация основных нервных процессов в нейровегетативных рефлекторных дугах: легкие-ЦНС-легкие.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПНОГО ЛЕЧЕНИЯ:

 

Организация этапного лечения пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия долж­на исходить из следующих положений:

- всякий пораженный ОВ и АОХВ удушающего действия вне зависимости от состояния должен рассматриваться как носилочный больной;

- на всех этапах эвакуации и в пути должно быть обеспечено согревание больного (укутывание, грелки, теплое питье);

- эвакуацию пострадавшего в стационарное лечебное учреждение желательно осуществлять до истечения суток после поражения, когда пораженный может оказаться уже нетранспортабельным;

- в связи с этим необходимо предусмотреть возможность прибли­жения госпиталей к очагу химического нападения;

- пораженные в состоянии выраженного отека легких, с резкими нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы являются нетранспортабельными;

- все лица, подозреваемые в поражении ОВ и АОХВ удушающего действия должны подвергаться обсервации (карантину) на одни - двое суток, несмотря на удовлетворительное состояние, после чего, при отсутствии явлений интоксикации за этот период, могут считать­ся здоровыми людьми и возвращаться в свои подразделения;

- все хирургические и прочие вмешательства (полная санитарная обработка, кровопускание и т.д.) у пораженных ОВ удушающего действия должны производиться или в скрытый период интоксикации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Вариант I

Кусв. > 0,7 при выполнении 19 СОТ (28)

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ 0В (АОХВ) УДУШАЩЕГО ДЕЙСТВИЯ: (7)

1. Удаление жидкости и пены из носоглотки.
2. Применение кислорода с пеногасителями (спирт).

3. Кровопускание 250-300 мл (до развития отека легких).

4. Мезатон 1%- 1,0 мл в/м.
5. Кордиамин 1-2 мл в/м.

6. Хлорид кальция 10%-10,0 в/в (или глюконат кальция).
7. Антибиотики (пенициллин 3 млн ЕД в/м).

 

Вариант II

Кусв. > 0,7 при выполнении 19 СОТ (28)

 

Вариант III

Кусв.> 0,7 при выполнении 19 СОТ (28)

 

Вариант IV

Кусв. >0,7 при выполнении 19 СОТ (28)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(с эталонами ответов)

СОРТИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

Жалоб не предъявляет. Кожные покровы обычной окраски. Дыхание ритмичное, 16 в 1 минуту. Пульс 70 ударов в 1 минуту, АД 120/80 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.

РЕШЕНИЕ:

Как ошибочно поступившицй - подлежит возвращению в свое подразделение

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

Задание № 4

На сортировочный пост этапа оказания первой врачебной помощи (МПП, МР), развернутый для приема пораженных из очага поражения ОВ типа "фосген" прибыла машина с пораженными. Пораженные находятся в противогазах.

ЗАДАНИЕ:

1. В роли санинструктора-дозиметриста провести сортировку пораженных.

2. В роли врача на сортировочной площадке провести жизненно необходимые мероприятия пораженным и сортировку по функциональным подразделениям этапа ПВП.

З. В роли врача функционального подразделения принять пораженных, оказать необходимую медицинскую помощь, провести сортировку, исходя из эвакуационных признаков.

4. В роли фельдшера в эвакуационной продолжить назначения врача, оказать объем доврачебной помощи и провести эвако-транспортную сортировку пораженных.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12.

Задание № 5

На сортировочный пост этапа квалифицированной помощи (ОМедБ, ОМО), развернутый для приема пораженных из очага поражения оказания ОВ типа "фосген" прибыла машина с пораженными из этапа первой врачебной помощи (МПП, МР).

ЗАДАНИЕ:

1. В роли санинструктора-дозиметриста провести сортировку пораженных.

2. В роли врача на сортировочной площадке провести необходимые мероприятия пораженным и сортировку по функциональным подразделениям этапа КМП (ОМедБ, ОМО).

3. В роли врача функционального подразделения этапа КМП принять пораженного, оказать квалифицированную помощь, провести эвако-транспортную сортировку.

4. В роли фельдшера в звакуационной продолжить назначения врача, оказать доврачебную помощь и провести эвако-транспортную сортировку пораженных.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ 1 УСЛОЖНЕННЫЙ

I ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства фосгена.
2. Механизм действия фосгена.
3. Стадии тяжелого поражения фосгеном.
4. Мероприятия первой врачебной помощи при поражении ОВ и АОХВ удушающего действия.

5. Группы, выделенные при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП (МПП)

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

II ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства фосгена. 2. Механизм местных повреждающих действий при поражении фосгеном.

3.Осложнения тяжелого поражения фосгеном.

4. Группы, выделенные при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП (МПП)

5.Мероприятия первой врачебной помощи при поражении фосгеном.
6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

III ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства фосгена.
2. Нервно-рефлекторный механизм действия фосгена.

3. Отдаленные последствия поражения ОВ и АОХВ удушающего действия.

4. Мероприятия квалифицированной медицинской помощи при поражении фосгеном.

5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия на этапе ПВП (МПП), исходя из эвакуационных признаком

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

IV ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства фосгена.

2. Механизм действия фосгена.
3. Отдаленные последствия поражения фосгеном.
4. Мероприятия квалифицированной медицинской помощи при поражении фосгеном.

5. Группы, выделенные при сортировке пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия на этапе КМП (ОМедБ).
6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

 

V ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства фосгена.
2. Нервно-рефлекторный механизм действия фосгена.
3. Стадии тяжелого поражения фосгеном.
4. Мероприятия квалифицированной медицинской помощи при поражениях фосгеном.
5. Группы, выделяемые при сортировке пораженных ОВ и АОХВ на этапе ПВП.

6. Медико-тактическая характеристика очага поражения фосгеном.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1.

В рабочих тетрадях составить конспект по указанным вопросам.
Время - 50 минут.

 

Литература:

- Куценко С.А. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, СПб,2004.
- Каракчиев Н.И. Токсикология ОВ и защита от ядерного и химического оружия, 1988.

-Бадюгин И.С. Токсикология синтетических ядов,1992.

- Военно-полевая терапия, 2004.

- Указания по военной токсикологии, 2000.

-Лекция № 5, СамГМУ, 2006 г.

ВОПРОСЫ

1. Химическая формула фосгена.

2 Температура кипения фосгена.

3 Стойкость на местности фосгена.

4 Летучесть фосгена.

5 Плотность паров фосгена по воздуху.

6 Растворимость фосгена в воде.

7 Растворимость фосгена в органических растворителях.

8 Растворимость фосгена в жирах, липидах.

9 Способность фосгена к гидролизу.

10 Дегазация фосгена.
11. СL100 тип фосгена.

12 СL50 фосгена.

13 IС50 фосгена.

14 Механизм действия фосгена.

15 Механизм местных повреждающих действий при поражении фосгеном

16 Нервно-рефлекторный механизм действия фосгена.

17 Стадии тяжелого поражения фосгеном.

18 Осложнения тяжелого поражения фосгеном.

19 Отдаленные последствия поражения фосгеном.

20 Мероприятия первой врачебной помощи при поражении фосгеном.
21. Мероприятия квалифицированной медицинской помощи при поражении фосгеном.
22. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном на этапе ПВП.

23. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном этапе КМП (ОМедБ)

24. Группы, выделяемые при сортировке пораженных фосгеном исходя из эвакуационных признаков на этапе ПВП (МПП).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

На отдельных листках составить конспект по указанным вопросам. Конспект сдается для проверки и оценки.
Время- 90 минут.

Литература:

- Куценко С.А. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, СПб, 2004.
- Бадюгин И.С. Токсикология синтетических ядов,1992.

- Военно-полевая терапия,2004.

- Указания по военной токсикологии.

- Лекция № 5, СамГМУ, 2006 г.

1. Патологические изменения на молекулярном уровне при поражении фосгеном.
2. Патологические изменения на клеточном уровне при поражении фосгеном.
3. Патологические изменения на органно-системном уровне при поражении фосгеном.

4. Клиника поражения фосгеном легкой степени.
5. Стадии тяжелого поражения фосгеном.
6. Клиника поражения фосгеном средней степени.
7.Сроки возникновения и длительность стадий при поражении фосгеном.
8.Факторы, влияющие на сроки возникновения и длительность стадий при поражении фосгеном.
9.Прогностическое значение длительности стадий при поражении фосгеном.

10.Факторы, способствующие возникновению отека легких при поражении фосгеном.

11 Признаки синей гипоксии при токсическом отеке легких.

12 Признаки серой гипоксии при токсическом отеке легких.

13 Возможные осложнения тяжелого поражения фосгеном.

14 Отдаленные последствия тяжелого поражения фосгеном.

15 Принципы патогенетической терапии пораженных фосгеном.

16 Направления патогенетической терапии пораженных фосгеном.

17 Последовательность лечебных мероприятий пораженных фосгеном.

18 Лечебные мероприятия при поражении фосгеном, направленные на ликвида-цию кислородного голодания.
19.Лечебные мероприятия при поражении фосгеном, направленные на разгрузку малого круга кровообращения.

20. Лечебные мероприятия при поражении фосгеном, направленные на уменьшение сосудистой проницаемости.

21. Лечебные мероприятия при поражениях фосгеном, направленные на борьбу с нарушениями водно-минерального обмена и ацидоза.

22.Лечебные мероприятия при поражении фосгеном, направленные на борьбу с воспалительными явлениями в легких.

23. Лечебные мероприятия при поражениях фосгеном, направленные на норма-лизацию основных процессов в нервной системе.
24. Симптоматическая терапия пораженных фосгеном.
25. Особенности клиники поражений хлорпикрином.

26. Особенности поражения хлором.

27. Особенности поражения аммиаком.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

ОБЪЁМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ОВ (АОХВ) УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ:

 

Первая медицинская помощь (самопомощь и взаимопомощь) включает:

 

1. Надевание противогаза;

2. Быстрейший выход (вынос) из зараженной зоны;

3. Укрытие от холода,согревание;

4. Искусственное вентиляция легких при рефлекторном апноэ.

5. Промывание глаз водой из фляги.

6. Под шлем-маску противогаза фициллин (противодымная смесь).

 

 

ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

 

Доврачебная помощь дополняет мероприятия первой медицинской помо-щи и включает:

1. Кислородная терапия;

2. Применение сердечно-сосудистых средств по показаниям - кордиамин 2,0 мл в/м.

3. Согревание.

4. При выраженных рефлекторных реакциях – камфора 20% 2,0 мл,п/к.

ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

 

Первая врачебная помощь направлена на:

1. Устранение тяжелых проявлений интоксикации (асфиксия, отек легких, острая дыхательная недостаточность, коллапс);

2. Купирование других симптомов;

3. Подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации.

 

НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ:

1.- освобождение полости рта и носоглотки от жидкости и пены;
2.- оксигенотерапия с пеногасителями (спирт);
3.- кровопускание (250-300 мл) до развития ТОЛ (противопоказано при "сером" типе гипоксии);
4.- введение антибиотиков - пенициллин 3 млн ЕД в/м.

5.- введение хлорида или глюконата кальция -10%- 10,0 в/в.

6.- сердечно-сосудистые средства – мезатон 1%-1,0 мл в/м.

7.- аналептики – кордиамин 2,0 мл, в/м.

 

КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ:

 

Квалифицированная медицинская помощь направлена на:
- устранение тяжелых, угрожающих жизни проявлений поражения (отек легких, коллапс);
- борьбу с вероятными осложнениями;

-создание благоприятных условий для дальнейшего транспортирования и последующего лечения.

 

МЕРОПРИЯТИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ:

 

1.- ингаляции кислорода с пеногасителями (спирт, антифомсилан);
2.- мочегонные – лазикс 1% - 2,0, 300-400 мл 15% раствора маннита в/в;

3.- кровопускание 250-300 мл (противопоказано при «сером» типе гипоксии и выраженном отеке легких) или введение и ганглиоблокаторов 0,5-2 мл 5% раствора пентамина в/в (противопоказаны при «сером» типе гипксии);
4.- сердечные гликозиды (по 0,5-1 мл 0,05% раствора строфантина в/в 2 раза в сутки) вместе с глюкозой и аскорбиновой кислотой.

5.- применение стероидных гормонов- 200-125 мг эмульсии гидрокортизона в/в;

6.- осмодиуретики – 30% мочевина на 10% глюкозе.

7.- применение антибиотиков.

8.- сульфаниламидные препараты;
9.- витаминные препараты – группы Р, С и другие.

10.- удаление жидкости и пены.

11.- при возбуждении – элениум 0,005.

12.- введение препаратов кальция – 10% - 10,0 в/в.

13.- сосудосуживающие средства – мезатон 1% - 1,0 в/м.

ПРИЛОЖЕНИЕ №17

Видеофильм: «Поражение ОВ (АОХВ) удушающего действия лабораторных животных».

Показ видеофильма затравки мелких лабораторных животных фосгеном и окислами азота предназначен для более качественного закрепления у студентов особенностей клинической картины поражения ОВ и АОХВ данной группы.. В ходе видеофильма студенты наблюдают за клинической картиной развития стадий тяжелого поражения ОВ УДД, а затем за развитием токсического отека легких и проводимыми мероприятиями объема медицинской помощи.

Преподаватель обращает внимание на основные признаки и симптомы интоксикации, время их появления и эффективность необходимых лечебных мероприятий. Студенты производят соответствующие записи в своих рабочих тетрадях.

 

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

«____» ____________ 2006 г. АРНОЛЬДОВ В.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для проведения практических занятий по токсикологии и медицинской защите от радиационных и химических

Тема № 5: «Отравляющие и аварийно - опасные химические вещества удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение»

Для студентов IV курса лечебного, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического и педиатрического факультетов.

 

Время: 5 часов.

Обсуждена на заседании кафедры

военной и экстремальной медицины

«____» __________ 2006 г.

Протокол № ______

 

 

Г. Самара-2006год


I.УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить патологию, клинику и лечение пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия.

2. Уметь диагносцировать пораженных ОВ и АОХВ удушающего действия и оказывать медицинскую помощь пораженным в очагах и на ЭМЭ.

3. Воспитать у студентов ответственность за обоснованность принимаемых решений по медицинской сортировке и выбору объема медицинской помощи пораженным ОВ и АОХВ удушающего действия.

 

11. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

1. Вступительная часть 5 минут

2. Учебные вопросы:

1). Механизм действия и патогенез интоксикации 25 минут

2). Клиника поражения ОВ фосгеном (просмотр видефильма).

Особенности кли­ники поражения АОХВ хлором, аммиаком. 45 минут

3). Направления патогенетической терапии 40 минут

4). Содержание и организация медицинской 105 минут

помощи пораженным в очаге и на ЭМЭ.

3. Заключение 5 минут

Итого: 180 минут

 

 

I11. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

.

А. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

 

1. Плакаты:

- схема патогенеза токсического отека легких (3.5.1.)

2. Стенды тематического класса:

- схема развертывания этапа первой врачебной помощи (МПП, МР);

- схема развертывания этапа оказания квалифицированной помощи (ОМедБ).

3. Программированный контроль I и II уровней.

4. Ситуационные задачи.

5. Истории болезни, ПМК.

 

Б.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Видеофильм: «Действие ОВ (АОХВ) удушающего действия на лабораторное животное. Клиника, диагностика, объем медицинской помощи».

2. Телевизор

3. Видеокассеты.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Занятию предшествует самоподготовка. Самоподготовка сту­дентов орга-низуется старостой группы под руководством пре­подавателя. Преподаватель обеспечивает студентов учебно-мето­дическим материалом на самоподготовку. Он дает установочные положения по изучению данной темы (порядок работы с «Методи­ческими указаниями по подготовке к занятиям на дисциплине ТМЗ», порядок проведения будущего занятия, основные вопросы данной темы, некоторый справочный материал данной темы и др.).

Занятие начинается с доклада дежурного по группе, про­верки присут-ствующих, контроля внешнего вида студентов, выпол­нения ими университетских требований.

После проведения проверки подготовленности студентов к занятию безмашинным программированным контролем со студентами проводится практическое занятие по отработке 1-3 учебно-целевых вопросов.

Усвоение материала 1-3 вопросов темы проверяется написа­нием студентами программированного контроля II уровня, который проводится за 10 минут до окончания второго часа заня­тия.

В начале третьего часа преподаватель проверяет програм­мированный контроль II уровня, а студенты получают задание по отработке 4 вопроса темы.

После проверки программированного контроля II уровня со студентами отрабатывается 4-й вопрос темы.

Отработка 4-го во­проса темы заключается в решении ситуационных задач, имитиру­ющих поступление пораженных ОВ (АОХВ) фосгеном на этапы ПВП (МПП, МР) и КМП (ОМедБ). По ответам студентов при решении ситуационных задач выставляется итого­вая оценка за данную тему.

В заключительной части занятия преподаватель подводит итоги:

- студентам, успешно справившимся с программированным контро­лем I и II уровней, решившим ситуационные задачи, выполнившим все задания на занятии, тема засчи­тывается, как отработанная и выставляется, дифференцированно, оценка в зависимости от степени участия и рациональности ре­шения ситуационных задач;

- студентам, не выполнившим программированный контроль I и (или) II уровня, не решившим ситуационные задачи, тема засчитывается отработанной только после получения положительного результата проверки теоретических знаний в объеме программированного контроля I и (или) II уровня, решения ситуационных задач во внеурочное время.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

 

Преподаватель показывает роль, место и значение ОВ (АОХВ) удуша­ющего действия в арсенале химического оружия армий вероятного противника. Раскрывает роль и место данной темы в программе токсикологии, обосновывает ее практическое значе­ние для будущих врачей. Далее препо­даватель отмечает некоторые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.31 с.)