Информация по несчастному случаю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация по несчастному случаю



Действия участников после происшествия.

 

Леонович прошел вдоль берега с километр, но Камалова не обнаружил.

Затем была организована переправа на целевой берег Назаровой. Место для перехода было выбрано в 300-500 метрах ниже первоначальной переправы (самое узкое место, поворот реки, русло единое, ширина 12-15 м).

Для переправы была использована та часть перерезанной основной веревки, которая имела закрепленный конец на целевом берегу. На новом месте один конец веревки был закреплен на дереве, другой переброшен на исходный берег. Из куска веревки своей обвязки Леоновичем была сделана петля и закреплена на другом дереве. В петлю был включен карабин, через который Леонович пропустил основную веревку, которая стала выполнять роль маятниковой. Веревка была переброшена на исходный берег с помощью палки.

Вначале для проверки возможности был сплавлен рюкзак, в который сложили только необходимые вещи. Второй рюкзак решено было оставить. Затем сплавилась сама Назарова, сделав на веревке петлю и держась за нее руками. В обоих случаях Леонович без особого труда вытягивал сплавляемые объекты через карабин.

 

В этот же день Назаровой на мелководье ближе к правому берегу Карагема был замечен рюкзак, принадлежащий Камалову.

 

В оставшееся до вечера время Леонович и Назарова дошли до устья Карагема, а на следующий день – до поселка Джазатор.

 

Из Джазатора Назарова была отправлена в Акташ, где была размещена в придорожной гостинице на 787 км Чуйского тракта.

 

Леонович остался в Джазаторе и занимался вопросами организации поиска.

 

Поисковые работы

 

Из погранотряда, расположенного в Джазаторе, 31.07.2005 в 12 часов и вечером были переданы сообщения о случившемся в Горно-Алтайск в МЧС. Оттуда в 13-15 сообщение поступило в ПСС. Никаких реальных действий ПСС не предприняло и даже не передала сообщение родителям Камалова.

 

Милиционер из Джазатора, приняв заявление от Леоновича, уехал на покос. Пограничники выделили Леоновичу для поиска 1 человека. Еще в поиске помогал работник лесничества. Поиск результатов не дал.

 

Назарова из погранотряда, расположенного в пос.Акташ, 02.08.2005 позвонила своим родителям и сообщила о случившемся, те поставили в известность родителей Камалова, которые вечером этого же дня известили БашРМКК. Утром 03.08.2005 БашРМКК сообщила о случившемся в Минспорт РБ. Работники Минспорта стали работать с Горно-Алтайском.

 

ПСС Горно-Алтайска 03.08.2005 направила в Джазатор трех человек на КАМазе, которые, прибыв в Джазатор вечером 04.08.2005, вечером следующего дня убыли обратно, проработав на Карагеме 4-5 часов чистого времени.

 

Родители Камалова прибыли в Горно-Алтайск 04.08.2005, затем выехали в Онгудай, где арендовали вертолет Авиалесохраны. На вертолете совершили облет Аргута, Карагема, забрали рюкзаки и участников группы.

 

Для продолжения поиска туристы турклуба "Урал" сформировали две группы (8 человек), которые 10.08.2005 выехали на Алтай.

Во время проведения поисковых работ уфимской группой под руководством Нуриджанова В.А., уровень воды в Карагеме снизился примерно на 0.5 м, что позволило 16.08.2005 около 15 часов найти тело Камалова, которое было обнаружено примерно в 7 км ниже места переправы на левом берегу неосновного русла. Тело располагалось на отмели, поперек-наискось по отношению к потоку, ногами в сторону кромки воды (2.5 м), головой - в глубь коренного берега и несколько вниз по течению, поза лежа на спине, правая нога полусогнута и подогнута под прямую левую, правая рука откинута, левая прижата к туловищу, живот оголен, лицо закрыто анораком. Координаты: широта - 49º54, 1502N, долгота -87 º18, 1941E, высота над уровнем моря - 1472 м. С тропы тело не было видно.

17.08.2005 два человека пошли в Джазатор за машиной и сообщить родителям и в МЧС. Остальные, изготовив носилки, в 16-00 приступили к переноске тела. Скорость транспортировки была очень низкой из-за густой растительности и каменных завалов. Вес носилок около 100 кг. В этот день дошли до верхнего коша. 18.08.2005 носилки пронесли около 2-х км до места, куда подъехала машина. В этот же день тело было доставлено в Кош-Агачинский морг.

 

Прибытие в морг паталогоанатома ожидалось только через несколько дней. Поэтому родители Камалова от вскрытия тела отказались, что не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть предположение Ахметшина о причине смерти Камалова.

 

Захоронение Камалова состоялось 22.08.2005 в Нефтекамске.

ВЫВОДЫ

Рекомендации по профилактической работе по предупреждению несчастных случаев, связанных с преодолением водных преград с использованием перильной страховки.

БашРМКК при выпуске на маршруты, предусматривающие организацию переправ от 2а и выше категории сложности, производить проверку групп на местности.

 

БашРМКК создать рабочую группу по выработке рекомендаций по организации переправ с использованием перильной страховки и по результатам работы провести учебный семинар для руководителей пешеходных и горных походов 4-6 категорий сложности сезона 2006 года.

 

Членам всех маршрутных комиссий ТСС РБ, комиссии по подготовке кадров БашРМКК использовать рекомендации по организации переправ с использованием перильной страховки, разработанные рабочей группой, при рассмотрении заявочных документов и организации учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов).

 

Обратиться в Приволжский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России (Климец В.В.) с просьбой предоставить статистику по несчастным случаям, связанным с преодолением туристскими группами водных преград на территории РБ и туристскими группами РБ на территории других регионов России и бывшего СССР и проанализировать ее.

Информация по несчастному случаю

 

1 Район - Центральный Алтай.

2 Место происшествия - р.Карагем, в 24 км выше устья, в 8 ниже устья правого притока - р.Камрю.

3 Дата происшествия - 30 июля 2005 г., около 14-00.

4 Исход - летальный.

 

5 Сведения о пострадавшем.

Камалов Михаил Юрьевич, рождения 29.03.1979 г., инженер Башжилкоммунпроект, г.Нефтекамск, Республика Башкортостан.

 

6 Сведения о группе:

 

6.1 Клубная принадлежность.

 

Турклуб "Урал" Уфимского государственного нефтяного технического университета.

 

6.2 Количественный состав.

 

Заявлено - 4 человека, фактически вышло на маршрут - 3 человека.

В телефонном сообщении в БашРМКК от 22.07.2005 о выходе на маршрут с неполным составом группы Камаловым не сообщалось.

Согласно Правил численный состав спортивных групп на маршрутах 4 категории сложности не может быть меньше 4 человек.

 

6.3 Руководитель группы - Камалов Михаил Юрьевич, Башкортостан, инженер Башжилкоммунпроект, г.Нефтекамск, 1979 г.р., 5УП (Алтай), 3РП (Юж.Урал).

 

6.4 Участники группы.

 

Назарова Юлия Викторовна, преподаватель филиала Башкирского государственного университета, г.Нефтекамск, 1977 г.р., 3УП (Юж.Урал).

 

Леонович Павел Николаевич, менеджер "Кламас", г.Уфа, 1979 г.р., 2УП (Юж. Урал).

 

6.5 Другие моменты.

До несчастного случая опыта переправ с использованием горизонтальных перил через реки со значительной скоростью течения и критической глубиной участники группы, а руководитель - самостоятельной организации подобных переправ, не имели. Для справки: критическая глубина - глубина брода, при которой происходит смыв большинства переправляющихся.

 

Камалов и Назарова имели незначительный опыт участия в соревнованиях по ТМ. У Леоновича такой опыт полностью отсутствовал.

 

Из 3 участников 1 женщина. Из 3 участников двое незнакомых, ранее друг друга не знавших (Назарова-Леонович).

 

6.6 Финансирование.

 

Группа на долевых началах финансировалась Минспортом РБ. Выделенная сумма составляла 10 тыс.руб., но группа могла их получить по сдаче финансового отчета.

 

7 Вид туризма, категория сложности похода.

 

Пешеходный, заявленная категория сложности похода – четвертая.

 

8 Результаты рассмотрения заявочных материалов в БашРМКК.

 

Заявочные материалы рассмотрены 13.07.2005:

 

Виноградовым А.В. - мастером спорта, ответственным за пешеходный сектор БашРМКК;

 

Шорниковым Д.В. - мастером спорта международного класса, председателем федерации пешеходного туризма ТСС РБ, членом БашРМКК;

 

Перескоковым Ю.А. - мастером спорта, исполнительным секретарем БашРМКК, наделенному правом первой подписи по четвертую к.с. включительно.

 

Замечаний не было, выданы рекомендации, в том числе по переправе через Карагем: переправа по перилам, переход первого участника - со страховкой.

 

Вынесено положительное решение и выдана маршрутная книжка N БП-2005-39.

 

9 Замечания по составу взятого группового снаряжения.

 

Группой вместо указанного в маршрутной книжке метража основной веревки 50 м х 2, взято только 50 м х 1, что делало проблематичным обеспечение безопасности переправ через водные потоки шириной более 20 м. Есть предположения, что длина веревки была еще меньше - 40 м.

 

 

10 Постановка на учет в ПСС.

 

Группа встала на учет в г. Горно-Алтайск (Республика Алтай) в ПСС МЧС РФ.

 

11 Страхование группы.

При регистрации в ПСС с группы была взята плата по 90 руб. с человека за добровольное страхование.

 

12 События и обстановка, предшествовавшие происшествию.

 

Происшествие случилось на восьмой день похода - в середине продолжительности активной части маршрута. К этому времени группа прошла 1/4 часть пути по протяженности, которая была технически насыщена и включала 3 из 4 заявленных категорированных перевалов. Из-за отставания на 2 дня от походного графика группа не стала делать запланированную накануне переправы дневку. Со слов Леоновича группа спешила.

 

В предшествующие дни и в день происшествия стояла хорошая погода, что вызвало интенсивное снеготаяние и высокий уровень воды в Карагеме в дневное время. Вода в момент переправы была белесого цвета (признак паводка).

 

В день происшествия Камалов был дежурным, поэтому утром должен был встать раньше остальных участников группы, которые были подняты около 8-00. С бивака группа вышла в 9-00, шли по тропе нормальным темпом, около 12-00 подошли к месту переправы и стали искать брод. В 13-30 - 14-00 начали переправу. Для справки: горные реки с ледниковым питанием принято переходить вброд ранним утром, когда уровень воды наименьший.

 

 

13 Место происшествия.

 

Пойма реки широкая (200-300 м), аллювиальная (преимущественно галечные, а также гравийные и песчаные наносы), что обусловило разделение русла реки на 5-6 рукавов. Исходный берег – правый, основное течение во втором русле. Ширина основного потока в месте перехода около 25 метров, характер течения ламинарный, глубина брода 70-80 см, дно относительно ровное, галечное. Целевой берег на 30 см выше исходного. Подходы к воде удобные. По обоим берегам поваленные стволы принесенных рекой крупных деревьев, ветви и корни которых уже частично вросли в каменистый берег за счет наносов и изменения русла реки.

Скорость течения группой не определялась. Поисковая группа уже после спада паводка оценивала скорость потока не менее 2.5 м/сек. Эксперт Устиновский Н.Н. (г.Екатиринбург) считает, что с учетом высоты вала набегания скорость течения в точке захлестывания составляла от 3 до 4 м/сек, т.е. сложность переправы существенно превосходила норматив для 2А, тогда как в обычных условиях это 1б.

 

Категория трудности     Параметры     1б     2а   Сравниваемая переправа  
Ширина, м > 20    
Скорость течения, м/сек 1.6-2     3-4  
Глубина, м 0.8 0.8 0.7-0.8
Способ переправы вброд по перилам по перилам

 

Брод в этой части долины традиционен, о чем свидетельствуют многочисленные признаки, и вызван рельефом местности. Дальнейший путь правым склоном возможен, но он значительно более трудоемкий в сравнении с движением по левому склону. От места брода до места, куда может доехать автотранспорт около 10 км (левый склон).

На протяжении 4 км ниже переправы река относительно спокойна, ниже начинаются пороги.

 

 

14 Действия участников и руководителя во время переправы.

 

14.1 Этап наведения перил.

 

Камаловым были предприняты две безуспешные попытки перехода Карагема вброд с рюкзаком Назаровой. Во время второй попытки он был смыт потоком потоком и маятником прибит к исходному берегу. Страховка осуществлялась Леоновичем с помощью одного уса. После этого вброд пошел Леонович без рюкзака. Страховка осуществлялась Камаловым.

Леоновичу удалось перейти поток (в конце брода он шел на грани смыва). На берегу Леонович закрепил карабинной удавкой рабочий конец веревки за ствол лежащего дерева. Высота перильной веревки над уровнем воды со стороны Леоновича составляла около 50 см.

Натяжение перильной веревки и ее крепление осуществлял Камалов на исходном берегу. Опора - ствол поваленного дерева, на котором была сформирована локальная петля из двух витков основной веревки. Информация по схеме крепления самой перильной веревки отсутствует.

Весь оставшийся запас веревки находился на исходном берегу (свободный конец), но его длины для использования в качестве веревки сопровождения не хватало.

Перила располагались практически строго поперек течения, натяжение веревки было слабое.

 

14.2 Этап переправы по перилам.

 

Первым по перилам пошел Камалов с рюкзаком. Схема его крепления к перильной веревке однозначно не установлена. У него был один ус со встегнутым в него карабином и жумаром и карабин в грудном перекрестии страховочной системы. Второй конец блокировки не имел узла. Блокировочный узел точно не установлен. У участников создалось впечатление, что Камалов вначале встегнулся в перила жумаром, но затем его выстегнул.

Камалов шел, откидываясь назад и нагружая перила, которые из-за слабого натяжения и низкого своего расположения провисли в воду. Веревка, находящаяся в воде, под действием течения пульсирует и совершает периодические, сильные рывки против течения. Поэтому Камалов передвигался рывками, отчего блокировочный узел слабо затянутой

страховочной системы сместился вниз.

При передвижении Камалова по перилам они, из-за своего слабого натяжения, образовали угол в месте приложения нагрузки, направленный вниз по течению. Движение Камалова из продольного по отношению к потоку приобретало составляющую, направленную против течения. Такое пересечение потока требовало больших усилий.

Со слов Леоновича с его стороны не было видно, что бы Камалов терял контакт с перилами или устойчивость, полоскания тела по поверхности воды и кругового вращения на петле вдоль потока он не наблюдал, ему было видно только то, что Камалова примерно с середины переправы полностью заливает водой.

Назарова же утверждает, что Камалов был сбит потоком и его ноги оказались выше по течению, а нижняя часть анорака надвинулась на лицо.

Положение, когда ноги оказались выше по течению, тело могло принять за счет нарушения центровки крепления к перилам и откидывания тела назад при нагружении перил. Нарушение центровки вызвано смещением блокировочного узла. Как следствие выходящая из узла петля крепления к перилам также съехала вниз. Поэтому пружинистый рывок перильной веревки против течения, приложенный к области беседочной части страховочной системы, оторвав ноги Камалова от дна, привел его тело в горизонтальное положение ногами против течения. Этому способствовал и рюкзак, не успевший еще набрать воды.

В момент погружения Камалова спиной в воду внутри анорака образовался воздушный пузырь (купол). Нагруженная самостраховочная петля вытянула переднюю часть страховочной системы, что позволило сильной водной струе, давя на пузырь, протащить туловищную часть анорака под грудной обвязкой, втащить изнутри в воротниковую часть, надеть на голову и придавить к лицу. Наползание анорака на лицо подтверждено, так как на найденном впоследствии теле он действительно закрывал голову. Дышать в таком положении Камалов не имел никакой возможности, а отвернуться не давал рюкзак.

При отсутствии водонепроницаемого вкладыша (случай Камалова) рюкзак находится на плаву около 2 минут. По мере намокания он тяжелеет и тянет переправляющегося вниз (притопляет). Поэтому Камалова с поверхности увело под воду. Назарова видела, как из воды появлялись руки Камалова, пытавшегося бороться с потоком. Но на струе подняться с намокшим рюкзаком и встать невозможно. Действия участников по берегам по уменьшению провиса перильной веревки положительного результата не дали. Через некоторое время Камалов, находясь на страховочном усе под водой с наползшим на голову анораком, перестал совершать активные действия.

 

На ранней стадии создавшейся критической ситуации одним из вариантов выхода из нее было освобождение любого из перильных концов с тем, чтобы дать Камалову шанс маятником выйти к берегу или, если он не был в состоянии этого сделать, чтобы его туда прибило течением. Активные действия с нагруженной перильной веревкой в одиночку не были под силу ни Леоновичу, ни Назаровой. В связи с этим Леонович подал Назаровой команду перерезать веревку, у самого его такой возможности не было. При этом никто из них не знал о необходимости и не умел создавать на отрезаемом конце веревки ограничитель (стопорный элемент), препятствующий соскальзыванию с перил карабина самостраховочного уса переправляющегося. Поэтому после перерезания коренного конца перильной веревки с исходного берега Камалов, беспрепятственно соскользнув с перил, был смыт потоком.

Ахметшиным А.М. (высшее медицинское образование) по белому цвету кожи найденного в последствии тела было высказано аргументированное предположение, что Камалов умер еще находясь на веревке от дыхательно-сердечной недостаточности, а не от утопления. Эксперимент, проведенный на местности, подтвердил возможность удушения переправляющегося от наползания анарака на лицо.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.065 с.)