ТОП 10:

Правовой статус законных участников международных вооруженных конфликтов.



 

1. Комбатанты и лица, имеющие право на получение
статуса военнопленного

Международное право требует, чтобы война велась только между вооруженными силами и не наносила ущерба гражданскому населению. Участниками войны является не все население воюющих государств, а только вполне определенная его часть - законные участники войны, действиям которых придается государственный характер. Воюющие военнослужащие и приравненные к ним лица воюют не от своего имени, не по своему волеизъявлению, а по приказу государства и от имени государства в период военных действий, представляя своими поступками государство. В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все законные участники войны делятся на две группы - сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Термин "комбатант" был введен в 1977 г. в Дополнительном протоколе к I Женевской конвенции. В параграфе 2 ст. 43 Протокола говорится: "Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте... являются комбатантами...". Необходимость четкого определения понятия "комбатант" ("воюющий"), связана с тем, что только комбатанту предоставляются гарантии гуманного обращения в соответствии с Женевскими конвенциями (1949 г.) и Дополнительными протоколами к ним (1977 г.). Остальные воюющие признаются незаконными участниками боевых действий и подлежат приданию суду захватившего их государства по национальному уголовному законодательству как уголовные преступники, убийцы. Статья 1 Гаагского положения 1907 г., относящегося к сухопутной войне, делает шаг вперед, определяя, что законы войны, права и обязанности во время войны относятся не только к армиям, но также к ополчению и добровольческим формированиям, при условии, что гражданские формирования:

- имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
- имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
- открыто носят оружие;
- соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны, гуманное отношение к попавшим к ним в плен военнослужащим, раненым, больным.

В III Женевской конвенции к ограничениям, установленным Гаагским положением о признании лица сражающимся (комбатантом), добавлено разъяснение, гласящее, что ополчение и добровольческие формирования должны принадлежать одной из сторон, находящихся в конфликте. Если государство берет на себя ответственность за действия таких формирований и их личного состава, то только в этом случае они могут принимать участие в военных действиях.

В III Конвенции упомянуты также движения сопротивления и личный состав вооруженных сил, заявляющих о своей верности правительству, не признанному ни одной из воюющих сторон. И наконец, лица, не входящие в состав вооруженных сил, имеют право по собственному почину браться за оружие при приближении неприятеля (levee en masse), соблюдая при этом законы и обычаи войны. Это право утрачивается, как только войска неприятеля занимают данную территорию. Право войны не разрешает лицам, проживающим на оккупированной территории и не входящим в состав вооруженных сил, оказывать вооруженное сопротивление оккупирующей державе. В этом случае они не должны, проживая в своих домах, днем мирно выполнять приказы оккупантов, а ночью делать вылазки, вероломно нападая на противника; пряча оружие под гражданской одеждой, нападать - не открыто, а вероломно, когда невозможно или трудно определить, что перед тобой враг. Такие лица при их аресте, захвате не будут защищены международным гуманитарным правом, их будут судить как уголовных преступников, убийц. Другое дело, если они, собравшись в группу, отряд, ведут организованное сопротивление, тогда они будут относиться к вооруженным силам своего государства, а значит - комбатантам.

Статус комбатанта не означает, что ему дается карт-бланш (carte blanche - фр.) на любые убийства под прикрытием военной необходимости, целесообразности. Лица, входящие в состав вооруженных сил, должны всегда соблюдать нормы международного гуманитарного права, применяемые в период вооруженных конфликтов. Комбатанты, нарушившие эти нормы, обычно не лишаются своего статуса, но могут быть привлечены к ответственности по уголовному законодательству. Первейшая обязанность комбатантов - сделать так, чтобы их можно было отличить от гражданского населения. Главное требование - военнослужащие (комбатанты) должны быть отличны от гражданских лиц. Международное гуманитарное право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто носили оружие. На практике лица, входящие в состав вооруженных сил, носят, в отличие от гражданского населения, форменную одежду. Однако лица, входящие в состав вооруженных сил, могут освобождаться от этой обязанности в ситуациях, "когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения". Такие ситуации возникают при военной оккупации или во время национально-освободительных войн. В таких ситуациях комбатантам разрешается уходить в подполье, скрываться среди мирного населения, и тогда они называются партизанами (guerilleros - исп.). Но даже в этих ситуациях они должны открыто носить оружие непосредственно перед боем (т.е. в ходе развертывания в боевые порядки перед атакой) и во время боя, другими словами - быть опознаваемыми в качестве комбатантов.

Лица из состава вооруженных сил сохраняют свой правовой статус комбатантов и тогда, когда они нарушают свои обязанности и подлежат суду как военные преступники. При захвате в плен они становятся военнопленными и пользуются защитой III Женевской конвенции, даже если они признаны виновными.

Члены нерегулярных формирований, нарушившие даже минимальное требование об открытом ношении оружия до нападения и во время его, теряют свой привилегированный статус, даже если они входят в состав вооруженных сил. Они могут преследоваться по уголовному законодательству держащей в плену державой просто за участие в военных действиях, так как они лишаются права на статус комбатантов. Однако и при этом они имеют право на надлежащее судопроизводство и на гуманное обращение по смыслу Женевских конвенций.

Комбатанты (воин, боец - франц.) - это сражающиеся лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (ст. 43 Дополнительного протокола I).

Признаки комбатанта:

- входит в состав регулярных вооруженных сил;
- принимает непосредственное участие в боевых действиях;
- за ним признается право применять оружие;
- в вооруженной борьбе к нему самому применяется высшая мера насилия (физическое уничтожение);
- в случае попадания в руки противника он имеет право на режим военного плена, гуманное обращение.

К сражающимся (комбатантам) относятся:

- личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил, входящих в регулярные вооруженные силы воюющих государств;
- личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств;

- добровольцы - граждане нейтральных и других невоюющих государств, вступившие в вооруженные силы воюющего государства;
- члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации воюющих государств, если они оказывают непосредственную помощь воюющим;
- население неоккупированной территории, которое самостоятельно при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны);
- участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских войн, военных мятежей массового характера);
- личный состав вооруженных сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН;
- партизаны (партизанские отряды), ополчения, отряды, отвечающие следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; в) открыто носят оружие; г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (ст. 13 Дополнительного протокола I 1977 г.). Партизаны - лица, добровольно сражающиеся за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на захваченной противником или контролируемой реакционным режимом территории. Партизаны признаются комбатантами, если они удовлетворяют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы МГП. Статья 44 Дополнительного протокола I конкретизирует некоторые из этих положений.

Чтобы отличить себя от гражданского населения, комбатанты должны открыто носить свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения;
б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие.

Разведчик - законный комбатант - лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений, он становится военнопленным.

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, личный состав оперативных групп продолжают оставаться законными комбатантами независимо от того, ведут они боевые действия против противника непосредственно на фронте или в тылу противника (обязаны носить свою военную форму, оружие, отличительные знаки).

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, личный состав сил быстрого реагирования, "коммандос" продолжают оставаться законными комбатантами, независимо от того, ведут ли они боевые действия против противника непосредственно на фронте или в тылу противника (на его собственной или на оккупированной им территории), куда они могут быть сброшены (высажены) с катеров, летательных аппаратов или подводных лодок.

Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон по идейным соображениям. Согласно ст. VI Гаагской конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны" отдельные лица могут "переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих". Статья XXII, п. "б", устанавливает, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства. С точки зрения современного международного права, осуждающего агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своего Отечества, отражая вооруженное нападение иностранного государства.

Военнопленные - это комбатанты (воюющие), оказавшиеся в плену, независимо от того, в каком состоянии они находятся: здоровы, больны или ранены. Кроме того, к военнопленным относится захваченный противником личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте; лица, которые на законных основаниях следуют за вооруженными силами, но не входят в их состав (гражданские члены экипажей военных воздушных судов, военные корреспонденты, члены рабочих команд и служб, обслуживающих вооруженные силы) и имеют удостоверения личности установленного образца; население неоккупированной территории, которое при приближении противника стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает нормы международного гуманитарного права. В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом. Военнопленные находятся во власти государства, а не отдельных лиц или военных формирований, взявших их в плен. Плен является не наказанием, а временным ограничением возможности участвовать в боевых действиях.

Парламентеры. Вступление в контакт с командиром противостоящего воинского формирования противника осуществляется под руководством командира воинской части и только с разрешения (или по распоряжению) вышестоящего командира (начальника). Для установления контактов с противником могут использоваться технические средства (звуковещательные станции, средства радиосвязи), высылаться парламентер или применяться другие способы и средства, подходящие к конкретной обстановке. С этой целью командир может также обратиться за помощью к посредникам из числа представителей гуманитарных организаций. Парламентер - это "лицо, уполномоченное одной из воюющих сторон для ведения переговоров с командованием противника и являющееся с белым флагом" (ст. XXXII Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.). Парламентер, как правило, назначается из числа наиболее подготовленных офицеров.

Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Белый флаг свидетельствует о желании поднявших его лиц вступить в переговоры. Опознавание парламентеров осуществляется путем использования личных документов: удостоверения личности и личного знака (опознавательного медальона). Представителей международных организаций - по наличию международной отличительной эмблемы или международного отличительного знака гражданской обороны; белого флага парламентера (флага перемирия, используемого для переговоров). Отличительным знаком парламентера и сопровождающих его лиц является белый флаг. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противоположной стороной, но не означает капитуляцию стороны, поднявшей первой белый флаг. Если перемирие не состоится, стороны не договорятся, то бои продолжатся.

В соответствии со ст. 33 Конвенции начальник войск, к которому послан парламентер, не обязан принять его при всяких обстоятельствах. Парламентеру командиром части может быть отказано во встрече, либо встреча может быть перенесена, отсрочена. Принимая парламентера противника и сопровождающих его лиц, командир должен принять все меры, необходимые для сохранения в тайне мероприятий, касающихся подготовки и ведения боевых действий. Командир обязан принять все необходимые меры, дабы воспрепятствовать парламентеру воспользоваться возложенным на него поручением (побывав в расположении, парламентер, безусловно, старается негласно оценить, изучить обстановку, провести анализ боеготовности войск противника, его технического, коммуникационного обеспечения, будет стараться максимально запомнить то, что видел). Командиром должны быть использованы все меры, препятствующие собиранию сведений парламентером о своих войсках. Проведение через расположение своих войск с завязанными глазами, провоз на машине с закрытыми окнами. Исключение любых контактов со своими подчиненными, гражданским персоналом, находящимся в расположении войск, запрет парламентеру пользоваться радиостанциями, средствами связи, произвести его личный досмотр.

Командир воинской части имеет право временно задержать парламентера в случае злоупотребления им своим статусом (поведение, унижающее честь и достоинство принимающей стороны). Вместе с тем в соответствии со статьей 34 парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет положительным и несомненным образом доказано, что он воспользовался своим положением для подговора к измене военнослужащих стороны, куда он прибыл для ведения переговоров. Парламентер теряет право на неприкосновенность и в случае совершения измены и может быть привлечен к уголовной ответственности задержавшей его стороной (Женевская конвенция, ст. XXXIV).

Парламентер уполномочен вести переговоры о прекращении огня, о подборе раненых, трупов, о выводе женщин и детей из осажденной крепости, о сдаче крепости, о прекращении сопротивления.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относится: убийство парламентера и сопровождающих его лиц; использование не по назначению международной отличительной эмблемы - белого флага парламентера.

2. Несражающиеся (некомбатанты)

К некомбатантам относятся: лица, следующие за вооруженными силами, но правомерно входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский персонал, военные корреспонденты, репортеры, духовенство. Гражданские лица, входящие в экипажи военных кораблей и экипажи летательных аппаратов, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты.

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, но и к ним не должно применяться оружие. Свое оружие некомбатанты используют только для самообороны и защиты вверенного им имущества. Если же они непосредственно начинают участвовать в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Медицинский персонал - лица, которые входят в состав медицинских формирований и назначены (постоянно либо на определенный период, временно) стороной, находящейся в вооруженном конфликте, исключительно для медицинских целей. А именно для розыска, эвакуации, оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний, или для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований, или для работы на санитарно-транспортных средствах и их административно-технического обеспечения. Военный медицинский персонал, журналисты, юристы могут иметь личное стрелковое оружие для самообороны и защиты раненых и больных.

Духовный персонал - лица, которые выполняют исключительно религиозные (духовные) функции.

Персонал гражданской обороны - это лица, занимающиеся решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей боевых действий. Оказывают помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивают выживание гражданского населения.

Персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей, - это лица, специально назначенные для выполнения указанных функций. Он может быть вооружен личным стрелковым оружием.

Журналисты - лица, не входящие в состав вооруженных сил и находящиеся в служебных командировках в районах вооруженных конфликтов. Журналисты считаются гражданскими лицами и пользуются защитой, установленной международным гуманитарным правом, при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц.

Юристы - лица (военные судьи, прокуроры), не входящие в состав вооруженных сил и выполняющие свои функциональные обязанности в районах вооруженных конфликтов по осуществлению судопроизводства, расследований преступлений. Комбатантами таковые не являются. Юрисконсульты входят в состав, в штат воинских частей, являются помощниками командира части по правовой работе, участвуют в принятии решения командиром на ведение боевых действий. Являются комбатантами.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - военнослужащие, гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате катастрофы, случившейся с ними либо с перевозившим их морским или воздушным судном, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Жертвы вооруженного конфликта - раненые и больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, пропавшие без вести, умершие (погибшие) и военнопленные, а также гражданские лица, находящиеся в районе боевых действий.

Раненые и больные - военнослужащие и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни, другого физического или психического расстройства, инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Понятия "раненый" и "больной" относятся также к роженицам, новорожденным детям и другим лицам, которые могут нуждаться в данное время в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий.

Гражданское лицо - любое лицо, находящееся в районе боевых действий, не входящее в состав вооруженных сил и воздерживающееся от любых враждебных действий. В случае сомнения в отношении того, является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается гражданским.

Гражданское население - население, состоящее из гражданских лиц. Наличие среди гражданского населения отдельных лиц, которые не подпадают под определение гражданских лиц, не лишает население гражданского статуса и защиты, предоставляемой международным гуманитарным правом.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права, - жертвы вооруженных конфликтов. Это медицинский и духовный персонал, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей, персонал, участвующий в гуманитарных акциях. Нападение на таких лиц запрещается.

3. Военные инспекторы, советники и инструкторы

Военные инспекторы - лица, назначенные компетентным межгосударственным органом (секретариатом, контролирующим в соответствии с процедурами, изложенными в принятой государствами по договоренности конвенции) для проведения инспекции или посещения подлежащего контролю объекта. Группа инспекторов и помощников инспекторов, назначенных руководящим органом, ответственным за реализацию принятой конвенции (соглашения, договора), для проведения конкретной инспекции, является инспекционной группой. Для сопровождения группы инспекторов государства могут выделять наблюдателей, являющихся представителями запрашивающего государства-участника или третьего государства-участника для наблюдения за инспекцией по запросу. Вместе с тем военное сотрудничество государств может включать и вопросы заблаговременного уведомление сторон о крупных военных учениях и военных учениях меньшего масштаба, проводимых вблизи сопредельных государств. О крупных перемещениях войск и военно-морской деятельности. С этой целью государства также обмениваются наблюдателями на военных учениях и ежегодными планами военной деятельности. Создают развернутые системы инспекции на местах, в том числе без права на отказ от их проведения. С возможностью использования сред воздушного, морского наблюдения, создания системы контроля за выполнением государствами своих договорных обязательств в рамках ограничений по СНВ, запрещения химического, бактериологического оружия, контроля по сокращению обычных вооружений, взаимного сокращения численности вооруженных сил. Приглашения военных наблюдателей, военных инспекторов на военные учения, уведомления о перебросках сухопутных войск, учениях амфибийных и воздушно-десантных войск и приглашения на маневры войск.

Военные советники и инструкторы - это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они некомбатанты.

Рассматривая вопрос о наемниках, следует отличать их от военных советников, инструкторов, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

Для проверки выполнения государствами соглашения назначают инспекторов и помощников инспекторов. Не позднее чем через 30 дней после вступления в силу договоренностей между государствами совместный руководящий орган, сформированный для исполнения соглашения (секретариат), письменно сообщает всем государствам-участникам фамилии, гражданство и ранги предлагаемых для назначения инспекторов и помощников инспекторов. Для эффективного осуществления своих функций членам инспекционной группы предоставляются привилегии и иммунитеты:

- они пользуются неприкосновенностью;
- их жилые и служебные помещения, бумаги и корреспонденция, материалы и утвержденное оборудование неприкосновенны и освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов;
- члены инспекционной группы не должны заниматься никакой профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды на территории инспектируемого государства.

Они обязаны уважать законы и постановления инспектируемого государства-участника или принимающего государства и в той степени, в какой это совместимо с мандатом на инспекцию, обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. В процессе работы каждое государство назначает пункты въезда в свою страну таким образом, чтобы инспекционная группа могла достичь любого инспектируемого места по меньшей мере из одного пункта въезда в пределах 12 часов. Не менее чем за три часа до запланированного вылета инспекционной группы с аэродрома, который был последним перед входом в воздушное пространство государства, оно обеспечивает утверждение полетного плана, с тем чтобы инспекционная группа могла прибыть в пункт въезда к расчетному времени прибытия. Инспектируемое государство предоставляет необходимые инспекционной группе удобства: средства связи, услуги переводчиков, транспорт, рабочие помещения, жилье, питание и медицинское обслуживание.

Инспекционная группа строго соблюдает инспекционный мандат. Инспекторы имеют право опрашивать любой персонал объекта в присутствии представителей инспектируемого государства с целью установления соответствующих фактов. Инспекторы запрашивают только такие сведения и данные, которые необходимы для проведения инспекции, и инспектируемое государство-участник представляет такую информацию по соответствующей просьбе.

По завершении инспекции инспекционная группа встречается с представителями инспектируемого государства-участника и персоналом, ответственным за место инспекции, с целью рассмотрения предварительных выводов инспекционной группы и устранения любых неясностей. Инспекционная группа передает представителям инспектируемого государства-участника свои предварительные выводы, изложенные в письменном виде по стандартному формату, а также перечень любых проб и копии собранных письменных сведений и данных и другие материалы, подлежащие вывозу за пределы объекта.

При наличии в докладе неясностей или в случае несоответствия сотрудничества между Национальным органом и инспекторами руководитель органа управления совещания обращается к государству-участнику за разъяснением.

Если не удается устранить неясности или если установленные факты по своему характеру позволяют предположить невыполнение обязательств по конвенции (соглашению), руководитель органа управления организации, созданной для инспекций, безотлагательно информирует об этом исполнительный совет совещания. Далее эти вопросы решают представители государств - участников соглашения (конвенции), или же могут быть привлечены Организация Объединенных Наций, международные суды.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.012 с.)