ТОП 10:

Правовое положение сотрудников дипломатического представительства



Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, фин-х работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы и т. д. Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми междунар правилами и национ-м законодат-м аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя. Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств. Назначение производится ведомством иностранных дел.

Положение о Посольстве РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., к основным задачам и функциям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания; осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений РФ с государством пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей. Заключаемые государством договоры и национальное законодательство могут содержать нормы, относящиеся к функциям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Так, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего государства такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в государстве пребывания. Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской федерации" дипломатические представительства принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства, направляют такие ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов. Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций. Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы. Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п. Указанными "в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания. Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей.

Дипломатический представитель прекращает свои функции в данном государстве: 1) вследствие освобождения его от занимаемой должности по инициативе правительства государства, которое он представляет; 2) по инициативе правительства страны пребывания, если последнее считает, что данный представитель стал нежелательным лицом (persona non grata); 3) при разрыве дипломатических отношений или объявлении войны между обоими государствами (в последнем случае принято говорить, что представителю вручены его паспорта); 4) если государство, назначившее или принявшее дипломатического представителя, теряет самостоятельность, прекращает своё существование в качестве субъекта международного права. Обычным случаем прекращения функций дипломатического представителя является его отозвание назначившим государством вследствие другого назначения или увольнения в отставку. В таких случаях отозвание оформляется в виде письма главы назначившего государства к главе государства, в котором аккредитован дипломатический представитель. Это письмо называется «отзывными грамотами». Отзывные грамоты вручаются либо самим отъезжающим дипломатическим представителем при прощальном посещении главы государства, либо новым дипломатическим представителем, при вручении им своих верительных грамот. Вручение отзывных грамот обычно не сопровождается специальной церемонией и производится во время частной аудиенции.

Дипломатический корпус – это все дипломатические работники России, которые служат за рубежом. Дипломатический корпус – это все дипломатические работники всех стран, которые служат в России. Дипломатический корпус – это совокупность дипломатических представительств аккредитованных в одной стране. Дипломатический корпус – это содружество дипломатов разных стран, выполняющих профессиональные функции в какой-либо стране. В принципе дипломаты какой-то страны, которая не поддерживает идею дипломатического корпуса, могут не проявлять себя в деятельности этого дипломатического корпуса, но для страны принимающей существуют две главные необходимости наличия дипломатического корпуса: 1. для принимающей страны так удобнее работать сразу со всеми дипломатами;2. удобнее дипломатам различных стран защищать свои интересы на территории чужой страны. Дипломаты могут оказать поддержку друг другу, могут оказывать просто бесценную помощь, например, дипломат одной страны смог наладить очень тесные контакты с главами государства одной страны, и он может поделиться опытом с дипломатом прибывшим для налаживания контактов из другой страны и т.д., т.е. очень важно меняться опытом, меняться информацией, не какой-нибудь персональной, а информацией по стране, как втереться в доверие, каким образом вести эти контакты. Дипломатический корпус не является юридическим лицом (т.е. если интересы в суде отстаиваются, то отстаиваются в суде интересы представителя не конкретного государства, а просто участника дипломатического корпуса); не является политической организацией или общественной структурой. Дипломатический корпус – это свободное добровольное образование, которое может блюсти частные интересы дипломатов и снабжать их какой-то необходимой информацией. Но не существует, например, каких-нибудь определённых документов, которыми бы руководствовался дипломатический корпус в своей деятельности, нет таких каких-либо уставов дипломатического корпуса, нет каких-то конвенций, есть только Венская конвенция по консульствам и посольствам, не существует никаких строгих законов о том, как должен вестись дипломатический корпус и т.д.

Состав дипломатического корпуса: 1.главы иностранных представительств, аккредитованные в данной стране;2.в широком смысле все иностранные представители и члены их семей.

Глава дипломатического корпуса: Дуайен (дин) – старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель. Определение старшинства дипломатического корпуса: 1.старшинство определяется датой прибытия или вступления в должность главы представительства, т.е. дуайеном становится тот глава посольства, который дольше других находится в стране (но бывают и исключения); 2.в католических странах дуайеном обычно является папский нунций, т.е. представитель Ватикана; само государство может предоставлять привилегированное положение главе посольства какой-то определённой стране.

Коллективные выступления глав дипломатических представительств в данном государстве перед ведомством иностранных дел называются выступлениями дипломатического корпуса. Возможно такое выступление дипломатического корпуса и перед главой правительства и даже перед главой государства, но такие выступления крайне редки. Обычно выступления дипломатического корпуса имеют место главным образом по вопросам протокольного (церемониального) характера. Дипломатический корпус приносит поздравления, выражает соболезнование, благодарит за оказанное ему внимание. Иногда, однако, выступления дипломатического корпуса ставят себе целью оказать воздействие на данное правительство либо по вопросу, касающемуся действительных или мнимых прав иностранных дипломатов, либо по вопросам внешнеполитического характера.

Жена дуайена дипломатического корпуса имеет свои обязанности в отношении жен глав дипломатических представительств, в частности их представление жене главы государства. Если дуайен холост, жена главы дипломатического представителя, следующего в списке дипломатического корпуса за дуайеном, принимает на себя эти обязанности. Статья 14 Венской конвенции 1961 года предусматривает, что порядок старшинства, соблюдаемый при приеме глав дипломатических представительств, должен быть одинаковым в отношении глав дипломатических представителей независимо от их класса. Более того, статья 14, подчеркивая, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, подтверждает традиционное значение единства дипломатического корпуса.

 

Индивид.

Особый интерес вызывает сегодня оценка международно-правового статуса индивидов (физических лиц). В дискуссии, которая ведется в отечественной литературе, мы исходим из того, что прежние представления о неприложимости черт международной правосубъектности к индивидам не вполне согласуются с современным состоянием международно правового регулирования и реальными правоотношениями, и придерживаемся концепции признания самостоятельного меж­дународно-правового статуса личности, свидетельствующего о его специфической международной правосубъектности. Нельзя признать убедительными ссылки тех, кто отрицает международно-правовой статус индивидов, на малое, по сравнению с государством, число базирующихся на международно-правовых нормах отношений индивида. В принципе, важна сама юридическая способность иметь и осуществлять права и обязанности, а количественный показатель характеризует уже фактическое состояние, но не правовую способность. Английский ученый Г. Лаутерпахт еще в 1950 г. в изданной в Лондоне книге "Международное право прав человека" отмечал, что в международном праве отсутствуют нормы, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, предоставляемые обычным или договорным международным правом. Позднее, в 1980 г., уругвайский юрист Э. Х. Аречага, являвшийся в течение ряда лет председателем Международного Суда ООН, высказывая подобную мысль, признавал возможность предоставления межгосударственными договорами индивидам определенных прав, а также международных средств защиты этих прав. Нынешнее состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами прав человека, так и его обязанностей и ответственности. Первичными были как раз нормы об ответственности; конкретно речь шла о международной уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. И в наше время актуальное значение имеет завершение разработки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества — международного акта, нормы которо­го будут содержать юридическую оценку действий лиц с соот­ветствующей регламентацией. А утвержденный в мае 1993 г. Советом. Безопасности ООН Устав (Статут) Международного трибунала уже применяется в конкретных правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Значительную роль в регламентации правоотношений с участием индивидов-правонарушителей играют международные конвенции о предотвращении и наказании преступлений международного характера. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 15) связывает возможность признания лица виновным в совершении преступления в соответствии не только с внутригосударственным законодательством, но и с международным правом. Что же касается роли международных договоров в непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, то можно констатировать неуклонное расширение круга меж­дународно-правовых норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их обеспечения и защиты ("право на правовую защиту"). Право обращения отдельных лиц в соответствии с международными договорами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, с чем связаны соответствующие правоотношения этих лиц с наделенными не­обходимой компетенцией органами, сегодня признается как ме­ждународно-правовыми актами, так и Конституцией Россий­ской Федерации. Возрастает число договоров, содержание которых касается обеспечения прав человека в таких сферах деятельности, как гражданские, семейные, трудовые и тому подобные правоотношения, правоотношения в связи с оказанием правовой помощи, в области образования, налогообложения, социального обеспечения, а также правоотношения, гарантирующие защиту жертв войны в период вооруженных конфликтов. Так, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным делам конкретно определяют правомочия индивидов. В договорах об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества отмечается, что они применяются к лицам, перечень которых здесь же уточняется. В Женевских конвенциях о защите жертв войны и в дополнительных протоколах к ним прямо говорится об их применении ко всем лицам, которые находятся под защитой этих документов. Непосредственные правовые отношения с участием инди­видов на международном уровне предусмотрены в договорных актах, закрепляющих и регламентирующих право обращения индивида в межгосударственные органы по защите прав и сво­бод человека (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с Прото­колом № 11 и ряд других). Аналогичное право личности зафиксировано в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.013 с.)