ТОП 10:

Международная судебная процедура.



Международный суд - учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Впервые суверенные государства рискнули учредить международный суд лишь в 1922 г. на основе Статута Лиги Наций. Имеется в виду Постоянная палата международного правосудия.

Палату сменил Международный суд ООН, в основу Статута которого положен Статут Постоянной палаты. Согласно Уставу Международный суд является главным судебным органом ООН. Но практически его роль более значительна. Он является главным судебным органом международного сообщества в целом, центром всей системы мирного разрешения споров. Действующий на постоянной основе Международный суд лучше, чем арбитраж, приспособлен к последовательности в применении и толковании норм международного права. Соответственно значительнее и его влияние на это право. Статус Международного суда составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Все члены ООН являются участниками Статута. Международный суд состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве (т.е. не как представителей государств) Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет. Состав Международного суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира. Кворум составляет девять судей. Если в составе Международного суда нет судьи гражданства стороны в споре, то Генеральная Ассамблея может назначить судью для данного дела (судья ad hoc).

Особенность компетенции Международного суда состоит в том, что сторонами в споре могут быть только государства, а также в том, что он не обладает обязательной юрисдикцией. Положение, исключающее из компетенции Международного суда споры с участием международных организаций, заимствовано у Статута Постоянной палаты международного правосудия, принятого в то время, когда число международных организаций было невелико. Ныне все громче звучат голоса, требующие распространения компетенции Международного суда и на споры с участием организаций, число и роль которых существенно возросли.

Отсутствие обязательной юрисдикции означает, что Международный суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон. Такое соглашение может касаться конкретного спора либо определенной категории дел, предусмотренных каким-либо договором, включая Устав ООН.

Международный суд решает споры на основе международного права. Предусмотрена также возможность решения спора на основе справедливости в случае согласия сторон. Однако эта возможность государствами не была использована. Решение Международного суда окончательно и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено самим Международным судом лишь в случае вновь открывшихся обстоятельств, которые могут оказать решающее влияние на исход дела. Решение Международного суда является юридически обязательным, и невыполнение его влечет международно-правовую ответственность. Если одна из сторон не выполняет решение, другая может обратиться в Совет Безопасности. Последний вправе, но не обязан дать соответствующую рекомендацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения Международного суда (ч. 2 ст. 94 Устава ООН).

Согласно Статуту Международного суда решение обязательно лишь для сторон в деле и лишь по данному делу (ст. 59). Не создает судебного прецедента, который был бы обязателен и для других государств в аналогичных случаях. Но решения Международного суда выражают высокоавторитетное мнение.

Помимо решения споров между государствами Международный суд дает консультативные заключения по любому юридическому вопросу. С запросом могут обращаться лишь учреждения, имеющие на это право в соответствии с Уставом ООН. Международный суд сам решает вопрос о наличии такого права у запрашивающего учреждения.

В отношении запроса Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте Международный суд в 1996 г. счел, что запрос не относится к ее компетенции. В то же время Международный суд дал консультативное заключение по запросу Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о законности угрозы или применения ядерного оружия. Консультативные заключения не являются юридически обязательными. И тем не менее излагаемая в них позиция Международного суда обладает высоким авторитетом.

Анализ практики Международного суда показывает, что государства предпочитают не передавать на его рассмотрение дела, затрагивающие их жизненные интересы, прежде всего интересы безопасности. Дела, рассмотренные Судом, касались толкования и применения договоров или конкретных юридических вопросов, в частности о суверенитете над некоторыми участками территории, границах, разграничении морских пространств, дипломатической защите и даже о последствиях применения силы.

Существенной проблемой является высокая стоимость судебного процесса. В отличие от арбитража Международный суд содержится за счет бюджета ООН. Однако стороны сами несут расходы по оплате адвокатов, свидетелей, экспертов и др. Расходы эти значительны. Достаточно сказать, что гонорары адвокатов измеряются сотнями тысяч долларов США.

 

44. консульские учреждения.

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств. Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения. Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы. Консульский округ определяется правительством страны, назначающей консула, по соглашению с правительством страны назначения. Последнее может исключать из этих округов административные единицы, где оно вообще не желает допускать иностранную консульскую деятельность. Обычно каждый консульский округ включает одну или несколько территориально-административных единиц данной страны. Однако консульский округ может быть ограничен, например, только тем городом, в котором проживает консул. Консульские функции в отношении административных единиц, не включённых в округа консулов данной страны, выполняет дипломатическое представительство. Консул сносится с местными (провинциальными) властями страны пребывания. Правом сношения с центральными властями этой страны, включая её ведомство иностранных дел, консул не пользуется.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Пскове — Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екатеринбурге — США и Великобритании; в Тюмени — Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаровске — КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д. В составе посольств иностранных государств в Москве работают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула. Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала. Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству. Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы: выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство; оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания; оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам; выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера. Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также — применительно к консульским учреждениям Российской Федерации — в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения которого сохраняют силу и значение. Нотариальные действия консульских учреждений - в РФ - законодательно установленная совокупность нотариальных действий, совершаемых должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации. Должностные лица консульских учреждений: - удостоверяют сделки; - выдают свидетельства о праве на наследство; - свидетельствуют верность копий документов; - свидетельствуют подлинность подписи на документах; - свидетельствуют верность перевода документов; - принимают на хранение документы; - обеспечивают доказательства; - совершают морские протесты и др.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с Венск конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты". Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны. Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т. е. в том, что касается служебной деятельности. В Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит: Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

 

 

Международный суд ООН.

 

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Состав Суда. Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (Статут). Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми «национальными группами», состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Процедура Суда. Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни. Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, сторона может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на официальный язык.

Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде. Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанию. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов. После такого разбирательства проходит закрытое совещание. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов судей, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит председателю.

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу. После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда. В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего международного соглашения, содержащего положения об обязательной юрисдикции. К ним относятся мирные договоры, договоры о мире и сотрудничестве, о разграничении морских пространств. Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных споров. Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы действия последней. В литературе обычно выделяются четыре вида оговорок, которые, по сути дела, являются обычными нормами международного права. Речь идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по поводу ситуации или фактов, имевших место до принятия заявления; об условии взаимности; о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства; о частичном изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних конвенций. Очень важную группу международных конфликтных отношений исключают из компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией и другими актами вооруженного насилия. Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения обязательной юрисдикции Международного Суда конкретного спора или споров с отдельными государствами. Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.

Общепринятым является положение, в соответствие, с которым государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной.

Кроме судебных функций, Суд имеет право давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. В соответствии со ст.96 Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Другие органы ООН и специализированные учреждения ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам. К их числу относятся: Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, ЮНЕСКО и многие др.

Государства-участники Статута могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: - толкования договоров; -любого вопроса международного права; -наличие факта, который представляет собой нарушение международного обязательства; -характера и размеров возмещений, за нарушение международного обязательства.

Такие заявления, как правило, оговариваются условиями, ограничивающими, например, сроки судопроизводства, определяющими характер спора и т.д.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.

Право, применяемое Судом. Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет:

- международные конвенции и договоры; -международный обычай; - общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; -судеб-е решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. + может разрешить дело согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

ПЕРЕСМОТР: Статья 61СТАТУТА междунар. Суда 1. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности. 2. Производство по пересмотру открывается определением Суда, в котором определенно устанавливается наличие нового обстоятельства с признанием за последним характера, дающего основание к пересмотру дела, и объявляется о принятии, в силу этого, просьбы о пересмотре. 3. Суд может потребовать, чтобы условия решения были выполнены, прежде чем он откроет производство по пересмотру дела. 4. Просьба о пересмотре должна быть заявлена до истечения шестимесячного срока после открытия новых обстоятельств. 5. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения. Статья 62: 1. Если какое-нибудь государство считает, что решение по делу может затронуть какой-либо его интерес правового характера, то это государство может обратиться в Суд с просьбой о разрешении вступить в дело. 2. Решение по такой просьбе принадлежит Суду. Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение. Международное правосудие будет действительно эффективным, когда решение Международного Суда ООН будет фактически исполнено, и тем самым будут восстановлены нарушенные права и интересы. Среди мер, способствующих восстановлению нарушенных прав и интересов, следует назвать обеспечительные меры и меры попринудительному исполнению решений Суда в случае отказа от добровольного исполнения. Обеспечительные меры — это применяемые Судом срочные процессуальные меры временного характера, гарантирующие возможность реализации требований сторон или способствующие сохранению существующего положения между сторонами до вынесения окончательного решения. Вопрос об исполнении решений Международного Суда ООН - в доктрине слабо разработанный. Предусмотрев случаи неисполнения решения Суда добровольно, государства создали механизм, по которому если государство, в отношении которого было вынесено решение Международного Суда ООН, не исполняет его, то другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности с резолюцией о принятии каких-либо действий для исполнения такого решения. Однако и в этом случае стороны сталкиваются с проблемами. Во-первых, Совету Безопасности предоставляются широкие полномочия для самостоятельного определения необходимости вмешательства. Во-вторых, согласно процедуре Резолюция Совета Безопасности считается принятой, если за нее проголосуют 9 из 15 его членов, при условии, что не воспользуется правом вето ни один из (пятерки) постоянных членов Совета, в которую входят Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Любая Резолюция о принятии действий по обеспечению исполнения решения Суда, предложенная Совету Безопасности может, быть отклонена из-за вето, наложенного одним из членов Совета. Статистика показывает, что государства, обладающие правом вето, активно им пользуются, в том числе и Россия. В определенных случаях применение такого права оправданно и отражает объективный подход к его использованию, но такое утверждение не является однозначным, особенно в случае рассмотрения вопроса о реализации решений Международного Суда ООН. Предложения по ограничению права вето различны и с обеспечительными мерами исполнения решений Международного Суда ООН, и с вопросом принудительного исполнения решений Суда тесно связан вопрос роли Международного Суда в мирном разрешении международных споров и конфликтных ситуаций. Получается так, что, даже в случае признания безоговорочной юрисдикции Суда всеми членами ООН, решения, заключения и постановления Суда, объявленные юридически обязательными к исполнению, не являются таковыми фактически.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.01 с.)