Понятие международного права и его предмет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие международного права и его предмет.



Понятие международного права и его предмет.

 

МП - совокупность юридических обязательств и норм права, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права. МП - особая правовая система, существующая параллельно с системой национального права (НП).

Предмет регулирования - международные отношения (в т.ч. отношения между государством и др. субъектами МП).

Главные субъекты международного права – это государства, для них создается международное право + междун организации

Международное право — это не только язык международного общения, как отмечено на первой Всемирной конференции меж­дународного права (1995 г.). МП — это основа стабильного миропорядка.

Системообразующими в межгосударственной системе явля­ются отношения между государствами на основе международного права. Его нарушения чреваты международными кризисами,. В силу этого оно влияет и на развитие наци­онального права конкретных государств. В науке говорят о меж­дународной нормативной системе, центральную часть которой составляет МП.

Международное право (а его предмет — это международные отношения) отличается от национального (внутригосударствен­ного) права: предмет последнего — общественные отношения внутри государства.

Функции МП:

1) Координирующая - МП определяет общеприемлимые стандарты поведения государств в различных вопросах (выбор одного радиоспектра для общения без помех)

2) Регулирующая - устанавливает правила поведения государств в различных вопросах (начало и конец дипломатических отношений)

3) Обеспечительная - принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (ответственность за нарушение международных договоров)

4) Охранительная - защита законных прав и интересов государства (запрет ряда вооружений, самооборона и т д)

Саваськов: В целом - основная функция - регулирование. Другие функции вытекают из регулирования.

МП: классическое (действовало до середины прошлого столетия, признавало право гос-ва на обращение к силе, субъекты – только государства), современное (начало ему положило образование в 1945 г ООН;, все споры решать только мирным путем, за исключ – резолюции Совбеза)

Отличия МП от НП

1) разная социальная среда. НП отвечает социальной сущности госу­дарства. МП имеет общедемократический характер, макси­мальную степень общеприемлемости;

2) способ образования правовых норм.

В НП создателем норм права может быть монарх, парламент, другие органы власти. Но не подданные или граждане — субъекты наци­онального права. Создатели НП находятся над субъектами права. Поэтому говорят о субордина­ционном его характере.

В МП же его нормы, в том числе тексты дого­ворных норм, создают сами субъекты права, прежде всего государ­ства и междун организации, посредством согласия между ними. Соответственно говорят о «согласительной природе» МП;

3) способ обеспечения выполнения норм права.

По НП, если гражданин его нарушает, стоящие над ним государственные органы его за это наказывают, обеспечи­вают восстановление нарушенного права.

А в МП над субъектами права нет верхов­ного органа. Нет «надсубъектного» аппарата принуждения. Здесь задействован постулат — par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъ­екты МП сами создают механизмы обеспече­ния его выполнения; К силе можно прибегать – в целях самообороны, в целях вооружен помощи на основе договора, на основании резолюции Совбеза ООН

4) предмет регулирования.

НП регулирует отношения прежде всего в пределах юрисдикции соответ­ствующего государства — между гражданами, юридическими лицами, между ними и органами власти и т.д.

МП регулирует отношения прежде всего между государствами, а также между ними и другими акторами (действующими участниками) межгосударственной системы, при­чем в общепланетарном пространстве (наземном, подземном, мор­ском, воздушном), в космосе;

5) функционирование права, правоосуществление.

НП осуществляется постольку, поскольку действует государственная власть; его применяют прежде всего суды; но не субъекты права (граждане, юридические лица). Последние исполняют нормы НП.

А главную роль в реализации МП, в его при­менении играют его субъекты, прежде всего государства. Роль меж­дународных судов и арбитражей в функционировании права тоже высока, но, во-первых, она опосредована волеизъявлением госу­дарств; во-вторых, не является основной в правоосуществлении.

Это именно право, его нормы юридически обязательны. Наруше­ние МП влечет ответственность. Наличествует сис­тема принуждения для целей обеспечения выполнения (enforcement) норм МП. Например, по решению Совета Безо­пасности ООН допустимо использование силы. То есть МП находит санкцию своих требований не только в упреках совести (будь так, оно было бы международной нравственностью).

Итак, международное право есть необходимый правовой ком­понент межгосударственной системы. Это — его краткое опре­деление.

Развернутое определение должно, видимо, отражать отли­чительные особенности международного права, изложенные ранее (далее в определении перечисляете признаки МП из различия между МП и НП).

Сущность МП

Большинство авторов рассматривают МП как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами.

Однако международное право — не только совокупность принципов и норм. В международно-правовых нормах отражен сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений. Складывающееся на их основе правосознание находит отражение в МП, которое соответствует не субъективной воле народов, а объективным факторам общественного развития.

Формируясь под влиянием международных отношений, междунаро дное право само оказывает на них активное воздействие. При этом роль международного права постоянно возрастает, и по необходимости оно выдвигается на первое место.

 

Отличия МП от НП

1) разная социальная среда. НП отвечает социальной сущности госу­дарства. МП имеет общедемократический характер, макси­мальную степень общеприемлемости;

2) способ образования правовых норм.

1- монарх, парламент, другие органы власти. Но не подданные или граждане — субъекты наци­онального права. Создатели НП находятся над субъектами права.

В МП - сами субъекты права, прежде всего государ­ства и междун организации, посредством согласия между ними.

3) способ обеспечения выполнения норм права.

По НП, если гражданин его нарушает, стоящие над ним государственные органы его за это наказывают.

А в МП над субъектами права нет верхов­ного органа. (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъ­екты МП сами создают механизмы обеспече­ния его выполнения; К силе можно прибегать – в целях самообороны, в целях вооружен помощи на основе договора, на основании резолюции Совбеза ООН

4) предмет регулирования.

НП регулирует отношения прежде всего в пределах юрисдикции соответ­ствующего государства — между гражданами, юридическими лицами, между ними и органами власти и т.д.

МП регулирует отношения прежде всего между государствами, а также между ними и другими субъектами МП

5) функционирование права, правоосуществление.

НП осуществляется постольку, поскольку действует государственная власть; его применяют прежде всего суды; но не субъекты права (граждане, юридические лица). Последние исполняют нормы НП.

А главную роль в реализации МП, в его при­менении играют его субъекты, прежде всего государства. Роль меж­дународных судов и арбитражей в функционировании права тоже высока, но, во-первых, она опосредована волеизъявлением госу­дарств; во-вторых, не является основной в правоосуществлении.

 

  1. Субъекты международного права.

Международная правосубъектность — это юридическое свой­ство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Содержание международной правосубъектности включает: способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право­вых норм.

Субъект международного права — это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из междуна­родного права, защищать их и вступать в международные отно­шения, регулируемые международным правом.

Субъекты международного права, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, делятся на: первичные и производные (вторичные).

Первичные субъекты – это государства, самостоятельно участвуют в международных отношениях, это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования, становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъект­ность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер,

Вторичные (производные) - образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов: межправительственные организации, реже – другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами – уставами или другими правовыми актами, которые определяют в каждом конкретном случае объем и содержание их правосубъектности.

Субъекты:

1. Государства – правосубъектность универсальная: полномасштабное участие государства в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Элементы гос-ва: территория, постоянное население, способность вступать в междун отношения, суверенитет, правительство

Суверенитет - Верховенство государства в пределах своей территории, самостоя­тельность и независимость во взаимоотношениях с другими госу­дарствами в своей совокупности составляют государственный суве­ренитет. Его наличие делает гос-ва равными между собой, но независимыми и самостоятельными. Это принцип ООН.

Гос-ва бывают

1.1. простые (унитарное)- единое государственное образование с единой системой органов государственной власти и с единой правовой сис­темой. Его административно-территориальные единицы какой-либо самостоятельностью в международных отношениях не обладают, нет международной правосубъектности.

1.2. Сложные-

1.2.1. федерации (по правоспособности = унитарным состоит из отдельных территориальных единиц – субъектов федерации, с определенной политико-правовой самостоятельностью.

Степень самостоятельности определяется основным законом федерации – конституцией, федеративным договором или др.) Субъекты федерации не обладают международной правосубъектностью

1.2.2. унии (реальные - объединение двух государств - в 1 государство. Пример: Республика Йемен, образовавшаяся в 1990 году в результате слияния Народно-Демократической Республики Йемен и Арабской Респуб­лики Йемен, личные - монарх является главой двух государств - 2 государства)

1.2.3. конфедерации - объединение независимых государств, каждое их которых отдельный субъект МП. Конфедерация сама по себе субъектом не является но - В качестве субъекта международного права может выступать и сама конфедерация, однако в ограниченном виде. Ранее существовавшие конфедерации – Соединенные Штаты Америки (1776-1787 гг.)

 

Так же стоит выделить понятие постоянно нейтрального государства. НГ в случае международной войны не занимает какую-либо сторону. По мимо этого НГ не размещает чужих военных баз, не способствует военной силе какого-либо государства, не вступает в военные союзы, НГ: Австрия, Швейцария, Швеция в силу обычая и др.

Основные права государств: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на индивидуальную или коллективную самооборону, уважение суверенитета других государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие между­народного экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды.

2. самоуправляемые политико-территориальных образования

обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью, чаще всего такие образования носят временный характер. Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

3. государственно-подобные образования

А) Ватикан. Его право­субъектность выводится из международной роли Ватикана как незави­симого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике. Создан в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом от 11 февраля 1929 г. и наделенное некоторыми чертами государственности, является чисто формальным выражением самостоятельности и независимости Ватикана (Святого престола) в мировых делах. Учасствует в дип отношениях, международных соглашениях.

Б) Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название – Суверенный военный орден госпиталье­ров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты). После потери территориального суверенитета и государственно­сти на острове Мальта Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию,

Признаки МО.

1. Создание в соответствии с международным правом. на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные инте­ресы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепри­знанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens.

2. Учреждение на основе международного договора. (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Международные организации также могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятель­ности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомо­гательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года).

Компетенция МО

МО, создаваемая для выполнения определенных задач, наделяется государствами-создателями определенной компетенцией, закрепленной в Учредительном акте, а также соответствующими полномочиями.

Государства- члена

Штаб-квартира- нью-Йорк

Бюджет ООН складывается из ежегодных взносов государств-членов, а также тех государтв нечленов, которые участвуют в отдельных видах деятельности. Для большинства развивающихся стран установлен минимальный взнос 0,01%. Основные расходы на постоянных членах СовБеза и наиболее экономически развитых странах.

Взносы: США- 22%, Германия- 8,5%, Япония- 16%.

 

Принципы ООН (ст.2 Устава)

- суверенное равенство всех государств

- выполнение взятых на себя по Уставу обязательств

- воздержание от угрозы и применения силы в МО

- разрешение международных споров мирными средствами

- содействие ООН во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом

 

Эти принципы и цели получили дальнейшее развитие в резолюциях и декларациях ГА ООН, таких, например, как резолюция о всеобщем и полном разоружении 1959, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960.

В ООН различаются первоначальные и принятые страны. Первоначальными являются 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско и подписавшие и ратифицировавшие Устав.

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязанности, закрепленные в Уставе и готовы их выполнять. Для приема в ООН необходима рекомендация Совбеза ООН, принятая не менее чем 9-ю голосами, включая всех постоянных членов, и постановление ГА ООН, вынесенное 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании государств.

Члены ООН, систематически нарушающие принципы Устава, могут быть исключены из ООН решением ГА по рекомендации СовБеза. Хотя Устав ничего не говорит об этом, возможность выхода из ООН принадлежит каждому члену как суверенному государству. В Уставе предусмотрена возможность приостановления прав и привилегий государства-члена ООН, если против него СовБезом были приняты меры превентивного или принудительного характера.

 

ООН в современном мире

Официально ООН по-прежнему считается одной из основных международных организаций, наиболее широкой и универсальной платформой для дискуссии по наиболее важным проблемам, прежде всего касающимся международного мира и безопасности.

За время своего существования ООН добилась ощутимых результатов в поддержании мира и разрешении конфликтов, разоружении, экономическом и социальном сотрудничестве, обеспечении прав человека. У большинства членов ООН не нашли поддержки предпринимаемые в различные периоды попытки ревизии основополагающих статей Устава.

 

НО! Уже давно разговор идет о неэффективности ООН, непредставительности СБ, необязательности решений организации, ее проамериканской настроенности и вообще ненужности. Именно поэтому уже не раз выдвигались проекты реформы Организации, в которых важное место занимает реформа Совета Безопасности, его численности и представительства в нем.

Проблема реформы ООН:

Нынешний состав СБ не отражает реального состояния дел, надо менять состав и количество постоянных и непостоянных членов. Предлагается либо увеличить 10 непостоянных членов до 18 со соком на 4 года, либо увеличить число постоянных членов с 5 до 11.

Устав ООН

Многосторонний универсальный договор:

- определяет права и обязанности стран-членов

- закрепляет общепризнанные принципы и нормы международного права

- формулирует основные принципы (цели обеспечения мира, мирного существования и сотрудничества государств)

Положения Устава имеют преимущественную силу по отношению к другим международным договорам.

В Декларации тысячелетия ООН, утвержденной резолюцией 55/2 ГА ООН от 8 сентября 2000 г., вновь подтверждена приверженность государств-членов целям и принципам ООН.

Уставом предусмотрена возможность вносить в него поправки. Для этого они должны быть приняты 2/3 ГА и ратифицированы в соответствии их конституционной процедурой 2/3 членов ООН, включая 5 постоянных членов СБ.

В соответствии с Уставом главными органами являются: Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Секретариат и Международный суд. Их компетенция и правовой статус зафиксированы в Уставе. Особую важность имеют ГА ООН и СБ ООН. Вспомогательные органы могут учреждаться всеми главными органами ООН на основе ее Устава, при этом их компетенция должна быть частью компетенции главного органа. Как правило, органы ООН состоят из всех или некоторых государств- членов, представленных полномочными представителями или делегацией.

В ООН есть официальные и рабочие языки, перечень которых определен в правилах и процедурах каждого органа.

 

Билет 15. Система органов ООН и их компетенция

 

В соответствии с уставом ООН (ст.7), главными органами организации являются:

- Генеральная ассамблея

- Совет безопасности

- Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС)

- Совет по опеке

- Международный суд

- Секретариат

Их правовой статус зафиксирован в Уставе ООН.

Наиболее важные органы- ГенАссамблея ООН (ГА) и Совет Безопасности ООН (СБ)

1)ГА - это самый широкий международный форум, на котором представлены все страны-члены ООН. Каждая представлена на сессии ГА не более, чем 5-ю представителями. В состав каждой делегации могут также входить пять заместителей представителей и необходимое число советников и экспертов. Независимо от количества представителей, каждое государство имеет один голос. Некоторые страны включают в состав делегаций парламентариев, ученых, политических и общественных деятелей, журналистов.

Компетенция ГА: обсуждать любые вопросы и дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать в их отношении рекомендации государствам-членам и СовБезу (ст. 10 Устава).

В рамках поддержания международного мира и безопасности: ГА 1)рассматривает общие принципы международного сотрудничества, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений; 2) обсуждает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира и международной безопасности 3) дает в отношении этих принципов и вопросов рекомендации членам и СовБезу

НО, согласно Уставу ООН ГА НЕ МОЖЕТ:

- не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отношении которых СовБез выполняет свои функции, если Совбез сам не запросит об этом (ст.12)

- не может предпринимать действия от имени ООН: любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается СовБезу до или после обсуждения (п.2 ст.11)

В функции ГА входит также:

- проводить исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права

- рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации

- способствовать развитию несамоуправляющихся и подопечных территорий в политической, экономической, культурной и социальной областях

- оказывать содействие в осуществлении международного экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества

Другие функции ГА:

- избирать непостоянных членов СовБеза, членов ЭКОСОС, Совета по опеке

-избирать судей Международного суда вместе с Совбезом

- назначать генсека ООН и принимать новых членов по рекомендации Совбеза

- рассматривать ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреждений

 

ГА имеет бюджетные функции: рассматривать и утверждать бюджет, определять размеры взносов стран-членов, рассматривать бюджеты специализированных учреждений

ГА- сессионный орган, собирается на очередные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Устав ООН и Правила процедуры ГА определяют порядок ее работы. Специальные сессии могут созываться по любому вопросу по требованию Совбеза или большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения Генсеком ООН такого требования. Чрезвычайные специальные сессии- вопросы с угрозой миру и междунар. Безопасности.

Решения на сессиях принимаются простым большинством. Но есть специальный перечень «важных» вопросов, для решения которых нужно 2/3 голосов (мир и безопасность, непостоянные члены Совбеза, выборы членов ЭКОСОС, прием новых членов и т.д.).

Для осуществления своих функций ГА создает постоянные и временные вспомогательные органы (комитеты и т.д.).

 

Совет Безопасности ООН (СБ)

Главная задача- поддержание международного мира и безопасности от имени всех стран-членов

В СБ 15 стран. Среди них 5 постоянных членов- Россия, Китай, США, Великобритания и Франция.Десять непостоянных членов избираются ГА на 2 года без права немедленного переизбрания. Среди этих десяти: 5 государств от Азии и Африки, одно гос-во Воточной Европы, два- из Латинской Америки, два из Западной Европы и др.

СБ уполномочен расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, что будет угрожать миру и безопасности. СБ обязан добиваться мирного разрешения потенциально опасных споров. Согласно Уставу ООН СБ при этом может:

- потребовать от сторон в споре, чтобы они выполнили свое обязательство решать споры мирными средствами

- рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы урегулирования споров и ситуаций

- рекомендовать условия разрешения спора

В общем СБ решает, есть ли угроза миру и безопасности, и пытается ее устранить рекомендациями и прочими действиями. Для этого СБ может прибегнуть как к НЕВООРУЖЕННЫМ методам (полный или частичный разрыв экономических отношений с агрессором, прекращение различных видов сообщения), так и к ВООРУЖЕННЫМ методам => объединенные вооруженные силы ООН.

СБ должен взаимодействовать с другими главными органами. Например, он может запросить рекомендации у ГА.

Ряд функций СБ выполняет вместе с ГА: рекомендует ей принятие новых членов, назначение Генсека, приостановление осуществления прав и привилегий членов ООН.

СБ принимает рекомендации и решения. Решения юридически обязательны для государств.

Каждый член СБ имеет один голос. Для принятия решений по процедурным вопросам достаточно 9 голосов любых членов СБ. Для всех остальных решений требуются не менее 9 голосов, в том числе всех 5 постоянных членов (принцип единогласия постоянных членов). НО у постоянных членов есть право вето, если хоть один его использует- решение отклоняется.

СБ- постоянно действующий орган, так что все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Промежуток между заседаниями не должен превышать 14 дней, а так- по необходимости в рамках этих 14 дней.

СБ может учреждать необходимые ему вспомогательные органы. В его заседаниях могут принимать участие НЕчлены СБ, если их интересы затрагиваются.

СБ: превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира, миростроительство в конфликтный период.

 

Претенденты на постоянное членство в СБ: Япония, Германия, Индия, Бразилия

 

Совет по опеке

Устав ООН предусмотрел создание международной системы опеки, в которую должны были войти бывшие мандатные территории, территории, отторгнутые в результате 2МВ от вражеских государств, территории, добровольно включенные в систему опеки. На тот момент таких территорий было 11 (Того, Западное Самоа и ко) и семь управляющих государств (Австралия, Бельгия, Италия, Великобритания, Новая Зеландия, США, Франция). Эти 7 стран заключили соглашения с условиями опеки, причем подопечные территории были разделены на 2 типа- не отнесенные к стратегическим районам и относящиеся к стратегическим районам. Первыми занималась ГА ООН и Совет по опеке, вторыми- Совбезу и Совету по опеке. В совет входили государства- опекуны, постоянные члены СБ, такое число государств, избираемых на трехлетний срок, чтобы уравновесить первые 2 группы.

В 1994 г. последняя из подопечных территорий (острова Палау) получила независимость => миссия Совета по опеке была выполнена. Сейчас предлагается превратить его в Совет по правам человека, или Совет по окружающей среде и развитию и т.д.

 

Международный суд

Главный судебный орган ООН. Все члены ООН являются ipso facto участниками Статуса. Государства нечлены могут стать участниками статуса на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН.

Суд состоит из коллегии независимых судей, выбранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемых в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся авторитетными юристами.

Суд состоит из 15 членов, избираемых на 9 лет, с обновлением трети состава через каждые три года. Судьи избираются ГА и СБ абсолютным большинством голосов. Председатель и вице-председатель суда избираются самим Судом на три года, а секретарь Суда- на 7 лет

Международный Суд компетентен рассматривать споры между государствами с их согласия и выносить консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам СБ, ГА и др. органов ООН.

 

Натурализация.

1. Индивидуальная.

2. В силу правопреемства.

Индивидуальная – добровольное волеизъявление лица, желающего приобрести гражданство определённого государства. Обязательно согласие со стороны данного государства.

Требования при натурализации:

1. одно из основных – соблюдение домицилия (ценза оседлости): в разных странах по-разному: США, РФ, Франция – 5 лет, Швейцария, Испания – 10 и т.д. Конвенция ООН о сокращении безгражданства (1961) – предпочтительный ценз оседлости 5-10 лет.

Дополнительные требования:

2. знание гос.языка;

3. достижение определённого возраста;

4. наличие постоянного источника дохода;

5. принесение присяги в верности государству (США, Британия).

Принцип «жена следует гражданству мужа» применялся до второй половине ХХ века, теперь по выбору женщины – Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957) и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).

Натурализация на основе закона – предусмотрена законодательством некоторых государств – приобретение гражданства государства лицом, в отношении которого применён институт усыновления, установления опеки, признания отцовства и проч.

Способы утраты гражданства.

1. Экспатриация:

2. Денатурализация.

Экспатриация – добровольный выход из гражданства. Право на экспатриацию: в Гаагская конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (1930), Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства (1963). Свобода экспатриации обусловлена приобретением гражданства другого государства.

Денатурализация – принудительное лишение гражданства в силу закона. Применяется автоматически: неопределённо длительное пребывание лица за рубежом, сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение обязанностей гражданина и проч. Применяется редко, возможность применения есть в законодательстве ряда государств (Канада, Болгария, Венесуэла).

Бипатриды – лица с двумя гражданствами. Возникают при: территориальных изменений государств, международной миграции населения, браке с иностранцем, усыновлении иностранцем, натурализации с сохранением прежнего гражданства.

Институт множественного гражданства признают: РФ, Германия, Израиль, Англия, Таджикистан, Беларусь, Франция.

Бипатриды имеют права и обязанности в отношении всех государств, гражданами которых они являются. Сразу геморрой – где платить налоги и служить в армии – лицо с множественным гражданством рассматривается гражданином того государства и несёт обязанности в отношении того государства, на территории которого имеет ПМЖ.

1. Восстановление в гражданстве - если лицо было заведомо неправильно и незаконно лишено гражданства

2. Пожалование гражданства - предоставление гражданства высшим должностным лицом государства или иным органом

 

Принцип нерушимости границ.

Действует в пределах ОБСЕ.

Впервые закреплён в форме обязательства в договоре между СССР и ФРГ 1970 года, где стороны «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе».

Окончательно оформлен в ходе совещания в Хельсинки (1975), участниками Заключительного акта являются также США и Канада.

9 августа 1992 – страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве по обеспечению безопасности на внешних границах. Решимость участников «впредь обеспечивать неприкосновенность и нерушимость границ».

7 августа 1993г. – государства СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ.

15 апреля 1994г. – Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ.

В принятых после 1975 года договорах данный принцип отражался через использование трёх терминов:

- «неприкосновенность границ»;

- «нерушимость границ»;

- «неприкосновенность и нерушимость границ».

Следовательно, появилось мнение, что существуют два принципа:

1. нерушимости границ – региональный характер, обязанность государств уважать установленные в соответствии с МП границы других государств;

2. неприкосновенности границ – универсальный характер, не зависит от наличия специальных договоров между конкретными государствами, входит в нормативную систему общего МП.

Есть понятие прозрачных границ - через них могут проходить те, кому это можно. Есть пограничная зона - обычно 5 км, где делаются проверки и исполняются особые задачи. Существует институт пограничных представителей, который решают вопросы на границе по МП.

3 основания изменения границ: 1. самоопределение народов и создание нового государства

1. при обмене территориями государствами

2. при редемаркации - по МД

Воздушная граница – вертикальная линия над сухопутной

Принцип нерушимости границ.

Действует в пределах ОБСЕ. Впервые закреплён в форме обязательства в договоре между СССР и ФРГ 1970 года, где стороны «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе».

Окончательно оформлен в ходе совещания в Хельсинки (1975), участниками Заключительного акта являются также США и Канада.

9 августа 1992 – страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве по обеспечению безопасности на внешних границах. Решимость участников «впредь обеспечивать неприкосновенность и нерушимость границ».

7 августа 1993г. – государства СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ.

15 апреля 1994г. – Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ.

В принятых после 1975 года договорах данный принцип отражался через использование трёх терминов: - «неприкосновенность границ»; - «нерушимость границ»; - «неприкосновенность и нерушимость границ».

Следовательно, появилось мнение, что существуют два принципа:

3. нерушимости границ – региональный характер, обязанность государств уважать установленные в соответствии с МП границы других государств;

4. неприкосновенности границ – универсальный характер, не зависит от наличия специальных договоров между конкретными государствами, входит в нормативную систему общего МП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.125 с.)