ТОП 10:

Принцип свободы открытого моря.



Интерес вызван последним заседанием Бильдербергского клуба в Стамбуле (Бильдерберг-2007, Стамбул, краткий отчет), на котором США вынудили все-таки признать Конвенцию по морскому праву. А также в связи с ресурсными обеспокоенностями западных стран в последнее время.
Формирование принципа свободы открытого моря относят к XV—XVIII вв., когда развернулась острая борьба крупных феодальных государств — Испании и Португалии, разделивших моря между собой, со странами, в которых уже развивался капиталистический способ производства — Англией, Францией, а затем Голландией. В этот период были, предприняты попытки обоснования идеи свободы открытого моря. В XVII в. Г. Гроции по заданию Объединенной голландской Ост-Индской компании, крайне за­интересованной в беспрепятственной морской торговле, дал развернутую аргументацию идее свободы морей. В труде «Mare liberum» голландский ученый стремился обосновать свободу морей потребностями реализации свободы торговли. На связь принципа свободы открытого моря и международной торговли указывали многие буржуазные юристы (Л.Б. Отфейль, Л. Оппенгейм, Ф. Ф. Мартене и др.), но им не удалось вскрыть истинные социально-экономические причины возникновения нового принципа взаимоотношений между государствами. Лишь марксистско-ленинская наука убедительно доказала потребности развития всемирных экономических связей — объективная причина все более широкого признания принципа свободы открытого моря. Развитию капиталистических отношений и образованию всемирного рынка в значительной степени содействовали великие географические открытия. Окончательное утверждение свободы открытого моря в качестве обычной нормы международного права относится ко второй половине XVIII в.
Свобода открытого моря не может быть абсолютной, т. е. предполагающей неограниченные действия государств в морском пространстве. Г. Гроций писал, что открытое море не может быть предметом завладения со стороны государств, частных лиц; одни государства не должны препятствовать его использованию другими. Содержание принципа свободы открытого моря постепенно расширялось и обогащалось. Первоначально его элементами, имеющими самостоятельное значение (как менее обобщенные принципы), считались свободы судоходства и рыболовства.
Свобода судоходства означает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или внутриконтинентальным, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Эта свобода всегда распространялась как на торговое, так и на военное мореплавание.
Свобода рыболовства — это право всех государств на то, чтобы их юридические и физические лица занимались рыболовством в открытом море. В связи с усовершенствованием орудий лова в содержание данного принципа постепенно вошла обязанность государств искать пути к сотрудничеству по охране живых ресурсов открытого моря.

В последней трети XIX в. сформировался новый элемент свободы открытого моря — свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. В первой четверти XX в. в международном воздушном праве утвердился принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушное пространство над его территорией и одновременно с этим принцип свободы полетов летательных аппаратов (как гражданских, так и военных) над открытым морем.
К концу XIX — началу XX в. относится становление принципа свободы научных исследований в открытом море. Его соблюдение создает реальные возможности для сотрудничества государств при использовании Мирового океана в различных целях в интересах каждого из них и всего международного сообщества в целом.

Положения, сформулированные в этих документах, весьма сходны с нашедшими закрепление в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. В ней установлен перечень свобод открытого моря, включающий свободы судоходства, рыболовства, прокладывать подводные кабели и трубопроводы, летать над открытым морем. В преамбуле упомянутой конвенции подчеркивается, что Конференция приняла постановления, носящие общий характер декларации установленных принципов международного права. Дальнейшее развитие принцип свободы открытого моря получил в новой Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в ст. 87 этого документа указано, что свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований.
В данный перечень включены две свободы, не фигурировавшие в Женевской конвенции об открытом море: свобода научных исследований и свобода возводить, искусственные острова и установки. Это объясняется бурным развитием науки и техники, обеспечившим новые возможности для использования открытого моря. Указание на право создавать установки, лишь допускаемые международным правом, лишний раз подчеркивает, что осуществление государствами этой свободы не может приводить, к нарушению основных принципов международного права, в частности, принципа запрещения применения силы или угрозы силой. На искусственных островах и установках не может размещаться ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения. При использовании этой свободы, как и других свобод открытого моря, следует исходить из совмещения различных видов деятельности государств в открытом море. Поэтому недопустимо создание искусственных островов и установок на морских путях, имеющих, например, важное значение для международного судоходства.
Свобода научных исследований в числе других принципов, составляющих свободу открытого моря, впервые указана в универсальной международной Конвенции 1982 г. Кроме того, в Конвенции содержится специальный раздел (часть XIII) «Морские научные исследования». Все это свидетельствует о возрастающем значении таких исследований, как важной предпосылки дальнейшего освоения Мирового океана в интересах всех государств и народов.
Свободы судоходства, полетов и прокладки подводных кабелей и трубопроводов, действуют и в создаваемых в соответствии с Конвенцией 1982 г. 200-мильных экономических зонах. Так, согласно ст. 58 Конвенции в экономической зоне все государства пользуются свободами, указанными в ст. 87 и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, в частности связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов, подводных кабелей и трубопроводов.

1)прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности кабелей и трубопроводов, если при этом соблюдаются его права принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки природных ресурсов последнего и предотвращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов; 2) определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства.
В ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. указано, что все государства пользуются свободой рыболовства с соблюдением условий, изложенных в разделе 2 гл. VII, который носит название «Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими». Положения указанного раздела сводятся к следующему: 1) все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при соблюдении ряда условий (ст. 116); 2) все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря.
В существующих условиях принцип свободы рыболовства сохраняет важное значение и продолжает действовать согласно п. 1 «а» ст. 87 в открытом море за пределами экономических зон. И хотя более 90% всей мировой добычи морепродуктов осуществляется в прибрежных морских зонах, глубоководные районы открытого моря могут в перспективе давать значительно больше продуктов моря для обеспечения белком населения Земли.

60) Раскройте содержание правового режима исключительной экономической зоны.

Пространства Мирового океана, имеющие юридический статус исключительной экономической зоны, — одно из новейших явлений в современном международном морском праве, нашедших воплощение в VI Конвенции ООН по морско­му праву 1982 г.

Исключительная экономическая зона, согласно Конвенции (ст. 55), представляет собой район, который находится за пределами территориального моря, прилегает к нему и подпадает под установлен­ный в настоящей части Конвенции особый правовой режим.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превы­шать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от кото­рых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим этой зоны предусматривает, что прибрежное го­сударство осуществляет в ней:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения при­родных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по эконо­мической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производ­ство энергии путем использования воды, течений и ветра;

юрисдикцию в отношении создания и использования искусствен­ных островов, установок и сооружений, морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды;

другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать в зоне искусственные острова, установки и сооружения, а также разре­шать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Оно осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями, издает соответствующие законы и правила, а также определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и принимает меры по их сохра­нению от чрезмерной эксплуатации.

Все другие государства пользуются в зоне правами, свободами и юрисдикцией, предусмотренными положениями Конвенции, касаю­щимися открытого моря.

Прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне обязано должным образом учитывать права и интересы других государств, как они предусмотрены в Конвенции.

61. В чем суть различий правового режима национального воздушного пространства и воздушного пространства общего пользования?!

Воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над территорией которого оно расположено. Режим международных полетов в суверенном воздушном пространстве основывается на полном и исключительном суверенитете государств и вытекающих из него совокупности суверенных прав, касающихся допуска иностранных воздушных судов для международных полетов, защиты и охраны воздушных государственных границ, осуществления юрисдикции в отношении полетов иностранных воздушных судов, режима международных воздушных передвижений в суверенном воздушном пространстве, осуществления аэронавигационного контроля за полетами над государственной территорией, обеспечения безопасности международных полетов. Реализация указанных суверенных прав подчинена ключевой задаче – обеспечению безопасного использования суверенного воздушного пространства.

Воздушное пространство общего пользования (также, международное/открытое) – это воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной и открытым морем. В соответствии с принципом свободы полетов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под власти какого-либо государства. +Комплекс прав, которые может осуществлять каждое государство в отношении международного воздушного пространства (юрисдикция над своими воздушными судами, обеспечение безопасности полетов и т.д.)

Чикагская конвенция 1944 г. – один из основных источников!







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.006 с.)