ТОП 10:

Основные процедуры и механизмы защиты прав человека на международном уровне. (органы см.в вопросе 55)



Международные средства защиты прав и свобод представляют собой создаваемые в соответствии с международными правовыми актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных, уничижающих достоинство видов обращения и наказания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц (или группы лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушений государством-участником изложенных в Конвенции прав. После рассмотрения сообщения и запрошенной у государства информации Комитет представляет свои мнения, предложения, рекомендации соответствующему государству и заинтересованному лицу.

Комитет по правам человека, учрежденный Пактом о гражданских и политических правах, обладает доп. компетенцией- рассмотрение индивидуальных обращений в связи с нарушением прав, изложенных в Пакте. Условие осущ-ния данной функции Комитетом -участие гос-ва не только в Пакте, но и Протоколе (для РФ протокол вступил в силу 1 янв. 1992г.) и признание государством указанной компетенции Комитета.

Любое лицо, находящееся под юрисдикцией такого гос-ва , утверждающее, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте было нарушено, и которое исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (или если применение внутренних средств неоправданно затягивается), может представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках СНГ. Статья 33 Ус­тава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам челове­ка как консультативного органа. Согласно Положению об этой Комиссии, она компетентна рассматри­вать как письменные запросы государств по вопросам наруше­ния прав человека, так и индивидуальные и коллективные об­ращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударствен­ные средства правовой защиты. На основе представленной ин­формации Комиссия готовит заключение.

Можно отметить общую тенденцию дополнения националь­ных правовых механизмов международными. Характерен под­ход Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, воплощенный государствами-участниками в Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г.: "Мы будем обеспечи­вать, чтобы каждый человек пользовался доступом к эффек­тивным средствам правовой защиты, национальным или меж­дународным, против любого нарушения их прав". Рассмотрен­ные акты обеспечивают в определенной мере процедуры пра­вовой защиты индивидов в международных органах.

Следуя своим международным обязательствам, Российская Федерация в конституционном законодательстве предусмотре­ла такого рода процедуру. Соответствующая норма содержится в ч. 3 ст. 46: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой защиты".

57. Международное морское право. Источники.Международное морское право - совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.

Источники. Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи. И в наши дни обычаи не утратили значения, но уступили главенствующее положение международным договорам.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960гг. о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III конференции ООН по морскому праву (1973-1982гг., вступила в силу 10 дек. 1982г.), которая была подписана 150 гос-вами, и на сегодняшний день является основным источником международного морского права. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:


· Договор по Антарктике 1959 года

· Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года;

· Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года;

· Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972;

· Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974;

· Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979;

· Ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды – относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969г.


Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договорыпо различным вопросам морской деятельности:


· Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

· Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

· Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года;

· Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

· Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством РФ и Правительством Японии в области поиска и спасения на море 1993г.;

· Соглашение между СССР и Польшей о разграничении континентального шельфа;

· Соглашение о разграничении советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988г.


В целях наиболее эффективной реализации норм межд. морского права издаются внутригосударственные законодательные и иные правовые акты:

· Закон РФ «О государственной границе РФ»;

· Водный кодекс РФ;

· Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;

· «Об исключительной экономической зоне РФ»;

Правила плавания и пребывания иностр. военных кораблей и др. гос. судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутр. морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 окт. 1992г. и ряд других.

 

58. Правовой режим внутренних вод. Их состав. Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Правовой режим внутр. морских вод и портов РФ определяется: Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»; Порядком создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ от 19 янв.2000г.; ВдК (водным кодексом) РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ и др. (в том числе законами субъектов РФ).

Правила, которые применяются во внутренних морских водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям» (периодически издаваемый информационный бюллетень об изменениях в навигационной обстановке для внесения в мореходные пособия: карты, лоции и т.п.)

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. В состав внутренних вод входят:
''водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству; акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений; " воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;
" морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешения прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. Открытыми портами в России объявлены: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др. По российскому законодат-ву иностр. невоенные суда могут заходить в порты РФ, открытые для захода таких судов. Они обязаны уведомить о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностр. гос-в могут заходить во внутр. воды и порты на основе разрешения прибрежного гос-ва либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осущ-ся вынужденный заход иностр. военных судов при чрезвычайных обстоятельствах (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной мед. помощи, доставка спасенных людей и др.)

Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т. п.).
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окр. Среды прибрежные гос-ва предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру и др. варианты контроля. Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка и перегрузка грузов осущ-ся под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются тамож. пошлинами. Прибрежное гос-во не может взимать плату с судов за пребывание и заход в порт. Плата -только за оказанные услуги (ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), технич. средствами.

Юрисдикция. На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного гос-ва. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного гос-ва вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. Такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного гос-ва; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула гос-ва, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В этих случаях власти прибрежного гос-ва вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости проведения указанных мер извещается консул страны флага судна.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.006 с.)