Как можно определить право международных договоров, каково его место в системе международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно определить право международных договоров, каково его место в системе международного права.



Международный договор – это соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Право международных договоров – отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов МП по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров

Основные источники:

1) Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. регламентирует порядок заключения международных договоров, значение такого договора для третьих государств, основания их недействительности, право на оговорку и ряд других вопросов договорного права.

2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

3) Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

 

29. Назовите стадии заключения договоров и раскройте содержание каждой из них.

Договор: преамбула, основная, заключительная (вступление в силу, прекращение) части, подписи сторон; приложения в виде протоколов,

1. подготовка проекта договора (готовят либо участвующие стороны, либо, если планируется многосторонний договор, это делается по линии ООН). Проводятся переговоры или разработка ведется главными органами организации, путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

2. принятие текста договора (Установление аутентичности). Решение путем голосования или консенсуса.

3. подписание - согласие на обязательность договора.

Парафирование – скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Подписание без парафирования происходит с согласия сторон с его содержанием. Делаются оговорки к тексту и заявления.

ad referendum – условное подписание, нуждается в последующем подтверждении госвом или орг.

Обмен нотами и письмами.

Альтернат – очередность подписания. Депозитарий – хранение подлинников, заверение копий

4. ратификация – согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством. Международные договоры РФ ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. Проект Федерального закона направляется в Совет Федерации. Из Совета Федерации Президенту для подписания и опубликования.

Принятие договора: с момента подписания, по истечение 90 дней, после опубликования (Промульгация – обнародование закона (Российская газета), по опред. дате, получние писем, нот, ратификация всеми участниками, определенное событие.

Оговорка к договору – односторонне заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору, срок 12 месяцев для возражения против оговорки.

Толкования: аутеитичное (обмен нотами, протоколом), международное (организац), грамматическое (значение слов), логическое (сопоставление статей), историческое (ист. обстановка, систематическое (сравнение с другими договорами).

 

30. Какие существуют основания для признания международного договора недействительным?

Абсолютное: Венская конвенция 1969 года содержит исчерпывающий перечень оснований недействительности договоров. Основаниями недействительности являются принуждение государства, обман, ошибка, противоречие договора норме jus cogens и др. Если договор был заключен в результате принуждения государства посредством угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН, он является ничтожным. Ничтожным считается также договор, который заключен в результате принуждения представителя государства действиями или угрозами, направленными против него. Недействительными являются договоры, которые заключены в результате подкупа представителя государства, обмана контрагента либо ошибки, которая касается факта или ситуации, представляющих существенную основу согласия на участие в договоре.

Относительное: недействительность с момента оспаривания, добросовестные действия до ссылки на недействительность не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора, наршение внутреннего права, превышение представитлем госдарства правомочий на выажения согласия на обязательность договора, ошибка по факту, существенному при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность.

Государство утрачивает право дезавуировать свое согласие на обя­зательность для него договора, если оно, зная о наличии обстоятельст­ва, позволяющего это сделать, применяет и исполняет положения этого договора. Иначе говоря, оно рассматривается в таком случае как мол­чаливо согласившееся сохранить его в силе. Это правило именуется в международном праве правилом эстопеля (estopel). Оно изложено, в частности, в ст. 45 Венской Конвенции 1969г

 

31. По каким признакам классифицируются международные конференции?

Международная конференция - временный коллегиальный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей. Нормы о международных конференциях носят как правило характер общих норм. В частности, они содержаться в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

В зависимости от участвующих субъектов международные конференции делятся на межправительственные и неправительственные (форма народной дипломатии). Межправительственные конференции являются формой многосторонней дипломатии и одним из главных средств международных переговоров. Современная межправительственная конференция — это временный коллективный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей.

В зависимости от круга участников межправительственные конференции подразделяются на универсальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие к определенному региону. На многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, в качестве наблюдателей допускаются представители заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции.

В зависимости от уровня представительства проведения конференции, который определяется важностью вопросов или степенью их готовности для обсуждения и урегулирования, делегации на межправительственных конференциях делятся на наивысшего уровня ( возглавляются главами государств), высокого уровня (главами правительств, министрами иностранных дел) и среднего уровня (чиновники министерств иностранных дел, эксперты и т. д.). Важно то, что в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени государства или правительства.

В зависимости от порядка созыва. Межправительственные конференции созываются либо международными организациями (в рамках последних или под их эгидой), либо государствами-инициаторами. Созыв конференции в рамках или под эгидой межправительственной организации не изменяет ее характера как самостоятельного международного органа ad hoc. Некоторые конференции являются периодическими и длятся по многу лет (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе продолжается с 1973 г.).

В зависимости от целей созыва межправительственные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические (для разработки и принятия договоров) и смешанные.

В зависимости от предметного содержания международные конференции могут быть политическими, преследующими цели общего характера: установление мира в глобальном или региональном масштабе в результате уже преодоленного конфликта, создание военно-политического или политико-экономического альянса, формирование глобальной или региональной международной организации и т. д., и техническими: выработка принципов сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью, в области экологии, в области освоения космического пространства в мирных целях и т. д.

В зависимости от своих целей международные конференции могут быть совещательными (на которых представляют необязательные рекомендации правительствам или принимают решения, в которых содержатся руководства или инструкции секретариата международной организации), законодательными (на которых обсуждают и принимают текст международного договора) и информационными (на которых предлагают материалы для международного обмена информацией).

В зависимости от формы организации и проведения международные конференции могут подразделяться на двусторонние или многосторонние, обсуждать одну тему или несколько, квалифицироваться как специальные конференции (ad hoc) или обычные и т. д.

В зависимости от сферы деятельности их участников международные организации могут подразделяться на общие (генеральные) максимум государств, или на закрытые ("Большая семерка").

Исходя из оперативной цели проведения международные конференции могут считаться дипломатическими или полномочными, в ходе которых принимаются решения, имеющие международное значение и являющиеся обязательными для выполнения их государствами-участниками, либо предварительными или экспертными, на которых не принимают решения, а только формулируют и составляют проект договора или международного официального документа.

* Подготовка и созыв международных конференций С предложением (инициативой) о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или международная организация. Подготовка конференции начинается с определения цели, повестки дня, уровень представительства, время и место проведения, правила процедуры. Согласование мнений государств - по дипломатическим каналам или в рамках специальных консультаций. В тех случаях, когда конференция созывается в рамках или под эгидой межправительственных организаций, время и место ее созыва фиксируются в соответствующих резолюциях этих организаций. Когда конференция созывается межправительственной организацией, она проводится либо в ее штаб-квартире, либо по приглашению какого-либо государства — члена организации на его территории. Уровень представительства на конференциях определяется характером и значимостью рассматриваемых проблем, может изменяться. * Правила процедуры и порядок принятия решений Правила процедуры регламентируют следующие аспекты работы конференций: порядок утверждения повестки дня - официальный акт; выборы руководящих органов конференции (председатель конференции, несколько его заместителей, генеральный докладчик - бюро конференции); порядок образования вспомогательных органов — комитетов и рабочих групп, а также избрания их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции (перевод выступлений и документов на языки конференции, распространение документов, ведение протоколов заседаний и т. д.); установление необходимого кворума для начала работы (обычно — простое большинство зарегистрировавшихся делегаций); полномочия председателя; очередность выступлений; очередность постановки на голосование процедурных предложений (обычно приоритет постановки на голосование отдается в такой последовательности: отложить заседание, сделать перерыв, отложить дебаты по обсуждаемому вопросу, закрыть дебаты по обсуждаемому вопросу); порядок внесения предложений и поправок, а также их снятия; порядок проведения голосования (решение чаще всего принимается большинством присутствующих и голосующих делегаций, при этом воздерживающиеся при голосовании не считаются голосующими); условия участия наблюдателей; порядок изменения правил процедуры. Согласно некоторым правилам процедуры, для принятия решения по существу может требоваться квалифицированное большинство (обычно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании), но процедурные решения всегда принимаются простым большинством. Поэтому часто развертывается дискуссия по поводу того, является ли предстоящее решение проблемой существа или процедуры, от чего зависит число голосов для его принятия. Все чаще на практике применяется правило консенсуса. Поправкой считается предложение, которое лишь что-то добавляет к первоначальному предложению, исключает из него некоторую часть или изменяет его. Если поправка изменяет существо предложения, то она таковой не признается, а может ставиться на голосование в качестве конкурирующего предложения. По просьбе любой делегации предложение или поправка может ставиться на голосование по частям (раздельное голосование). Если не принята ни одна часть, предложение в целом на голосование не ставится. Если голосованием принято несколько частей документа, то он обязательно ставится на голосование в целом. Языки, на которых ведется работа на конференциях, делятся на официальные (на которых можно произносить выступления и на которых издаются все официальные решения конференции) и рабочие (на которых ведутся протоколы). Как правило, рабочими языками является лишь несколько из числа официальных, что сокращает расходы на издание документов. На многих конференциях принимается и такой документ, как заключительный акт, в котором указываются название или цель конференции, участники, время и место ее проведения, содержатся сведения об итогах и достижениях конференции (например, о принятии конвенции, доклада, деклараций, резолюций и т. д.).

 

32. Каков правовой статус делегаций на международных конференциях?

Основным элементом, отличающим международную конференцию от простого совещания политиков разного уровня, является участие в ней делегатов государств или международных организаций, имеющих качество временных представителей. Цель конференции, в отличие от простого совещания, состоит в выработке соглашения, обсуждении договора или его принятии в ходе переговоров. Международная конференция не имеет качества международного юридического лица, поскольку не является субъектом международного права и представляет собой только временное объединение государств, составляющих ее. В этом контексте следует отметить, что Венская конвенция 1975 г. наделяет международную конференцию компетенцией, правами, юридическими обязанностями, придающими ей качества квази-субъекта международного права.

Обычно делегация каждого государства состоит из аккредитованных представителей, необходимого числа их заместителей, а также советников и экспертов. Общие положения, касающиеся состава делегации на конференциях, созываемых межправительственными организациями или под их эгидой, регламентируются Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года. Статья 45 этой конвенции гласит: «Помимо главы делегации делегация может включать делегатов, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал».

Конвенции 1975 г. определяется также правовой статус делегаций в органах международных организаций и на международных конференциях: неприкосновенность жилых помещений, членов делегации, свобода сношений со своим государством и др. Объем привилегий и иммунитетов представителей близок к объему привилегий и иммунитетов дипломатических агентов (см. Дипло­матические привилегии и иммуните­ты), предусмотренному Венской кон­венцией о дипломатических сношениях 1961.

Венская конвенция предусматривает неприкос­новенность личности глав и членов делегаций, направляемых государствами в органы международных организаций и на созываемые ими конференции, неприкосновенность занимаемых ими помещений, иммунитет от юрисдикции страны пребывания, освобождение их от повинностей, налогов, пошлин, сбо­ров и т.п: В числе важных положений Венской конвенции можно назвать такие, как право посылающего государства назначать сотруд­ников представительств по своему ус­мотрению, не испрашивая в какой-либо форме согласия принимающего государства, полная неприкосновенность почты представи­тельств и делегаций и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.016 с.)