Перспективы по расширению ЕС. Страны-претенденты. «европейские соглашения». Соглашения об ассоциированном статусе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы по расширению ЕС. Страны-претенденты. «европейские соглашения». Соглашения об ассоциированном статусе.



Первое расширение произошло в 1973 году., Когда к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия - страны, имевшие близкий к странам-членам уровень экономического развития. На следующих этапах в ЕС присоединялись как страны с более низким макроэкономическими показателями (ВВП Греции составлял 50% от среднего по странам ЕС, Испании и Португалии - 40%), так и развитые страны (Австрия, Финляндия, Швеция). Процесс расширения ЕС активизировался после распада социалистической системы, когда большинство стран Центральной и Восточной Европы выразила желание вступить в ЕС. В 2004 и 2007 гг. Рост числа членов ЕС состоялось в первую очередь за счет вступления этих краин2.

Расширение ЕС сопровождалось как положительными эффектами, так и обострением противоречий между странами-участницами. Положительные экономические эффекты расширения прежде всего были связаны с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС, что стимулировало экономический рост всех стран-участниц. Однако больший эффект от беспошлинного ввоза товаров, притока инвестиций, использования финансовых ресурсов ЕС на цели экономического, регионального и социального развития все же получали новые страны. Как правило, через два года после вступления темп экономического развития новых стран начинал опережать темп роста старых членов союза. Соответственно рос общественное благосостояние, сокращался разрыв в уровнях экономического развития и уровнях жизни в странах-членах ЕС

В то же время неравномерность хозяйственного развития и структурные диспропорции стали основными причинами обострения противоречий внутри союза. Эти противоречия усилились сначала со вступлением в ЕС менее развитых стран (Ирландии, Испании, Португалии, Греции), а особенно - с присоединением к Евросоюзу стран с трансформационной экономикой. В ЕС начало расти недовольство масштабами и последствиями расширений. Появился даже термин «усталость от расширения". В 2006г. Европейский Совет, приняв предложенную Европейской Комиссией "Стратегию расширения и Специальное сообщение о поглощающей способности", подчеркнула принципиальную позицию о приостановлении расширения на более или менее длительное время и прекращения массовых "волн расширения" через интеграционную усталость стран-членов ЕС [5, 42].

Одной из основных причин «усталости от расширения" во многих старых странах-членах является расхождение между социально-экономическим показателям новых членов и средними по ЕС. Финансовое бремя выравнивания и конвергенции несут старые страны ЕС шести странам-донорам противостоит 21 страна-бенефициар. Распределение централизованных ресурсов через Структурные фонды и Фонд единства также происходит в пользу "новых европейцев" в обход старых.

Однако, несмотря на интеграционную усталость и осторожное отношение ЕС к дальнейшему расширению, с июля 2013 28-й страной-членом Евросоюза стала Хорватия. Кандидатами на вступление в ЕС пять стран: Исландия, Македония, Черногория, Сербия и Турция. Албания, Босния, Герцеговина и Косово являются потенциальными кандидатами на вступление в Евросоюз [6]. Больше всего Европейский Союз заинтересован в присоединении стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В странах ЕАСТ проживают почти 13 млн. Жителей, а по объемам продаж товаров ассоциация занимает девятое место в мире.

В 2009 г.. По инициативе Польши и Швеции была основана программа Восточного партнерства - программа сближения и сотрудничества с ЕС шести государств (бывших республик СССР) Восточной Европы и Северного Кавказа: Украины, Беларуси, Молдовы Грузии, Армении и Азербайджана. Целью Восточного партнерства является содействие многоплановым изменениям, которые приближают эти страны к существующим в ЕС стандартов в сфере экономики, государственного администрирования, эффективного управления, развития неправительственного сектора, трансграничного сотрудничества и экологии. Предполагается, что успешные реформы, инициированные программой Восточного партнерства, могут в долгосрочной перспективе облегчить вступление этих государств в ЕС. Однако такое вступление не является непосредственно целью программы.

Двустороннее сотрудничество между ЕС и отдельными странами в рамках программы Восточного партнерства предусматривает:

- Подписание Соглашения об ассоциации, которая является основой более тесного сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, права и свободы, экономики и культуры; целью соглашения является мобилизация партнеров к соблюдению стандартов, близких союзным;

- Постепенную либерализацию визового режима до полной отмены виз в долгосрочной перспективе;

- Создание зоны свободной торговли.

Переговоры по подготовке Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также создание зоны свободной торговли продолжались в течение 2007-2012 гг. И имели завершиться его подписанием 28 ноября 2013. Неожиданное решение правительства Украины приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения с ЕС, принятое за несколько дней до заключительного Вильнюсского саммита, вызвало волну протестов и привело к гражданскому противостоянию в стране. После смены власти новое правительство 21 марта 2014 в Брюсселе подписал политическую часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, касающейся политического взаимодействия, вопросам безопасности и борьбы с терроризмом. Экономическую часть соглашения, предусматривающего создание полноценной зоны свободной торговли и касается таких вопросов, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защиты интеллектуальной собственности, порядке рассмотрения споров и условий налогообложения, Украина рассчитывает подписать до конца 2014 года.

Страны-члены Европейского Союза - страны, которые присоединились к Европейского экономического сообщества, начиная с 1958 года. Сначала Европейский Союз был основан шестью странами (Франция, Италия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), но после этого состоялось семь этапов последовательного расширения ЕС, сейчас насчитывает 28 членов.

 

На данный момент три страны имеют статус кандидатов на вступление в ЕС Македония, Турция, Черногория

Европейское соглашение (англ. Europe agreement) - особый тип соглашений об объединении (ассоциации), которые Европейский Союз заключил в 1990-х годах с десятью странами Центральной и Восточной Европы, а именно: с Болгарией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Венгрией и Чехией. Базируются на соблюдении прав человека, демократии, верховенства права и рыночной экономике и имеют целью подготовить ассоциированные страны к вступлению в ЕС.

Со странами, которые имеют Европейские соглашения, происходит процедура скрининга законодательства, когда весь объем законодательства стран-кандидатов, которое подлежит компетенции ЕС, последовательно проверяется на соответствие требованиям ЕС, на что предполагается соответствующая экспертная и финансовая помощь

Сейчас ЕС имеет действующие соглашения об ассоциации с Тунисом, Израилем, Марокко, Иорданией, Египтом, Палестинской автономией (переходная соглашение) и Чили. Подобные соглашения также подписаны (хотя они еще не вступили в силу) с Алжиром и Ливаном.

 

Как видим, кроме Чили, все эти страны входят в средиземноморской интеграционной системы - так называемого Барселонского процесса, целью которой является интеграция стран ЕС с его южными и восточными средиземноморскими партнерами. В его рамках закладываются условия для создания зон свободной торговли между ЕС и его средиземноморскими партнерами, координируется политика в сфере миграции и безопасности. Ожидается, что недавняя инициатива Франции, поддержанная странами ЕС на последнем заседании Европейского Совета - создание так называемого "Союза для Средиземноморья" (Union for the Mediterranean), усиливать этот процесс.

Вряд ли можно сказать, что эти "соглашения об ассоциации" со средиземноморскими соседями ЕС содержат что-то, чего Украина бы уже не было в рамках своих нынешних отношений с Союзом или что-то, что она не могла бы получить в рамках Нового усиленного соглашения, переговоры о которой сейчас идут. Средиземноморские страны входят в сферу действия Европейской политики соседства (ЕПС), а Украина, согласно оценкам Европейской Комиссии и Совета Министров ЕС, находится в авангарде процессов ЕПС.

 

В то же время последние инициативы ЕС свидетельствует о том, что географический простор "соглашений об ассоциации" Союз стремится распространить значительно дальше от круга своих соседей. Мы уже упоминали о Чили - страну, с которой Союз отношения "ассоциации" с 2002 года. Другие страны Южной и Центральной Америки также находятся в кругу интересов Союза, причем здесь ЕС нацеливается уже не на двусторонние, а на межрегиональные сделки. К примеру, сейчас идут переговоры о заключении подобных соглашений об ассоциации между ЕС и Организацией южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла), Андского сообщества (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и странами Центральной Америки (Коста рекой, Сальвадором, Гватемалой, Гондурасом, Никарагуа и Панамой как наблюдателем).

 

Кроме подобных подписанных или запланированных соглашений, существуют и другие формы отношений ЕС с его партнерами, в которых также содержится слово "ассоциация". Одним из примеров можно назвать Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА; Stabilisation and Association Agreement, SAA) - формат соглашения между ЕС и странами Балканского региона. В отличие от соглашений об ассоциации со странами Барселонского процесса, ССА с балканскими странами содержат перспективы более тесного интеграции с ЕС до будущего членства в Союзе.

 

Турция - страна-кандидат на вступление в ЕС - также имела Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (подписанное еще в далеком 1964 году), что в 1995 году была углублена в Соглашение о создании таможенного союза. Подобным образом, многие страны Восточной и Центральной Европы, прежде чем присоединиться к ЕС, заключали с Союзом так называемые "Европейские соглашения" (Europe Agreements), которые "устанавливали отношения ассоциации" (establishing an association) между ними и ЕС, и в которых было определены перспективы их "полной интеграции" в объединенную Европу.

 

Объединяя все эти примеры, можно подытожить, что само по себе понятие ассоциации может толковаться различными способами в зависимости от формата отношений конкретной страны или региона с ЕС; при этом по-настоящему важную роль играет не столько само слово "ассоциация", как конкретное содержание соглашения, заключаемого между ЕС и страной-партнером или партнерским интеграционным объединением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.007 с.)