Право ЕС как автономная правовая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право ЕС как автономная правовая система.



Вопрос об автономности права Европейского союза является одним из ключевых как для его понимания, так и применения. В случае не признания за ним самостоятельности, и отнесении его к региональным нормам международного права, право ЕС могло бы потерять возможность прямого действия на территории стран членов Европейского союза. Это объясняется тем, что место международно-правовых норм в национальном законодательстве определяется конституционным актом каждого из государств. То есть для применения правовых норм права Европейского союза была бы однозначно необходима их имплементация в национальные правовые системы. Соответственно могла бы возникнуть ситуация когда нормы права Европейского союза действовали бы в одних государствах членах Европейского союза напрямую, а в других только через издание национального правового акта. Определяющим моментом послужила позиция Суда Европейского союза. В решении по делу Фламинио Коста от 15 июля 1964 г. (дело № 6/64) дана весьма четкая характеристика права ЕС как особой правовой системы. «В отличие от обычных международных договоров, договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая, со вступлением договора ЕЭС в силу, стала неотъемлемой составной частью правовых систем государств членов, и положения которой обязаны применять их суды». Эта позиция Суда была подтверждена и развита в многочисленных других решениях, ей придерживаются и другие институты Европейского союза. То есть, по сути, договор ЕЭС был приравнен к конституционным актам, что и позволило считать момент его вступления в силу отправной точкой начала существования права Европейского союза как автономной, самостоятельной правовой системы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы относительно юридической сущности права Европейского Союза:

– право ЕС – это самостоятельная правовая система по отношению к "классическим" системам внутригосударственного и международного права;

– право ЕС является особой комплексной правовой системой, интегрировавшей в себе черты, с одной стороны, национального и международного права, с другой – континентального и англосаксонского права. При этом в праве ЕС имеются и свои уникальные юридические конструкции, впервые здесь разработанные и опробованные на практике, а также специфические методы правового регулирования;

– главной тенденцией эволюции права ЕС является его сближение по ряду формальных и сущностных характеристик с национальным (внутригосударственным) правом, при сохранении и творческом развитии его международно-правовых черт. Возникающая в результате такого развития уникальная правовая система будет с неизбежностью отличаться от двух "сплавленных" вместе базовых компонентов и будет обладать принципиально новыми качествами, многие из которых нам еще не известны.

******* Поняття та змист «acquis communautaire».

Acquis communautaire (с фр. — «достояние сообщества») — правовая концепция в системе правовых норм Европейского союза. Также употребляются термины Community acquis («acquis Сообщества»), Union acquis («acquis Союза») или просто acquis. Точное определение термина и его содержание является предметом дискуссии правоведов, наиболее общее толкование acquis communautaire — совокупность различных принципов, правил и норм, накопленных в рамках Европейского союза и подлежащих обязательному сохранению в процессе его деятельности и дальнейшего развития.

История

Возникновение концепции acquis communautaire относится к 60-м годам XX века, когда встал вопрос о расширении Евросоюза (включавшего в то время Бельгию, ФРГ, Италию, Люксембург, Нидерланды и Францию) путём присоединения Великобритании, Ирландии, Норвегии и Дании. В ходе переговоров стран-учредителей ЕС с кандидатами на вступление вырисовался принцип, согласно которому вступающие государства помимо положений учредительных договоров должны также принять внутренние акты Сообщества, а также международные соглашения Сообщества с третьими странами. Иными словами, упор был сделан на адаптацию правовой системы страны-кандидата, но не Евросоюза.

Первое официальное использование термина acquis в нормативных актах Евросоюза относится к 1992 году — Маастрихтский договор предусматривает соблюдение acquis communautaire в качестве одной из основных целей ЕС.

Содержание концепции

В ходе расширения Европейского союза менялось и расширялось содержание acquis. Ко времени пятого расширения ЕС концепция acquis была разбита на 31 главу[1]:

Свобода перемещения товаров Свобода перемещения людей Свобода оказания услуг

Свобода перемещения капитала Законодательство о компаниях Политика в сфере конкуренции

Сельское хозяйство Рыболовство Транспортная политика Налогообложение

Экономическая и монетарная политика Статистика Социальная политика и трудовые вопросы

Энергетика Политика в сфере индустрии Мелкое и среднее предпринимательство

Наука и исследования Образование Телекоммуникации и информационные технологии

Культура Региональная политика и координация социальных инструментов

Окружающая среда Защита прав потребителей и здоровья

Взаимодействие в сфере правосудия и внутренних дел Таможенный союз Внешние сношения

Общая внешняя политика и политика безопасности Финансовый контроль

Финансовое и бюджетное регулирование Институты Прочие вопросы

Для переговоров с Хорватией (вступившей в 2013 году), Исландией, Турцией и Черногорией концепция acquis разделена уже на 35 глав[2].

Особое значение концепции acquis communautaire заключается в том, что она гарантирует гомогенность правовой системы Евросоюза, поскольку базируется на идее невозможности изменения его составных частей в процессе сотрудничества с другими субъектами международного права. Она в целом обеспечивает целостность этой системы и обязательное одинаковое применение права Евросоюза во всех государствах-членах.

С обеспечением гомогенности права европейских интеграционных объединений связано, в частности, развитое в нескольких решениях Суда ЕС толкование права Евросоюза в качестве нового правопорядка, в пользу которого государства ограничили свои суверенные права, и который является "отличным как от международного права, так и от национального права".

Таким образом, общий доработок (acquis communautaire) можно определить как совокупность правовых норм, судебных решений, доктринальных понятий, рекомендаций, договоренностей и т.д., которые возникли за время существования европейских интеграционных объединений. Они являются основой правопорядка Евросоюза и должны восприниматься безоговорочно государствами-членами и странами-претендентами на вступление в Евросоюз. Поскольку acquis communautaire касается прежде всего государств-членов и стран-претендентов на членство в Евросоюзе, то обязательное использование термина acquis communautaire в широком смысле в украинском законодательстве не является крайне необходимым. Надо также учитывать и то, что содержание общего наследия постоянно меняется. Поэтому важной должна стать помощь со стороны Евросоюза, предусмотрена ст. 51.4 СПС, особенно когда речь идет об определении содержания положений права Евросоюза, с которыми нужно гармонизировать законодательство Украины. Надо также учитывать, что любые попытки дать в законодательстве Украины расширенное толкование acquis communautaire потребуют значительных финансовых затрат на процесс гармонизации. Усматривается, что для Украины пока что оптимальным является использование в нормативно-правовых актах термина "законодательство Евросоюза", той части общего наследия Евросоюза, которая охватывает практически все акты европейских интеграционных объединений, в которых должно приводиться в соответствие украинское законодательство в процессе реализации СПС и других соглашений и договоренностей о сотрудничестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)