Истоки наследственного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки наследственного права.



Среди правовых институтов гражданского права одним из важнейших является наследование. Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиня­ных табличках Шумера, египетских папирусах и т.д. Отноше­ния, связанные с наследованием, это одна из сфер общественных отношений, которая непременно хоть раз в жизни, но затрагива­ет почти каждого человека.

Наследственное право развивалось в зависимости от эконо­мических, политических и других условий жизни общества.

Первобытный строй — первая в истории человечества обще­ственно-экономическая формация, формой общественного уст­ройства которой на раннем этапе был, по некоторым гипотезам, матриархат1. В период первобытно-общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, когда потребности людей и сред­ства их удовлетворения были более чем скудными, наследования в современном понимании не существовало просто потому, что наследовать было нечего. Конечно, и в тот период от отца к сыну переходили орудия производства (например, орудия охоты и рыбной ловли), которые находились во владении и пользовании рода (племени). В семье оставались средства поддержания до­машнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольст­вия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени), кро­ме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим. При этом возникавшие общественные отношения регулировались не нормами права, а многовековыми традициями и обычаями, нор­мами религии, морали. Их соблюдение освящалось и обеспечи валось не мерами государственного принуждения, а обществен­ным воздействием, в первую очередь авторитетом наиболее влиятельных членов общины. Отступнику грозило изгнание, что зачастую обрекало его на смерть. К тому же он навлекал на себя гнев богов, что воспринималось в древности как самое страшное наказание1. Таким образом, можно отметить, что в целях укреп­ления экономической основы родовой общины обычай не допус­кал выхода имущества умершего за пределы рода. Принадле­жавшее умершему имущество распределялось между сородича­ми и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери. Наиболее ценные предметы индивидуального пользования погребались вместе с их владель­цем. Если умирала женщина, ее имущество поступало к детям и сестрам (но не братьям)2.

Решающую роль в эволюции имущественных отношений сыграл переход от общинной к частной форме собственности, ко­торый произошел в эпоху неолитической революции (VII —V тысячелетия до н.э.). Появился институт наследования, возник­новение которого было связано:

во-первых, с переходом от присваивающего хозяйства к про­изводящему, товарному производству;

во-вторых, с отменой уравнительного распределения в общи­не, частным присвоением средств и результатов производства;

в-третьих, с ослаблением родоплеменных связей и повыше­нием значения семьи в жизни общества (члены семьи умершего получили преимущественное право на его имущество) и др.

Постепенно сформировалось право собственности на недви­жимость, что было обусловлено:

— переходом древних общин к оседлому образу жизни, воз­никновением территориальных общин и поселений;

— возникновением и развитием земледелия и скотоводства (закреплением в собственности общины или семьи пахотных зе­мель, пастбищ и др.).

В раннеклассовом обществе (V —IV тысячелетия до н.э.) пе­реход наследства начинает носить характер универсального пра­вопреемства, то есть к наследнику переходит единая наследст­венная масса, состоящая из активной части (имущества) и пас-

сивной части (долгов). На возникновение и развитие наследственного права огромное влияние оказали такие факто­ры, как:

— возникновение государства, устанавливающего и охра­няющего нормы права;

— фактическое и формальное (юридическое) закрепление социального и имущественного расслоения общества;

— идеология и религиозные воззрения общества, представ­ления о тесной связи живых с умершими (ответственность за долги наследодателя, невозможность отречения от наследства)1.

Одним из первых памятников права был свод законов Вави­лонии периода царствования Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). В нем нет прямого указания на допустимость наследова­ния по завещанию, однако согласно ст. 165 отец мог путем даре­ния увеличить долю одного сына за счет уменьшения наследст­венных долей других сыновей. При наличии достаточных к тому оснований отец мог «отвергнуть» своего сына, т.е. полностью лишить наследства (ст. 168—169). Законы Хаммурапи преду­сматривали, что после смерти родителей к наследованию призы­вались их сыновья, а наследственное имущество делилось между ними поровну. В этом случае наследники были обязаны обеспе­чить своих сестер приданым при выходе замуж. При отсутствии сыновей к наследованию призывались дочери умершего. Жена покойного наследовала вместе с сыновьями, а кроме наследст­венного имущества она получала и свое приданое. Внуки умер­шего призывались к наследованию лишь в том случае, если их отец не дожил до открытия наследства.

В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминает­ся в законодательстве Солона (VI в. до н.э.). Права завещателя здесь несколько ограничены: завещать мог лишь мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усы­новленные, а также женщины не могли завещать.

Наиболее полное регулирование наследственных отношений рабовладельческого строя содержится в римском праве. Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской соб­ственности и семьи.

В римском праве под наследственным правом понимается совокупность норм, определяющих судьбу имущества умершего лица, а также порядок перехода имущества наследникам. Ины­ми словами, наследование рассматривается как переход имуще­ства умершего лица к одному лицу или к нескольким другим ли­цам.

В юридической литературе, посвященной исследованию рим­ского наследственного права, выделяются две концепции поня­тия наследования: наследование представляет собой юридиче­скую фикцию о посмертном продолжении власти домовладыки; наследование как юридическое завершение права собственности, а также различается четыре периода: первый — наследственное право древнейшего периода (такое право именовалось цивиль­ным наследованием); второй — наследование по преторскому эдикту; третий — наследование по императорскому доюстиниа-новскому законодательству; четвертый — наследование по зако­нодательству Юстиниана (527 — 565). Принципиальным в рим­ском праве представляется различение наследования по завеща­нию [ТЕ STAMENTUM, SUCCESSIO TESTAMENTA-ИЛ] и наследования по закону [АВ INTESTATO]. Из первых писаных римских законов — Законов XII таблиц следует, что наследова­ние по закону могло иметь место только при отсутствии завеща­ния. Наследование по закону было несовместимо с наследовани­ем по завещанию, то есть не могло быть наследования в одной части имущества умершего лица по завещанию, а в другой час­ти — по закону. Общей закономерностью в развитии римского наследственного права было постепенное усиление принципа свободы завещательных распоряжений. Но при любом порядке наследования фигурируют наследодатель и наследник. Действу­ет принцип универсального преемства в имущественных правах L и обязанностях наследодателя. Он означает, что на наследника переходят все имущественные права и обязанности наследодате­ля. Иными словами, наследник принимает наследство со всеми его активами и пассивами.

Если говорить о наследовании по завещанию, то, согласно мнению одного из корифеев римской юриспруденции Ульпиа-на, завещание есть правомерное выражение воли, сделанное тор­жественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти, завещание — это правомерная фиксация нашего намерения, со-

ставленного в торжественной форме с тем, чтобы оно имело силу после нашей смерти.

Таким образом, сущность наследования по завещанию состо­ит в том, что с его помощью собственник может распорядиться I собственностью и после своей смерти. Завещание представляет собой одностороннюю сделку, в которой выражается только во­ля завещателя. Завещатель вправе в одностороннем порядке в любой момент изменить или вовсе отменить завещание.

В Законах XII таблиц различается, «как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки (над подвластными ему лицами), так пусть то и будет ненарушимым». Юристы видели в этом положе­нии признание свободы завещательных распоряжений. Так, по мнению юриста Помпония, эти слова облекали завещателя ши­рочайшей властью. В то же время это положение устанавливало свободу завещаний. Хотя в эпоху Законов XII таблиц собствен­ник мог полностью распорядиться на случай своей смерти толь­ко в отношении движимых вещей. Семейное имущество «как ос­нова хозяйствования» передавалось из потомства в потомство. Формы совершения завещания в римском праве были самыми разнообразными: в народном собрании; перед строем войска; в семейном кругу, путем обряда манципации.

Древнейшая форма завещания состояла в том, что наследо­датель, явившись в народное собрание (специально созываемое два раза в год), устно и публично называл то лицо, которое хо­тел бы видеть своим наследником. Народное собрание могло одобрить решение наследодателя, но могло и не согласиться с ним. То есть народное собрание не было пассивным свидетелем. Его вмешательство являлось весьма внушительным. Председа­тельствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме за­вещания прибегали скорее всего тогда, когда хотели обойти по­рядок наследования, установленный законом. В дальнейшем об­ращение к народному собранию и утверждение на нем воли завещателя стало простой обрядностью.

Другой ранней формой завещания было завещание перед строем войска. Солдаты в походе, накануне сражения, публично и устно объявляли свою завещательную волю. Впоследствии ста­ли прибегать к более гибкой, хотя и более сложной форме заве­щания в семейном кругу, с применением обряда манципации. По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в комициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, то есть имущество, какому-ни­будь своему другу и просил его сделать выдачи разным лицам после своей смерти. Это и было завещание «посредством меди и весов». Завещатель в присутствии пяти свидетелей и весодержателя передавал свое имущество доверенному лицу (душеприказ­чику), которое произносило формулу: «Я утверждаю, что твое имущество находится по твоему приказанию под моей охраной, и оно пусть будет мною куплено за эту медь в соответствии с тво­им правом завещать имущество в соответствии с публичным за­коном». Вместе с этими словами доверенное лицо, ударив кусоч­ком меди по чашке весов, передавало ее в качестве мнимой цены завещателю. В период империи появляется новая форма публич­ного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в император­скую канцелярию письменного завещания на хранение. Наслед­ник должен быть назначен лично завещателем, а не кем-нибудь другим, причем ясно и точно. В то же время наследником может быть только физическое лицо, а не юридическое.

К наследованию по завещанию полностью были применимы категории правоспособности и дееспособности. К первой относи­лось право лица совершать завещание. Завещать были вправе полноправные римские граждане, но не рабы. Не могли заве­шать также некоторые категории преступников и подвластные дети.

В римском праве отсутствовала завещательная дееспособ­ность у несовершеннолетних, в частности у детей моложе четыр­надцати лет — для мальчиков и моложе двенадцати лет — для девочек. Она отсутствовала у умалишенных, у лиц, объявлен- ' ных расточителями, и у лиц, которые ни устно, ни письменно не могли изложить свою волю, например глухонемых. Наследни­ком могло быть назначено одно или несколько лиц. Завещатель был вправе определить долю каждого наследника. Если он не определял доли наследников явным образом, то наследовали в равных долях. В римском праве практиковалась и субституция, т.е. назначение эвентуального или условного наследника, которо­го можно назвать вторым наследником, на тот случай, если лицо, назначенное наследником, почему-либо не сделается таковым. Иногда назначение наследника сопровождалось возложением на последнего выполнения каких-либо действий, использования

имущества по определенному назначению. Если наследник, получивший имущество под условием, не выполнял возложенные на него обязанности, к нему в административном порядке могли А быть применены меры принуждения. Случалось, что сам завещатель уничтожал завещание, о чем делал формальное заявление перед судом или перед тремя свидетелями. Завещатель мог составить новое завещание. В некоторых случаях завещание могло быть признано недействительным или стать таковым впо­следствии, например, если отсутствовала завещательная право­способность и дееспособность, если не были соблюдены необхо­димые формальности. В то же время даже принятое наследство могло быть отнято у наследника как у недостойного. Изъятое имущество переходило к другим наследникам или в казну. Для объявления наследника недостойным необходимы основания, на­пример: умерщвление наследодателя, уничтожение составленного им завещания, умышленное воспрепятствование составлению за­вещания и другие преступления против наследодателя.

Наследование по закону в римском праве исторически воз­никло раньше наследования по завещанию. Имущество в случае смерти главы семьи переходило к его родственникам помимо во­ли главы, в силу сложившегося обычая. Наследование по закону рассматривалось нормальным порядком, а наследование по заве­щанию лишь отклонением от обычного порядка. Имущество на­следовалось только агнатами, то есть лицами, объединенными общей семейной властью домовладыки. Согласно Законам XII таб­лиц, если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжения о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут сородичи.

В данном случае устанавливаются три разряда или класса наследников.

Во-первых, свои наследники, те, кто к моменту смерти насле­додателя находились под его властью (жена, дети, внуки от ра­нее умерших сыновей, усыновленные). Если к наследству призывались лица разных степеней родства, например, вместо умершего сына вступали в наследство двое внуков, то они имели ту часть, которую получил бы их отец, будь он в живых. Лица од­ной степени родства делили имущество поровну. Во-вторых, ближайший агнат, под которым понимали и пре де всего брата умершего. При наличии нескольких агнатов оди­наковой близости они делили имущество поровну.

В-третьих, родичи, члены рода, к которому принадлежал на­следодатель. Они призывались к наследству лишь при отсутст­вии «своих» и ближайших агнатов.

В преторский период развития права в области наследования по закону происходят существенные перемены: агнатское родст­во вытесняется когнатским родством. Речь идет о лицах, связан­ных общностью происхождения (родичи по крови).

Близость когнатского родства измерялась степенями и ли­ниями. Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наслед­ников. В первый раздел входили все дети умершего и лица, при­равнивавшиеся к детям, т.е. призываются к наследству дети и внуки, независимо от того, были они подвластны или нет. К вто­рому разряду относились наследники по старому цивильному праву, т.е. при отсутствии лиц, принадлежавших к первому раз­ряду. Третий разряд охватывал кровных родственников насле­додателя вплоть до шестой степени родства. В четвертый — вхо­дил переживший супруг (муж после жены или жена после му­жа) — при отсутствии родственников первых трех разрядов. Наследование по закону могло наступить не только в том случае, если умерший не оставил завещания, но и в некоторых других случаях: если наследник, назначенный в завещании, умер рань­ше завещателя и если наследник отказался от принятия наслед­ства.

Юстиниан своими новеллами (№ 118 (543 г.), № 127 (548 г.) упростил систему наследования по закону. К наследству стали призываться исключительно когнаты. Причем без различия по­ла. Различались:

— нисходящие члены семьи умершего (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей). В данном случае наследство делилось поколенно;

— восходящие родные покойного — отец, мать, дед, бабка;

— неполнородные братья и сестры покойного и их дети;

— остальные боковые родственники по порядку близости сте­пеней безо всяких ограничений, лишь бы можно было доказать родство;

— переживший супруг. Но бедная вдова, у которой не было ничего, в том числе приданого, могла получить наравне со всеми наследниками не более одной четвертой части наследства.

Если не оказывалось никого из родственников или супруга наследодателя, то имущество считалось выморочным. Первона­чально такое имущество как бесхозяйное мог захватить всякий, то есть приобрести его на правах наследника в собственность, я Позднее, в период принципата, было установлено, что выморочное имущество принадлежит фиску — переходу в государствен­ную казну. В ряде случаев таким правом стали обладать церковь и монастыри.

Помимо универсального преемства по случаю смерти, суще­ствовало еще и так называемое сингулярное преемство в виде легатов и фидеикомиссов. Это означало, что в завещании могли содержаться отказы, то есть односторонние распоряжения о вы­даче наследником известных сумм или вещей определенным или третьим лицам. Могло последовать и распоряжение о том, что наследник должен выполнить определенные действия в пользу третьих лиц. Так и возникло сингулярное преемство, то есть пре­емство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких-либо обязанностей. Но отказ был возможен лишь в случае покрытия или уплаты наследственных долгов. Итак, отказ есть одностороннее распоряжение на случай смерти, которое предоставляет третьему лицу право на имущественную выгоду на счет наследственной массы. Отказ возможен, если ак­тив наследства превышает его пассив. Отказ возможен только по воле наследодателя. При отказе имеются три субъекта: наследо­датель, получатель отказа (легатарий) и обязанное лицо. Зна­чит, для легатов как древнейшей формы отказа характерно ли­цо, в пользу которого устанавливался легат. Исполнение легата возлагалось на назначенного в завещании наследника. Другой формой отказа был фидеикомисс, возникший в период империи. В ряде случаев наследодатель, нередко в самый момент смерти, обращался к наследнику с неформальной словесной или пись­менной просьбой выдать что-либо кому-либо или сделать что-ли­бо в пользу третьего лица. Вначале такие просьбы не имели юри­дической силы. Наследодатель обращался только к чести или со­вести наследника. Со времени Августа лицо, которому что-либо было отказано в форме фидеикомисс, получило исковую защи­ту. Фидеикомисс устанавливался при помощи кодицилла, то есть письма на имя наследника. Фидеикомисс мог быть возло­жен и на наследника по закону. Он мог быть установлен и рань­ше и позже завещания в качестве приложения к нему. Если в

одностороннем распоряжении наследодателя не было наследни­ка, то есть он не был назначен, а содержался только завещатель­ный отказ, то говорили о кодицилле, который может дополнять завещание, являться обращением к наследникам по закону. Кодицилл есть приписка, добавление к завещанию. В нем наследо­датель извещает наследника о том, как он истолковывает и до­полняет завещание. Но отменить завещание кодициллом насле­додатель не мог.

В преторском праве, то есть в период поздней республики и принципата, завещательная свобода ограничивалась в пользу определенного круга ближайших родственников. Завещательная свобода сочеталась с интересами наследников по закону, кото­рые имели определенные права на имущество наследодателя. Речь идет о так называемом необходимом наследовании. Насле­додатель не мог распоряжаться определенной долей имущества и не мог ни отменить эту долю своим завещанием, ни уменьшить ее. Эта доля выделялась прежде всего с целью защиты интересов детей наследодателя. Последний обязан был оставить своим за­конным наследникам не меньше одной четвертой части той доли, которую они бы получили, если бы наследодатель умер без заве­щания. Если, например, имущество отца оценивалось в сто ты­сяч ассов, а он умер без завещания, то при наличии двух сыно­вей каждый из них получил бы по пятьдесят тысяч ассов. При наличии же завещания сыновья получают не менее одной четвер­той части той доли, которая полагалась бы им при отсутствии за­вещания. Значит, сыновья получат по двенадцать тысяч пятьсот ассов (четвертая часть имущества, оцениваемая в двадцать пять тысяч ассов). Итак, наследодатель обязан был обеспечить своих детей и лишь затем мог распорядиться оставшимся имуществом по своему усмотрению. Различалось формальное необходимое наследование и наследование материальное. В первом случае за­вещатель, у которого были [SUI HEREDES], должен или на­значить последних наследниками, или определенно лишить их наследства. Во втором — обойденные в завещании наследники (прямые восходящие и нисходящие братья и сестры) могли по­дать иск о наследстве [HEREDITAS PETITIO]. Таким наслед­никам полагалась непременная доля [PETITIO DELICTA, PORTIO DELICTA]. В интересах кредиторов и наследников ус­тановилось правило, что наследник, назначенный в завещании, мог требовать, чтобы одна четвертая часть наследственной массы

осталась свободной от отказов — так называемая фальцидиева четверть [QUARTA FALCEDIA]. Эта не обремененная легатом часть наследства была введена в 40 году н.э.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.017 с.)