Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.



Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти. Конституция рФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления, вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления: – самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления; – необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления; – обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств; – компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; – запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав. Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Принципы делятся на общие и специальные.

Общие: – верховенство Конституции РФ, федеральных законов; – самостоятельность решения населением вопросов местного значения; – наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями; – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; – многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; – соблюдение прав и свобод человека и гражданина; – законность в организации деятельности местного самоуправления; – гласность деятельности местного самоуправления; – коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; – государственная гарантия и поддержка местного самоуправления. Специальные: – принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти; – принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации. При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов.

48.Характеристика муниципальных образований специального типа.

К муниципальным образованиям специального типа относятся: внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, города-наукограды, приграничные территории.

Новая типология муниципальных образований, установленная указанным законом, вступает в некоторое противоречие с нормами Земельного и Градостроительного кодексов. Причиной многих несогласованностей стало новое содержание термина «поселение». По смыслу нового законодательства, поселение – это не только населенный пункт, но и прилегающие к нему земли иных категорий, поэтому возникает

необходимость введения в законодательство нового понятия «граница (черта) населенного пункта». Таким образом, под сельским поселением на самом деле можно понимать весьма разные по своей природе объекты: отдельный населенный пункт, сельсовет, волость. Как уже показал опыт и России, и других стран, полноценным самоуправлением может стать только достаточное по размерам образование. Однако жертвовать существующими сельсоветами, а также оставаться без всякой власти в населенных пунктах тоже нежелательно. Кроме того, впервые законом введены и используются различия в установлении границ муниципальных образований для: территорий с низкой плотностью сельского населения, к ним относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации территорий с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

При установлении границ муниципальных образований можно выделить общие требования к формированию территорий поселений и требования для территорий с низкой и высокой плотностью населения, установленные Федеральным законом №131-ФЗ.

Границы поселений устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими общими требованиями:

- территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

- в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;

- сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;

- размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

- границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения;

- границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;

- территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

- границы поселения не могут пересекать границ района;

Что касается муниципального района, то при установлении его границ учитываются следующие требования:

- территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой

плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

- границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного

значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

Таким образом при формировании территориальной организации местного самоуправления в сельской местности предусмотрены два принципа формирования муниципальных образований: поселенческий и административно-территориальный.

В соответствии с поселенческим принципом создаются муниципальные образования – сельские поселения, в соответствии с административно- территориальным – муниципальные районы.

Т.е. установлена двухуровневая система местного самоуправления. При этом каждый уровень муниципальных образований является самостоятельным и имеет свои полномочия и финансовые источники их осуществления. Т.е. прямое подчинение муниципальный район – сельсовет по закону отсутствует.

Последний элемент, составляющий сущность «территориальной организации местного самоуправления», - это нововведение Федерального закона № 131-ФЗ – преобразование муниципальных образований. Указанный закон устанавливает три формы преобразования существующих муниципальных образований: объединение - слияние двух и более муниципальных образований в одно новое с переходом прав и обязанностей каждого из объединившихся к вновь возникшему муниципальному образованию; разделение - создание двух и более муниципальных образований за счет разделения одного муниципального образования с его последующим прекращением;

приобретение или лишение статуса городского округа

упразднение поселений

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.160 (0.014 с.)