Муниципально-правовые отношения: понятие, отличительные черты, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципально-правовые отношения: понятие, отличительные черты, классификация.



Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Вместе с тем они имеют ряд особенностей. Эти особенности обусловлены прежде всего природой местного самоуправления, сочетающей в себе в органической взаимосвязи общественные отношения, возникающие как в области осуществления муниципальной публичной власти, так и в области административно-властной и управленческой деятельности, а также в области общественного самоуправления.Муниципально-правовые отношения — это такие общественные отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Муниципальное право воздействует на общественные отношения посредством правовых приемов — предписания (что нужно делать), дозволения (что можно делать), запрета (чего нельзя делать).Субъекты правовых отношений в области осуществления местного самоуправления можно условно подразделить на три вида:1)К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.2)Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пределах закрепленных за ними полномочий.3)К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-правовых отношений, которые в той или иной форме участвуют в осуществлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством принимать в пределах их полномочий обязательные для исполнения решения по предметам ведения муниципальных образований.К этой группе субъектов муниципально-правовых отношений на современном этапе следует отнести: жителей и граждан муниципальных образований; государственные органы; муниципальных служащих; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований.

44.Субъекты муниципальных правоотношений. Субъектами муниципально-правовых отношений являются:муниципальные образования;население муниципальных образований;собрание (сход) граждан;органы местного самоуправления;граждане;депутаты представительных органов местного самоуправления.Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.Закон ничего не говорит о возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со ст. б2 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

45.Функции местного самоуправления, и их содержание.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления. С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: 1) наличие выборных органов местного самоуправления; 2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; 3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения. Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности. В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

 

46.Система местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,выборов, других форм прямого волеизъявления,через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации —это система организации и деятельности граждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления,а также выборных и других органов местного самоуправления,посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. 1.Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия,включающая различные формы непосредственного волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что посредством ряда форм непосредственной демократии,таких, как выборы,собрания населения,и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления.Имея это в виду,можно сказать,что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются,дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем,что некоторые ее формы (например,местные референдумы,собрания (сходы)граждан и др.)сами входят в систему местного самоуправления,составляя ее неотъемлемую часть. Итак,формами прямого волеизъявления,посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление,являются референдум,выборы, собрания(сходы) и др. Местный референдум— народное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления.Решения, принятые референдумом,являются окончательными,в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на соответствующей территории.Таким образом,референдум является способом непосредственного решения населением различных вопросов местного самоуправления. На референдум выносится вопрос, требующий ответа "да"или "нет". Референдум может либо предшествовать разработке какого-либо вопроса, проекта решения, либо быть завершающей стадией детальной разработки вопроса или проекта решения.Иначе говоря,на основе принципиального решения граждан может быть разработано и принято какое-либо решение. Вместе с тем на референдум могут выноситься проекты решений.В настоящее время в Российской Федерации нет закона о местном референдуме.Сегодня на федеральном уровне устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме(ст. 32 Конституции Российской Федерации);признание референдума в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления(ст. 130) Конституции Российской Федерации), а также право главы местного самоуправления выносить на местный референдум проект положения(устава) о местном самоуправлении(Указ Президента Российской Федерации от22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"). Вместе с тем законы или положения о местном референдуме приняты рядом субъектов Российской Федерации. Так,Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г. "О местном референдуме в Чувашской Республике"закрепляет право принимать решение о проведении референдума за представительным органом местного самоуправления,который принимает его как по собственной инициативе,так и по требованию граждан. Согласно этому закону на местный референдум могут выноситься такие вопросы,как застройка данного населенного пункта, создание крупных предприятий,определение приоритетов в развитии территории,и другие важные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления. Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления являются всеобщие прямые выборы.Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти,через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление,а также получают свои полномочия главы местной администрации— другая важная форма осуществления населением местного самоуправления. Однако только этим значение выборов не ограничивается.В ходе избирательных кампаний граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления,критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов,создает необходимые предпосылки для их удовлетворения. Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Российской Федерации может быть успешным,если при выборах в представительные органы местного самоуправления будет каждый раз формироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значительной степени зависят эффективность работы представительных органов местного самоуправления,выполнение ими функций местного самоуправления,укрепления их авторитета среди населения. Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех,кто возглавляет местную администрацию,так как этот состав также определяется населением на выборах. Согласно Основным положениям о выборах в органы местного самоуправления выборы в органы местного самоуправления— собрания представителей(думы, муниципальные комитеты и т.д.) осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Основные положения предусматривают возможность сочетать мажоритарную систему по одномандатным избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства с пропорциональной системой выборов в органы местного самоуправления. Согласно Основным положениям право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему18-летнего возраста.Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными,и граждане,содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.009 с.)