Представительные органы - основное звено в системе местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительные органы - основное звено в системе местного самоуправления.



Представительные органы — это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, дейст­вующие на территории муниципального образования. Представительные органы состоят из депутатов, численность которых определяется уставом само­управляющейся единицы. Закон 2003 г. ставит количество депутатов в зависимость от численности населения муниципального образования (ст. 35). Данная пропорция выглядит следующим образом:

7 депутатов — при численности населения менее 1 тыс. человек;

10 депутатов — при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

15 депутатов — при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

20 депутатов — при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

25 депутатов — при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

35 депутатов — при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна быть не менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Закон 1995 г., напротив, относил решение вопроса о численном составе представительного органа только к уставу муниципального образования без всякой привязки к каким-либо дополнительным требованиям. В результате сложились небольшие по численности местные представительные органы (в среднем 10—30 депутатов), что у многих вызывало недоумение.

В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом случае число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Закон 2003 г. устанавливает только срок полномочий депутатов местных представительных органов, который не может быть менее двух и более пяти лет. Сроки полномочий отдельного депутата и представительного органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичные.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Одновременно прекращаются полномочия депутатов. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются Законом 2003 г. Их несколько: вступление в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом); преобразование муниципального образования; роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы; функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); территориальные органы (депутатские группы); аппарат.

Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Конечно, во внимание следует принимать и другие основания, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.

 

19.Правовые акты представительных органов местного самоуп­равления.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его

имени решения, действующие на территории муниципального образования. Законодатель подразумевает обязательное наличие выборного органа местного самоуправления на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Выборы в представительный орган местного самоуправления проводятся на основе следующих принципов избирательного процесса: 1) всеобщее избирательное право - никто не может быть ограничен либо лишен своего избирательного права (активного или пассивного), за исключением случаев, предусмотренных законом; 2) равное избирательное право - население муниципального образования вправе принять участие в муниципальных выборах независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д.; 3) прямое избирательное право - жители муниципального образования принимают личное участие в муниципальных выборах, голосование через представителей не допускается; 4) тайное голосование - выбор гражданина, отраженный в избирательных документах, не может быть оглашен без его личного согласия.В рамках ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ раскрываются особенности правового статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления/Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

20.Порядок образования и структура исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций).

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в уставе муниципального образования, помимо представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Такие органы и должностные лица реализуют исполнительно-распорядительные или контрольные функции.

Наименования таких исполнительных органов местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования и могут быть различными: местная администрация, комитет, комиссия, служба, отделение, подразделение, департамент, управление и т. д. Структура, порядок формирования, компетенция, срок существования, порядок деятельности и привлечения к ответственности исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц также определяются уставом муниципального образования.

На федеральном или региональном уровне не может быть закреплено обязательное наличие исполнительных местных органов. Их создание полностью зависит от населения муниципального образования и необходимости выполнения конкретных полномочий с учетом исторических, национальных и иных особенностей муниципального образования.

Как правило, муниципальные образования идут по пути создания исполнительного органа (мэрия), глава которого одновременно является главой муниципального образования (мэр) на принципах единоначалия.

В таком случае полномочия местной администрации (исполнительного органа местного самоуправления) являются производными от полномочий главы муниципального образования. Структура мэрии определяется мэром самостоятельно. Мэрия может вовсе не обладать собственной компетенций и не являться юридическим лицом, а лишь служить для исполнения полномочий мэра.

Должностными лицами мэрии являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, муниципальным землям, работникам мэрии, муниципальным предприятиям и учреждениям. В рамках исполнительного аппарата мэрии могут существовать следующие должности: первый заместитель, заместители мэра, руководители структурных подразделений мэрии, назначаемые мэром единолично. Должностные лица структурных подразделений мэрии издают приказы, распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования. Все должностные лица исполнительного органа местного самоуправления обязаны сложить свои полномочия в случае избрания нового мэра муниципального образования.

В случае, если муниципальное образование имеет районное деление, то в рамках района муниципального образования создается собственный исполнительный аппарат, подотчетный администрации (мэрии) муниципального образования. Глава районной администрации является по должности заместителем мэра и исполняет свои полномочия на основе единоначалия. Структура администрации района разрабатывается главой районной администрации и утверждается мэром муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.01 с.)