Методологические основы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы местного самоуправления



Тема 1

Полномочия органов гос.власти в области местного самоуправления

К полномочиям органов власти в области местного самоуправления относятся:

• Принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления

• Обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству

• Принятие федеральных программ развития местного самоуправления

• Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами гос.власти

• Установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

• Регулирование основ муниципальной службы

 

Полномочия органов местного самоуправления показывают границы самостоятельного решения вопросов местного значения, определяют права и обязанности данных органов в осуществлении местного самоуправления

Принципы установления полномочий соответствуют Европейской Хартии о местном самоуправлении:

• Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом

• Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти

 

• Осуществление государственных полномочий должно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам

• Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными

• При делегировании полномочий центральными или региональными органами местные органы самоуправления должны обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям

 

Основные задачи муниципальной службы:

• Обеспечение наряду с гос.службой прав и свобод человека и гражданина на территории МО

• Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения

• Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления

• Защита прав и законных интересов МО

 

Принципы муниципальной службы:

• Законности

• Приоритета прав и свобод человека и гражданина

• Равного доступа граждан к должностям муниципальной службы

• Подконтрольности должностных лиц местного самоуправления, их ответственности перед населением МО

• Гласности в осуществлении муниципальной службы

• Профессионализма и компетентности муниципальных служащих

• Социальной и правовой защищенности муниципальных служащих

 

Правовые акты местного самоуправления

• Нормативные – содержат общие правила поведения. С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне

• Ненормативные – необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (приказы и пр.)

 

Органы местного самоуправления:

• Представительные органы местного самоуправления

• Иные органы местного самоуправления.

 

 

 

Тема 2

РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА

 

Районная планировка - проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного района и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей оптимальное развитие и рациональное размещение отраслей народного хозяйства, городов и сельских поселений, создание условий для труда, быта и отдыха населения.

Основная задача районной планировки — выявление природных ресурсов района и комплексное решение вопросов размещения всех видов строительства и хозяйства в соответствии с перспективами его экономического развития.

 

В процессе разработки районной планировки решаются вопросы:

организация промышленности — установление перспектив развития существующих и размещение новых предприятий;

организация энергетики — разработка схемы энергетического обслуживания промышленности, транспорта и населенных мест с установлением перспектив развития существующих и строительства новых электростанций, теплоэлектроцентралей, сети газопроводов и газовых заводов;

организация сельского хозяйства — установление перспектив развития существующих колхозов, совхозов и размещение вновь намечаемых;
организация складского хозяйства (государственного значения);
организация населенных мест — установление перспектив развития существующих городов и поселков и размещение новых населенных мест в соответствии с размещением производительных сил района;

размещение мест массового отдыха населения;

организация транспортной сети района — установление перспектив развития существующих устройств железнодорожного, водного, воздушного транспорта и дорожной сети и размещение новых транспортных устройств в соответствии с намечаемыми размерами транзитных перевозок и транспортными потребностями промышленности, сельского хозяйства и населенных мест проектируемого

района;

 

организация районных сетей водоснабжения, канализации, электроснабжения и теплогазоснабжения населенных мест и промышленных предприятий;

организация лесного хозяйства с выделением лесных зон специального назначения (заповедники, национальные парки, защитные зоны и т. п.);

установление необходимых инженерно-мелиоративных мероприятий (осушение, орошение, укрепление оврагов, регулирование рек и т. п.), а также мероприятий по оздоровлению территорий, рек и водоемов.

 

В процессе разработки районной планировки намечается очередность проведения всех намечаемых по проекту мероприятий с выделением первоочередных работ. Районная планировка проводится на основе данных народнохозяйственного планирования и схемы размещения производительных сил страны, а также плановых материалов различных ведомств.

В свою очередь, районная планировка дает возможность корректировать плановые предположения по размещению промышленных предприятий и сопутствующих им населенных мест в соответствии с местными природными условиями, имеющимися водными и энергетическими ресурсами и транспортными возможностями, особенно в первоочередной период развития.

 

Виды районной планировки:

1. Планировка промышленных районов.

2. Планировка сельскохозяйственных районов.

3. Планировка курортных районов и зон отдыха.

4. Городские агломерации

Все эти виды районной планировки имеют свои особенности и отличаются большим разнообразием в зависимости от местных природных условий и уже сложившейся планировочной ситуации.

 

Особенности промышленных районов

• Суровые климатические условия

• Города на сложном рельефе вблизи залежей ископаемых

• Затрудненные условия водоснабжения и отвода сточных вод

• Трудовые ресурсы из обжитых районов

 

Особенности сельскохозяйственных районов

• Огромная территориальная рассредоточенность

• Рассредоточенность населения

• Сезонность производственных процессов

• Связь с природными условиями расположения сельскохозяйственных угодий

 

Особенности курортных районов

• Рекреационные ресурсы (климат, источники, грязи, ландшафты, памятники, лесные массивы и т.д.)

• Рекреационный потенциал (предельная вместимость)

• Проблема транспорта

• Сезонность

 

Особенности городских агломераций

• Концентрация больших масс населения и рост территории

• Быстрое развитие пригородов

• Привлечение из близлежайших районов населения для работы на городских предприятиях

• Маятниковые миграции

 

 

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основные вопросы:

1. Международные стандарты ИСО 9000:2000

2. Система менеджмента качества

3. Документация систем менеджмента качества

4. Сертификация систем менеджмента качества

 

Муниципальный менеджмент – научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.

Статья 130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Муниципальное управление – самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

 

Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из объекта управления и субъекта управления.

Объект муниципального управления – хозяйство муниципального образования, процессы его жизнедеятельности и развития.

Субъект управления – органы местного самоуправления.

 

Принцип самоуправления – правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.

Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, которые складываются в процессе муниципального управления.

Цель муниципального управления – повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого необходимо решать следующие задачи:

- создание социальной инфраструктуры

- стабилизация экономики

- регулирование социально-экономических процессов

- развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей

- поддержание экологической обстановки

- сохранение единого экономического пространства

 

В научных исследованиях муниципального менеджмента используются следующие научные методы:

- нормативный метод, предполагающий обоснование важнейших знаний и прогнозов социально-экономического развития муниципального образования системой норм и нормативов, учитывающих местные особенности

- балансовый метод – позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями территориального образования

- метод системного анализа – всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности (постановка цели, задачи, особенности размещения производства и т.д.) Критерий оптимальности – эффективность

- экономико-математическое моделирование – позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромные массы исходных данных

- статистический метод – исчисление индексов, корреляционный анализ.

 

Муниципальное образование – городское, сельское поселение или иная населенная территория, статус которых определен законодательно. В пределах этой территории осуществляется местное самоуправление.

Основные сферы жизни муниципального образования:

- производственно-экономическая

- социально-психологическая

- духовно-идеологическая

 

 

Соответственно различают четыре вида управления:

Ø Управление производством

Ø Экономическое управление

Ø Социально-политическое управление

Ø Управление духовной сферой жизни территории

 

Этим видам соответствуют следующие виды управленческих отношений: производственно-управленческие, экономические, отношения социально-политической организации населения и отношения духовной организации.

По своему характеру отношения управления муниципальным образованием подразделяются на межличностные, межсистемные и смешанные.

Межличностные отношения могут быть коллективными и индивидуальными. В межсистемные отношения вступают не отдельные личности и группы, а целые системы и подсистемы. Смешанные отношения – это отношения системы и личности либо совокупности личностей.

 

Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для стран – членов Совета Европы принципы муниципального управления получили свое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении:

 

• Единоначалие и коллегиальность

• Законность

• Гласность

• Государственная гарантия

• Участие населения в процессе управления муниципальным образование

• Комплексность

• Удовлетворение потребностей населения

• Сочетание отраслевого и территориального управления

 

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет несколько организационных форм.

Непосредственная демократизация. Осуществляет посредством различных форм прямого волеизъявления населения или отдельных групп. (Выборы, собрания, сходы, референдумы)

Выборные и другие органы местного самоуправления. Осуществляют основную повседневную деятельность.

Участие в процессе местного самоуправления. (Территориальное общественное самоуправление)

Организационные формы, создаваемые для решения различных проблем местного значения. (АО, ассоциации, товарищества)

 

Для эффективного функционирования механизма местного самоуправления необходимо решить ряд проблем:

• распределение полномочий между местными и вышестоящими органами власти

• обеспечение участия граждан в процессе принятия решений по социально-экономическому развитию муниципального образования

• разработка механизма взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти

• участие местных властей в определении их полномочий, решение которых предполагает реализацию принципа субсидарности

 

 

• разработка нормативно-правового механизма взаимодействия всех уровней власти системы управления муниципального образования.

В настоящее время необходимо совершенствовать местное самоуправление в следующих направлениях:

• организовать систему органов местного самоуправления с учетом условий социально-экономического развития

• перераспределять полномочия и ответственность по вертикали и горизонтали

• предоставлять необходимые средства и ресурсы с учетом поставленных целей для социально-экономического развития муниципальных образований

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.058 с.)