Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики. О.Шпицберген
Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав. Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними. Государственная территория – та часть земного шара, которая находится под суверенитетом государства и где распространяется действие нац законов. На тер-и гос-ва нет власти двух гос-в. Есть исключения. Где не действует власть гос-ва на тер-и данного гос-ва – посольства. Там действует закон… Гос-во может продать или сдать в аренду. Байконур, база в Таджикистане военная. Состав гос территории – суша. Индонезия состоит из множества островов. Это архипелаг. Анклавы. Калининград – полуанклав (выход на море есть). Есть гос-ва, находящиеся в тер водах другого гос-ва. В состав гос территории входит воздушное пространство. Граница составляет 100-110 км вверх (в воздух). Дальше право не действует. Граница – 6 метров нейтральной зоны. На воде 12 морских мир от суши. Территория государства состоит из: 1) сухопутной территории, к которой относятся материк, острова и (в некоторых странах) анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега; 2) водной территории, состоящей из бассейнов рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства; 3) воздушной части - пространства (столба воздуха), расположенного над сухопутной и водной территорией РФ. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км. Не относятся к государственной территории каких-либо стран открытое море (свобода судоходства, полетов и др.), Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим есть общее достояние всех народов, и порядок их использования определяется нормами международного права. В пределах перечисленных пространств различают:
В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.
Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами. К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г. Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права. К территориям со смешанным режимом - территории, где действуют нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды. Условно территории со смешанным режимом делятся на:
- международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры - пространства Мирового океана - прилежащие исключительные экономические зоны и континентальный шельф(прибрежное морское или океаническое мелководье, часть акватории с определенными внутр и внешн границами) Территории со специальным международным режимом – демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международных договоров, заключенных субъектами МП(например Антарктика). Международно-правовой режим Арктики Арктика — область земного шара с условным центром Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - суверенитет - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему. О своих неотъемлемых правах на сухопутные образования, расположенные в омывающих ее северное побережье водах Северного Ледовитого океана, Россия впервые четко заявила в адресованной правительствам союзных по Антанте и дружественных ей держав в ноте-депеше от 20 сентября 1916 г.
16 сентября 1993 г. представители правительств арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. В 1996 г. правительства арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Борьба за Северный полюс В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландией двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства. «Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион»
В настоящее время США и Канада организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та, которой они могут распоряжаться сегодня. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика- район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей. Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и использованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали установления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая выработала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора являются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использование ресурсов Антарктики. Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях. Соответственно установлена полная демилитаризация и нейтрализация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.
Персонал станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями. Международно-правовой режим о.Шпицберген Освоение архипелага Шпицберген, как полагают ученые, началось в XI--XII вв. русскими поморами, которые использовали территорию архипелага и его прибрежные воды для промысла пушного и морского зверя, рыбной, ловли, добычи гагачьего пуха. Впоследствии, в силу близости Шпицбергена к России и Норвегии, он осваивался преимущественно подданными этих государств. Не случайно вставший во второй половине XIX в. вопрос о международно-правовом статусе Шпицбергена решался именно между Россией и Швецией-Норвегией (до 7 июня. 1905г. это была уния). Правовой режим территорий с неопределившимся статусом (sub judice) не предполагает существования и суверенитета государства, владеющего этой территорией, но и не превращает территорию в ничейную (terra nullius). Государство, в ведении которого находится соответствующая территория, осуществляет свою юрисдикцию и функции управления в пределах, установленных межгосударственными правовыми актами, определяющими статус территории. Статус населения (государственная принадлежность, гражданство) складывается при этом сообразно каждому конкретному случаю. Подтверждением прав государства на открытую и присоединенную к нему территорию может служить только эффективная вновь открытой и не имеющей постоянного населения территории или необитаемых островов. Эффективная оккупация включает такие действия, как создание постоянных поселений, административных органов власти, включение территории в хозяйственную жизнь страны наряду с формальными актами - поднятием флага и официальной декларацией о присоединении данной территории к соответствующему государству. Международное право исходит из того, что только лишь поднятие флага и опубликование официальной прокламации о включении территории в состав государства олицетворяют собой фиктивную оккупацию и никаких правооснований данному государству не дают. Различие между ничейной и неопределившейся территориями заключается в том, что первая открыта для приобретения любым государством, а вторая не может быть предметом дополнительных притязаний со стороны государств, ибо уже имеет находящийся в стадии формирования, а то и оформления территориальный суверенитет. До Парижской конференции 1920 г. ничейной территорией были острова архипелага Шпицберген, что подтверждало соглашение между Россией, Норвегией и Швецией 1872 г., закрепившее за архипелагом статус "ничейной земли", а фактически - территории общего пользования, изъятой из сферы распространения государственного суверенитета. Коллективный договор от 9 февраля 1920 г. Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии закрепил за архипелагом Шпицберген суверенитет Норвегии (до второй мировой войны к договору присоединились еще 25 государств, в том числе СССР). Суверенитет Норвегии над островами был признан полным и абсолютным, но за участниками договора были закреплены права в сферах мореплавания, рыболовства, охоты и горного промысла; гражданам государств - участникам договора гарантировалась свобода производственной и коммерческой деятельности на островах на условиях полного равноправия. Возможность управления и территориальной юрисдикции без государственного суверенитета.
Норвежско-российские отношения. Ввиду того что СССР, а затем и РФ, являлся единственной страной, поддеживающей заметное присутствие в регионе за исключением самой Норвегии (до 1995 года численность советских, а затем и российских граждан на архипелаге превышала число норвежцев), отношение между двумя странами носили довольно напряжённый характер. Опасения норвежской стороны во многом привели к тому что Норвегия стала членом НАТО. После некоторого спада напряжённости, обусловленного в первую очередь оттоком российского населения с архипелага и закрытием нескольких российских населённых пунктов, последовал новый период обострения. В декабре 2011 года российское правительство приняло новую стратегию развития российского присутствия на Шпицбергене, включающую в себя строительство нескольких объектов в городе Баренцбург. Это вызвало протест норвежской стороны, которая не заинтересована в увеличении российского присутствия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.022 с.) |