Источники и основные принципы международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и основные принципы международного права



Борьба за Северный полюс

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландией двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион»

В настоящее время США и Канада организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та, которой они могут распоряжаться сегодня.

Международно-правовой режим Антарктики

Антарктика- район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и использованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали установления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая выработала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора являются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использование ресурсов Антарктики.

Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.

Соответственно установлена полная демилитаризация и нейтрализация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.

Персонал станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями.

Международно-правовой режим о.Шпицберген

Освоение архипелага Шпицберген, как полагают ученые, началось в XI--XII вв. русскими поморами, которые использовали территорию архипелага и его прибрежные воды для промысла пушного и морского зверя, рыбной, ловли, добычи гагачьего пуха. Впоследствии, в силу близости Шпицбергена к России и Норвегии, он осваивался преимущественно подданными этих государств. Не случайно вставший во второй половине XIX в. вопрос о международно-правовом статусе Шпицбергена решался именно между Россией и Швецией-Норвегией (до 7 июня. 1905г. это была уния).

Правовой режим территорий с неопределившимся статусом (sub judice) не предполагает существования и суверенитета государства, владеющего этой территорией, но и не превращает территорию в ничейную (terra nullius). Государство, в ведении которого находится соответствующая территория, осуществляет свою юрисдикцию и функции управления в пределах, установленных межгосударственными правовыми актами, определяющими статус территории. Статус населения (государственная принадлежность, гражданство) складывается при этом сообразно каждому конкретному случаю.

Подтверждением прав государства на открытую и присоединенную к нему территорию может служить только эффективная вновь открытой и не имеющей постоянного населения территории или необитаемых островов. Эффективная оккупация включает такие действия, как создание постоянных поселений, административных органов власти, включение территории в хозяйственную жизнь страны наряду с формальными актами - поднятием флага и официальной декларацией о присоединении данной территории к соответствующему государству. Международное право исходит из того, что только лишь поднятие флага и опубликование официальной прокламации о включении территории в состав государства олицетворяют собой фиктивную оккупацию и никаких правооснований данному государству не дают. Различие между ничейной и неопределившейся территориями заключается в том, что первая открыта для приобретения любым государством, а вторая не может быть предметом дополнительных притязаний со стороны государств, ибо уже имеет находящийся в стадии формирования, а то и оформления территориальный суверенитет.

До Парижской конференции 1920 г. ничейной территорией были острова архипелага Шпицберген, что подтверждало соглашение между Россией, Норвегией и Швецией 1872 г., закрепившее за архипелагом статус "ничейной земли", а фактически - территории общего пользования, изъятой из сферы распространения государственного суверенитета. Коллективный договор от 9 февраля 1920 г. Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии закрепил за архипелагом Шпицберген суверенитет Норвегии (до второй мировой войны к договору присоединились еще 25 государств, в том числе СССР). Суверенитет Норвегии над островами был признан полным и абсолютным, но за участниками договора были закреплены права в сферах мореплавания, рыболовства, охоты и горного промысла; гражданам государств - участникам договора гарантировалась свобода производственной и коммерческой деятельности на островах на условиях полного равноправия. Возможность управления и территориальной юрисдикции без государственного суверенитета.

Норвежско-российские отношения. Ввиду того что СССР, а затем и РФ, являлся единственной страной, поддеживающей заметное присутствие в регионе за исключением самой Норвегии (до 1995 года численность советских, а затем и российских граждан на архипелаге превышала число норвежцев), отношение между двумя странами носили довольно напряжённый характер. Опасения норвежской стороны во многом привели к тому что Норвегия стала членом НАТО. После некоторого спада напряжённости, обусловленного в первую очередь оттоком российского населения с архипелага и закрытием нескольких российских населённых пунктов, последовал новый период обострения. В декабре 2011 года российское правительство приняло новую стратегию развития российского присутствия на Шпицбергене, включающую в себя строительство нескольких объектов в городе Баренцбург. Это вызвало протест норвежской стороны, которая не заинтересована в увеличении российского присутствия.


 

Международный договор

1928 году собирается 6 государств и подписывает конвенцию о международных договорах.

После Второй Мировой Войны принята хорошая конвенция о международных договорах.

Конвенция 1962 года, конвенция 1986 года, конвенция 1969 года.

ФЗ РФ от 1995 года «О международных договорах».

Сторонами в международном договоре могут быть все субъекты международного права, которые должным образом оформили свое участие в международном договоре.

Каждый субъект представлен специальным органом.

Классификация международных договоров:

· Межгосударственные

· Межправительственные

· Межведомственные

Заключение международного договора – процесс согласования воль государств, результатом которого является достижение согласия. Международный договор – отдельные стадии.

 


 

Институты морского права.

               
   
   
ТМ - территориальное море До 12 морских миль 1 морская миля = 1,6 км
       
Внешняя линия территориальных вод
 
 


                   
   
     
 
     
   
 
 
 
 

 


ВВ – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

Внутренние воды под юрисдикцией государства.

В РФ

Войти во внутренние воды для гражданских и военных судов можно только с разрешения за 72, 48, 24 часа.

Юрисдикцию осуществляют только с определёнными условиями (в общем, вмешательство в дела того, что твориться на судне):

· Уголовная юрисдикция (кого-то прибили) – по просьбе капитана

· Если консульская служба попросит прибрежное государство

· Если последствия уголовной ответственности на судне перенеслись на территорию государства

· Если есть подозрение о торговле наркотиками.

· + нарушение санитарных норм(гражданская ответственность)

Административные нарушения – нарушения миграции.

 

Прибрежная зона

24 морских мили от линии внутренних вод (12+линия территориальных вод)

 

Экономическая зона

От исходной линии территориальных вод – максимум 200 миль.

Экономическая зона – свои интересы у государства.

Для своего государства:

· разведывательная зона

· Защита ресурсов

· Возведение островов

· Рыболовство

Для других государств – свобода судоходства

 

Институт открытого моря

Может начинаться с территориальных вод.

Но если есть постройки (нефтяные вышки), то зона закрыта в целях безопасности.

Свобода судоходства

Свобода рыболовства

Свобода полётов

Свобода научных исследований

Свобода прокладывания кабелей и трубопроводов

 

Ограничение свободного судоходства

Только военные судно любого государства на основе подозрений:

· Если есть подозрения в пиратстве

· Если есть подозрения в работорговле

· По подозрению в незаконном телерадиовещании

· Есть подозрение в перевозке наркотиков

· Если не имеет опознавательного флага

· Если имеет опознавательный знак, но судно принадлежит другому государству

 

Гражданское судно не может остановить нарушителя – только может сообщить военному судну государства о нарушителях.

 

Если по подозрениям останавливается торговое судно, и по причине остановки, затянувшегося расследования портиться товар, то государство при ошибке выплачивает компенсацию за испорченный товар, несёт ответственность за приченённый ущерб.

 

Магелланов пролив

Соглашение Чили, Аргентины 1941 год

Панамский канал …..

И многие другие

Порядок возбуждения дел

Важно подчеркнуть, что МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

§ прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;

§ Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;

§ прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации. реституции и субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл.. что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая».

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций». Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственного государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Компенсация. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена. Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций. В результате рассмотрения дела о проекте Габчиково - Надьмарош Международный суд ООН решил, что «существует вполне устоявшаяся норма международного права, согласно которой потерпевшее государство имеет право на получение компенсации от государства, которое совершило международно-противоправное деяние, за причиненный им ущерб». По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.

Проценты. Они начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.


 

Источники и основные принципы международного права

 

Источники международного права

Источники международного права - это формы закрепления норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов.

 

Источники международного права делятся на основные и вспомогательные.

Основные:

1)Международный договор (основной источник МП)- это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

 

2)Международно-правовой обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленные в международном договоре.

Пример – принцип неприкосновенности дипломатических помещений, при запуске ракеты необязательно разрешение государств.

Вспомогательные:

1)Судебные решения международных судов

Государство не несет ответственности за обязательства, указанные в договоре, если оно не участвует в данном договоре. Но если это обычай, то в независимости от участия государство несет ответственность.

Факультативный протокол предполагает в случае спора суд в ООН.

2)???НЕ ФАКТ,ЧТО СЕЙЧАС ЭТО ЕСТЬ! Правовая доктрина - используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.(в Великобритании применялось)

 

Основные принципы международного права

Особый вид источника международного права - это общепризнанные принципы международного права. Такие принципы необязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.

В соответствии с Конституцией РФ принципы международного права наряду с международными договорами являются частью правовой системы России.

Виды:

1)общие – используются и в национальном праве

2)общепризнанные

В документах международного права 10 принципов:

1) Принцип суверенного равенства государств. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга. У каждого государства 1 голос в ООН, они равны

2) принцип мирного решения спора, запрета агрессии, угрозы применения силы.Международному праву известны лишь два основания правомерного применения силы в международных отношениях, предусмотренных Уставом ООН:

По решению Совета Безопасности ООН, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности;

В порядке реализации права государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если государство подверглось вооруженному нападению, с немедленным оповещением об этом Совета Безопасности ООН

3) Принцип территориальной целостности

4) принцип неприкосновенности границ государства

5) Принцип мирного урегулирования споров.

6) Принцип невмешательства во внутренние дела.

7) Принцип уважения прав человека в международных отношениях. Государства обязаны уважать признанные права и основные свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

8) Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы Земли вправе свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие в рамках государства.

9) Принцип межгосударственного сотрудничества. С целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации.

10) Принцип добросовестного выполнения международных договоров. Договоры должны соблюдаться. Никто не может заставить государство подписать договор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.076 с.)