Нефти и газа имени И. М. Губкина» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефти и газа имени И. М. Губкина»



Нефти и газа имени И. М. Губкина»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансового и административного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1990-Х ГОДАХ»

 

Студентка: Зайчикова Диана

Александровна

Группа: ЮР-11-03

Руководитель: К.Ю.Н.,ДОЦЕНТ

Саранчук Юрий Михайлович

 

 

«Допустить к защите»

«______» __________ 2012 г.

Дата представления работы: «______» __________ 2012 г.

Дата защиты: «______» __________ 2012 г.

Оценка: _________________

 

 

Москва, 2012 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Местное самоуправление в советский период………………………4

1.1.Организация местной власти в советский период………………………..4

1.2.Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе…………………………………………………………11

Глава 2.Реформы местного самоуправления………………………………..15

2.1.Земские реформы Временного Правительства………………………….15

2.2.Реформы Советов народных Депутатов и введение института Президента……………………………………………………………………..16

2.3.Реформа органов власти в субъектах РФ…………………………………17

2.4.Муниципальная Реформа………………………………………………….18

2.5.Реформа избирательной системы…………………………………………19

2.6.Судебная реформа…………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….24

Список используемой литературы…………………………………………...25

Введение

Самостоятельные муниципальные образования появились в нашей стране после принятия Конституции 1993 года. Она определила суть местного самоуправления как “самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130). Нужно отметить, что российская Конституция в этом вопросе полностью соответствует ратифицированной нами Европейской хартии о местном самоуправлении, которая гласит: “Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления … управлять…, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения”. Оба определения подчеркивают самостоятельность местного самоуправления в пределах его компетенции.

Согласно российской Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее, она допускает использование административной инфраструктуры местного самоуправления в целях осуществления государственной политики: “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств” (ст.12).

Конституционные гарантии включают самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнениеместного бюджета, установление местных налогов и сборов (ст.130). Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется также правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.132). Эти принципы легли в основу двух федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, которые конкретизировали права граждан на осуществление местного самоуправления, его территориальную структуру, порядок формирования органов самоуправления и другие вопросы.

Важно подчеркнуть, что по действующему законодательству, документом, определяющим жизнь в российских городах и селах, является Устав муниципального образования. Именно он указывает границы и состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и многое другое. Ко всем этим принципам нам еще придется вернуться, анализируя новый законопроект о местном самоуправлении.

 

Муниципальная реформа.

Ещё до принятия Конституции РФ Президент РФ инициировал муниципальную реформу, упразднил местные советы и передал исполнительно-распорядительные полномочия местным администрациям. Статьёй 12 Конституции РФ установлена самостоятельность в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 8, глава 12 Конституции РФ и Федеральный закон от 28 августа 1995 года №
154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стали правовой базой местного самоуправления.

Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Указанный федеральный закон определяет предметы ведения органов местного самоуправления, основы деятельности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, схода граждан, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления (судебная защита, запрет на ограничение прав местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно на основе общих принципов, установленных федеральным законом и законом субъекта РФ. Население городского или сельского поселения независимо от численности населения не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Установлена ответственность как перед государством за нарушение закона, так и перед населением за утрату доверия.

Ряд субъектов РФ предпринимает неконституционные попытки ограничить права местного самоуправления, а то и подчинить местное самоуправление региональным властям. Так, законами Удмуртской Республики ряд муниципальных образований был преобразован в административно-территориальные единицы, подчинённые власти Удмуртии. Президент РФ передал эти законы на рассмотрение Конституционного Суда, многие их положения признаны неконституционными. До сих пор не приведён в соответствии с федеральным законом Устав города Москвы, по которому Московские городские власти вмешиваются деятельность районных управ: назначают глав управ, определяют структуру местного самоуправления. Подобные нарушения наблюдаются во многих субъектах РФ.

Судебная реформа.

Система судов общей юрисдикции подверглась реформированию в меньшей степени. Сохранились кассационные и надзорные полномочия Верховного суда, структура и полномочия судов среднего и основного звена. Советское право не признавало прецедентное право, а суды – субъектами правотворчества, но
Пленуму Верховному Суду было предоставлено право давать руководящие, обязательные для всех судов разъяснения по вопросам судебной практики, применения законов. Такое положение в основном сохраняется и в настоящее время.

Военные трибуналы преобразованы в военные суды.

Конституция СССР, формально имея высшую юридическую силу, не предусматривала возможности судебного контроля за соблюдением Конституции.
В 1990 году был создан Комитет конституционного надзора СССР, а в 1991 году
– Конституционный Суд РФ. Было и такое мнение, что нет необходимости создавать Конституционный Суд РФ, достаточно наделить Верховный Суд полномочиями по проверке конституционности законов и других нормативных правовых актов и создать, например, Конституционную коллегию Верховного
Суда РФ. В условиях противоречивости и нестабильности Конституции РФ
Конституционный Суд не мог нормально функционировать, кроме того, он активно вмешивался в политику (11).Однако Конституционный Суд РФ внёс огромный вклад в проведение правовой реформы. После принятия Конституции РФ
1993 года, ФКЗ 1994 года «О конституционном Суде РФ» в 1995 году КС РФ вновь приступил к работе. Большую часть постановлений Конституционный Суд принимает по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов по делам о проверки конституционности законов, подлежащих применению в конкретном деле. Наиболее неконституционный закон – УПК РФ 1960 года с последующими изменениями и дополнениями, его отдельные положения признавались неконституционными более десяти раз, основной смысл постановлений КС по УПК – усиление начал состязательности и равноправия участников уголовного судопроизводства. Конституционный Суд также по запросам органов государственной власти проверяет конституционность федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных субъектов РФ по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, а также разрешает споры о компетенции, даёт толкование Конституции РФ, даёт заключение по обвинению против
Президента. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В том же 1991 году упраздняется система ведомственных арбитражей и создаются система арбитражных судов, состоящая из Высшего Арбитражного Суда
РФ и федеральных арбитражных судов субъектов РФ. Арбитражные суды разрешают экономические споры. В 1995 году создано промежуточное звено федеральных окружных арбитражных судов. Пленум ВАС также даёт руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. Принимаются также совместные Постановления
Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по вопросам судебной практики.

В некоторых субъектах РФ создаются конституционные и уставные суды, задача которых – проверка текущего законов и других нормативных правовых актов субъекта РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование последних.

В стадии становления находится институт мировых судей субъектов РФ.
Предполагается, что мировые судьи будут рассматривать в первой инстанции гражданские, уголовные и административные дела.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции
Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. (п.3 ст.5 ФКЗ «О судебной системе
РФ»).

Право признавать нормативные правовые акты утратившими силу в настоящее время имеют Конституционный Суд РФ (по причине неконституционности), Конституционные и Уставные суды субъектов РФ.
Федеральным конституционным законом может быть предусмотрено полномочие судов общей юрисдикции признавать утратившими силу нормативные правовые акты (включая законы) по причине их несоответствия нормативным правовым актам большей юридической силы (как правило, законам), кроме тех случаев, когда это отнесено к компетенции КС РФ (Постановление КС РФ). В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут лишь не применить такой нормативный правовой акт, обязать принявший его государственный орган отменить его или привести в соответствии с законом или обратиться с запросом в Конституционный суд РФ (Постановление Пленума ВС РФ от
31.10.1995). В последнее время сложилась практика, когда Конституционный
Суд РФ рассматривает конституционность, а фактически – соответствие федеральному закону через ст.76 ч.2 ч.5, ст.90 ч.3 ст.115 ч.1 соответственно и другие соответствующие делу статьи Конституции законов субъектов РФ, нормативных указов Президента и постановлений Правительства
РФ, а пленумы Верховного Суда и Высшего арбитражного суда, формально не отменяя нормативный правовой акт, фактически парализуют его действие, давая разъяснения по вопросам судебной практики о неприменении этого нормативного правового акта в части, противоречащей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судьи по Конституции РФ независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Отменены выборы, ответственность перед избравшими органами (Советами) и отзыв судей. Судьи федеральных судов назначаются в различном порядке Президентом РФ или Советом Федерации по представлению
Президента, в любом случае необходимо заключение квалификационной коллегии.Судьи несменяемы и неприкосновенны.

 

 

Заключение.

Теоретические аспекты правовой реформы.

По форме правления Россия по Конституции РФ 1993 года – президентская республика с некоторыми чертами парламентской. По государственному устройству – конституционная, неоднородная, но симметричная (по крайней мере по конституции) федерация.

Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние, среди внутренних функций выделяют экономическую, политическую, социальную, правоохранительную и экологическую. Все функции государства в условиях правовой реформы существенно изменились.

Политический режим можно охарактеризовать как либеральный с пережитками авторитарного. Демократический режим остаётся целью будущего.

Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, однако для утверждения принципов демократического и правового государства ещё предстоит огромная работа. Утверждение принципов социального государства возможно только в условиях стабилизации и роста экономики.

Промежуточные итоги и перспективы дальнейшего развития правовой реформы.

В настоящее время правовая реформа находится, на мой взгляд, на полпути. Сделаны серьёзные шаги к утверждению принципов демократического государства. Реальностью стали периодические выборы на всех уровнях, разделение властей, многопартийность, почти везде действуют органы местного самоуправления.

Гораздо большая работа предстоит для утверждения принципов правового государства. Необходимо заполнить правовые пробелы, принять качественные, отвечающие жизненным потребностям законы, в числе которых – Земельный,
Уголовно – процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, привести региональное законодательство и внутри федеративные договоры в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, и, что самое главное, добиться исполнения закона всеми ветвями власти. Преодолеть произвол должностных лиц и правовой нигилизм граждан. Обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека.

Правовая реформа будет завершена, когда будет установлено правовое государство.

 


 

Список используемой литературы:

Нормативные акты:

1. Городское дело. 1913. N 1.

2.Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.(с поправками и изменениями на 30 декабря 2008 г.)// Москва издательство «Айрис-пресс»,2006.-61с.

3.Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5071

4.РГА. Ф. 1291. Оп. 124. Д. 68. Л. 3 - 5.

 

5.ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6.10.2003 г.-М.:Издательство «Омега-Л», 2012.- 100с.

 

Научная литература:

1. Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Местное самоуправление

2. Барабашев Г.В., Старовойтов Н.Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987.

3. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

4. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.; Л., 1928. Часть вторая

5. Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе. М., 1999.

6. Григорян Л.А. Советы - органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

 

7. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.

8. Кукушкин Ю.С. Русская государственность: от общины к Советам // Диалог. 1999. N 11.

9. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995

10. Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М., 1978.

 

11. Пертцик В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963.

 


[1] См.: Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. С. 179 - 309

 

[2] См.: Кукушкин Ю.С. Русская государственность: от общины к Советам // Диалог. 1999. N 11. С. 65, 66.

 

[3] Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Местное самоуправление. С. 283.

 

 

[4] КПСС в резолюциях и решениях съездов... М., 1970. Т. 2. С. 42.

 

[5] Барабашев Г.В., Старовойтов Н.Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987. С. 54.

 

[6] Городское дело. 1913. N 1. С. 29

[7] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.; Л., 1928. Часть вторая. С. 243, 286.

[8] См.: Пертцик В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963.

[9] См.: Григорян Л.А. Советы - органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

 

[10] См.: Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе. М., 1999. С. 39, 62, 63.

 

[11] Положение о социалистическом самоуправлении народа впервые было сформулировано в новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом КПСС в марте 1986 г.

 

[12] См.: Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999. С. 52.

[13]См.: Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М., 1978. С. 110.

 

[14] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5071

[15] См.: Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999. С. 101, 111

[16] См.: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997. С. 27.

 

[17] РГА. Ф. 1291. Оп. 124. Д. 68. Л. 3 - 5.

нефти и газа имени И. М. Губкина»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансового и административного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1990-Х ГОДАХ»

 

Студентка: Зайчикова Диана

Александровна

Группа: ЮР-11-03

Руководитель: К.Ю.Н.,ДОЦЕНТ

Саранчук Юрий Михайлович

 

 

«Допустить к защите»

«______» __________ 2012 г.

Дата представления работы: «______» __________ 2012 г.

Дата защиты: «______» __________ 2012 г.

Оценка: _________________

 

 

Москва, 2012 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Местное самоуправление в советский период………………………4

1.1.Организация местной власти в советский период………………………..4

1.2.Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе…………………………………………………………11

Глава 2.Реформы местного самоуправления………………………………..15

2.1.Земские реформы Временного Правительства………………………….15

2.2.Реформы Советов народных Депутатов и введение института Президента……………………………………………………………………..16

2.3.Реформа органов власти в субъектах РФ…………………………………17

2.4.Муниципальная Реформа………………………………………………….18

2.5.Реформа избирательной системы…………………………………………19

2.6.Судебная реформа…………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….24

Список используемой литературы…………………………………………...25

Введение

Самостоятельные муниципальные образования появились в нашей стране после принятия Конституции 1993 года. Она определила суть местного самоуправления как “самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130). Нужно отметить, что российская Конституция в этом вопросе полностью соответствует ратифицированной нами Европейской хартии о местном самоуправлении, которая гласит: “Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления … управлять…, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения”. Оба определения подчеркивают самостоятельность местного самоуправления в пределах его компетенции.

Согласно российской Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее, она допускает использование административной инфраструктуры местного самоуправления в целях осуществления государственной политики: “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств” (ст.12).

Конституционные гарантии включают самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнениеместного бюджета, установление местных налогов и сборов (ст.130). Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется также правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.132). Эти принципы легли в основу двух федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, которые конкретизировали права граждан на осуществление местного самоуправления, его территориальную структуру, порядок формирования органов самоуправления и другие вопросы.

Важно подчеркнуть, что по действующему законодательству, документом, определяющим жизнь в российских городах и селах, является Устав муниципального образования. Именно он указывает границы и состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и многое другое. Ко всем этим принципам нам еще придется вернуться, анализируя новый законопроект о местном самоуправлении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.072 с.)