Лекция 15.Социальная философия. Природа и общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 15.Социальная философия. Природа и общество



 

Цель и задачи лекции: Дать анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества.

 

План:

1.Понятие и основные принципы социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система и ценность человечества.

2.Многовариантность подходов к осмыслению истории и динамики общества

3.Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

4. Природа и общество. Биосфера, ноосфера.

Литература:

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.

3. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов на Дону: «Феникс», 2007.

4. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

 

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, то есть как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, то есть на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же других явлений – это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов
§ Теория Г. Спенсера § Теория Э. Дюркгейма § Теория Ф. Тенисса § Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу) § Теория постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турэн) § Формационная концепция развития общества (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) § Теория Н.Я Данилевского (выделяет 13 типов цивилизаций) § Теория О. Шпенглера (выделяет 8 культурно-исторических типов) § Теория А. Тойнби (выделяет 6 культурно-исторических систем) § Теория П. Сорокина (выделяет 3 типа социокультурных суперсистем)

Стороны общественного бытия:

  • объективная сторона, то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.);
  • субъективная сторона – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

Основные сферы жизни общества:

· экономическая;

· социальная;

· политическая;

· духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества.

Составляющие - производство, распределение, обмен, потребление материальных благ (содержание экономической сферы)

Формы:

ü Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь

ü Деятельность институтов управления экономикой

ü Способ производства материальных благ:

а)Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется: сырье и материалы, здания, сооружения, транспорт и т.д.

б) Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства:

ü отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений;

ü отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

ü отношения по поводу распределения произведенных материальных благ

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества):

ü создает материальную базу существования общества;

ü способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

ü непосредственно влияет на социальную структуру (социальные группы, классы);

ü влияет на политические процессы;

ü влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

 

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе

Основные подходы по отношению к социальной сфере общества:

ü классовый, согласно, которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

ü стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой.

Основные элементы социальной структуры общества:

ü классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), люди города и деревни, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности.

Социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции и т.д.). Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций и реформ.

Гражданское общество – высший уровень объединения социальных групп – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти.

Элементы политической системы общества:

ü Государство - система органов, осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества).

Основные функции государства – представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); охранительная (охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы); внешнеполитическая; интеграционная.

ü Политические партии

ü Общественные организации

ü Профсоюзы

ü Иные институты

Духовная сфера общества

Основные элементы духовной жизни общества:

ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире

ü Духовные ценности, возникающие в результате духовной деятельности: например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

ü В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются) людьми в соответствии с их духовными потребностями

ü Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями.

ü Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.

ü Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементы общественного сознания
Обыденное (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности) и теоретическое сознание (высшее обобщенное восприятие бытия) Общественная идеология (система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй) и психология (чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом) Формы общественного сознания: ü политическое ü правовое ü моральное ü научное ü религиозное

Философские проблемы модернизации казахстанского общества. Реализация проектов социальной модернизации казахстанского социума в контексте социальных отношений приобретает сегодня первостепенное значение. Прежде всего, это снижение уровня расслоения населения по социально-экономическим показателям, внедрение технологий, позволяющих минимизировать общение гражданина с чиновником при решении социальных вопросов, более последовательное отстаивание интересов личности.

В социально-политической науке широко известно разделение на консервативное и либеральное крыло школы транзитологии. Сторонники первого подхода считают главным условием успешности преобразований сохранение политической стабильности, позволяющее реформаторской элите завершить процесс институционализации современной политической системы. Приверженцы второго пути настаивают на немедленном внедрении западных демократических стандартов, совершенно не учитывая реалии посттоталитарных и посттрадиционных обществ. На наш взгляд, первых условно можно назвать реалистами, вторых - романтиками.

История жестоко наказывает за романтизм и отрыв абстрактных схем от практики. Попытка навязывания вестернизаторской теории незападным обществам дорого обошлась странам «третьего мира». Многие из них, попав в ловушки модернизации, были отброшены назад, в историческое прошлое по причине перманентной нестабильности, хаоса и гражданской войны, наступавшими вследствие механического переноса западных рецептов на чужеродную почву.

При переходе теоретических споров либералов и консерваторов в плоскость практической политики зачастую возникает дилемма: авторитаризм или демократия. На наш взгляд, это дихотомия, совершенно не учитывающая сложность транзитного периода от тоталитаризма к демократии. Важно понимать объективность ведущей роли государства в этом процессе, обусловленной необходимостью ускоренного проведения экономических, политических и социальных реформ, слабостью институтов гражданского общества, необходимостью преодоления стереотипов тоталитарного мышления в массовом сознании и т.д. В случае с молодыми странами, строящими независимую государственность, «синдром модернизации» усугубляется отсутствием институциональной основы, каркаса государства, позволяющим проводить радикальные преобразования в обществе.

Не случайно Президент Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2030» подчеркнул, что со времени обретения независимости «...мы преследовали две главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным государством. Многие сейчас готовы принять это как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории. Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы».

Философия культуры или культурфилософия – философская дисциплина, которая ориентирована на философское постижение и осмысление сущности и значения культуры как некоего универсального и всеобъемлющего феномена.

Термин «культурфилософия» был введен в начале XIX в. немецким мыслителем А. Мюллером.

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка) - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.025 с.)