Плавучесть, остойчивость и непотопляемость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плавучесть, остойчивость и непотопляемость.



2.1. Показатели плавучести, остойчивости и непотопляемости судна характеризуют его мореходность и являются основными факторами при определении возможности плавания судна в водных бассейнах того или иного разряда (категории).

2.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна считаются обеспеченными, если его запас плавучести и начальная остойчивость, а также остойчивость и плавучесть при повреждении корпуса судна, соответствуют установленным нормам.

2.3. Техническая документация по плавучести и остойчивости сертифицированного судна должна включать в себя:

  • теоретический чертеж;
  • диаграммы статической остойчивости;
  • чертежи общего расположения.

Для судов, имеющих штатное парусное вооружение, в состав технической документации должны быть также чертежи парусов.

2.4. На несертифицированных судах характеристики плавучести, остойчивости и непотопляемости определяются опытным путем.

2.5 При изложении вопросов плавучести и остойчивости, если особо не оговаривается, все характеристики судна относятся к его водоизмещению при полной нагрузке.

2.6. Требования по плавучести и остойчивости, изложенные ниже, распространяются на суда, осуществляющие плавание в водоизмещающем режиме.
2.7. Надводный борт.

2.7.1. Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита).

2.7.2. Минимальный надводный борт при полном водоизмещении должен быть не менее 6% наибольшей длины судна.

2.7.3. В зависимости от минимальной высоты надводного борта устанавливаются район плавания и возможное удаление судна от берега.

2.7.4. У беспалубных судов 1 класса минимальная высота надводного борта должна быть не менее 0,6 расчетной высоты волны, а для судов 2-4 классов не менее 0,5 расчетной высоты волны для данного водного бассейна.

2.8. Остойчивость судов.

2.8.1. Статическая остойчивость проверяется в соответствии с существующим ГОСТом, при полном водоизмещении судна на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание корпуса или выступающих частей судна о грунт.

2.8.2. Моторные и гребные суда при полном водоизмещении должны иметь такую поперечную статическую остойчивость, чтобы при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60% грузоподъемности, угол крена был меньше угла входа в воде бортовой кромки палубы или верхней кромки борта (угла заливания). Место расположения центра масс этого груза при испытаниях должно быть:

  • по высоте – 0,3 м над местами для сидения пассажиров и экипажа для катеров и мотолодок и 0,25 м над банками для сидения – на гребных судах;
  • по длине и ширине – в общем расчетном центре масс всех пассажиров и экипажа, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита этого борта.

При размещении людей попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются. Оставшийся груз массой, равной 40% грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если они отсутствуют – в диаметральной плоскости на сланях.

2.8.3. Суда в неповрежденном состоянии не должны иметь постоянного крена. Дифферент не должен отличаться от указанного в спецификации больше, чем на 0,5о на корму.

2.8.4. У судов, имеющих техническую документацию, остойчивость должна определяться по диаграммам остойчивости.

2.8.5. Если в технической документации на судно не указаны варианты его нагрузки, являющиеся наихудшими для остойчивости, то ее проверку следует производить по диаграммам, рассчитанным для него при полном водоизмещении и для судна без груза с минимальным процентным содержанием запасов (при наименьшем водоизмещении).

2.9. Непотопляемость.

2.9.1. Суда в случае аварийного затопления должны сохранять положительные запас плавучести и остойчивость, для чего они должны быть оборудованы непроницаемыми воздушными ящиками, герметичными отсеками или блоками плавучести, размещенными по возможности в верхней части судна и распределенными по длине корпуса соответственно расположению наиболее тяжелых статей нагрузки судна. На пластмассовых судах встроенные воздушные ящики должны быть заполнены пенопластом.

2.9.2. В соответствии с существующим ГОСТом, суда при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне (количество пассажиров и экипаж), в заполненном водой состоянии (при аварийном затоплении) на тихой воде должны иметь:

  • запас плавучести, позволяющий судам оставаться на плаву, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10% грузоподъемности, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель – шпангоуте не должны входить в воду;
  • запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деления на отсеки, оставаться на плаву при затоплении любого одного отсека; при этом аварийная WL не должна пересекать предельную линию погружения, которая должна проходить ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 мм;
  • аварийную остойчивость, достаточную, чтобы суда не переворачивались от действия приложенной в плоскости мидель – шпангоута к любому борту массы, равной 5% грузоподъемности.

2.9.3. Указанные суда должны сохранять положительную плавучесть при полной загрузке в случае повреждения любой одной секции.

2.9.4. Полностью затопленное судно с полным комплектом своего оборудования, двигателем, полным запасом топлива и количеством людей, соответствующим спецификации (при полной загрузке), должно сохранять положительные плавучесть и остойчивость.

2.9.5. Воздушные ящики на судне должны быть герметичны, в блоках плавучести должен находиться материал, указанный в технической документации.

2.9.6. Суда, не имеющие деления корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне (количество пассажиров и экипаж), в заполненном водой состоянии должны иметь:

  • запас плавучести, позволяющий судам оставаться на плаву приблизительно в горизонтальном положении, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10% грузоподъемности, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;
  • аварийную остойчивость, достаточную, чтобы суда не переворачивались от действия приложенного к любому месту по длине борта груза, равного 5% грузоподъемности, для судов 4-5 разрядов, или условного груза Р, определяемого под формуле Р = 10 + 5n, где n – общее число людей на судне (пассажиров и экипаж), но не менее Р = 25 кг, для судов 1-3 классов.

2.9.7. Суда, корпус которых имеет деление на отсеки, при затоплении любого из них должны оставаться на плаву, при этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, которая проходит ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 мм.

2.9.8. Основанием для оценки технического состояния судна по данному разделу как «годное» является выполнение вышеуказанных требований.

2.9.9. Основанием для оценки технического состояния судна как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.

2.9.10. Оценка «ограниченно годное» по данному разделу не применяется.

Устройства и снабжение.

3.1. Рулевое устройство.

3.1.1. Все моторные, парусные и парусно-моторные суда должны иметь рулевое устройство (руль, поворотную насадку, поворотную колонку, крыльчатый движитель, рулевое весло или иное средство управления судном, одобренное ГИМС).

3.1.2. Несамоходные суда и гребные суда указанного устройства могут не иметь.

3.1.3. Расположение поста управления судном должно обеспечивать хороший обзор, а рулевое устройство – уверенное маневрирование на всех режимах движения судна в любых условиях обстановки.

3.1.4. При наличии на судне дистанционного рулевого управления должен предусматриваться аварийный рулевой привод, воздействующий непосредственно на баллер, либо сектор рулевого устройства (румпель или иное устройство, одобренное ГИМС).

3.1.5. Направление поворота штурвала (ручки электрического или гидравлического привода) рулевого устройства должно соответствовать направлению поворота судна.

3.1.6. Угол перекладки руля должен составлять не менее 35о от диаметральной плоскости судна на каждый борт (проверяется многократной перекладкой руля с борта на борт), усилие на штурвале (румпеле), необходимое для перекладки руля не должно превышать 15 кгс., а число оборотов штурвала – 25 (при перекладке руля с борта на борт).

3.1.7. Конструкция рулевой передачи (штуртросовой, цепной и др.) при дистанционном управлении ПЛМ должна обеспечивать возможность его свободного откидывания при необходимости, а при спаренной установке ПЛМ - синхронность их поворота и откидывание каждого мотора в отдельности.

3.1.8. Трос, применяемый для штуртросовой передачи должен быть гибким, нераскручивающимся, крестовой свивки, его диаметр должен соответствовать ширине канавок шкивов, а конструкция передачи должна исключать возможность попадания троса между щекой и шкивом.

3.1.9. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства судна как «годное» является:

  • выполнение вышеуказанных требований;
  • надежная работа рулевого устройства, обеспечивающая устойчивость судна на курсе, хорошую маневренность и управляемость на различных режимах эксплуатации;
  • отсутствие повреждений или дефектов в рулевом устройстве (в рулевом приводе, рулевой передаче, баллере и пере руля).

3.1.10. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства как «ограниченно годное» является:

- наличие дефектов или конструктивных недостатков, не влияющих на управляемость и не ухудшающих его маневренные качества.

3.1.11. Основанием для оценки технического состояния рулевого устройства как «запрещенное к эксплуатации» является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований.

3.2. Якорное устройство.

3.2.1. Моторные, парусно-моторные, парусные суда независимо от класса и гребные суда 3 и выше классов должны оборудоваться якорным устройством.

3.2.2. Несамоходные суда, назначение которых предусматривает нахождение на борту людей при движении судна, должны оборудоваться якорным устройством независимо от класса.

3.3. Швартовно-буксирное устройство.

3.3.1. На каждом маломерном судне должно предусматриваться швартовное устройство, обеспечивающее его надежное закрепление у причальных сооружений или борта другого судна и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).

3.3.2. Швартовные кнехты (битенги) могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными. При применении на судне только растительных канатов (тросов) допускается изготовление кнехтов (битенгов) из легких сплавов.

3.3.3. Наружный диаметр трубы кнехта (битенга) должен быть не менее 10 диаметров стального каната или одной длины окружности растительного (синтетического) троса.

3.4. Снабжение.

3.4.1. Суда должны иметь отличительные огни, световые и звуковые сигналы, соответствующие требованиям ППВВП, МППСС, местных правил и правил пользования маломерными судами, причем, навигационные огни на судах с парусным вооружением должны устанавливаться таким образом, чтобы они, соответствуя правилам, не закрывались парусами.

3.4.2. Несамоходные суда валовой вместимостью 10 и более регистровых тонн, на борту которых предусматривается нахождение людей, должны иметь средство для подачи звуковых сигналов.

3.4.3. Комплектация предметами снабжения маломерных судов, в общем случае, должна соответствовать таблице:

Наименование предметов снабжения К о л и ч е с т в о
Гребные лодки Мотолодки Катера Парусные суда
         
Буксирно-швартовый канат -      
Отпорный крюк -      
Якорь с якорным канатом -     1-2
Спасательное кольцо с линем (спасательный круг) -      
Весла        
Ведро с черпаком        
Водоотливной насос - -    
Огнетушитель - -    
Ремонтная аптечка -      
Медицинская аптечка        
Индивидуальные спасательные средства По числу находящихся на борту людей
Звукосигнальное устройство -      
Ракета бедствия парашютная -      

Механическая установка.

4.1. Техническому надзору ГИМС подлежит оборудование машинных отделений (моторных отсеков), а также следующие составные части механических установок:

  • главные двигатели (подвесные лодочные моторы) с редукторами и муфтами, вспомогательные двигатели с редукторами и муфтами, а также другие вспомогательные машины и механизмы;
  • системы управления, контроля и сигнализации;
    валопроводы и движители.

4.2. Механическая установка должна обеспечивать бесперебойную эксплуатацию маломерного судна на всех режимах, при допустимых для данного класса судов кренах и дифферентах, а мощность главного двигателя должна соответствовать корпусу судна (расчетной мощности для данного типа судна, предусмотренной проектной документацией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.015 с.)