Кучево–дождевое облако (cumulonimbus) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кучево–дождевое облако (cumulonimbus)



Кучево-дождевые - вершинами достигают высоты перистые облаков (6-10 км), походят на горы или высокие башни. Темное основание лежит на высоте 0.5 км, а вершины ярко-белые. Эти облака разрастаются по вертикали намного больше чем кучевые облака хорошей погоды. При достижении вершиной высоты перистых облаков, она начинает размазываться, принимая форму наковальни. Облако образуется из кучевого мощного облака, когда крайняя неустойчивость воздуха создает мощные восходящие потоки, распространыющиеся на несколько квадратных километров.

Они могут существовать как отдельные ячейки или образуют линию из ячеек, которая называется линий шквалов. Поддерживаемые сильными потоками восходящего воздуха (иногда более 50 узлов), вершины кучево-дождевых облаков могут легко подниматься на высоту 12,000 метров и даже выше.

Нижние уровни кучево-дождевых облаков состоят в основном из капелек воды, в то время как на более высоких уровнях, где температуры намного ниже 0 градусов по Цельсию, преобладают кристаллы льда.

Наковальня кучево-дождевого облака характеризуется большими размерами. Это – король облаков, образующий (по международной классификации) последнюю стадию облаков вертикалього развития.

Кучево-дождевые облака всегда дают сильные ливни, иногда с градом. Почти всегда в нем сосуществуют жидкая вода и ледяные кристаллы, что вызывает мощные электрические явления. Кучево-дождевое облако представляет собой природную электростатическую машину и, по-существу, это грозовое облако.

Для сведения судоводителей - цветные фотографии самых распространенных форм облаков, в соответствии с указанной международной классификацией, собраны в Атласе облаков для судовых наблюдений, которые необходимо производить судоводителям, ибо такие наблюдения зачастую позволяют судить о предстоящей погоде и подтверждают полученный прогноз. Облачность обычно оценивается глазомерно, в баллах (до 10), по степени закрытия неба облаками. Один балл - 10% площади небосвода.

Осадки

Конденсат атмосферного водяного пара, выпадающий из облаков или образующийся на поверхности земли и наземных предметах, называется атмосферными осадками, которые могут быть жидкими (дождь, морось, на земле - роса.) и твердыми (снег, снежная крупа, град, на земле - иней, изморось, гололед).

По своему характеру выпадающие осадки могут быть:

Ливневыми - внезапными и быстротечными выпадениями дождя, снега, крупы, или града из кучево-дождевых облаков обычно весной или летом.

Обложными - продолжительный и равномерный дождь или снег, выпадающий из высокослоистых или слоисто-дождевых облаков при пасмурной погоде и на большой площади; в умеренных широтах преобладают осенью и зимой.

Моросящими (морось) мельчайшие капельки воды, не оставляющие следа на воде; выпадают из низких слоистых облаков или из густого тумана; чаще всего бывают осенью.

Количество выпадающих осадков принято измерять толщиной слоя воды (в миллиметрах), который образовался бы от дождя (растаявшего снега) на горизонтальной поверхности, если бы вода никуда не стекала. Когда говорят, что выпал 1 мм осадков - это означает, что на каждый 1м2 земной поверхности выпал 1 литр воды.

Атмосферное давление (давление воздуха, барометрическое давление) - давление, которое определяется весом столба воздуха, давящего на единицу площади горизонтальной поверхности.

Давление с давних времен измерялось высотой ртутного столба в миллиметрах (дюймах). В двадцатых годах в практику введена новая единица измерения давления - миллибар (мб) - единица атмосферного давления, равная 1000 дин на 1 см2. Дина - сила, сообщающая массе 1 г ускорение 1см в сек2. Нормальное давление равно 1013,25 мб, стандартное - 1000 мб (750 мм).

На судах встречаются приборы, измеряющие давление как в одних, так и в других единицах, поэтому для перевода одних в другие следует помнить, что 1 мб приблизительно равен 0,75 мм рт.ст., а 1 мм.рт.ст. равен 1,3 мб.

Для облегчения перевода существуют специальные таблицы.

Прибор для измерения атмосферного давления носит название барометра. По принципу действия разлчают жидкостный, анероид, гипсотермометр, газовый барометры. Основным прибором для измерения давления на судах является барометр-анероид.

Барометр-анероид

Шкала прибора проградуирована в миллиметрах ртутного столба, на ней встроен термометр. При выполнении наблюдений необходимо слегка постучать по стеклу, после чего отсчитать показания с точностью до 0,1 мм, которые необходимо исправить тремя поправками - шкалы, на температуру прибора и добавочной поправки, которые все выбираются из паспорта.

Атмосферное давление - одна из основных составляющих, учитываемых при прогнозировании погоды. Существующие карты распределения атмосферного давления называются картами барического поля и представляют из себя нарисованные на т.н. немых географических картах линии изобар.

Изобары - линии, соеднияющие места с равным давлением. Изобары, как правило, проводятся через 5 мб и соответственно подписываются, что позволяет наглядно видеть районы с преобладанием высокого и низкого давления.

Основными формами барического рельефа являются:

циклоны (барические минимумы)- области низкого атмосферного давления.Нарисованы концентрическими замкнутыми изобарами, значение (по величине давления) каждой на которых уменьшается к центру, в центре - самое низкое давление
антициклоны (барические максимумы) - области высокого атмосферного давления, также рисуются системой концентрических изобар, только величины их значений к центру увеличиваются, в центре - самое высокое давление.
ложбины - вытянутые от циклона области пониженного давления с горизонтальной осью, причем изобары в области ложбины либо приблизительно параллельны, либо имеют вид буквы V.
гребни - вытянутые от антициклона области повышенного давления без замкнутых изобар
седловины - области барического поля между двумя циклонами или двумя антициклонами, расположенные в шахматном порядке (крест-накрест)

Фронты - переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.

На картах изобар в центре циклона ставится буква Н (низкое), на иностранных картах - L(low), в центре антициклона - буква В (высокое), на иностранных картах - Н (high). Поверхность с одинаковым давлением в любой точке называется изобарической.

Характеристика ветра

Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления, которое обусловливается неравенством температур в атмосфере. Характеризуется направлением и скоростью.

Направление ветра - определяют по компасу в зависимости от той части горизонта, откуда он дует. Направление ветра может быть северное, северо-западное, юго-восточное, западное и т.д. Направление ветра выражают в румбах горизонта или в угловых градусах.

На реках направление ветра часто определяют относительно течения реки: ветер может быть верховой, если дует по направлению течения, и низовой, если дует против течения. В зависимости от того, с какой стороны дует ветер, у судна различают наветренные (обращенный к ветру) и подветренный (противоположный наветренному) борта. Относительно направления движения судна ветер может быть встречным и попутным. Ветер, дующий в сторону берега под прямым углом или небольшим углом к берегу, принято называть навальным, ветер, дующий от берега в сторону реки или озера, - отвальным. Таким образом, для одного берега ветер будет отвальным, а для другого — навальным. То же и для судна в зависимости от того, у какого берега оно находится.

Если направление ветра определяют на неподвижном судне, то оно называется истинным Uи. При движении судна возникает поток воздуха, называемый курсовым ветром Uс, последний имеет скорость судна и направлен в сторону, обратную его движению. На движущемся судне измеряют кажущийся (вымпельный) ветер Uк. Он направлен по равнодействующей истинного и курсового ветра. У судов, буксирующих состав или плот со скоростью 3-4 км/ч, истинный и кажущийся ветер практически одинаковы.

На береговых станциях направление и силу ветра определяют по флюгеру и анемометру. На судне скорость кажущегося ветра измеряют по анемометру, а направление — по дыму, флагу, вымпелу. Иногда для определения направления ветра на судах устанавливают на открытых местах небольшие матерчатые конусы, называемые „колдунчиками".

Ручной анемометр является четырехчашечным с механическим счетчиком оборотов крестовины. Показания всех счетчиков (срелок) запоминаются (записываются) перед и после операции по замеру, анемометр включают на 100 сек. и, разделив затем полученную разность показаний на 100, получают скорость ветра в метрах в секунду. Замер производится на наветренной стороне мостика (рубки), палубы.

Влияние препятствий на воздушный поток разнообразно. Оно зависит от размеров и форм препятствий, от расположения их по отношению к ветру, скорости ветра и состояния атмосферы. Например, ветер, дующий с горы, сохраняет свое направление лишь у противоположного берега. Непосредственно под горой ветер приобретает обратное направление. Следовательно, ветер, наблюдаемый на подходе к горе как отвальный, фактически вблизи нее будет навальным.

Опасными для судов являются разрывы высоких берегов долинами притоков, оврагами. Через эти разрывы ветер с большой силой „сваливается" на реку или водохранилище. При ветре, дующем из-за берегового отдельно стоящего препятствия, вблизи последнего создается ветровая тень, а на некотором расстоянии - вихрь с горизонтальной осью и ветром обратного направления. При ветре, дующем с реки к берегу, дебаркадеру и т.п., около них возникает ветер почти обратного направления. Действие обратного ветра сказывается на расстоянии, равном приблизительно высоте препятствия. Ветер, пересекающий реку со стороны высокого берега, изменяет направление почти на обратное. Изменение направления происходит по часовой стрелке и сказывается на расстоянии, равном одной-двум высотам берега. Высокие и изрезанные берега изменяют скорость ветра, дующего со стороны берега, придавая ветру в прибрежной полосе неустойчивое направление и порывистость. Сила и направление ветра не остаются длительное время постоянными. При установившейся погоде ветер может усиливаться, проходить порывами, затем ослабевать. Схемы направления ветра: от высокого берега к низкому; к высокому берегу; под высоким берегом

Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, т.е. их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и движение воздуха приобретает турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер, возникают шквалы.

Шквалистый ветер характерен не только частыми и резкими колебаниями скорости, но и сильнейшими отдельными порывами продолжительностью до нескольких минут. Ветер, который резко увеличивает свою скорость в течение очень короткого промежутка времени на фоне слабого ветра или штиля, назвают шквалом. Чаще всего шквалы налетают при прохождении мощных кучево-дождевых облаков и нередко сопровождаютсяя грозой и ливнями. Скорость шквального ветра достигает 20 м/с и более, а в отдельных порывах 30-40м/с. При этом могут наблюдаться неожиданные повороты ветра до нескольких румбов.

Основной причиной шквала являетсяя взаимодействие восходящего потока возуха в передней части кучево-дождевого облака и нисходящего воздуха, охлажденного ливневым дождем, в тыловой его части в результате возникает характерный клубящийся вал с вихрем под ним, усиленный вихрями соседних воздушный слоев.

Вертикальные вихри в грозовом облаке могут образовывать смерчи. Когда скорость такого вихря достигает 100м/с, нижняя часть облака в виде воронки опускается к подстилающей поверхности (земле или воде), навстречу поднимающемуся вверх пылевому или водяному столбу. Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх все, что оказыввается на его пути. Высота смерча достигает более 1000 метров, горизонтальная скорость 30-40 км/час. Поэтому при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону.

Иногда смерч может образоваться и без грозовых облаков. В этом случае он зарождается не из тучи, а на поверхности земли или моря, нередко при безоблачном небе. Это смерчи"хорошей погоды". Они быстро разрушаются и практически безопасны. Часто их сушествование можно быстрее заметить по характерному свистящему звуку, который раздается при его движении, чем увидеть.

Воздух, воздушные массы находятся в постоянном движении, которое постоянно меняет и свою скорость и направление. Но в глобальных, планетарных масштабах это движение имеет четко выраженную закономерность, которая определяется общей циркуляцией атмосферы, зависящей от распределения атмосферного давления в общирных районах земного шара - от тропиков до полярных зон.

В экваториальной зоне теплый воздух тропиков поднимается вверх, что приводит к образованию на границе тропосферы ветера, называемого антипассат. Антипассат растекается в направлении к полюсам, соответственно к северу и к югу.

Охлажденные воздушные массы антипассата оседают на поверхность земли, создавая в субтропиках повышенное давление и ветер, называемый пассатом, который устремляется в экваториальную зону.

Под действием силы Кориолиса пассаты северного полушария получают северо-восточное направление, а южного полушария (кроме северной части Индийского океана, где дуют сезонные муссонные ветры) - юго-восточное направление. Скорость пассатных ветров также постоянна и достигает 5-10 м/с.

В экваториальой зоне пассаты ослабевают и поворачивают на восток. Поэтому между пассатами обоих полушарий возникает штилевая зона (в Атлантике "конские широты") характерная пониженным давленим, грозами и ливнями, штилями. В широтах 40-60° обоих плушарий преобладают ветры западной четветри. Они менее устойчивы (от NW до SW), но значительно сильнее (10-15 м/с или 6-7 баллов). В южном полушарии, где западные ветры огибают весь мировой океан, лежали осноные пути парусных судов для плавания из Европу в Австралию и обратно в Европу вокрус мыса Доброй Надажды и мяса Горн. За свою силу, повторяемость (до 50%) и частые штормы эти ветры получили прозвище "бравые весты", а широты -"гремящие сороковые" и “ревущие шестидесятые”.

В приполярных районах обоих полушарий, где оседают холодные массы воздуха верхних слоев тропосферы, образуя так называемые полярные максимумы, преобладают юго-восточные и восточные ветры.

Пассаты - первые в категории господствующих ветров, т.е. постоянно дующих в определенных районах в течение определенного промежутка времени. Скорость и направление господствующих ветров определяется по многолетним наблюдениям для каждого моря или морского района.

Другая категория ветров - местные, дующие только в данном месте или нескольких местах земного шара, возникают при изменении тепловых условий в течение некоторого времени или под влиянием рельефа местности (характера подстилающей поверхности)

К первому типу относятся следующие ветры:

Бризы образуются под влиянием неодинаково нагревания суши и моря. Область существенная для образования бризов располагается в прибрежной полосе морей (около 30-40 км). Ночью ветер дует от берега к морю (береговой бриз), а днем, наоборот,- с моря на сушу. Морской бриз начинается около 10 часов утра, а береговой - после захода солнца. Бриз относится к ветерам вертикального развития и на высоте нескольких сот метров дует в обратную сторону. Интенсивность бриза зависит от погоды. В жаркие летние дни морской бриз имеет умеренную силу до 4 баллов (4-7 м/с) береговой бриз значительно слабее.

На суше так же можно наблюдать бризы. Ночью у поверхности земли существует тяга воздуха с поля к лесу, а на высоте крон деревьев - из леса к полю.

Фён - горячий сухой ветер, который возникает при обтекании влажного воздуха горных вершин и нагревании его теплой подветренной подстилающей поверхостью горного склона. На Черном море наблюдается у побережья Крыма и Кавказа преимущественно весной.

Бора - очень сильный ветер, направленный вниз по горному склону в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем. Холодный воздух с большой скоростью устремляется вниз, к морю, достигая иногда силы урагана. В зимнее время, при низких температурах вызывает обледенение. Наблюдается в районе Новороссийска, у берегов Далмации (Адриатическое море) и на Новой Земле. В некоторых горных районах, например, на Кавказе в районе Ленинакана, или в Андах ежедневно наблюдается такое явление, когда после захода солнца с горных вершин, окружающих долину, вниз устремляются массы холодного воздуха. Порывы ветра достигают такой силы, что срывает палатки, а резкое и сильное понижение температуры, может привести к переохлаждению организма.

Бакинский норд - холодный северный ветер в зоне Баку, дующий летом и зимой, Достигает штормовой, а нередко и ураганной силы (20-40 м/с) приносить с берега тучи песка и пыли.

Сирокко - очень теплый и влажный ветер, зарождающийся в Африке и дующий в Центральной части Средиземного моря, сопровождается облачностью и осадками.

Сезонные ветры – муссоны, которые носят континетальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время.

Как и другие ветры, муссоны имеют барических градиент, направленный в сторону низкого давления - летом на сушу, зимой на море. Под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии летние муссоны Тихого океана у восточного побережья Азии отклоняются к юго-востоку, а в Индийском океане - к юго-западу. Эти муссоны приносят с океана на Дальний Восток пасмурную погоду, с частыми дождями, моросью и туманами. На южное побережье Азии в это время обрушиваются затяжные и обильные дожди, что приводит к частым наводнениям.

Зимние муссоны меняют свое направление на противоположное. Тихом океане они дуют с северо-запада, а в Индийском - с северо-востока в сторону океана.. Скорость ветра в муссонах неравномерна. Зимние северо-восточные муссоны совпадают с пассатами северного полушария, но их скорость не превышает 10 м/с. А вот летние муссоны Индийского океана достигают штормовой силы. Смена муссонов - происходит в апреле-мае и октябре-ноябре.

Ветер для предсказания погоды не менее важен чем облака. Тем более без ветра погода измениться не может. Ветер характеризуется силой и направлением. Силу ветра можно определить по его воздействию на наземные предметы и поверхность моря. В таблице приведены признаки ветра по 12-балльной шкале Бофорта.

Западные ветры обычно приносят смягчение погоды, т.е. летом будет прохладнее, возможно, пройдет дождь. Зимой они сопровождаются обильными снегопадами, оттепелями. Северный ветер обязательно принесет холод, будут ли выпадать осадки неизвестно. Южный ветер приносит тепло, т.е. зимой – оттепель со снегом, летом тепло может быть и без осадков. Восточный ветер менее предсказуем, он может быть и холодным и теплым, одно можно сказать уверенно. Он не принесет большого количества осадков ни летом, ни зимой.

Балл Название ветра Скорость в м/сек Признаки ветра
  Штиль 0-0,5 Зеркальное море
  Тихий 0,6-1,7 Появляются небольшие чешуеобразные волны без барашков
  Легкий 1,8-3,3 Короткие, хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться, но пена не белая, а стекловидная: рябит поверхность воды.
  Слабый 3,4-5,2 Короткие волны. Гребни образуют стекловидную пену. Изредка образуются маленькие белыые барашки
  Умеренный 5,3-7,4 Волны становятся длиннее, местами образуются пенящиеся "барашки"
  Свежий 7,5-9,8 Все море покрывается "барашками"
  Сильный 9,9-12,4 Образовываются гребни большой высоты, "барашки" на гребнях воды.
  Крепкий 12,5-15,2 Волны громоздятся и производят разрушения, ветер срывает с гребней белую пену
  Очень крепкий 15,3-18,2 Заметно увеличивается высота и длина волн
  Шторм 18,3-21,5 Высокие, гороподобные волны с длинными опрокидывающимися гребнями 35
  Сильный шторм 21,6-25,1 Вся поверхность моря становится белой от пены, Раскаты в открытом иоре усиливаются и принимают характер толчков
  Жесткий шторм 25,2-29 Высота волн настолько велика, что находящиеся в поле зрения корабли временами скрываются за ними
  Ураган Более 29 Водяная пыль,срываемая с гребней, значительно уменьшает видимость

Характеристика волн

Направление распространения волны - направление перемещения волны, определяемое за короткий интервал времени — период волны, или направление луча волны.

Волнение - образование волн на поверхности воды (реки, озера или моря). Волнение вызывается ветром, а иногда землетрясением. Волнение разделяют на ветровое, зыбь и смешанное. Степень волнения определяют в баллах в зависимости от высоты наиболее крупных волн по шкале Бофорта.

Волнение, которое по инерции возникает после прекращения ветра, называется зыбью. В этом случае волны приобретают правильную симметричную форму и отличаются большой длиной с очень малой крутизной. Зыбь в штилевую погоду называется мертвой зыбью. Обычно она может служить признаком надвигающегося шторма или сильного ветра, проходящего стороной.

При встрече волн разных направлений (например, зыби и волны от ветра другого направления) или отражении волн от стен гидротехнических сооружений (волноломов, пирсов и т.д.) возникает толчея - беспорядочные стоячие волны. На толчее в сильный ветер малыми судами, особенно тихоходными, управлять плохо, и это надо иметь в виду при подходе к стенке.

Влияние волнения, особенно штормового, однозначно: оно не только нарушает нормальный ритм жизни и работы, но в ряде случаев представляет прямую опасность. Штормовая качка приводит к перенапряжению всех связей корпуса, особенно деревянного, рангоута и такелажа. Яхта, попавшая в шторм на мелководье, рискует на большой волне потерять фальшкиль. Поэтому никакие меры безопасности в штормовых условиях никогда не будут чрезмерными.

Волнение ветровое - процесс формирования, развития и распространения вызванных ветром волн на акваториях океанов, морей и других бассейнов. Основными характеристиками волны являются:

волновой профиль - кривая, получаемая в результате сечения взволнованной поверхности моря вертикальной плоскостью в заданном направлении;

фронт волны - линия на плане взволнованной поверхности, проходящая по вершинам гребня данной волны, которые определяют по множеству волновых профилей, проведенных параллельно генеральному направлению распространения волн;

Характеристики волн: 1— волновой профиль; 2 — средний волновой уровень волнового профиля; 3 — гребень; 4 — вершина; 5— подошва; 6 — ложбина волны; hв - высота, lв— длина волны

средний волновой уровень волнового профиля — линия, пересекающая волновой профиль так, что суммарные площади выше и ниже этой линии одинаковы;

луч волны — линия, перпендикулярная к фронту волны в данной точке; гребень - часть волны, расположенная выше среднего волнового уровня;

вершина - наивысшая точка гребня волны;

подошва -наинизшая точка ложбины волны;

ложбина - часть волны, расположенная ниже среднего волнового уровня;

высота волны hв - превышение вершины волны над соседней подошвой на волновом профиле, проведенном в генеральном направлении распространения волн;

длина волны λв — горизонтальное расстояние между вершинами двух смежных гребней на волновом профиле, проведенном в генеральном направлении распространения волн;

период волны - интервал времени между прохождением двух смежных вершин волн через фиксированную вертикаль;

скорость волны -скорость перемещения гребня волны в направлении ее распространения, определяемая за короткий интервал времени порядка периода волны.

Волны судовые - волны, создаваемые на поверхности воды движущимся судном. Корпус судна при движении оказывает давление на частицы воды.

У носовой и кормовой оконечностей судна вода, обтекающая корпус, подтормаживается. В средней части корпуса скорость воды по сравнению со скоростью набегающего потока увеличивается. В районах носа и кормы судна, где скорость потока меньше, давление на корпус больше, а в средней части корпуса из-за увеличения скорости воды давление меньше (связь давления в жидкости с ее скоростью определяется уравнением Бернулли). На поверхности воды давление равно атмосферному.

Разность в давлениях повышает уровни воды у носа и кормы и понижает уровень в средней части корпуса судна, что выводит воду из равновесия. Стремясь под действием силы тяжести вернуться в первоначальное положение, вода получает колебательное движение, создающее волны двух групп: носовые и кормовые, которые, в свою очередь, состоят из расходящихся и поперечных волн.

При небольших скоростях возле судна возникают только расходящиеся волны, а при возрастании скорости - и поперечные. Расходящиеся волны состоят из гребней, смещенных один относительно другого. Если середины этих волн соединить прямой, то она составит с ДП угол 18-20 град., а линия гребня - угол 36-40°. При тупых носовых обводах корпуса судна направление гребней волн может иметь угол больший, а при острых носовых обводах и большей скорости. - меньший по сравнению с указанным. Поперечные волны перпендикулярны к ДП судна и ограничены до своему фронту расходящимися волнами. Волны судовые. 1 – расходящиеся; 2 – поперечные.

Каждая судовая волна обладает одинаковым количеством энергии, поэтому увеличение протяженности гребня компенсируется снижением ее высоты. Постепенно судовые волны затухают и исчезают. Наибольшую высоту имеют носовые расходящиеся и кормовые поперечные судовые волны. Вследствие инерционности жидкости носовые волны зарождаются несколько позади форштевня, а кормовые - впереди ахтерштевня. Носовые волны всегда начинаются с вершины, а кормовые - с подошвы. При определенных высоких скоростях на месте впадины первой кормовой поперечной волны может находиться, например, вершина или подошва носовой поперечной волны, т.е. происходит наложение, или интерференция, волн. С изменением скорости судна изменяется длина волн, а следовательно, и число поперечных волн, которые могут уложиться по длине судна. Если на малых скоростях по длине судна располагается несколько поперечных волн, то при больших скоростях в пределах корпуса может располагаться лишь одна поперечная волна. У быстроходных и коротких судов носовые волны сдвигаются к самой корме. В связи с особенностями волнообразования меняется характер наложения носовых расходящихся волн на кормовые. Если при определенной скорости и длине волны гребень носовой волны налагается на впадину кормовой, то судовые волны сглаживаются. Если гребни судовых волн совпадают, то последние увеличиваются, что приводит к увеличению сопротивления воды движению судна и уменьшению его скорости.

На волнообразование большое влияние оказывает мелководье. У речных судов влияние мелководья становится заметным, если глубина судового хода снижается примерно до 4-7-кратной осадки судна.

Судовые волны подходя к берегам, разрушают их. При малых запасах воды под днищем в результате работы движителей дно размывается (поэтому скорость на каналах ограничивается). При приближении к отлогому берегу судна, идущего полным ходом, уровень воды возле берега заметно повышается, причем стоящие около него суда перемещаются по направлению движения подходящего судна и к берегу. Как только судно поравняется со стоящими у берега судами, начинаются отлив воды и резкое понижение ее уровня. Вместе с водой в реку увлекаются стоящие у берега суда, обычно получая при этом сильные рывки, в результате которых могут рваться швартовы, сбиваться трапы и др. После того как судно пройдет мимо, на берег вкатывается большая судовая волна, иногда с пенистым гребнем, что может вызвать большие разрушения. В некоторых случаях при подходе к месту стоянки какого-либо судна корма стоящего судна начинает удаляться от берега, а нос приближается к нему. Когда проходящее судно поравняется со стоящим, корма последнего начнет подходить к берегу, а нос отклоняться от него. Проходящее судно оказывает аналогичное воздействие и на судно, стоящее на якоре. В результате последнее может быть сорвано с якоря или выброшено на отмель. При подходе одиночного судна по течению или судна с составом влияние B.C. на берега и стоящие суда оказывается несколько меньшим. Для предупреждения аварий суда, проходящие мимо судов, стоящих у берега, должны снижать скорость.

Прогнозирование погоды

Умение прогнозировать погоду на ближайший срок - одна из основных задач судоводителя, поскольку от его знаний и умения решать эту задачу во многом зависит безопасность его плавания. Задача прогнозирования погоды в целом на длительный срок сложна.

Прогноз обычно выдается в виде карт, на которых отображается ожидаемое барическое поле у поверхности воды на 12, 18, 24, 36, 48 и 72 часа вперед от срока наблюдений, для которого составлена карта. Для нанесения метеорологических данных на карты используются специальные знаки, а также обозначения основных фронтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.061 с.)