Задача 2. Известны ПУ и ad (путь течения за час), требуется найти ик и угол сноса B. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача 2. Известны ПУ и ad (путь течения за час), требуется найти ик и угол сноса B.



Решение. От линии NИ отложим ПУ, затем из точки А в направлении течения отложим путь течения за час AD = VТ, далее радиусом, численно равным лаговой скорости VK из точки D засекаем линию ПУ и получаем точку С. Соединив точки С и D, получим линию ИК, которую с помощью штурманской линейки перенесем в точку А и найдем ИК и b. Этим курсом ИК по направлению АВ должно идти судно, чтобы попасть из точки А в точку С.

Морские течения бывают различных типов: постоянные, переменные, дрейфовые.

Данные о течениях выбираются из руководств по мореплаванию. Плавание на течении является сложным плаванием и требует от судоводителя-любителя систематически и возможно чаще определять место судна в море.

Возвращаясь к первоначальной задаче графического построения пути движения судна без учета ветра и течения, введем для нее дополнительное условие плавания: в районе всего плавания присутствует течение 270 (W) со скоростью 4 узла.

Графическое изображение пути следования судна при заданных элементах движения и условиях плавания показано на рисунке.

Построение осуществлено в следующем порядке.

Из точки А до точки В истинный курс и путь судна находятся на одной линии, т.к. движение судна осуществляется строго против течения, а это означает, что никакого сноса от течения нет. Однако скорость судна уменьшится на величину скорости течения Vт, т.е. фактическая скорость V на этом участке составляет 12 уз (16 уз - 4 уз). Расстояние, которое пройдет судно за 30 мин, SАВ = 6 миль.

Отложив от точки А отрезок, равный 6 см, получаем точку B, из которой судно начало следовать ИК = 180°,0. При этом течение начало сносить судно вправо от курса со скоростью 4 узла. Если бы снос отсутствовал, то в 12 час 45 мин судно находилось в точке C0, пройдя за 15 мин SВС0 = 4 мили. Однако, за эти 15 мин течение снесет судно на 1 милю к W. Поэтому из точки С0 в направлении действия течения проводится вектор длиной 1 см.

Соединив точку В с концом этого вектора, получаем точку С, которая соответствует счислимому месту на 12 час 45 мин, а линия ВС есть фактическая линия пути судна на течении (ПУb). Направление ПУb и угол сноса b снимаются при помощи транспортира, а, измерив длину отрезка ВС, получаем фактически пройденное расстояние Sвс = 4,4 м.

Чтобы рассчитать фактическую скорость используется формула:

V = S/t = 4,4/0,25 = 17,6 уз

Аналогично делается дальнейшее построение. Из точки С прокладывается ИК = 45°,0 откладывается рассчитанное за 45 мин расстояние, из полученной точки точки D0 проводится вектор течения длиной 3 см, пересечение линии, проведенной из точки С, с концом вектора даст счисленное место якорной стоянки судна - точка D. Определение направления ПУb, расстояния и скорости производится в уже известном порядке.

Учет дрейфа

Ветер, так же как и течение, оказывает влияние на судно, изменяя направление его движения и скорость.

Угол отклонения пути судна от курса под действием ветра называется дрейфом и обозначается a. Величина дрейфа зависит от скорости и даже для килевых судов может превышать 10°.

У плоскодонных маломерных судов при сильном ветре и малой скорости движения дрейф может быть очень большим.

Поэтому дрейф обязательно должен учитываться при судовождении.

Пусть судно идет по направлению АВ, т. е. истинным курсом ИК. Ветер дует слева. Под действием ветра судно будет смещаться вправо и двигаться по линии АП.

Путевой угол ПУ истинного пути ИП при дрейфе равен:

ПУ = ИК ± a,

где знак плюс — для дрейфа при ветре слева (дрейф левого галса), знак минус — при ветре справа (дрейф правого галса).

Учет ветра в плавании затруднен тем, что, помимо ветра, на судно действует волна, на которой судно начинает рыскать.

Обычно величина дрейфа определяется для каждого судна опытным путем. Многолетние наблюдения сводят в таблицу, которой и пользуются. В практическом плавании судоводителю придется учитывать одновременно и дрейф от ветра, и снос от течения, при этом общий снос судна С будет равен алгебраической сумме угла сноса b и дрейфа a, т.е. С = a ± b.

На ходу судоводитель-любитель может определить общий снос судна следующими способами:

1) Если судно идет по створу, то его суммарный снос определится непосредственным смещением судна вправо или влево от линии створа. Чтобы определить угол сноса, нужно лечь на такой курс ИК, при котором судно будет двигаться точно по створу. Угол между направлением створа и ИК даст угол сноса С.

2) Если судно идет курсом, совпадающим с пеленгом на отдаленный предмет, то изменение пеленга укажет на снос судна. Если при этом пеленг меняется вправо, то судно уходит влево и наоборот. Общий снос в обоих случаях определится как разница между путем и истинным курсом судна. Рядом последовательных подгонок курса добиваются постоянства пеленга. Угол между курсом и пеленгом будет равен суммарному углу сноса С.

3) На быстроходных маломерных судах при небольшом волнении и отсутствии течения угол дрейфа приближенно можно определить по кильватерной струе как угол между диаметральной плоскостью и направлением кильватерной струи.

Графическое изображение ранее поставленной задачи представлено на рисунке.

При этом условно учтено, что на участке АB угол дрейфа составил a = +10°,0 (знак +, т.к. ветер N дует в левый борт), на участке BС a = 0°,0 (ветер попутный), а на участке CD a = +5°,0. Скорость движения судна на участках АВ и CD принята прежней, т.е. равной 16 уз. В этом случае, проходимые судном расстояния (на участке АВ - 8 миль, на ВС - 4,5 мили с учетом увеличения скорости при попутном ветре, на CD - 12 миль) откладываются не на линии ИК, а на линии пути ПУa.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.02 с.)