Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи обусловленных нарушением слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи обусловленных нарушением слуха.



Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье — состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления.

Составление заключения и психолого-педагогической харак­теристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и та­кие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих дан­ных целесообразно придерживаться следующей схемы.

1. Характеристика состояния слуха:

- степень потери слуха (глухота, частичная потеря) — исполь­зовать данные из медицинской документации;

- возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до 3 лет), нарушение слуха в более позднем возрасте;

- причины, приведшие к данному нарушению;

- наличие или отсутствие лиц с нарушениями слуха в семье.

2. Уровень развития двигательной сферы:

- особенности пантомимики (осанка, походка, индивидуальные позы);

- особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов);

- координация движений (крупных и мелких);

- возможности сохранения статического и динамического равновесия.

3. Познавательная сфера:

- уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;

- соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механиче­ского и логического);

- мышление: виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;

- развитие речи: виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая); состоя­ние навыка чтения с губ; индивидуальные особенности; аграмматизмы; объем словаря (активного и пассивного); соотношение разных видов речи; в каких ситуациях используются разные виды речи;

- взаимосвязи в развитии познавательных процессов; соотношение в развитии мышления и речи.

4. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от воз­раста).

5. Особенности развития личности.

6. Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).

7. Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.

8. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).

Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности.

В настоящее время за рубежом, особенно в США, для опреде­ления уровня интеллектуального развития детей и взрослых с на­рушениями слуха широко используются тесты. С этой целью со­здаются специальные шкалы действия, включающие задания на составление узоров, идентификацию картинок, решение голово­ломок из блоков, складывание фигур по образцам и т. п. Основ­ной особенностью этих заданий является то, что решение дости­гается путем операций с различными элементами предметов, а использование речи минимально. Хорошо зарекомендовали себя при обследовании детей с нарушениями слуха матрицы Дж. Раве-на (Т. В. Розанова) и подобные им наглядные задачи. Плодотвор­ными являются попытки использования стандартизированных шкал, широко применяемых по отношению к детям с нормаль­ным слухом (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного раз­вития).

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.004 с.)