Понятие и признаки международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки международного права.



Понятие и признаки международного права.

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Это определение, отражает наиболее важные черты международного права, в том числе и то, что международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов.

Образующие систему международного права нормы обладают юридической силой и соответствующим механизмом действия. В арсенале обеспечения их реализации имеются средства, отсутствующие у иных видов международных норм, например политических, моральных. Это определение отражает главную функцию международного права - регулирование межгосударственных отношений - и одновременно указывает на объект международно-правового регулирования, которому принадлежит главная роль в определении характерных черт международного права. Международное право призвано регулировать совершенно особую разновидность общественных отношений - межгосударственных, т.е. властных отношений с участием суверенных государств. Поэтому механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и таких государствоподобных образований, как нация, борющаяся за создание независимого государства, вольный город. Посредством этого определения дается представление о важном признаке права - круге его субъектов.

Наконец, в вышеназванном определении отражена и такая характерная черта современного международного права, как наличие общепризнанных основных целей, которыми являются мир и сотрудничество.

История развития международного права.

История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую специфику этого социального явления. К сожалению, в мировой литературе, особенно современной, немного фундаментальных исследований истории международного права. Существуют принципиальные расхождения, во мнениях относительно времени появления этого права. Существуют следующие основные точки зрения.

Во-первых, та, согласно которой даже в отношениях между первобытными племенами действовали определенные правила и, следовательно, существовало международное право.

Во-вторых, более распространена точка зрения, согласно которой международное право, как и право внутреннее, появляется одновременно с государством. Эта точка зрения типична для отечественной доктрины.

Исторические факты свидетельствуют, что международное право как юридическое средство регулирования межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков. Эта точка зрения доминирует в мировой литературе. Тем не менее почва для этого сложного социального явления готовилась на протяжении предшествующей истории, в ходе которой накапливался опыт регулирования межгосударственных отношений, вырабатывались соответствующие формы, создавались предпосылки для формирования международно-правового сознания. Переодизация:

- предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних);

- классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

- переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

- современное международное право - право Устава ООН.

Международное признание.

 

Международно-правовое признание — формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств либо других дестинаторов признания в целях установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений.Следует учитывать, что признание имеет широкое распространение в международно-правовых отношениях. Основными видами международно-правового признания являются:признание государства;признание правительства;признание восставшей (воюющей) стороны;признание национально-освободительных организаций;

признание организаций сопротивления и др.Среди всех видов признания особое значение имеет признание государств и правительств.

Признание государств

Относительно юридического значения признания для нового государства существует две теории: конститутивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания. Признание лишь декларирует факт образования нового государства. Эта теория находит достаточное основание в современном международном праве.

3. Признание правительств

Признание вновь образованного государства означает признание и его правительства. В некоторых случаях оба вида признания имеют одинаковые последствия. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. При конституционной смене правительства вопроса о признании не возникает. Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях.Признание правительства нередко используется для оказания давления на новое правительство. Порой судьба правительства зависит от признания.

Доктрина Эстрада, названная по имени министра иностранных дел Мексики, который заявил, что признание означает вмешательство во внутренние дела других государств и что его страна будет ограничиваться поддержанием или прекращением дипломатических отношений.

Доктрина Тобара - эквадорского дипломата. В стремлении противодействовать постоянным переворотам Тобар заявил, что латиноамериканские страны должны, пусть косвенно, осуществлять вмешательство: "Такое вмешательство может по крайней мере принять форму отказа в признании любого правительства де-факто, созданного революционным путем вопреки конституционному режиму".

Современная практика все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти.

 

 

Правоприемство госдарств.

 

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Уже отмечалось, что в международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Но правопреемство связано именно с изменениями территории. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

принятые под эгидой ООН две Конвенции о правопреемстве ратифицированы небольшим числом государств. Тем не менее эти Конвенции являются наиболее авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры для решения вопросов правопреемства.

Имеются в виду принятые дипломатическими конференциями Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.Обе Конвенции весьма осторожно подходят к установлению жестких рамок. Они основаны на принципах "свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda". На первое место поставлено свободное согласие, подчиненное не конкретным правилам, а общему принципу добросовестности. Вместе с тем должны уважаться международные обязательства.

Конвенции касаются только случаев правомерного правопреемства, осуществляемого в соответствии с международным правом.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)

выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)

объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)

присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Разделение и объединение не предполагают сохранение государства-предшественника.

 

Международный суд ООН.

Международный суд ООН— один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом,который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.

Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное число голосов в обоих органах.

Одним из главных принципов формирования состава суда является принцип представительства в Суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Так, места в Суде неформально распределены по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от «Западной Европы и других государств» и два члена от Восточной Европы.

 

Экономический суд СНГ.

Экономический Суд СНГ учрежден на основании статьи 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ 1992 года для разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества.

Статус Экономического Суда СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ 1992 года и являющимся его неотъемлемой частью Положением об Экономическом Суде СНГ. К его ведению отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, а именно:

а) возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных не только соглашениями, но и решениями органов СНГ;

б) о соответствии актов государств соглашениям и иным актам СНГ.

Споры могут рассматриваться лишь при согласии заинтересованных государств или по заявлению органов СНГ. Принятое решение обязательно к исполнению. Возможность суброгации, т.е. передачи претензий частными организациями государствам, не предусмотрена.

Экономический суд образуется из равного числа судей от каждого государства. Высшим коллегиальным органом является пленум Суда, состоящий из председателя Суда, его заместителей и всех судей. В него также входят председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах экономические споры. Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического суда и выносит окончательные решения. Он также принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений и других актов Содружества при разрешении экономических споров.Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется в соответствии с Регламентом.

 

Экономический Суд СНГ в своей деятельности руководствуется:

Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

Уставом Содружества Независимых Государств;

Договором о создании Экономического союза;

иными договорами, заключенными в рамках Содружества;

актами Содружества;

общепризнанными принципами международного права;

Регламентом и иными документами, регулирующими деятельность Экономического Суда СНГ.

Заключение международных договоров и вступление международных договоров в силу.

Международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Заключение договора включает обычно три стадии.

Первой стадией является принятие текста. Текст многостороннего договора принимается большинством в две трети участников конференции и не налагает юридических обязательств.

Вторая стадия - установление аутентичности, т.е. подлинности текста, которое осуществляется путем подписания, полного или предварительного, самого текста или заключительного акта, содержащего текст договора.

Третья стадия - согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного договором.

Государство, завершившее оформление своего участия в договоре, независимо от того, вступил ли он для него в силу, именуют "договаривающееся государство". Государство, которое согласилось на обязательность договора и для которого он вступил в силу, называют участником договора.

Вступление договора в силу означает наступление момента, с которого договор начинает действовать как международно-правовой акт.

Как правило, порядок вступления договора в силу определяется в его тексте. Обычно двусторонний договор вступает в силу после его окончательного одобрения обеими сторонами. Подлежащий ратификации договор вступает в силу после обмена ратификационными грамотами, требующий утверждения - после обмена соответствующими сообщениями. Не требующий ратификации или утверждения договор вступает в силу после подписания. Многосторонний договор вступает в силу для государств в разное время, в зависимости от того, когда каждое из них окончательно оформит свое участие.Вступление договора в силу и начало его применения обычно совпадают по времени, но не всегда. До вступления в силу договор не обязывает договаривающиеся государства. Тем не менее норма общего международного права обязывает их воздерживаться от действий, способных лишить договор его объекта, сделать невозможным достижение его целей. Об этом говорится и в Законе о международных договорах. Такая обязанность существует с момента подписания договора до его окончательного принятия и вступления в силу либо до отказа от участия в подписанном договоре. Она распространяется и на те случаи, когда субъект окончательно оформил свое участие в договоре, но договор не вступил в силу из-за того, что другая сторона или стороны еще не сделали этого. Обязанность прекращается, если вступление в силу слишком затягивается.

До вступления в силу договор может применяться временно, если это в нем предусмотрено или если стороны договорились об этом иным образом. Согласно Закону о международных договорах решение о временном применении принимается тем же органом, который принял решение о подписании.

СНГ.

(СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;взаимная правовая помощь;мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

 

Совет Европы.

Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Структура:Комитет министров-Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке.

Парламентская ассамблея.Европейский суд по правам человека-контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению.

Конгресс местных и региональных властей Европы-Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы-Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации

 

Право убежища.

Право убежища - общепризнанный институт конституционного права - нашел признание и поддержку в международном праве. Обычные международно-правовые нормы закреплены Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г. Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Следовательно, речь идет об убежище политического характера. Наблюдается практика предоставления убежища и по гуманным соображениям.

Рассматриваемое право является правом территориального убежища. Существует также понятие дипломатического убежища, встречающееся в практике латиноамериканских стран и неизвестное общему международному праву. Оно предоставляется в дипломатических представительствах иностранных государств.

Декларация 1967 г. указывает, что убежище предоставляется государством в силу своего суверенитета. Именно оно производит оценку оснований для предоставления убежища. К ищущему убежище лицу не должен применяться отказ в разрешении перехода границы или высылка в страну, где оно может подвергнуться преследованию. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, в частности в случае массового притока людей.

Согласно Конституции, Россия предоставляет политическое убежище как иностранным гражданам, так и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Тем самым указанные выше нормы международного права инкорпорированы в право страны. Конституционная норма раскрывается в утвержденном Указом Президента РФ Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Оно отражает общепризнанные нормы международного права.

Правовой режим района.

 

Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами - как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Здесь нашла отражение и концепция устойчивого развития. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики, способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся. Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности в Районе с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе данной Конвенции Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Основные подразделения этого Международного органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Международного органа входит также Предприятие. Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами.

Международные каналы.

Международный морской канал - искусственное гидротехническое сооружение, соединяющее международные морские пространства.

Такими каналами являются Суэцкий, Кильский, Панамский. Все они проходят по территории того или иного государства и находятся под его суверенитетом. Однако с учетом их значения для международного судоходства для них установлен международный режим.

Суэцкий канал - Имеет важное экономическое и стратегическое значение. Правовой режим был определен Конвенцией о Суэцком канале 1888 г. Канал был открыт для торговых и военных кораблей не только в мирное, но и в военное время, независимо от государственной принадлежности. Каналом пользуются даже военные корабли государств, находящихся в состоянии войны. Однако в канале, в его портах и прилегающих водах на расстоянии в три морские мили запрещены любые действия, способные создать затруднения для судоходства.

В 1957 г. Египет зарегистрировал в ООН Декларацию о Суэцком канале, которая представляет собой одностороннее международно-правовое обязательство. Египет обязался уважать положения Конвенции 1888 г. и обеспечить свободу судоходства по каналу.

Кильский канал - Его режим установлен Версальским мирным договором 1919 г. Канал был открыт как для военных, так и для торговых судов всех государств, за исключением тех, которые находятся в состоянии войны с Германией. Свобода судоходства по каналу подтверждена правилами плавания по Кильскому каналу, принятыми Правительством ФРГ.

Панамский канал - Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение. В течение долгого времени контролировался США. В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров - о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом. Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав, в частности они являются гарантом нейтралитета канала.

Международные проливы.

Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно это затрагивает интересы крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции ООН по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют черноморские и балтийские проливы.

В Конвенции по морскому праву речь идет о международных проливах.

Под международными проливами понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую.Конвенция по морскому праву не затрагивает проливов, режим которых определен специальными конвенциями. Примером могут служить черноморские проливы.

Определяющим фактором отнесения проливов к рассматриваемой категории является их использование для международного судоходства. Зачастую воды проливов являются территориальным морем прибрежных государств. Исключение из режима этого моря делается во имя международного судоходства.

Прибрежные государства осуществляют свой суверенитет в отношении вод, дна и недр пролива, а также воздушного пространства над ним. Однако осуществление суверенитета происходит в соответствии с положениями Конвенции. Прибрежные государства принимают законы и правила относительно транзитного прохода также с учетом Конвенции по морскому праву. Иностранные суда обязаны соблюдать эти правила.

Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

 

Понятие и признаки международного права.

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Это определение, отражает наиболее важные черты международного права, в том числе и то, что международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов.

Образующие систему международного права нормы обладают юридической силой и соответствующим механизмом действия. В арсенале обеспечения их реализации имеются средства, отсутствующие у иных видов международных норм, например политических, моральных. Это определение отражает главную функцию международного права - регулирование межгосударственных отношений - и одновременно указывает на объект международно-правового регулирования, которому принадлежит главная роль в определении характерных черт международного права. Международное право призвано регулировать совершенно особую разновидность общественных отношений - межгосударственных, т.е. властных отношений с участием суверенных государств. Поэтому механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и таких государствоподобных образований, как нация, борющаяся за создание независимого государства, вольный город. Посредством этого определения дается представление о важном признаке права - круге его субъектов.

Наконец, в вышеназванном определении отражена и такая характерная черта современного международного права, как наличие общепризнанных основных целей, которыми являются мир и сотрудничество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.068 с.)