ТОП 10:

Отграничение правонарушений от смежных деяний?



Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правона­рушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смеж­ных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признака­ми. Это — недружественные акты и преступления междуна­родного характера.

Недружественный акт — такое поведение государства, ко­гда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правона­рушения. Недружественные акты ущемляют интересы госу­дарств, которые не защищены международным правом. К по­добным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на террито­рии данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности. В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательст­вам по договорам.

Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулиро­вании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.

Преступления международного характера — уголовно на­казуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягаю­щие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность. Юридическими основаниями ответственности за по­добные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответст­вии с ними внутригосударственные нормы уголовного права (под­робнее см. § 4 гл. 17).

Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государ­ства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, по­этому данные преступления не являются основаниями между­народно-правовой ответственности.

 

29 Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности?

Во время квалификации поведения государства следует учитывать обстоятельства, наличие которых исключает противоправность действия (бездействия) государства, а следовательно и освобождает государство от международно-правовой ответственности

В частности, такими обстоятельствами являются: согласие, соответствующие меры, самооборона (обстоятельства, которые являются результатом волевых действий, или обстоятельства субъективного характера), форс-мажор, непреодолимая сила, непредвиденный случай, стихийное бедствие, состояние необходимости (обстоятельства, которые сложились независимо от воли субъекта, то есть обстоятельства объективного характера). Следует также отметить, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, когда нарушаются нормы jus cogens.

Согласие, которую дала одно государство другому государству на поведение, которое не соответствует международному обязательству последней, исключает противоправность отношении этого государства. Согласие должно быть четко выражена и высказана до осуществления соответствующих действий. Также согласие должно быть юридически действительной, то есть не должна быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Соответствующие мероприятия -это действия одного государства, вызванные международно-правовым действием другого государства. Соответствующие мероприятия (контрмеры, осуществления международно-правовых санкций) также могут нарушать международные обязательства, но именно их соответствующий характер исключает ответственность за них. Соответствующие меры должны соответствовать принципу соразмерности и режима международной ответственности. То есть не могут мерах, принятых в ответ на ординарное правонарушения, быть такими же, как те, что приняты в ответ на тягчайшие международные преступления.

Самооборона. Противоправность действия исключается, если она является законным мерой самообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, которая закрепляет неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие определенным критериям: должно состояться вооруженное нападение, самооборона должна быть применена к принятию мер Советом Безопасности ООН, о нем должно быть сообщено Совет, меры самообороны не должны подменять полномочий Совета Безопасности ООН. Наличие агрессии - первая и несомненное условие правомерности самообороны. Самооборона также предусматривает соблюдение принципа пропорциональности.

Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность деяния исключается, если это деяние было вызвано непреодолимой силой или непредвиденным событием, которая не поддавалась контролю государства и которая обусловила невозможность соблюдения государством своего международного обязательства. В случае непреодолимой силы государство полностью лишена возможности предотвратить нанесение ущерба другому государству, изменить ситуацию. Речь может идти либо о природные явления (землетрясения, эпидемии, наводнения и т.п.) или о непредсказуемую деятельность людей (например, катастрофе на атомной электростанции).

Стихийное бедствие. Это ситуация, когда представители государства под воздействием сил природы или аварии вынуждены не придерживаться международного обязательства, поскольку не имеют другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных им лиц. Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальной ситуации. В этом случае имеют место не только волевые действия, но и сознательное нарушение международного обязательства. Противоправность деяния государства не исключается, если: это государство способствовала возникновению ситуации крайнего бедствия; если такое поведение могло вызвать сравнению или еще тяжелее беда.

Состояние необходимости. Ссылки на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния не допускается, кроме случаев, когда деяние было единственным средством защиты от тяжелой и неминуемой угрозы и не нанесло значительный ущерб другому государству, относительно которой существует международное обязательство. Ссылки на состояние необходимости возможно при наличии совокупности следующих критериев: неминуемой опасности, которая угрожает жизненным интересам государства; чрезвычайной ситуации государства, по которой она не может вести себя иначе; временного характера вынужденного поведения. Существуют условия, которые лишают государство права ссылаться на положение необходимости: если международным договором предусматривается возможность такой ситуации и соответствующие действия в отношении нее не могут признаваться оправданными, а также если государство само способствует возникновению состояния необходимости и нарушает международные обязательства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.004 с.)