ТОП 10:

Основные черты современного МП?



Понятие МП?

- это сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения.

 

Основные черты современного МП?

1. МП - это единое, всеобщее координационное обеспечивающее мировой порядок, правовую и международную законность. Главные субъекты - гос-ва, обладающие суверенитетом. МП возникло и развивалось как координирующее право. Сейчас начинает устанавливаться регулирующая функция в эпоху глобализации.
2.МП обеспечивает международный и национальный правопорядок.
3.МП построено на основе принципа демократизма.
4.МП основано на принципе гуманизма (н-р, для сохранения культурных ценностей).
В современное МП всё больше внедряется принцип коммерциализации.
МП - это публичная отрасль права, в отличие от частных отраслей права. Отражает публичные интересы. Регулирует отношения властного хар-ра. Его субъекты находятся в не совсем равном положении. Отношения строятся на межгосударственном договоре.
7. В МП, которое регулирует в первую очередь отношения между гос-вами нет специального законодательного органа.
8.В МП особый механизм принятия норм права, не такой в национальном праве. Нужно добиться согласования.

 

Виды субъектов МП. Основные (суверенные) и производные субъекты?

Основные субъекты:

государства — основные субъекты

Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

-Святой Престол, -Мальтийский орден. -Международный комитет Красного Креста,

-Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяцаю.

Производные субъекты:

международные межправительственные организации, например ООН

Также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

-государствоподобные образования, -национально-освободительные движения

-правительства в изгнании, -организации, признанные как законные представители какого-либо народа.

 

РФ как субъект МП?

Прекращение существования Союза ССР как федератив­ного государства и субъекта международного права (декабрь 1991 г.) означало конституирование Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это отно­сится и к другим государствам, являвшимся союзными респуб­ликами в составе СССР и создавшим Содружество Независи­мых Государств (исключая страны Балтии, которые несколько ранее провозгласили независимость, заявили о выходе из СССР и не приняли участия в СНГ).

РФ как суверенному государству, осу­ществляющему полноту власти на своей территории и само­стоятельно действующему во внешней сфере, присущи все при­знаки основного субъекта международного права.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство; внешняя политика и международные отно­шения, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, тер­риториального моря, воздушного пространства, исключитель­ной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Становление РФ как субъекта между­народного права сопровождалось своеобразными методами ре­шения вопросов ее договорной правоспособности, признания и правопреемства. Договорная правоспособность проявилась пер­воначально в договорах, заключенных РСФСР с другими союз­ными республиками в конце 1990 г. и в течение 1991 г., т. е. еще в рамках СССР. Этим межреспубликанским договорам были присущи определенные международно-правовые черты, выра­жавшиеся в самих договорных положениях и процедурных мо­ментах. Тогдашнее союзное законодательство ни в коей мере не регулировало договорные отношения республик, которые вслед­ствие этого не могли не воспринимать нормы международного права. Примечательно и то, что уже после прекращения суще­ствования СССР такие договоры в течение значительного вре­мени продолжали действовать как регуляторы отношений ме­жду независимыми государствами.

Российская Федерация получила официальное либо мол­чаливое признание в качестве государства, воспринявшего от Союза ССР основные компоненты его международно-правового статуса.

Концепция государства-продолжателя проявилась при оп­ределении, во-первых, судьбы членства Союза ССР в Органи­зации Объединенных Наций и в других международных орга­низациях, а во-вторых, судьбы дипломатических и консульских представительств СССР в зарубежных государствах. Оба во­проса решались по согласованию с заинтересованными госу­дарствами.

В первом случае государства, создавшие Содружество Не­зависимых Государств (т. е. большинство бывших республик СССР), согласованны решением от 21 декабря 1991 г. поддер­жали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. Послание Президента России Генеральному секретарю ООН с информацией о том, что членство СССР в ООН продолжается Российской Федера­цией, было положительно воспринято всеми государствами — членами ООН и получило официальное подтверждение.

Во втором случае (уже без предварительного согласования в рамках СНГ) Министерство иностранных дел РФ 3 января 1992 г. обратилось к правительствам зарубежных государств с просьбой рассматривать дипломатические и консульские представительства СССР в качестве представительств Российской Федерации. Такое "продолжение" получило признание. В свою очередь дипломатические представительства зарубежных стран в г. Москве и их консульские представительства в отдельных консульских округах на территории России продолжили свою деятельность как представительства в Российской Федерации.

Вопросы, относящиеся к заключенным Союзом ССР дого­ворам и к государственной собственности, государственным ар­хивам и государственным долгам, решались преимущественно в соответствии с международными конвенциями 1978 и 1983 гг., а также с учетом того, что в учредительных актах Содружества Независимых Государств выражено общее наме­рение всех его участников гарантировать выполнение обяза­тельств, вытекающих для них из договоров бывшего Союза ССР, т. е. подтверждена приверженность правилам правопреемства. Имеется и специальное решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г.: "Признать, что все государства — участни­ки СНГ являются правопреемниками прав и обязательств быв­шего Союза ССР". Применительно к много­сторонним договорам было предусмотрено, что вопрос об уча­стии решается в соответствии с международным правом каж­дым государством самостоятельно, в зависимости от специфи­ки каждого конкретного случая, характера и содержания того или иного договора. Что касается двусторонних договоров, то они требуют принятия решений или действий со стороны тех государств, к которым эти договоры применены; в частности, имеются в виду договоры о границах и их режиме.

Неоднозначно решаются вопросы правопреемства в отно­шении договоров в сфере ограничения вооружений. Примени­тельно к Договору об обычных вооружениях в Европе, подпи­санному от имени СССР 19 ноября 1990 г., государства Содру­жества заключили 15 мая 1992 г. Соглашение о принципах и порядке выполнения этого Договора, констатирующее, что ка­ждая Договаривающаяся Сторона как правопреемник Союза ССР в отношении Договора обязуется как можно скорее его ратифи­цировать. 9 октября 1992 г. было принято Решение об участии государств СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, вступившем в силу 1 июля 1988 г. Здесь говорится о необходимости решения вопроса о правопреемстве "на основе полного равенства всех государств — правопреемников бывшего Союза ССР" и под­тверждается, что государства — участники СНГ "как государ­ства — правопреемники СССР будут выполнять положения Договора о РСМД применительно к их территории и с учетом их национальных интересов". Иначе решался вопрос об уча­стии в Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. В данном случае в качестве правопреемника Союза ССР выступала только Российская Федерация, поскольку речь шла о правопреемстве обязательств государства, обладавшего ядерным оружием, а такой статус сохранялся за Российской Федерацией. Остальные государства — бывшие республики СССР — осуществляли акт присоединения к Договору в каче­стве неядерных стран.

Отмеченные особенности следует иметь в виду при толко­вании ноты Министерства иностранных дел от 13 января 1992 г., согласно которой РФ "продолжает осуществлять и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заклю­ченных Союзом ССР", в связи с чем "Министерство просит рас­сматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР".

В проблеме правопреемства в отношении государственной собственности самым сложным стал вопрос о судьбе собствен­ности Союза ССР вне его территории. Общее правило ст. 18 Венской конвенции 1983 г. было использовано в подписанном 30 декабря 1991 г. Соглашении государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом и выражено во взаимном при­знании того, что "каждое из них имеет право на соответствую­щую фиксированную справедливую долю в собственности быв­шего Союза ССР за рубежом". Позднее, 6 июля 1992 г., ими же было подписано Соглашение о распределении всей собственно­сти бывшего Союза ССР за рубежом, в котором все страны СНГ, исключая Российскую Федерацию, именуются "государствами-правопреемниками" и в котором определены условия раздела и перехода к этим государствам собственности в соответствии со шкалой фиксированных долей в активах СССР.

Подводя итог, можно констатировать, что Российская Фе­дерация в специфических условиях становления ее междуна­родной правосубъектности выступает одновременно в качестве государства — продолжателя СССР в отношении одной катего­рии прав и обязательств и в качестве государства-преемника в отношении другой категории прав и обязательств. Термин "го­сударство-продолжатель" не претендует на замену признанно­го термина "государство-преемник".

7 Нации и народы борющиеся за независимость, государственную самостоятельность, особенности их международной правосубъектности?

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, – категория субъектов международного права, обладающих некоторыми правами в области международных отношений, реализуемых по мере признания конкретного из таких субъектов какими-либо государствами, и при условии наличия у него территории, населения, государственности и способности нести международную ответственность в связи с правонарушениями, в которые он может вступать с другими субъектами международного права.

Крушение колониальной системы привело к возникновению новых независимых государств в результате самоопределения наций. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс еще не завершен. Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение – одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех таких случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально-освободительной борьбы новых независимых государствах, и потому они считаются полноправными субъектами международного права.

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций — нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с меж­дународным правом.

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охра­няются международным правом; нация от своего имени вправе при­менять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

 

Нерушимость границ?

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

· признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

· отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

· отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или её применение.

Сотрудничество государств?

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеров­ской коалиции во второй мировой войне и как критерий межго­сударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осущест­вление международного сотрудничества в разрешении между­народных проблем экономического, культурного и гуманитар­ного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава. В числе функций Генеральной Ас­самблеи — организация исследований и разработка рекоменда­ций в целях содействия международному сотрудничеству в по­литической области и поощрения прогрессивного развития ме­ждународного права в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуще­ствлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвяще­на международному экономическому и социальному сотрудни­честву.

Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью го­сударств: "Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотруд­ничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безо­пасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...". Дек­ларация обозначает основные направления сотрудничества, ори­ентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с Организацией Объединенных Наций.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотруд­ничества получил применительно к общеевропейским делам в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., согласно которому государ­ства-участники "будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН". При этом особо подчеркивается стремление на его основе содействовать взаи­мопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества.

 

Международный суд ООН?

- один из шеста главных органов ООН - главный судебный орган ООН; образован в 1945 г Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945 г. и вступивший в силу 24 октября 1945 г, составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Государства - члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, т.ж. могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Такими участниками Статута являются Лихтенштейн, Сан-Марино и Швейцария. Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно его Статуту, в личном качестве. Члены Суда избираются на 9 лет из числа лиц "высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права". Среди членов Суда не должно быть двух граждан одного и того же государства, и состав этого органа в целом должен обеспечивать представление "главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира". Состав Суда обновляется на треть каждые 3 года. Члены Суда избираются Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сессий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты Третейского Супа. Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает секретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки - английский и французский. Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в т.ч. РФ по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями", а т.ж. - в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной - сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной - заслушивание Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела проходит, как правило, публично. По окончании слушания члены Суда совещаются с целью принятия решения. Совещания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Если решение в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья может представить свое особое мнение. Решение оглашается на открытом заседании Суда. Оно окончательно, и его выполнение обязательно для сторон. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора. Рассмотрение дел в Суде может происходить т.ж. в камерах в составе 3 или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как вынесенное Судом. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).

 

38 Европейский суд (Суд Европейского союза)?

— институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее.

В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает: [1]

1. Первоначально единственное, а ныне — высшее звено судебной системы — Суд. Он может выступать в качестве суда первой инстанции или в кассационном порядке разрешать дела, рассмотренные трибуналом. Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС.

2. Следующим звеном является созданный в 1988 г. Трибунал первой инстанции, переименованный Лиссабонским договором в Трибунал; Рассматривает в пределах своей юрисдикции дела по первой инстанции. Либо в кассационном порядке дела, разрешенные специализированным трибуналом.

3. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции.

Часть ученых выделяет еще и 4-ый элемент судебной системы — национальные суды, выступающие в роли «функционального элемента».

Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента:

1. Председатель. Избирается самими судьями тайным голосованием на 3 года. Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания; председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу и др.

2. Выделяют 8 генеральных адвокатов (5 из которых представляют Великобританию, ФРГ, Испанию, Италию, Францию; остальные 3 - замещаются в порядке ротации). Первый генеральный адвокат. Срок полномочий — 1 год. Основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами.

3. Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях.

Суд также имеет своего секретаря и аппарат.

В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice). Свои заседания Суд проводит в Люксембурге.

 

Заключение международных договоров?

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап, который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

· в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;

· в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;

· в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

1.глава государства;

2.глава правительства;

3.министр иностранных дел.

Ратификация договора

Ратификация - это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.

Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ» 1995 г. ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

· исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;

· предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и гражданина;

· о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;

· об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

· об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

 

Регистрация договора

Важной стадией заключения международных договоров является регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

Секретариат ООН опубликовал на 1 января 1998 г. около 1000 томов «Сборников договоров ООН». Отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В РФ договоры официально публикуются в Собрании законодательстваРФ и Бюллетене международных договоров.

После вступления договоров в силу они направляются в Секретариат ООН для их регистрации (ст. 80 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Статья 18 Статута Лиги Наций обязывала государства — членов Лиги регистрировать все свои договоры в ее Секретариате для последующего опубликования; нерегистрация международного договора означала его недействительность. Международная практика доказала неэффективность данного положения. В ст. 102 Устава ООН зафиксировано, что любое международное соглашение, заключенное членом ООН и вступившее в силу, должно быть зарегистрировано в Секретариате этой организации и им опубликовано. ООН издает для этого специалы сборники — Treaty Series. Однако нерегистрация какого-л! договора в Секретариате ООН не означает его юридичеа ничтожности. В таком случае ни одна из сторон договора имеет права ссылаться на незарегистрированный договор н одном из органов ООН (п. 2 ст. 102 Устава ООН). Наприм при возникновении спора между участниками незарегистри] ванного договора в отношении его толкования и применеь он не может быть передан на рассмотрение Международн< Суда ООН.

В каждом государстве также имеется внутренняя процед; опубликования международных договоров. Так, ст. 20 Закс Украины «О международных договорах Украины» предусматр вает, что ратифицированные и вступившие в силу междунарс ные договоры Украины публикуются в «Ведомостях Верховн Рады Украины», газете «Голос Украины», «Собрании действу щих международных договоров Украины». Договоры Украии которые не требуют ратификации, и межправительственные с глашения публикуются в «Собрании постановлений Правите; ства Украины». Порядок опубликования межведомственных л говоров Украины определяется Правительством Украины

 

Толкование договоров?

Толкование международных договоров — это выяснение того, о чем согласились стороны в договоре, т.е. установление результата согласования воль, выраженного в его постановлениях. Договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным смыслом употребляемых в нем терминов, а также в свете его объекта и целей. Специальное значение придается термину только в том случае, если таково было намерение сторон. Если аутентичность текста договора установлена на двух или нескольких языках, его текст на каждом языке имеет одинаковую силу, но, если сравнение

их обнаруживает расхождение значений, применяется то значение, которое лучше всего согласовывает эти тексты.

При толковании международных договоров пользуются специальными способами. В частности, должны приниматься во внимание особенности языков, на которых составлен договор, исторические особенности его заключения, связь частей договора друг с другом, а также то, что договор, включая преамбулу, составляет единое логическое и юридическое целое. Результаты толкования не должны противоречить основным принципам международного права, нарушать суверенитет государств, вести к бездействию договора или к утрате им смысла. Специальные статьи имеют приоритет над общими постановлениями договора. Важна для толкования договора практика его применения.

В зависимости от органов, которые толкуют международный договор, различаются виды толкования.

Каждая сторона вправе толковать договор, но это толкование как односторонний акт не обязывает других участников. Вот почему такое внутригосударственное толкование, будь то официальное дипломатическое, судебное или другое, не может изменить содержание договора.

Обязательным является толкование, согласованное всеми участниками международного договора. Такое толкование называется аутентичным. Споры о толковании договоров как вид правовых международных споров могут передаваться государствами в Международный суд ООН. Решение Суда о толковании договора в этом случае тоже обязательно для спорящих сторон.

 

Органы внешних сношений?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.023 с.)