Ответственность за нарушения налогового законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушения налогового законодательства



 

Состав правонарушения Ответственность по НК РФ Ответственностьдолжностных лиц по КоАП РФ

 

Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 тыс. руб. от 500 до 1000 руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. от 2000 до 3000 руб.
Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке 5 тыс. руб. от 1000 до 2000 руб.
Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. от 300 до 500 руб.
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде 200 руб.  
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения 40 тыс. руб.  
- те же деяния, совершенные умышленно 80 тыс. руб.  
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода 10 тыс. руб. от 2000 до 3000 руб. (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности)
- в течение более одного налогового периода 30 тыс. руб.
- если эти деяния повлекли занижение налоговой базы 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.
Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий) 20% неуплаченных сумм налога  
- умышленно 40% неуплаченных сумм налога  
Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций 20% неуплаченной суммы налога  
- умышленно 40% неуплаченной суммы налога  
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% суммы, подлежащей перечислению  
Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест 30 тыс. руб.  
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах 200 руб. за каждый непредставленный документ от 100 до 300 руб. - для граждан, от 300 до 500 руб - для должностных лиц
Отказ организации предоставить предусмотренные НК РФ документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 тыс. руб.  
Нарушение налогоплательщиком требований о постановке на учет объекта игорного бизнеса Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес,установленной для соответствующего объекта налогообложения  
- повторное нарушение Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес,установленной для соответствующего объекта налогообложения  
Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.  
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения 5 тыс. руб.  

 

 

В40 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента

Все известные налоговые правонарушения и преступления, которые классифицируются как уклонение от налогов можно подразделить на несколько групп:

а) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода:

  • оформление реализации продукции по таможенный режим «экспорта» без реального перемещения ее за пределы страны (так называемый «лжеэкспорт», имеющий целью использование ставки 0 % по НДС);
  • сокрытие выручки от реализации продукции, работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ (например, отражение ее как аванса от заказчика с последующим вычетом НДС, исчисленных с сумм предоплаты, из общей суммы полученного НДС);
  • сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара;
  • сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставлении займа (заемные средства не облагаются налогом);
  • безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации;
  • неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц;
  • неотражение в бухгалтерских отчетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы;
  • занижение в налоговой отчетности объема реализации продукции;
  • занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;

б) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий:

  • перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию (сейчас средства финансовой помощи подлежат налогообложению как доходы, но существует возможность обхода налогов при передаче средств между головными и дочерними предприятиями);
  • начисление затрат на ремонт (в резерв по ремонту) без фактического его проведения или проведения в меньших объемах;
  • неправомерность применения порядка ускоренной амортизации основных фондов (например, списание в первый месяц полной стоимости компьютеров с последующим начисление сумм ежемесячных амортизационных отчислений по ним);

в) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов:

  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • открытие счетов в проблемных банках для расчетов с бюджетом;
  • осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности;
  • проведение финансовых операций, минуя расчетный счет, с использованием счетов в коммерческих банках;
  • помещение полученной валютной выручки на счета иностранного партнера или доверенного лица с целью последующего использования всей суммы и полученного банковского процента на собственные нужды без налогообложения;
  • уход от уплаты налогов путем закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его членов;
  • перечисление средств за выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий вместо расчетного счета самого предприятия;
  • зачисление части выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и поступлении средств на открытый за рубежом счет, уничтожаются;

г) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемые путем манипуляций с расходами, применяемые для целей налогообложения:

  • завышение расходов на производство на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по фактической себестоимости, а по оптовым ценам;
  • отнесение к расходам на производство продукции затрат по содержанию аппарата управления вышестоящей организации;
  • включение в издержки производства сумм списанных запасных частей для ремонта автотранспорта и другой техники при отсутствии дефектных ведомостей и пообъектных актов на списание;
  • включение в состав расходов предварительной оплаты за неполученную продукцию;
  • завышение расходов на производство продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;
  • фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т. д. с целью последующего завышения фактических расходов;

д) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством злоупотреблений в личных интересах:

  • использование в личных интересах материальных и денежных средств государственных или муниципальных предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами частных предприятий;
  • передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовых счетах;
  • аренда жилых помещений для проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для производственных нужд;
  • неполная регистрация в учетных журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных ценностей;

е) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых путем формального увеличения числа сотрудников:

  • формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот;
  • формальное придание статуса ученика основным работникам предприятия с целью снижения сумм единого налога на вмененный доход по видам деятельности, где базой исчисления выступает численность работников;

ж) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством подделки документов (данный тип уклонения граничит с криминальным и в отдельных случаях может перерасти в уголовно наказуемое преступление):

  • использование фиктивных закупочных документов;
  • подделка финансово-расчетных документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу);
  • использование при проведении коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных, иных документов, оформленных на других лиц);

з) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством неправомерного учреждения новых структур:

  • создание коммерческих структур на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности;
  • создание не предусмотренных законом благотворительных организаций и фондов;
  • ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;

и) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых путем неправомерного ведения деятельности:

  • ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока постановки на налоговый учет;
  • осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии;
  • реализация товаров, изготовленных предприятиями одного региона, в другом регионе через частных лиц за денежное вознаграждение;
  • заключение государственными (муниципальными) предприятиями договоров с предприятиями других форм собственности с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;

к) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств:

  • совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятия;
  • несоблюдение порядка хранения в кассе предприятия наличных денежных средств.

 

В41.

Предпринимаемые попытки модернизации налоговых органов могут обеспечить стабилизацию ситуации на отдельных участках работы уже в ближайшее время, но полное решение проблем налоговой системы является длительной стратегической задачей, решение которой потребует не менее пяти лет.

Целенаправленность и результативность процесса реформирования налоговой системы определяется стратегией модернизации, принятой коллегией МНС России в июне 1999 года. В её реализации задействованы все ключевые департаменты министерства. Основными положениями данной Стратегии является обеспечение информационными технологиями:

• автоматизации всех функций по учёту налогоплательщиков и налоговых поступлений;

• информационного воздействия всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

• высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

• повышение производительности труда;

• оперативность и точность результатов учёта, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

В основе решения данных проблем лежит применение современных компьютерных и телекоммуникационных средств, создание распределённых хранилищ данных.

Основные цели модернизации налоговой службы на данном этапе:

- повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти;

- усиление контроля за соблюдением действующего законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов;

- формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах, а также взаимодействие налоговых органов с органами государственного управления и внешними организациями, такими как таможня, органы МВД, банки, органы Казначейства, Пенсионного фонда и др.;

- повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов.

 

В42.

Налоговый учет — система сбора и фиксации хозяйственной информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств налогоплательщиков. Налоговый учет в законодательстве выделяется, как правило, конструкцией «для целей налогообложения».

Ведение налогового учета позволяет государству выполнить в полной мере фискальные задачи, когда информации, полученной в результате ведения бухгалтерского учета, недостаточно, а также когда необходимо определить налоговые обязательства лиц, для которых не установлена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Положения и нормы, регламентирующие порядок и условия ведения налогового учета, содержатся в налоговом законодательстве.

Для выполнения задач и функций налогового учета налоговое законодательство определило специальные приемы и способы (категориальные, содержательные, формально-технические), которые в своей совокупности образуют взаимосвязанную методологию налогового учета. Методология налогового учета - принципы построения методов определения показателей для целей исчисления налоговых обязательств предприятия, их классификация и обобщение, например: «методология учета», «методология формирования отдельных показателей» (видов расходов, доходов), «методология реализации учетного процесса» и т.п.

Исходя из анализа действующего законодательства можно выделить семь основных методов:

1) Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые на основании данных бухгалтерского учета используются исключительно для целей налогообложения. Фактически речь идет о выработке в налоговом учете своего категориально-понятийного аппарата, посредством которого он и реализуется внешне как самостоятельная отрасль системы финансовых отношений.

2) Вторым по значению методом налогового учета следует назвать установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых методик. Основной особенностью данного метода является его направленность исключительно на цели налогообложения. Таким образом, в налоговом законодательстве установлен особый порядок для расчета специальной «налоговой» себестоимости, которая применяется исключительно для определения прибыли, подлежащей налогообложению.

3) Определение метода учета формирования налогооблагаемой базы

4) Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения. Указанный метод, в чистом виде реализующий фискальную функцию налогового учета, заключается в том, что для целей налогообложения налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо явлению из другой отрасли знания (права, экономики, бухгалтерского учета и т. д.), которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым.

5) Установление налогового дисконта. Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы.

6) Определение для каждого вида налогов своего налогового периода.

7) Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации (К налоговой документации относятся четыре разновидности документов:1) отчетно-расчетная налоговая документация; 2) сопутствующая налоговая документация; 3) учетно-налоговые регистры; 4) извещения)

 

В43.

Нормативно-правовая база налогового учета регламентируется НК РФ

ст. 4 и ст.7 [1]:

1 уровень – Законодательный. Налоговый кодекс РФ, Федеральные

законы, принятые в соответствии с ним;

2 уровень – Нормативные акты. Законы субъектов РФ;

3 уровень - Нормативно-правовые акты местных органов власти;

4 уровень - Международные соглашения

 

Законодательная база:

1 уровень - Конституция РФ

В ней закреплены наиболее общие принципы взаимодействия членов общества и принципы налогообложения. Конституцией установлено, что каждый гражданин должен платить установленный законом налог.

2 уровень - Налоговый кодекс РФ

Содержит основные принципы налогообложения, определяет права, обязанности и ответственность, как налогоплательщиков, так и налогового органа.

3 уровень - Указы президента и Постановления правительства

- Указы Президента

Устанавливают самостоятельные нормы и правила и носят характер поручений органам управления разрабатывать нормативные акты.

- Постановления правительства

Устанавливают ставки таможенных пошлин, акцизов, норм и нормативов, перечень налогооблагаемых показателей по пониженным ставкам товаров для целей исчисления налогооблагаемых ставок и так далее.

4 уровень - Акты МНС и письма налогового ведомства

- Акты МНС

Они не имеют нормативного значения, а лишь разъясняют порядок действия закона.

- Письма и указания.

Не носят нормативного характера, и в основном рассматривают частные ситуации.

5 уровень - Налоговая политика.

Разрабатывается на предприятии, носит методологический и организационный характер, учитывает специфику конкретного предприятия.

 

В44.

 

На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл.25)

2) используемые измерители – денежное выражение (рубли)

3) объект учета – организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)

4) периодичность составления в предоставлении отчетности

5) обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций

6) «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов

7) пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом.

- в бухгалтерском учете обобщаются все хозяйственные операции, в налоговом же учете происходит обобщение операций, связанных только с доходами и расходами.

- Налоговый учет может вестись одновременно с бухгалтерским учетом, поскольку для обоих видов учета существует единая информационная база, общие первичные документы, необходимые для отражения хозяйственных операций. В то же время налоговый учет может опираться на небухгалтерскую информацию, а значит, возможно, ведение раздельного учета, которое позволит отразить все особенности и расхождения, возникающие при организации учета тех или иных хозяйственных операций. Под небухгалтерской информацией понимают информацию, получаемую путем преобразования бухгалтерских данных. Это можно сделать с помощью специальных расчетов.

- Отличительной чертой налогового учета является то, что организация может самостоятельно выбрать вариант налогового учета тех или иных хозяйственных операций. То есть, несмотря на то что налоговый учет, так же как и бухгалтерский, регулируется рядом нормативных и законодательных актов, у каждой организации могут быть свои цели и задачи, а значит, и свои подходы к оптимизации налогообложения. Эти подходы как раз и должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения. Получается, что при организации налогового учета налогоплательщик имеет больше вариантов выбора, чем при организации бухгалтерского учета, варианты ведения которого строго определены законодательством РФ.

- В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете нет четко определенных правил и стандартов, с помощью которых организация может вести учет. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации организация имеет право самостоятельно выбирать формы и способы ведения налогового учета.

- и тд.

 

В45.

 

Бухгалтерский учет − это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Налоговый учет − это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

По принципам учета бухгалтерский учет обязан обеспечить:

• последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому;

• непрерывность деятельности организации в обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного

сокращения деятельности и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке;

• временную определенность фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

• имущественную обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников данной организации и других организаций;

• полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

• осмотрительность в готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов (быть осмотрительным в расходах и не перерасходовать средства);

• приоритет содержания над формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (т. е. отражать смысловую, экономическую сторону хозяйственной операции, а не ее документарное оформление);

• непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета), общий счет бухгалтерского учета − это синтетический счет, а субсчета − это аналитические счета, т. е. сумма аналитических счетов должна равняться синтетическому счету;

• рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий

хозяйственной деятельности и величины организации (т. е. формировать

штат и должностные обязанности бухгалтерии).

Налоговый учет обязан обеспечить:

• последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;

• непрерывность отражения объектов учета в хронологическом

порядке.

Существо отличия заключается в том, что бухгалтерский учет должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции, а налоговый учет только действующим законодательством.

По ведению учета бухгалтерский учет ведется через систематизацию, накопление и обработку информации на основании принятых к учету первичных документов, их группировку и оценку фактов хозяйственной

деятельности с отражением их на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского учета и других способов.

Налоговый учет ведется через систематизацию данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета с применением аналитических регистров налогового учета. Принципиальное отличие заключается в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу.

По формированию учетной политики бухгалтерский учет формирует ее как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (возможные варианты описываются в ПБУ).

Налоговый учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы. Принципиальное отличие заключается в том, что налоговый учет регламентирует элементы, которые могут вызвать расхождения данных

бухгалтерского и налогового учета, а бухгалтерский учет обращает внимание на все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом.

 

В46.

Налоговый учет − это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

 

Функции:

1) информационная – она заключается в том, что предприятия создают регистры налогового учета. Регистры налогового учета не являются бух документами.

Виды регистров нал уч согласно ст 314 НК: 1) промежуточные расчеты (16). 2) регистры состояния единицы налогового учета. 3) регистры учета хоз операций (7). 4) регистры формирования отчетных данных (22 видов). 5) регистры учета целевых средств некоммерческими организациями (3).

2) контрольная – означает систематизацию внутреннего корпоративного налогового контроля.

3) Прогнозная – благодаря нал расчетам предприятие получает возможность прогнозировать доля налогового времени финансовых расчетов предприятия с этой целью бухгалтером делается расчет налогового поля, сумму налоговых платежей группировка по периодам платежей и определяется удельный вес платежей в объеме поступающей выручки, по полученному удельному весу прогнозируется наличие платежей в предстоящем налоговом периоде.

Этапы:

Первый этап развития и становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогию № 4 к инструкции ГНС РФ от 6 марта 1992 г. №4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций», валовая прибыль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому учету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.

Второй этап начался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие

изменения курса рубля. До конца 1994 г. согласно п. 14 Положения о составе затрат к налогооблагаемым доходам относились положительные

курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от

03.12.1994 №54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Смысл Закона заключался в том, что в целях налогообложения по прибыли валовая выручка предприятий уменьшалась на сумму положительных курсовых разниц. То есть по бухгалтерскому учету из-за курсовой разницы возникала прибыль, а по налоговому учету она отсутствовала. Согласно этому Закону впервые конфликт между бухгалтерским и налоговым учетом был разрешен в пользу последнего, т. е. было принято решение о том, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообложения.

В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения. Так, показатель балансовой прибыли предприятия, отражаемый по строке 090 формы №2 «Отчета о финансовых результатах и их использовании», мог не соответствовать показателю строки «Расчет налога от фактической прибыли».

Третий этап формирования и развития налогового учета начался с

01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления №661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов. С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться:

• затраты на содержание автотранспорта;

• компенсации за использование личного транспорта в служебных целях;

• командировочные расходы;

• представительские расходы;

• затраты на обучение;

• расходы на рекламу;

• уплаченные банку проценты за кредиты.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.

Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995,

когда Министерством финансов РФ был издан приказ №115 «О годовой

бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.

Метод начисления налогов по отгрузке всегда был предпочтительнее для интересов государства. Государство всегда пыталось перевести налоговый учет предприятий на учетную политику согласно отгрузке. Для целей ведения финансового учета все предприятия должны были определять выручку на момент отгрузки, а точнее, на момент перехода права собственности. Как только возникло понятие отгрузки (перехода права собственности), потребовался нормативный документ, который регламентировал бы это понятие. Эту функцию выполнил Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Переход права собственности на момент оплаты должен оговариваться отдельным пунктом договора поставки.

Пятый этап. Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкретных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу. В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах.

• Получил официальное закрепление термин «учетная политика

для целей налогообложения». С 1 января 2007 г. «учетная политика для

целей налогообложения − это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

• Введены в нормативный оборот определения лицевых счетов −

счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.132 с.)