Налоговые правоотношения, их особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые правоотношения, их особенности.



Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (НК РФ, ст. 2, п.1).
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц в соответствии с п. 2 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Налоговым правоотношениям присущи свои особенности. Во-первых, они возникают в процессе деятельности государства по установлению, введению и взиманию налогов, а также обеспечению налогового контроля и порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во-вторых, налоговые правоотношения включают две группы отношений: общие и специальные. Первые возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Вторые, специальные правоотношения, возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным казначейством и т.д.
Налоговое правоотношение, как и любое правоотношение, обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.
Субъективное налоговое право – это охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права.
Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность -требуемые законом вид и мера должного поведения. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а налогоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями налоговых органов.
Реальные участники налоговых правоотношений именуются субъектами налоговых правоотношений.
Следует различать понятия «субъект налогового правоотношения» и «субъект налогового права».
Субъект налогового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. носитель субъективных прав и обязанностей. Именно благодаря наличию у данного лица субъективных прав и обязанностей лицо потенциально способно быть участником налоговых правоотношений. В целом понятия «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» соотносятся как общее и частное.
Можно выделить группы субъектов налогового права: - государственные органы, выступающие, как правило, правомочной стороной налогового правоотношения и наделенные в той или иной степени компетенцией в сфере налогообложения, – Министерство по налогам и сборам Российской Федерации в лице государственных налоговых инспекций, таможенные и финансовые органы, органы казначейства, органы налоговой полиции и т.д.; налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица, юридические лица, другие категории плательщиков (филиалы и представительства юридических лиц), на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги; налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (плательщика сборов) и перечислению в соответствую щий бюджет и (или) внебюджетный фонд налогов и (или) сборов; сборщики налогов и (или) сборов, т.е. лица, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, осуществляющие прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисления их в бюджет (см. НК РФ, ст. 25, п. 2).
Объект налогового правоотношения – это сам налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства.

Субъекты налогового права.

Субъект налогового права – это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.
Основными субъектами налоговых правоотношения являются налогоплательщики – физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, и публично – территориальные образования – Российская Федерация, Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице уполномоченных органов.
Термин «физическое лицо» охватывает всех индивидуальных субъектов, пребывающих на территории государства: граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Понятие «гражданин» представляет собой специфически социально-правовой аспект характеристики индивида. В нем выражается устойчивая юридическая связь лица с государством, определяющая правовое положение этого лица в обществе и государстве.
Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо» составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
Любая отраслевая правосубъектность включает в себя два основных структурных элемента: способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность) и способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Налоговая правоспособность возникает у физического лица с момента рождения.
Можно выделить две основные функции налоговой дееспособности: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что налоговая дееспособность3 физического лица является средством реализации его налоговой правоспособности. Социальная функция налоговой дееспособности проявляется в обеспечении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенного возраста.
До достижения четырнадцатилетнего возраста (возраста ограниченной гражданской и трудовой дееспособности), лицо нередко фактически не сталкивается с необходимостью реализовать свои налоговые обязанности и права. Его налоговая дееспособность (даже если бы таковая существовала) в любом случае оставалась бы невостребованной.
Пункт 1 ст. 45 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако известно, что в силу п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.
Согласно ст. 29 ГК РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством России. Над ним устанавливается опека. В силу п. 2 ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.
Статья 9 НК РФ называет в качестве участников налоговых отношений организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и (или) плательщиками сборов, или налоговыми агентами. Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что под организациями в налоговом законодательстве понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Статья 19 НК РФ устанавливает, что в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В части второй НК РФ это правило конкретизируется.
Категория «юридическое лицо» не в состоянии охватить всех коллективных субъектов налогового права.
Субъектами налогового права России являются государственные органы и органы местного самоуправления.
Несколько обособленное место среди участников налоговых отношений занимают органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.004 с.)