Тема 10.3. Современный отечественный театр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10.3. Современный отечественный театр



Основные понятия и термины по теме: театр, режиссёр, трагедия, комедия, драма, водевиль, опера, балет

План изучения темы:

1. Реформаторы русской театральной сцены.
2. Современный зарубежный и отечественный театр: выдающиеся авторы, режиссёры и артисты.
 

Краткое изложение теоретических вопросов:

Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий и его роль в развитии театра.

Активизация борьбы прогрессивных театральных деятелей и драматургов за создание нового современного театрального искусства. Борьба за демократизацию театра. Толстой и Горький о необходимости искусства, отвечающего новому времени, новому мироощущению художника, его стремлению активно выразить свои жизненные позиции.

Идейно-эстетические принципы современного театра, утверждаемые Станиславским и Немировичем-Данченко в программе создания и деятельности Художественного театра. Развитие театральной теории. Возникновение современной режиссуры. Усиление роли режиссера в театре. Задача создания художественно целостного спектакля, все выразительные средства которого подчинены раскрытию идеи спектакля.

Новые средства театральной выразительности: круг (вращающаяся сцена), объемные декорации, новые принципы использования света, музыки, шумов и т.д. Черты натурализма, свойственные русскому и западному театра на рубеже веков. Стремление к максимальной достоверности и точности воспроизводимой на сцене жизни. Формирование теории «условного театра». Режиссерские искания Мейерхольда, Вахтангова, Таирова.

Высокий уровень актерского искусства. Разнообразие школ и творческих индивидуальностей. Актеры реалистической школы, сочетавшей большую жизненную правду: актеры Малого театра, Александринского и провинциальных театров. Актеры психологической школы МХТ. Актеры «условного театра». Формирования нового типа современного актера. Орленев и Комиссаржевская.

Театр в период первой русской революции. Расцвет драматургии и театра.

Утверждение принципов новой театральной эстетики и современной драмы. Проблемы современного театра в статьях и художественных произведениях Чехова.

Обращение к драматургии. Водевили, их связь с прозой Чехова 80-х годов. Гоголевские и тургеневские традиции в водевилях: комедия-шутка «Медведь» и «Предложение» насмешка над пошлостью и уродливостью нравов современного общества; усиление драматизма и сатиричности в пьесах «Свадьба», «О вреде табака».

Подступы к социально-психологической драме «Иванов», отражение кризиса мировоззрения русской народнической интеллигенции восьмидесятых, утративших веру в свои силы, в целесообразность борьбы с социальным злом.

Взгляд Чехова на драму: «…в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене…».

Расширение и углубление социальной проблематики. Усиление мотивов борьбы с пошлостью и мещанством, Создание нового типа драмы, раскрывающей трагизм существования обыкновенных людей, естественным стремлениям которых враждебна окружающая их нелепая, жестокая жизнь. Новый характер драматических конфликтов и развития действия, как противоречие между стремлением людей к правде, красоте и реальной жизнью. Раскрытие трагизма будничного бессмысленного существования.

Драматургия Чехова, Ибсена, Метерлинка. «Чайка» - раскрытие драматизма повседневной жизни. Трагизм судьбы людей, отдавших жизнь служению ложным идеям, ощущение трагического неблагополучия жизни в «Трёх сестрах». Раскрытие неразумной и пошлой повседневности как источника трагических коллизий. Комедия «Вишневый сад» - новый идейный смысл драматического конфликта, неизбежность и закономерность смены устаревших форм жизни новыми.

Вклад Чехова в русскую и мировую культуру. Его значение в развитии драматургии и сценического искусства.

Борьба Горького за театр высокой идейной насыщенности, большой правды и жизнеутверждающего романтизма. Пьеса «Мещане», связь пьесы с исторической обстановкой, новый подход к теме мещанства, социальный характер конфликта. «На дне» - социальная проблематика, суровая правда изображения трагических условий жизни социальных низов и жертв современного уклада.

Особенности драматургии Горького - закономерность применения в композиции сюжетного принципа, значение интриги. Идейная и моральная стойкость, готовность на подвиг и самопожертвование ради общего дела в образах рабочих. «Васса Железнова» (1910) - показ духовной опустошенности и разложения русского дворянства и современной буржуазии.

Постановки Станиславского и Мейерхольда.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра - пересмотр эстетических и организационных систем Российского театра. Отказ от системы привычных амплуа, отвлеченных страстей, ограниченность репертуара. Утверждение первого русского режиссерского театра. Театр как барометр культурной и социальной жизни. К.С.Станиславский - основатель Общества искусства и литературы в Москве («Моя жизнь в искусстве») и создатель Художественного театра. Знаменитая встреча его с В.И.Немировичем-Данченко - критиком, писателем, драматургом и театральным педагогом.

Основной идейно-художественный принцип театра – стремление к воспроизведению на сцене «правды жизни», поиск форм скрытого драматизма. Реформа зрительного зала. Работа К.С.Станиславского над «системой» воспитания нового типа актера психологической школы.

Современные театральные режиссёры и их постановки.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проанализировать театральный спектакль по плану: название театра, спектакля, имя автора, жанр, краткая история создания, время действия, имена главных исполнителей, анализ игры актёров, художественных декораций, роль музыки в спектакле.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта, таблицы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите известные московские театры.

2. Назовите известные театра Петербурга.

3. Каких известных реформаторов театра вы знаете?

4. Назовите известные постановки Г. Товстоногова.

5. Что вы знаете о профессиональной деятельности Е. Вахтангова?

6. Назовите известную эмблему МХАТа.

7. Какова роль Станиславского в развитии театрального искусства?

8. Какой театральный спектакль вы посмотрели? Опишите ваши впечатления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.005 с.)