Функции международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции международного права



Предметы регулирования МП

По субъектному состоянию можно выделить на межгосударственное и немедгосударственное

1) между государствами(по сокращению вооружённых сил)

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость(оказание помощи государствами народу по обретению независимости)

Нормы МП направлены прежде всего на регламент отношений между основными субъектами МО.

Кроме того МП регулирует и отношения и немежгосударственного характера, т.е. отношения в которых государства являются лишь 1 из участников либо вообще не участвуют.(борьба с преступностью- это вход в сферу общ интересов)

Международными немежгосударственными являются отношения:

1.между государством и международной организацией (отношение Интерпола с государственным учреждением)

2. между международными организациями(отношение ВТО с ЕС)

3.между государством и международной организацией с 1 стороны и физическими и юридическими лицами с другой(служба в институтах ООН)

4.между физическими и юридическими лицами (международная купля продажа товара)

Иногда предметом регулирования и м-п и внутригосударственных норм совпадают, например вопрос обеспечения и защиты прав человека попадавшего под действие и м-п и внутригосударственных норм. В данном случае речь можно вести о комплексном регулировании определённых правоотношений нормами обеих систем права.

Совокупность норм МП и национального права получает название правоприменением комплексов.

Функции международного права

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения являющиеся предметом международно-правового регулирования. Основное социальное назначение международного права - организация международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации.

Юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция заключается в том, что МП призвано организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, упрочить его, сделать более стабильным.

В последнее время эта функция приобретает более важное значение, в связи с измненением сил на международной арене.

Регулятивная функция наделяет участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция заключается в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Кодификация и прогрессивное развитие МП

Кодификация мп — это более точное формулирование и систематизация международно-правовых норм в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. Кодификация может быть отраслевой или внутриотраслевой.

Под прогрессивным развитием мп понимается подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются мп или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.

Указанные понятия не являются взаимоисключающими. Между ними трудно провести четкое различие. На практике формулировка и систематизация норм МП могут привести к выводу о необходимости разработки новых норм(прогрессивное развитие)

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.

Зарождение МП

Возникновение и развитие международного права связано с воз­никновением государства.

Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас междуна­родных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборо­нительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных согла­шений.

Своеобразным памятником международного права можно счи­тать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировав­шие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осущест­вляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся много­численными посольствами и заключавшие договоры о военной помо­щи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался круп­ный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сена­те и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматрива­лось как нарушение божественного права.

Содержание нормы МП

В общей теории права норма имеет следующую структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

Специфика МО заключается в том, что субъекты МП сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в МП отделены от самих правил поведения =>в отличие от внутригосударственного права, МН состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции. Гипотеза МПН содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы МП указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Например, ст. 2 Факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав в Пакте перечислено, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Виды норм МП

НМП можно классифицировать по нескольким основаниям

1)По характеру содержащихся в нормах предписания:

1. Нормы-принципы, которые устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества.

2. Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в МП.

3. Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. (так, по Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле взаимные обязательства и права резидента и вытекающие из договорённости между ними определяется условиями этой договорённости, включая любые упомянутые или правила, или общие условия.

4. Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений

5. Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

Например: никто не должен содержаться в рабстве

2) По своей роли в механизме международно-правового регулирования

1. Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

2. Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

3. По сфере действий:

1. универсальные (устав ООН)

2. региональные (действуют в пределах стран одного региона или международных организаций (АКТ органов СНГ))

3. локальные: регулирует взаимоотношения 2-х и более субъектов МП(договор о дружеских взаимоотношений и сотрудничества РФ и Румынии)

Международный контроль

Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля. Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению. Институт контроля в МП - межотраслевой; его нормы "разбросаны" по различным отраслям этой системы права (право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное морское право и т.д.). Предметом контроля являются те международные обязательства государств и других субъектов международных отношений, выполнение которых контролируется (контроль в области прав человека, контроль за разоружением, контроль в области охраны окружающей среды и т.п.). Различают виды и формы международного контроля. Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый: государствами (например, инспекции на объекты по уничтожению химического оружия по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.), международными организациями (контроль МАГАТЭ за нераспространением ядерного оружия по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), специально созданными международными органами (контроль Европейского Суда по правам человека по Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г), специально созданными межгосударственными органами (контроль Совета сотрудничества по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, 1994 г.). Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В их числе: уведомления (Соглашение между СССР И США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г.), отчеты о выполнении договоров и рекомендации (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.), доклады (по Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г.), рекомендации (Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.), обмен информацией (Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами 1997 г.), расследования (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.), консультации (Договор по открытому небу 1992 г.), инспекции (Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.), посещение объектов (Протокол к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.), наблюдатели (Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г.), петиции (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), рассмотрение споров (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.), национальные технические средства (Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г.). Перечень видов и форм контроля в настоящее время постоянно расширяется в связи с расширением сферы международного сотрудничества и сужением области "вопросов, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств".

Формы и виды признания

Две формы признания:

1) Де-юре

2) Де-факто

Де-факто – признание официальное, но не полное. Этой формой пользуются при подготовке почвы для установления отношений, либо когда государство считает, что признание де-юре преждевременно.

Де-юре – признание полное и окончательное. Свидетельствует об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Виды признания:

1) Признание государств

2) Признание правительств

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств. Основными критериями признания государств является независимость и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Возможно признание правительства без признания государства в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты).

Государственная территория

Гос.территория – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом государства. Такую территорию образуют сухопутная территория (вся суша в пределах границ данного государства), водная территория (все водоемы, части морей, океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (воздушное пространство над сухопутной и водной территорией), недра, которые находятся под сухопутной и водной территорией.

Условной гос.территорией принято считать морские корабли и самолеты.

Правовой режим гос.территорий определяется национальным законодательством. Международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса.

В пределах гос.территории государство осуществляет гос.юрисдикцию.

Государственные границы

Гос.граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая гос.территорию и пространственный предел гос.суверенитета.

Прохождение границы устанавливается по суше характерными точками, линиями рельефа или ориентирами, по морю – по внешнему пределу территориальных вод, на реках – по середине главного фарватера.

Гос.границы устанавливаются в договорном порядке, при этом вначале решается вопрос о юридической принадлежности определенной территории, т.е. делимитация. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения гос.границы с обозначением ее на карте.

Режим гос. границы устанавливается национальным законодательством и включает следующие правила:

1) Правила пересечения границы лицами и транспортными средствами

2) Пропуск через границу лиц и товаров

3) Содержание границ

От режима гос. границы следует отличать пограничный режим.

Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы, ширина пограничной зоны не превышает 5 км.

34. Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.
Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.
Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.
Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Первым документом, определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья. правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр.

С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.

Правовой режим Антарктики

Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:

1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию

средств и эффективность работ;

2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;

3) данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.

В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.

Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.

Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:

а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;

б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;

в) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

Виды и формы МП санкций

Санкции в порядке самопомощи:

1) Реторсии – ответные принудительные меры субъекта, направлены на ограничение охраняемых МП интересов другого государства, применяются в ответ на правонарушения

2) Самооборона – особый вид санкций, выражающийся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение.

3) Санкции с помощью международных организаций

Предметы регулирования МП

По субъектному состоянию можно выделить на межгосударственное и немедгосударственное

1) между государствами(по сокращению вооружённых сил)

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость(оказание помощи государствами народу по обретению независимости)

Нормы МП направлены прежде всего на регламент отношений между основными субъектами МО.

Кроме того МП регулирует и отношения и немежгосударственного характера, т.е. отношения в которых государства являются лишь 1 из участников либо вообще не участвуют.(борьба с преступностью- это вход в сферу общ интересов)

Международными немежгосударственными являются отношения:

1.между государством и международной организацией (отношение Интерпола с государственным учреждением)

2. между международными организациями(отношение ВТО с ЕС)

3.между государством и международной организацией с 1 стороны и физическими и юридическими лицами с другой(служба в институтах ООН)

4.между физическими и юридическими лицами (международная купля продажа товара)

Иногда предметом регулирования и м-п и внутригосударственных норм совпадают, например вопрос обеспечения и защиты прав человека попадавшего под действие и м-п и внутригосударственных норм. В данном случае речь можно вести о комплексном регулировании определённых правоотношений нормами обеих систем права.

Совокупность норм МП и национального права получает название правоприменением комплексов.

Функции международного права

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения являющиеся предметом международно-правового регулирования. Основное социальное назначение международного права - организация международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации.

Юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция заключается в том, что МП призвано организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, упрочить его, сделать более стабильным.

В последнее время эта функция приобретает более важное значение, в связи с измненением сил на международной арене.

Регулятивная функция наделяет участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция заключается в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.056 с.)