Первая и вторая психологическая системы Фрейда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая и вторая психологическая системы Фрейда



Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: в сексуальных действиях; в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную (частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции и запреты).

Вывод: психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.

В 20-гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Центральные понятия и суть системы:

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род;

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

 

Тестовые задания для самопроверки по теме № 3 «Сознание человека как предмет философского анализа. Правосознание как одна из форм общественного сознания»

1. Что является всеобщим свойством материи?

A. отражение

B. притяжение

C. существование

D. мышление

E. движение

2. Какая форма отражения является высшей?

A. Сознание человека

B. Раздражимость

C. Психическое отражение

D. Элементарное отражение

E. Рефлексия

3.Что такое сознание?

A. сфера чувственности

B. психическое вообще

C. сфера мышления

D. божественный дар осознания себя и окружающей действительности

E. субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности, связанная с речью функция человеческого мозга

4. Социальный характер сознания понимается как:

A. продукт предметно-практической деятельности

B. комплекс ощущений

C. форма отражения

D. физиологические процессы

E. инстинкты влечения

5. Термин «общественное сознание» характеризует:

A. Сознание социальной группы или класса

B. Духовное, практическое освоение социальной действительности

C. Совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальное условие их жизни

D. Мнение большинства

E. Другой вариант определения

6. Выделите правильную концепцию взаимоотношения мышления и языка:

A. структура языка определяет структуру мышления

B. мышление и язык развивались параллельно

C. язык есть материальная оболочка мысли

D. мышление возникло до языка

E. мышление существует независимо от языка

7. Ученый, врач, основатель психоанализа, выделивший в структуре личности психические компоненты - сознательное и бессознательное?

A. Павлов

B. Фрейд

C. Лейбниц

D. Лоренц

E. Декарт

8. Понятия "я", "оно", "сверх -я" являются основными в:

A. экзистенциализме

B. фрейдизме

C. философии Бердяева

D. махизме

E. ницшеанстве

9. Кто ввел в психоанализ понятие «коллективное бессознательное»?

A. М. Хайдеггер

B. К. Г. Юнг

C. А. Шопенгауэр

D. Ф. Ницше

E. З. Фрейд

10. В философии К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, общечеловеческие первообразы, содержащиеся в коллективном бессознательном называются:

A. сублимацией

B. временем

C. Super-Ego

D. пространством

E. архетипами

 

Тема № 4. Общество: основы философско-правового анализа

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, то есть как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, то есть на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же других явлений – это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов
§ Теория Г. Спенсера § Теория Э. Дюркгейма § Теория Ф. Тенисса § Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу) § Теория постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турэн) § Формационная концепция развития общества (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) § Теория Н.Я Данилевского (выделяет 13 типов цивилизаций) § Теория О. Шпенглера (выделяет 8 культурно-исторических типов) § Теория А. Тойнби (выделяет 6 культурно-исторических систем) § Теория П. Сорокина (выделяет 3 типа социокультурных суперсистем)

Стороны общественного бытия:

  • объективная сторона, то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.);
  • субъективная сторона – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

Основные сферы жизни общества:

· экономическая (базовая, определяющая в жизни общества)

· социальная;

· политическая;

· духовная.

Основные признаки социальной сферы жизни общества и ее структуры. Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера жизни общества, являются общности людей, которые представляют собой совокупность людей, объединяемую исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Социальные общности отличаются друг от друга рядом черт: спецификой потребностей и интересов, ценностей и норм, местом в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; степенью социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются и в их количественном составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации классы, к малым относятся социальные группы – трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, в средних школах, больницах, а также такой важнейший институт общества как семья.

Социальная структура общества представляет собой целостную совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Все структуры, составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Три из них – этническая, расовая и демографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека и, хотя под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни. Три других – поселенческая, классовая, профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны, и сложились в результате трех великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Между тем, все вышеперечисленные структуры взаимосвязаны друг с другом, что проявляется в их взаимодействии, порой весьма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. При этом они вступают в определенные отношения. Речь идет о социальных отношениях (экономических, социальных, политических и духовных) как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их социальных потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально-демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей их одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями. Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных групп самым непосредственным образом связаны с проблемами гражданского общества. Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве. Применительно к современным реалиям гражданское общество необходимо рассматривать как взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя. Удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции, что направлено на регулирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь создание условий для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.019 с.)