Методика изучения геометрического материала в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения геометрического материала в начальной школе.



Методика изучения геометрических фигур.

Знакомятся с геом. фигурами как точка, прямая, кривая, отрезок, угол, треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник, прямой угол, окружность, круг, прямоугольник, квадрат. Числа первого десятка= многоугольники различных видов и круг. Пр. вводит число 5 и предлагает найти на рисунке фигуру с 5 вершинами и сторонами и т.д. Ученики должны знать как называется каждая фигура. Прямой угол= практическая работа –сложение листа. Четырех угольники с прямыми углами называются прямоугольниками. –потом квадрат. Самостоятельно выделяют св-во некоторых прямоугольников. –«иметь стороны одинаковой длины». Выделение квадрата из м-ва прямоугольников: сначала из м-ва 4угольников выделяется подмножество прямоугольников, затем из м-ва прямоугольников- подмножество квадратов. Круг используют –окружность- обводят круг= св-во все точки окр. находятся на одном и том же расстоянии от ее центра. С понятием угла встречаются выделяя в многоугольнике его элементов. Из всех геометрических понятий, изучаемых в курсе математики начальной школы, определяемыми явл. понятия прямоугольника и квадрата. Важны рассуждения ученика, учитель помогает. Если у многоугольника 4 стороны то он четырех угольник, потом прямоугольник, потом равные углы, потом квадрат. Устанавливается истинность и ложность. Ознакомление уч-ся с отношением м\ду геометрическими фигурами. «больше ниже и т.д.» Задания. разрезать фигуру, измерить с помощью линейки (прокомментировать). Геометрические построения. Задачи на построение. Знакомятся в процессе построения со св-ми геом. фигур и отношений, учатся пользоваться чертежными инструментами, преобретают граф. навык. «отрезок, треугольник, четырехугольник, пятиугольник» разьясняются с пом. задач на построение. По образцу, по уже выполнявшимся заданиям- т.е. квадрат. Процесс решения задачи на построение разбивается обычно на четыре этапа: анализ, построение, доказательство, исследование.

82. Предмет, объект, методы ознакомления детей с украинским народоведением. Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники[16].

Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)

Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы[17].

Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:

Стационарные — долгое проживание среди изучаемого народа, в результате чего этнограф более глубоко узнает его материальную и духовную культуру, а также быт. Из недостатков — малый охват территории, а следовательно и невозможность сравнительного исследования с другими областями (Яркими представителями были В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, Н. Н. Миклухо-Маклай, Б. Малиновский и др.).

Экспедиционный — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежды, утвари то есть о том, что не требует стационарного наблюдения[18].

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, различают простое — наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.

Опрос — метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.

Анкетирование — метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы)

Интервью — личная беседа с использованием вопросника.

Также следует отметить:

Метод пережитков — изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.

Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

83. Вклад отечественных ученных в развитие украинского народоведения. Становление украинской этнографии как отдельной научной дисциплины произошло в середине XIX в. Ее развитие тесно связано с именами Михаила Максимовича, Николая Костомарова, Павла Чубинского, Николая Сумцова, Владимира Шухевича, Федора Вовка, Дмитрия Яворницкого и многих других выдающихся деятелей украинской культуры. Значительный вклад в развитие украинского народоведения сделали писатели Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий, Иван Франко, Леся Украинской, Михаил Коцюбинский и др. Ведущую роль в исследованиях по этнографии сыграло Львовское научное общество им. Т. Г. Шевченко, при котором в 1898 p. была создана Этнографическая комиссия, которая выдавала "Этнографический вестник", "Материалы к украинскому-русской этнологии" и др.
Зарождению этнографии как науки предшествовало накопление етнтографичних знаний, истоки которых восходят времен Киевской Руси. В знаменитой достопримечательности «Повести временных лет» впервые было сформулировано принципиально важное для этнографии как науки положение о своериднсть всех племен и народов: «Имяхуть потому обычаи свои, и законы отец своих и предания, кождо свои нравы». Другие, не менее важные для становления этнографии положение – о происхождении народов, их расселения, систему обычаев, традиций, материальной культуре и духовный мир – упоминаются в таких памятниках: «Слово о полку ИгоревЪ», «Слово о погибели Руськия земли», в Густинской летописи, «Роксолании» С. Кленовича, «Хронике» Феодосия Сафоновича, старшинских летописях Самовидца, С. Величко, Г. Гребенки и др.
По мере накопления этнографических знаний формировалась этнография как наука. Первым свидетельством зарождения украинской этнографии стала «Программа» для описания Украина Ф. Туманского, а также специальная народоведческую разведка Г. Калиновского «Описание свадебных украинский простонародных обрядов».

84. Педагогическая сущность народных обычаев и традиций. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности. Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры [10].

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

85. Что такое изобразительное искусство? Виды и жанры изобразительного искусства, их характеристика. комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений материальных форм и кинетических объектов. виды Архитектура Живопись Графика Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Дизайн ЖАНРЫ Исторический Мифологический религиозный Батальный Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой Марина Анималистический Интерьер

86. Средства выразительности (язык) изобразительного искусства. Архитектура – ее язык – пространство,. Художественное выражение конструкции называется – тектоникой. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Цвет условен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).

 

87.Что такое стилизация? Принципы построения декора.

СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. 2) В изобразительных искусствах и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Самым главным принципом построения орнамента является повторение. Порой, удачно выбранный мотив даёт замечательный декоративный эффект. Даже самый простой элемент при повторении может создать ощущение порядка, величия и уверенной силы.

Где Вы это можете увидеть?

Повторение часто используют в лентах, фризах, бордюрах… и посмотрите вокруг себя и, думаю, согласитесь со мной: «Везде!»

Если же один и тот же мотив располагается попеременно в противоположных направлениях, позволяя тем самым избежать скуки и однообразия, то знайте, это инверсия узора.

Если же вы видите мотив, расположенный то в вертикальном направлении, то в горизонтальном, а элементы то плоские, то объемные, то прямые, то изогнутые, поздравляю Вас! Вы теперь знаете и о таком простейшем приеме, как чередование.

Если вы наблюдаете два сходных элемента по обе стороны от оси, воображаемой или изображённой, то Вы познакомились с приемом- симметрия. Могу дополнить, что симметрия не всегда бывает строгой. Относительная симметрия достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс.

 

88.Что такое перспектива в изобразительном искусстве?

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicereсмотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусствевозможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

 

89.Что необходимо учитывать при передаче объема на плоскости?

Фон, цвет. Тень, тон.

 

90.Какие учебные проблемы решают на уроках изобразительного искусства в начальных классах?

- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к

явлениям действительности и искусства;

- формирование художественно-образного мышления как основы

развития творческой личности;

- развитие у школьников способности воспринимать произведения

искусства как проявление духовной деятельности человека;

- овладение интонационно-образным языком искусства на основе

складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между

различными видами искусства;

- формирование целостного представления о национальной

художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой

художественной культуре.

 

91.В каких аспектах (направлениях) проводится художественно­практическая деятельность детей начальных классов?

Во внеурочной деятельности.

92. Принципы и методы обучения школьников рисованию по системе Б. Неменского. Основными авторскими принципами построения содержания программы являются: принцип создания атмосферы увлеченности искусством, принцип выделения трех видов художественной деятельности.Перечислим методические принципы построения содержания программы: принцип «от жизни через искусство к жизни»; принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы; принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта; принцип единства восприятия и созидания.

93. Классификация методов преподавания образовательной отрасли «Человек и мир». Практические методы. Распознавание природных объектов. Наблюдение, их роль в развитии детей младшего школьного возраста. Требования к организации и содержанию наблюдений. Подготовка учителя и детей к процессу наблюдения. Последовательность этапов в процессе наблюдения. Приемы, используемые для успешного проведения наблюдения. Способы фиксирования наблюдений.

94. Наглядные методы преподавания образовательной отрасли «Человек и мир» и методика преподавания природоведения в начальных классах (демонстрация; наблюдение). Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т. д.).

Практический метод включает в себя следующие методические приёмы:

наблюдение кратковременное и длительное

проведение опытов

работы с природоведческими приборами

практические работы на объектах живой природы.

Наблюдение – основа для выделения главных признаков сравнения и обобщения, установления причинно- следственных связей. Местом проведения наблюдений могут быть экскурсии. Здесь учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке (сезонные изменения в живой и неживой природе, рост и развитие растений, состояние почвы и водоёмов).

Во время экскурсий учащимся можно дать задания для самостоятельного наблюдения. Наблюдения позволяют расширять знания об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, способствуют развитию речи и мышления.

Наблюдение – метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Это один из наиболее доступных приёмов обучения детей младшего школьного возраста, т.к. он прост.

95. Словесные методы преподавания отрасли «Человек и мир» с методикой преподавания и методики природоведения в начальных классах (рассказ; работа с текстами книг; беседа). 

Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения. В древности «мастером» беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание1 учащихся, научить их самокоррекции. Проведение беседы предполагает наличие определенного объема знаний об изучаемом материале и связи с ним. Беседа помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический, творческий процесс полу-чения новых знаний; способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа как метод не может обеспечить достижения всех дидактических целей, не формирует практические умения и навыки. Ее целесообразно применять в сочетании с другими методами. Беседа по сообщению новых знаний может идти индуктивным (т.е. от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения к частным случаям).

Работа с учебником и книгой (важнейший метод обучения. В начальныхклассах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках подруководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с

книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы спечатными источниками. Основные из них: - Конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержанияпрочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьеголица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельностьмышления. - Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Длясоставления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части иозаглавить каждую часть.

- Тезирование (краткое изложение основных мыслей прочтенного. - Цитирование (дословная выдержка из текста. Обязательноуказываются выходные данные (автор, название работы, место издания,

издательство, год издания, страница). - Аннотирование (краткое свернутое изложение содержания

прочитанного без потери существенного смысла. - Рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своегоотношения о прочитанном. - Составление справки (сведений о чем-нибудь, полученных послепоисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические,географические и т.д. - Составление формально-логической модели (словесно-схематическогоизображения прочитанного. - Составление тематического тезауруса (упорядоченного комплексабазовых понятий по разделу, теме. - Составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородныхпредметов, явлений в трудах разных авторов.

Практические методы преподавания отрасли «Человек и мир» с методикой преподавания и методики природоведения в начальных классах (упражнения; дидактическая игра природно-социального содержания; исследовательско-экспериментальная работа; моделирование; проектирование; работа с картографическими пособиями и глобусом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.044 с.)