У чому ефективність використання міжпредметних зв’язків на уроках рідної мови. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У чому ефективність використання міжпредметних зв’язків на уроках рідної мови.



66. Методика изучения нумерации чисел по концентрам. Схема разбора числа. Выделяются 3 основных этапа изучения нумерации: подготовительный, ознакомление с новым материалом, закрепление знаний и умений.

На подготовительном этапе необходимо сформировать у учащихся психологическую установку на изучение нумерации, активизировать их предшествующий опыт и имеющиеся знания, вызвать интерес к новым числам. С этой целью предлагается заранее включать упражнения на повторение основных вопросов нумерации чисел предыдущего концентра: соотношение изученных счетных единиц, десятичный состав чисел, натуральная последовательность, правила записи и способы сравнения чисел; приемы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. Также разработаны упражнения в счете предметов или в назывании чисел натуральной последовательности с выходом в новый концентр, это помогает учащимся понять, что существуют числа и за пределами изученного концентра и что они чем-то похожи на уже знакомые детям числа.

При ознакомлении с нумерацией упражнения помогают учащимся выделить существенные признаки формируемых понятий, овладеть способами изучаемых действий.

Проведен отбор вопросов и определен порядок изучения в каждом концентре:

1) сначала рассматривается образование счетной единицы, ведется счет предметов с помощью этой счетной единицы;

2) на основе счета вводятся новые разрядные числа, раскрывается их образование и названия;

3) на основе счета с помощью всех известных счетных единиц показывается образование и устное обозначение неразрядных чисел; их состав из разрядных;

4) включаются упражнения в счете предметов с использованием новых чисел; усваивается натуральная последовательность чисел;

5) на основе знания десятичного состава и поместного значения цифр раскрывается письменная нумерация чисел;

6) во всех концентрах наряду со счетом рассматривается измерение таких величин, как длина, масса, стоимость; единицы измерения этих величин и их соотношение изучаются в сопоставлении с соответствующими счетными единицами и помогают их усвоению, (например,1 дм=10 см; 1р.=100к.; 1кг=1000г и т. д.);

7) вводятся способы сравнения чисел:

- на основе принципа образования натуральной последовательности;

- установления взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств;

- на знании разрядного состава чисел;

- на знании классового состава;

8) в каждом концентре вводятся вычислительные приемы, основанные на знании нумерации:

а) на знании принципа образования натуральной последовательности вводятся случаи вида а + 1, где а - любое натуральное число;

б) на знании разрядного состава чисел (упражнения в сложении разрядных чисел и обратные упражнения в замене неразрядных чисел суммой разрядных, а также вычитание из неразрядных чисел отдельных, составляющих их разрядных чисел) например:

400 + 70 + 3 = 473; 506 = 500 + 6; 842 - 40 = 800;

842 - 800 = 42; 842 - 2 = 840.

При ознакомлении с нумерацией необходимо опираться на предметные действия учащихся. Для этого предлагается использовать различные средства обучения: счетный материал, на котором легко иллюстрировать десятичную группировку предметов при счете (палочки, пучки палочек, квадраты, полоски квадратов, треугольники с 10-ю кружками); наглядные пособия, формирующие представления о натуральной последовательности чисел (линейки, рулетки, ленты с выделенными сантиметрами, дециметрами, метрами); наглядные пособия, помогающие осознать позиционный принцип записи чисел (нумерационные таблицы разрядов и классов, абаки).

Схема разбора числа

1. Прочитайте число (9409 - девять тысяч четыреста девять).

2. Назовите число единиц каждого разряда и каждого класса (9 ед.1 разряда, или 9 ед; 4 ед. 3 разряда, или 4 сотни; 9 ед. 4 разряда, или 9 тысяч; 409 ед. 1 класса и 9 ед. 2 класса).

3. Назовите общее число единиц каждого разряда (9409 ед., 940 дес., 94 сот., 9 тыс.).

4. Замените число суммой разрядных слагаемых (9409=9000+400+9).

5. Назовите число, предшествующее при счете данному, и число, следующее при счете за данным (9408, 9410).

6. Назовите наименьшее и наибольшее числа, которые имеют столько же разрядов, что и данное число

(1000, 9999).

7. Укажите, сколько всего цифр понадобилось для записи данного числа и сколько среди них различных (всего 4 цифры, различных 3).

8. Используя все цифры данного числа, запишите наименьшее и наибольшее числа (4099, 9940).

Использование этих пособий позволяет поэтапно усваивать и запоминать необходимые моменты (особенно терминологию).

Ознакомление с письменной нумерацией может быть проведено таким образом.

Учитель кладет в верхний правый карман палочки по одной до 10 (например, 7, 8, 9, 10), а дети считают. Сколько здесь палочек? (10.) Как назвать иначе? (1 дес.) Десять палочек будем вкладывать во второй карман, если считать справа налево (завязывает палочки в пучок и ставит его во второй карман, а в первый карман кладет 1 палочку). Сколько здесь всего палочек? (11) Сколько десятков и отдельных единиц? (1 дес. и 1 ед.) Вкладывает еще одну палочку и повторяет вопросы, затем добавляет еще одну палочку и т.д. Кто разложит в карманы 15 палочек? (Дети раскладывают.) Сколько здесь всего палочек? (15.) Сколько десятков? (1 дес.) Обозначим это цифрой (вставляет в нижний левый карман цифру 1). Что показывает цифра 1? (1 дес.) Сколько отдельных единиц в числе 15? (5 ед.) Обозначим цифрой (ставит в нижний правый карман цифру 5). Что обозначает цифра 5? (5 ед.) Здесь записано число 15. На первом месте, считая справа налево (указывает), записано 5 единиц, а на втором 1 десяток.

Аналогично рассматриваются еще 2-3 числа (19,11,10). Можно предложить обратное упражнение: положить столько пучков десятков и отдельных палочек, сколько обозначено цифрами, и прочитать число.

После этого обозначение числа 15 выставляют в нумерационной таблице. Названия "разряд", "класс" будут говорить по мере появления этих терминов на уроках по программе.

Рассмотрев несколько чисел, учитель начинает приучать учащихся к работе по общей схеме разбора числа. Учащиеся отвечают так: 1) число восемнадцать; 2) в этом числе 1 десяток и 8 единиц; 3) в числе всего 18 единиц; 4) перед числом идет число 17, за числом 18 следует 19; 5) для записи понадобилось две цифры. Остальные пункты вводятся по мере дальнейшего усвоения знаний о нумерации.

Нумерация чисел от 20 до 100 идет по такому же плану.

Для закрепления нумерации в пределах 100 вводится понятие о сантиметре и чуть позже о дециметре. Например, 15 сантиметров они рассматривают как 1 десяток и 5 единиц сантиметров, т.е. 1 дециметр 5 сантиметров.

При изучении нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учитель поясняет, что в числе 57 содержится 5 десятков и 7 единиц, или иначе: 5 единиц второго разряда и 7 единиц первого разряда. После этого знакомятся представлением числа в виде суммы разрядных слагаемых: 57=50+7.

На знании разрядного состава числа основано решение примеров вида 10+2=12, 12-2=10, 12-10=2. Например, 12 - это 1 десяток и 2 единицы, вычитаем 2 единицы, остается 1 десяток; значит 12-2=10. Учащиеся знакомятся с понятиями: однозначное и двузначное число, четное и нечетное число. В дальнейшем при изучении сложения и вычитания включаются упражнения, связанные с нумерацией.

67. Устные приемы сложения и вычитания в концентрах «Сотня» и «Тысяча». Устное сложение и вычитание в пределах тысячи Работа над общими приемами устного сложения и вычитания в пределах тысячи должна дать ученикам такие умения, которые могут быть самостоятельно использованы детьми в новых условиях на последующих ступенях обучения. Так, если ученики научились производить сложение и вычитание над круглыми десятками и сотнями, то они без помощи учителя решают примеры вида: 8000 + 6000; 40000 + 50000. В пределах этого же концентра начинается изучение частных приемов устных вычислений. На таком уровне ученики усваивают следующие приемы устного сложения и вычитания:

Приемы, основанные на знании десятичного состава числа: 600 + 4; 230 + 5; 300 + 40; 608 + 20; 403 — 3; 238 — 8; 230 — 30; 637 — 30; 906 — 900; 432 — 400; 320 — 300.

Приемы сложения и вычитания круглых сотен: 600 + 200; 800 — 200; 800 — 600.

Приемы, основанные на прибавлении числа к сумме или на вычитании числа из суммы: 720 + 60 = (700 + 20) + 60 = 700 + 20 + 60 = 700 + (20 + 60); 150 — 30 = (100 + 50).— 30 = 100 + 50 — 30 = 100 + (50 — 30).

Приемы, основанные на прибавлении суммы к числу или на вычитании суммы из. числа: 80 + 60 = 80 + (20 + 40) = 80 + 20 + 40 = (80 + 20) + 40; 150 — 70 = 150 — (50 + 20) = 150 — 50 — 20 = (150 — 50) — 20.

Усвоение перечисленных приемов начинается с первого класса и продолжается в новых условиях на втором году обучения.

Взаимно обратные случаи сложения и вычитания полезно рассматривать одновременно, сопоставляя их. Например:

1) 675 + 200 =? 875 — 200 =?

600 + 200 = 800 800 —200 = 600

800 + 75 = 875 600 + 75 = 675

675 + 200 = 875 875 — 200 = 675

2) 180 + 60 =? 240 — 60 =?

180 + 20 = 200 240 — 40 = 200

200 + 40 = 240 200 — 20 = 180

180 + 60 = 240 240 — 60= 180

Методика работы над этими навыками должна строиться так, чтобы дети по возможности сами находили рациональные вычислительные приемы. К этому времени дети уже накопили материал, который можно использовать для развития их самостоятельности и который можно начать приводить в систему.

 

В целях систематизации и обобщения знаний полезно не только сопоставлять сходные примеры (13 + 2; 24 + 3; 35 + 20) и примеры, к которым применяются знакомые приемы в новых условиях (374 + 2; 374 + 20; 374 + 200), но и проводить специальные упражнения, направленные на систематизацию и дальнейшее развитие соответствующих понятий. С этой точки зрения целесообразно применять запись вычислительных приемов в виде числовой формулы (160 + 80 = 160 + 40 + 40), обратные упражнения (230 — 30 — 40 = 230 — 70) и др.

В пределах тысячи начинается изучение частных приемов устного сложения и вычитания: приемов округления слагаемых и вычитаемого 99 - 64 = (100 — 1) + 64 = 100 + 64—1; 73 + 99 = 73 + (100— 1) = 73 + 100 — 1; 145 — 99 = 145 — (100— 1) = 145— 100 + 1. Иначе говоря, здесь продолжается усвоение следующих свойств разности: прибавление числа к разности, прибавление разности к числу и вычитание разности из числа.

Организация их деятельности, направленной на овладение этими приемами, определяется целями обучения, логикой построения курса и особенностями используемых в нем методических подходов.

Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100.

1. последовательность рассмотрения вычислительных приемов сложения и вычитания определяется целями обучения и логикой построения курса, в котором изучение теоретических вопросов подчинено прежде всего формированию у учащихся вычислительных умений и навыков.

2. овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 (разрядного состава двузначного числа), табличных случаев сложения (вычитания) и свойств сложения и вычитания; прибавление числа к сумме, вычитания числа из суммы, прибавления суммы к числу, вычитания суммы из числа.

1 класс

Разрядный состав двузначного числа. Табличные случаи сложения (вычитания)

40 + 20 50 - 30

Прибавление числа к сумме

34 + 20, 34 + 2, 26 + 4

Вычитание числа из суммы

48 - 30, 48 - 3, 30 - 6

Прибавление суммы к числу

47 + 5

Вычитание суммы из числа

42 - 5

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

40 + 16, 40 - 16

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

45 + 12, 45 - 12

3. основным способом введения вычислительного приема является показ образца действия, который в некоторых случаях разъясняется на предметном уровне, а затем закрепляется в процессе выполнения тренировочных упражнений.

4. процесс формирования вычислительных умений сориентирован на усвоение способа действия для частных случаев сложения и вычитания чисел.

Изучение каждого свойства (или правила) строится примерно по одному плану: сначала, используя наглядные пособия, надо раскрыть суть самого свойства, затем научить детей применять его при выполнении различных упражнений учебного характера, и, наконец, научить, пользуясь знанием свойства, находить рациональные приемы вычислений с учетом особенностей каждого конкретного случая.

Существует и другой подход к формированию вычислительных умений сложения и вычитания чисел в пределах 100. раскроем методические особенности этого подхода.

1. Процесс формирования вычислительных умений ориентирован на усвоение общего способа действий, в основе которого лежит осознание детьми записи чисел в десятичной системе счисления (разрядный состав числа) и смысла действий сложения и вычитания.

2. Основным способом введения нового вычислительного приема является не показ образца действия, а выполнение учащимися действий с моделями десятков и единиц и соотнесение этих действий с математической записью.

В процессе такой деятельности учащиеся наблюдают изменение цифр, обозначающие в записи числа десятки (единицы), при увеличении (уменьшении) числа на несколько десятков (единиц).

Наблюдение за изменение в записи чисел сопровождается активным использованием приемов анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Средством организации этой деятельности является система учебных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся сами «открывают» способ действия и овладевают вычислительными умениями.

 

68. Классификация простых текстовых задач. Методика обучения их решению. Предлагаемая ниже классификация простых арифметических задач составлена на следующих основаниях: а) установлены исходные задачи, б) из каждой исходной задачи путем ее преобразования составлены две новые взаимно обратные задачи.

Над множествами (совокупностями) предметов могут быть выполнены следующие практические операции: объединение двухконечных множеств в одно, удаление части множества, сравнение двух множеств. Те же операции могут быть выполнены и над конкретными значениями той или иной величины, например над длинами отрезков.

Исходя из этих соображений, в качестве исходных задач на сложение и вычитание можно выделить следующие задачи:

Задачи, в которых требуется найти сумму чисел, обозначающих совокупности предметов или значения величин.

Задачи, в которых требуется найти остаток, то есть узнать, сколько останется, если от одного числа отнять другое число.

Задачи, в которых требуется найти разность, то есть узнать: а) на сколько одно число больше другого; б) на сколько одно число меньше другого? (Эти задачи можно считать двумя разновидностями одной задачи.) Процесс решения каждой арифметической задачи осуществляется поэтапно, независимо от способа решения.

Рассмотрим возможный план работы учащихся над задачей:

1.Анализ текста задачи;

2. Схематическая запись условия;

3. Поиск решения; составление плана решения;

4. Осуществления плана решения задачи;

5. Проверка полученного ответа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.038 с.)