Статья 18. Специальные налоговые режимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 18. Специальные налоговые режимы



Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

— федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации1.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах,

предусмотренных НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— налог на прибыль организаций;

— налог на доходы физических лиц;

— государственная пошлина;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— налог на наследование или дарение;

— водный налог;

— сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

В перечень региональных налогов входят:

— налог на имущество организаций;

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес2;

К местным налогам относятся:

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц3.

 

8. Специальные налоговые режимы: понятия, виды и назначения

Статья 18. Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Банки как участники НП

Банки в налоговых отношениях, помимо обязанностей по уплате налогов в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов, исполняют также специфические публично-правовые функции. Специфика публично-правовых функций банков обусловлена непосредственным участием банков во всех расчетных отношениях, осуществляемых в безналичной форме.

Одной из главных публично-правовых обязанностей банков в области налогообложения является обязанность по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

В соответствии со ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) на перечисление налога или сбора в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, а также инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога или сбора в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Решение о взыскании недоимок по налогу (сбору), пеней и штрафа за счет денежных средств со счета организации или индивидуального предпринимателя принимается налоговым органом не в отношении банка, а в отношении соответствующего налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сбора, у которого есть в этом банке счет. Для банка основанием для списания и перечисления в бюджетную систему РФ сумм задолженности налогоплательщика служит расчетный документ - инкассовое поручение налогового органа. При этом банки, принимая от налоговых органов инкассовые поручения, проверяют лишь правильность их составления и не обязаны касаться вопросов правомерности вынесения самого решения налогового органа.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), указанный срок продлевается на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика или налогового органа. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или налогового органа в установленный НК РФ срок в связи с недостаточностью или отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, установленную ст. 133 и ст. 135 НК РФ. При этом применение мер налоговой ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии банка на осуществление банковской деятельности.

Аналогичные правила действуют и в отношении исполнения банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).

Вопросы привлечения к ответственности банков за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, выделены в отдельной главе НК РФ.

По определению налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Соответственно, установленные гл. 18 НК виды правонарушений, совершаемых банками, относятся к налоговым правонарушениям и общие нормы о налоговой ответственности (установленные гл. 15 НК РФ) также применимы и к банкам (за некоторыми исключениями, например п. 5 ст. 108 НК РФ), несмотря на выделение правонарушений, совершаемых ими, в отдельной главе НК РФ. Такой подход законодателя обусловлен особой ролью, которую играют банки в налоговых правоотношениях.

Условно все нарушения, предусмотренные гл. 18 НК РФ, можно разделить на три группы:

1) нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков;

2) нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков;

Родовым объектом правонарушений, урегулированных в гл. 18 НК РФ, является установленный нормами НК РФ порядок исполнения банками возложенных на них публично-правовых обязанностей, связанных с реализацией посреднических функций в системе уплаты налогов и сборов, а также в системе организации налогового контроля.

Непосредственными объектами следующих правонарушений являются:

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - установленный порядок исполнения решений налоговых органов.

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган - отношения, складывающееся между налоговыми органами и банками в ходе осуществления налоговыми органами своих функций.

Субъектом рассматриваемых налоговых правонарушений являются банки, то есть кредитные организации, которые в связи с их особым правовым статусом как субъектов банковской деятельности обязаны осуществлять в соответствии с НК РФ ряд публично-правовых функций.

В то же время не следует забывать об административной ответственности, которую могут нести должностные лица банка за совершение административных правонарушений, составы которых пересекаются с составами, определенными гл. 18 НК РФ.

Субъективная сторона правонарушений банков может характеризоваться по общему правилу (п. 1 ст. 110 НК РФ) виной в форме умысла или неосторожности. Вина банка в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

На банки распространяются и остальные общие правила об ответственности, в частности, следующие:

В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ банк не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по истечении срока давности привлечения к ответственности: три года со дня совершения этого правонарушения.

Все составы налоговых правонарушений, совершаемых банками, являются формальными, то есть их объективная сторона исчерпывается совершением субъектом противоправного деяния (действия, бездействия) и не включает последствия в качестве необходимого признака.

Что является объективной стороной такого правонарушения, как открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе?

Факт открытия счета именно организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, подлежащему постановке на налоговый учет.

Не образует состава рассматриваемого налогового правонарушения открытие банком счетов:

физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, или адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, без предъявления ими свидетельств о постановке на налоговый учет;

организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не являющихся налогоплательщиками, поскольку они не могут предъявить свидетельство о постановке на налоговый учет;

Должностные лица банка, открывшего счет организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка законного решения налогового органа о приостановлении операций по счету (счетам) соответствующих субъектов, подлежат административной ответственности.

Закрытие банком счета налогоплательщика, в отношении которого налоговый орган принял решение о приостановлении операций по счетам, не отменяет правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику новых счетов в этом банке.

В каких случаях банк может быть привлечен к ответственности за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, или адвокатом, учредившим адвокатский кабинет?

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии - несообщении налоговому органу об открытии или закрытии счета. Данное правонарушение является длящимся. При длящемся правонарушении сроки давности исчисляются с момента обнаружения соответствующего правонарушения.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом ответственность за несоблюдение срока направления соответствующего сообщения, определенного НК РФ, то есть ответственность за несвоевременное сообщение об открытии счета, Кодексом не установлена. В связи с тем что в российском законодательстве понятия "несообщение" и "несвоевременное сообщение" различаются, ответственность может наступать только за несообщение банком сведений об открытии/закрытии счета.

При этом, согласно сложившейся судебной практике, суды отказывают в применении санкции в случае, если банк направил налоговому органу сведения об открытии налогоплательщику счета с нарушением установленного НК РФ пятидневного срока, но до принятия налоговым органом решения о привлечении банка к ответственности.

Налоговые органы не раз пытались привлечь банки к ответственности за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Однако гл. 18 является специальной, и ответственность за совершение таких правонарушений также является специальной. Следовательно, банки (если они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям гл. 18 НК РФ.

В случае открытия/закрытия счета филиала организации банки, как правило, уведомляют об этом налоговый орган по месту учета филиала. По мнению налоговых органов, банки обязаны также сообщать данные сведения и в налоговый орган по месту учета самой организации. Суды в данном случае встают на сторону банка, так как направление банком аналогичной информации в несколько налоговых органов считается дублированием, и банк в случае направления соответствующих сведений одному из налоговых органов считается исполнившим свою обязанность и ответственность нести не будет.

Факт открытия (закрытия) счета именно организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся част ной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, являющимся налогоплательщиками.

В каких случаях банк привлекается к ответственности за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора)?

В соответствии с п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога исполняется банком в сроки:

при достаточности средств - один операционный день, следующий за днем получения банком соответствующего платежного поручения;

При нехватке средств - один операционный день, следующий за днем поступления средств на счет и наступления очереди платежа, установленной гражданским законодательством для исполнения соответствующих платежный поручений.

Как известно, налог (сбор) может уплачиваться в отсутствие банка через кассу органа местного самоуправления или организацию связи (почтовые переводы) (п. 2 ст. 45 и п. 3 ст. 58 НК РФ). Однако ответственность за задержку платежа несут только банки, что является не совсем логичным и справедливым.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии - неправомерном неисполнении банком поручений на перечисление налогов и сборов. Состав является формальным и считается оконченным с момента истечения операционного дня, в течение которого банк согласно п. 2 ст. 60 НК РФ совершил противоправное деяние, в данном случае бездействие.

Для формирования объективной стороны подлежит доказыванию факт неисполнения поручения о перечислении налогов и сборов. Исполнение банком соответствующих поручений должно состоять в выполнении им всех необходимых с точки зрения банковского законодательства операций по списанию денежных средств со счета и перечислении их через свои корреспондентские счета в соответствии с полученным им поручением.

Квалификация деяний по ст. 133 НК РФ должна осуществляться с учетом норм ст. 60 НК РФ, устанавливающих порядок исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ).

По каким признакам можно квалифицировать объективную сторону такого правонарушения, как неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента?

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 134 НК РФ, формируют действия банка по неправомерному списанию денежных средств со счета, указанного в имеющемся в банке решении налогового органа о приостановлении операций по счету, принятом в соответствии со ст. 76 НК РФ, в период действия этого решения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено ст. 76 НК РФ. Указанное ограничение не распространяется на:

- платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

- платежи, связанные с исполнением обязанностей по уплате налогов или сборов;

- операции по списанию средств со счета клиента. Например, списание денег по чеку для выплаты заработной платы работникам.

В чем состоят существенные отличия правонарушений, указанных в ст. 135 "Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени и штрафа" НК РФ?

В статье 135 НК РФ определены два состава:

1) неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа (п. 1 ст. 135 НК РФ);

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится поручение налогового органа (п. 2 ст. 135 НК РФ).

Эти составы характеризуются одним и тем же непосредственным объектом правонарушения - установленный НК РФ порядок исполнения решения налогового органа о взыскании недоимок и пеней за счет денежных средств на счетах организаций.

Составы правонарушений, указанных в п. 1 и п. 2 ст. 135 НК РФ, практически совпадают. Основное отличие объективных сторон рассматриваемых правонарушений заключается в том, что правонарушение, указанное в п. 1 ст. 135 НК РФ, осуществляется в форме бездействия, а указанное в п. 2 ст. 135 НК РФ - в форме действия. Также эти составы в определенной степени различаются с точки зрения субъективной стороны: оба правонарушения характеризуются виной, однако если правонарушение, состав которого установлен п. 1 ст. 135 НК РФ, характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности, то второе правонарушение, очевидно, только виной в форме умысла (Определение КС РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О).

Какие обстоятельства следует учитывать при квалификации объективной стороны неправомерного исполнения банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога и сбора, а также пени и штрафа?

Объективная сторона правонарушения, состав которого определяется в п. 1 ст. 135 НК РФ, состоит в бездействии банка по неправомерному неисполнению им в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о взыскании налога и сбора, а также пени и штрафа.

Порядок принятия и исполнения решения налогового органа о взыскании в бесспорном порядке недоимок и пеней за счет денежных средств со счета организации определяется ст. ст. 46, 60 НК РФ. Основанием для списания банком со счета сумм недоимок и пеней является поручение, направляемое налоговым органом банку в соответствии с вынесенным решением о взыскании. Само же решение банку не направляется.

Поручение, направленное в банк на основании соответствующего решения налогового органа, подлежит исполнению в порядке очередности, установленной гражданским законодательством по общему правилу, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета.

Не образует состава рассматриваемого правонарушения неисполнение банком поручения в случаях принятия решения о взыскании недоимок и пеней в бесспорном порядке и/или направления поручения с нарушением порядка, установленного ст. 46 НК РФ, а также с нарушением норм банковского законодательства, например:

в случае принятия решения в отношении ненадлежащего субъекта - владельца счета, например в отношении счета физического лица;

в случае принятия решения в отношении ненадлежащего объекта - денежных средств на счетах организаций, не признаваемых таковыми для целей налогового законодательства;

Неисполнение поручения налогового органа при недостаточности средств на счете в связи с получением банком платежного документа, подлежащего исполнению раньше указанного поручения в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством.

Также нередко сами налоговые органы допускают ошибки в заполнении поручений, судами нередко рассматриваются подобные споры. Например, в случае неуказания налоговым органом организационно-правовой формы организации банк был признан невиновным в неисполнении такого платежного поручения, так как у банка отсутствовала возможность бесспорного идентифицирования своего клиента. Также к наиболее частым ошибкам можно отнести и неправильное указание кода бюджетной классификации, в результате чего деньги поступают в иной бюджет.

С объективной стороны правонарушение, указанное в п. 2 ст. 135, характеризуется действиями банка, направленными на неисполнение либо на несвоевременное исполнение в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о взыскании налога и сбора, а также пени и штрафа.

Пункт 2 ст. 135 НК РФ сформулирован нечетко, а именно в нем не содержится перечня действий, которые "создают ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика", и не разъяснено, что имеется в виду под "созданием ситуации отсутствия денежных средств". В связи с этим налоговые органы расширительно толкуют данный состав и привлекают банки к ответственности за одни и те же действия, связанные со списанием денежных средств со счета налогоплательщика, в том числе совершенные по неосторожности, как по п. 1 ст. 135 НК РФ, так и по п. 2 той же статьи (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П). К сожалению, указанные противоречия до сих пор не были удостоены должного внимания законодателя и не были им устранены.

Согласно абз. 1 ст. 136 НК РФ штрафы, указанные в гл. 18 НК РФ, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения, то есть только в судебном порядке.

 

58. Административный порядок защиты

Следует помнить, что п. 5 ст. 101.2 НК РФ установлено: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Соответственно, данной нормой в качестве обязательной досудебной процедуры введено административное обжалование указанной категории ненормативных актов. Исходя из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия), в том числе п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Вышестоящий орган определяется в зависимости от структуры органов. Как уже отмечалось, система налоговых органов обычно обладает трехуровневой структурой. Определение вышестоящего органа необходимо не только для решения вопросов об административном обжаловании. Например, повторная выездная налоговая проверка в общем случае проводится вышестоящим налоговым органом (п. 10 ст. 89 НК РФ). Так, по отношению к налоговым инспекциям по районам Нижегородской области, а также по районам города Н. Новгорода (ИФНС) и межрайонным (МРИ ФНС), вышестоящим налоговым органом является Управление (УФНС) России по Нижегородской области. Вышестоящим налоговым органом по отношению к УФНС России по Нижегородской области является Федеральная налоговая служба. Таким образом, если выездная налоговая проверка будет проведена УФНС России по Нижегородской области, жалобу в порядке досудебной процедуры будет рассматривать Федеральная налоговая служба.

Вышестоящее должностное лицо определяется в зависимости от должностных обязанностей и подчиненности лица, действия (бездействие) которого обжалуются. Вышестоящее должностное лицо может исполнять свои обязанности либо в том же самом органе (например, руководитель инспекции по отношению к налоговому инспектору этой инспекции), либо в вышестоящем органе (например, руководитель управления по субъекту РФ по отношению к руководителю районной налоговой инспекции).

Преимуществами административного порядка обжалования являются его относительные простота и оперативность рассмотрения жалобы, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины. В качестве общих недостатков административного порядка обжалования можно отметить, что обычно жалобы разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти; негласно; в отсутствие лица, подавшего жалобу. Кроме того, административный порядок рассмотрения жалоб в меньшей степени урегулирован процессуально по сравнению с судебным порядком. Указанные особенности присутствуют и в административном порядке обжалования решений, действий и бездействия должностных лиц налоговых органов, урегулированном в разделе VII НК РФ, содержащем несущественный объем норм права. В письме ФНС России от 2 июня 2008 г. N ММ-9-3/63 признается, что кроме указания на то, что жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом), определения вида итогового решения и общего срока рассмотрения, содержащихся в ст. 140 НК, процессуальных положений, регламентирующих производство по рассмотрению жалоб в досудебном порядке, НК не содержит.

Важнейшим элементом любой процедуры рассмотрения жалобы является срок ее рассмотрения и принятия по ней решения. Как следует из п. п. 1 и 3 ст. 140 НК РФ, решение налогового органа (должностного лица) по жалобе в общем случае принимается в течение одного месяца со дня ее получения.

Полномочия вышестоящего налогового органа, которые он вправе применить по итогам рассмотрения жалобы, изложены в п. 2 ст. 140 НК РФ: жалоба может быть удовлетворена (в том числе частично), а обжалуемый ненормативный акт - отменен (в соответствующей части), либо жалоба не удовлетворяется, а обжалуемый ненормативный акт остается без изменений.

Исходя из правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. N 5172/09, решение вышестоящего органа по жалобе не может ухудшать положение частного субъекта. По мнению Суда, поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения. Установив обстоятельства, согласно которым с налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения налогового органа, вышестоящий налоговый орган не лишен возможности провести налоговую проверку в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ и принять с учетом ее результатов необходимое решение. Принятие же управлением по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества решения о дополнительном взыскании с него налоговых платежей фактически означает осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.

Следует отметить, что подобный подход прямо закреплен, например, в п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ: по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Тем не менее не следует идеализировать приведенные положения. По результатам рассмотрения административной жалобы положение частного субъекта может ухудшиться косвенно. Так, Д.Н. Суругин отмечает, что это будет иметь место в случае документального и правового усиления позиции налогового органа, в том числе в отношении эпизодов, не обжалованных налогоплательщиком <456>.

59. Понятие и порядок подача апелляционной жалобы

2. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

 

(ст. 101.2, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011))

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.

1. Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

(пп. 1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

(пп. 2 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

60. Судебный порядок обжалования

Гарантии судебной защиты прав и свобод закреплены в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Суд обязан разрешить поставленный перед ним вопрос (либо удовлетворить жалобу, либо оставить ее без удовлетворения) вне зависимос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.203.238 (0.099 с.)