Таможенный контроль как объективная необходимость в таможенном деле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенный контроль как объективная необходимость в таможенном деле



Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Правовые основы таможенного контроля находят свое непосредственное закрепление в следующих законодательных и правовых документах:

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТКТС):

2. Международные договоры и соглашения в области таможенного контроля

- Международный договор в рамках Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.

- Постановление Совета Европейского экономического Сообщества об утверждении Таможенного кодекса Сообщества

- Другие нормативные и законодательные документы: см. перечень литературы к лекции

 

2. Формы проведения таможенного контроля, их характеристика и технические средства для проведения этих форм.

Под формой таможенного контроля понимается

направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенным кодексом Российской Федерации установлен

перечень форм таможенного контроля:

- Проверка документов и сведений.

-Устный опрос.

-Получение пояснений.

-Таможенное наблюдение.

-Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

-Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

-Личный досмотр.

-Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

-Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.

-Таможенная ревизия.

 

1. Проверка документов и сведений –

форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.

Целями применения данной формы таможенного контроля являются:

- установление подлинности документов;

- проверка достоверности сведений, содержащихся в документах: данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др., сведения об уплате таможенных платежей и др. данные;

- проверка правильности оформления документов.

Документы необходимые для таможенного контроля, в соответствии с п. 28–30 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации классифицированы в следующие группы:

- транспортные документы – коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары, и транспортные средства при международных перевозках;

- коммерческие документы – счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, если из Таможенного кодекса Российской Федерации не вытекает иное;

- таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Перечень проверяемых документов зависит от конкретных таможенных операций и таможенных процедур.

Согласно приложению 1 к приказу ФТС России № 2059 от 21.12. 2010 г. при этой форме контроля могут использоваться следующие ТС идентификации:

- ТС проверки подлинности таможенных документов;

- детекторы банкнот портативные

- детекторы банкнот стационарные

- приборы для проверки и счета банка

 

2. Устный опрос

форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств. Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций

, обладающих полномочиями в отношении оформленных товаров и транспортных средств, например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.

При этой форме контроля могут использоваться следующие

ТС дознания и документирования по делам о контрабанде:

- видеокомплекты;

- диктофоны;

- видеокамеры цифровые.

 

3. Получение пояснений

В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления.

Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств,.

Получение пояснения оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждается ФТС России.

При этой форме контроля могут использоваться те же

ТС дознания и документирования по делам о контрабанде

4. Таможенное наблюдение

в соответствии со ст. 370 Таможенного кодекса Российской Федерации – гласное, целенаправленное, систематическое или разовое непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Там наблюдение – форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.

При этой форме контроля используются следующие ТС

дознания и документирования по делам о контрабанде:

- видеокамеры;

- фотоаппараты и фотокамеры;

- видеокамеры цифровые;

- фотокамеры цифровые

 

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров

При этой форме контроля используются следующие ТС:

- досмотровая рентгенотелевизионная техника (ДРТ): для контроля ручной клади и багажа, почтовых отправлений, содержимого средне- и крупногабаритных грузов, передвижные и переносные рентгенотелевизионные установки;

- флюороскопическая досмотровая техника: досмотровая техника для углубленного контроля ручной клади и почтовых отправлений;

- инспекционно – досмотровые комплексы (ИДК) для контроля грузовых автомашин и контейнеров

- Средства поиска: метиаллоискатели портативные и стационарные, досмотровые зеркала, досмотровые эндоскопы, технические видеоскопы, досмотровые щупы, досмотровые фонари большой и малой дальности освещения,досмотровые фонари специального назначения, лупы с подсветкой, портативные телевизионные системы для визуального обследования труднодоступных мест;

- Средства нанесения и считывания специальных меток: фломастеры флуоресцентные, ультрафиолетовые облучатели и фонари;

- досмотровой инструмент: наборы инструментов группового и индивидуального использования;

-ТС подповерхностного зондирования: приборы радиолокационного зондирования, ТС дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, приборы поиска типа «Бастер», сканеры ручные рентгеновские скрытых полостей;

- ТС дознания и документирования по делам о контрабанде: фотоаппараты и фотокамеры, видеокамеры цифровые, видеокомплекты, фотокамеры цифровые

- ТС контроля носителей аудио – и видеоинформации: устройства размагничивания

- приборы взвешивания (весы):прецизионные (рычажные); электронные с пределом взвешивания до 3 кг, до150 кг и более; вагонные и автомобильные весы

 

6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия грузовой таможенной декларации на товары, то есть когда указанная декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.

На практике, как правило, в обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:

- подакцизные товары;

- товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной;

- товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования;

- товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа;

- товары, в отношении которых у таможенного органа имейся оперативная информация.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт в двух экземплярах

При этой форме контроля используются те же ТС, что при осмотре (см.выше), но дополнительно к ним:

- технические средства идентификации: материалов, драгоценных камней, подлинности таможенных документов, детекторы банкнот портативные и стационарные, приборы для счета и проверки банкнот, универсальные детекторы для идентификации драгоценных металлов и камней, магнитооптические приборы для идентификации т выявления фальсификаций номеров агрегатов транспортных средств

- Химические средства идентификации: химические средства экспресс – анализа наркотических веществ

- технические средства контроля носителей аудио – и видеоинформации: аудиомагнитофоны, аудиомагнитолы, аудиосистемы, видеомагнитофоны, видеоплейеры, телевизионные приемники, видеомониторы

 

7. Личный досмотр –

исключительная форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии основами предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории. Положения Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок личного досмотра, содержат все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в том числе право на охрану достоинства личности государством.

Основаниями для проведения личного досмотра считаются:

1. Информация в там органы, содержащаяся в различных источниках:

2. Непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.

Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме

Личный досмотр несовершеннолетнего лица может проводиться лишь в присутствии родителей, опекунов и других его законных представителей.

Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.

Личный досмотр должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиенический требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены

О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу.

При этой форме контроля могут использоваться те же ТС, что при таможенном досмотре (см.выше)

 

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков –

форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем.

Способы проверки:

- путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации;

- путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличием на них идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Виды маркировки товаров:

- Товарная маркировка – наименование товара, заводская марка, номера заказа, наряда, сорт, дата выпуска.

- Отправительская маркировка – страна, наименование отправителя и получателя, пункта отправления и назначения, общее число мест, вес брутто, нетто.

- Специальная маркировка – предупредительные надписи и обозначения, предписывающие способы обращения с товаром при хранении, проведении погрузочно-разгрузочных работ, перевозок.

- Транспортная маркировка – число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии.

Обнаруженные таможенными органами факт отсутствия указанных марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в Российскую Федерацию без производства таможенного оформления. Бремя доказывания выявленных таможенными органами нарушений возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

При этой форме контроля могут использоваться следующие ТС:

- средства поиска: досмотровые фонари большой и малой дальности освещения, досмотровые фонари специального назначения, лупы с подсветкой,;

- Средства нанесения и считывания специальных меток: фломастеры флуоресцентные, ультрафиолетовые облучатели и фонари

- технические средства идентификации драгоценных металлов

 

9. Осмотр помещений и территорий

форма таможенного контроля проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий

Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться больше одного дня.

При этой форме контроля могут использоваться следующие ТС:

- Средства поиска: металлоискатели стационарные,, досмотровые эндоскопы, технические видеоскопы, досмотровые фонари большой и малой дальности освещения, досмотровые фонари специального назначения, портативные телевизионные системы для визуального обследования труднодоступных мест;

- ТС дознания и документирования по делам о контрабанде: фотоаппараты и фотокамеры, видеокамеры цифровые, фотокамеры цифровые

 

10. Таможенная ревизия –

форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляются актом по форме определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченной в области таможенного дела.

При этой форме контроля могут использоваться следующие ТС:

- Средства поиска: микроскопы контактные, лупы с подсветкой;

- Средства нанесения и считывания меток: фломастеры флуоресцентные, ультрафиолетовые облучатели и фонари;

- технические средства идентификации драгоценных металлов

Таким образом, при проведении таможенного контроля любой из перечисленных форм контроля могут использоваться различные технические средства, перечень которых определен ФТС России (см. Приложение 1 к приказу ФТС России от 21.12.2010г., №2059)

 

Требования ТК по таможенному контролю

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

- выпуска для свободного обращения;

- уничтожения;

- обращения в федеральную собственность;

- реализации как не востребованных; реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации;

- вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

 

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с:

момента принятия грузовой таможенной декларации

 

В соответствии с п. 1 ст. 391 Таможенного кодекса

налагается арест на товары либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение:

- при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу,

- а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение.

Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

В соответствии с п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В качестве средств таможенного контроля на практике применяются:

- технические средства таможенного контроля;

- морские и воздушные суда таможенных органов;

- информационные ресурсы таможенных органов;

- поисковые собаки.

Сроки нахождения товаров под тамож контролем

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с избранным таможенным режимом.

Поэтому предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранного таможенногорежима:

Начало таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств – момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации.

Таможенный контроль вывозимых товаров и транспортных средств начинается с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный кодекс допускает проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств.

Таможенное дело обеспечивают различные структурные элементы

Все элементы инф­раструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можно классифицировать на три большие группы.

К первой группе - относятся те таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов

Вторая группа включает

системы, средства и виды дея­тельности, обеспечивающие осуществление таможенных про­цедур, передачу информации о ходе этого процесса и полу­ченных результатах. Это:

- технические средства таможенного контроля (ТСТК),

- технические средства таможенной экспер­тизы, связи;

- Единая автоматизированная система (ЕАИС) ГТК РФ;

- системы контроля за нарушением таможенных режимов, репатриацией валютной выручки и др.

Третью группу составляет

социальная инфраструктура, которая предназначена для создания материальных, бытовых, культурных и других условий воспроизводства кадров таможенных органов и организаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.094 с.)