МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия



Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.

59. Идея создания ЗСЯО восходит к предложению, которое СССР выдвинул 27 марта 1956 г., об установлении в Европе зоны ограничения и инспекции вооружений, причем такое соглашение предусматривало бы запрещение развертывания в регионе «атомных военных соединений и каких либо видов атомного и водородного оружия». Процесс создания ЗСЯО активизировался после Конференции по рассмотрению действия и продлению Договора о нераспространении ядерного оружия 1995 г. В ключевом итоговом документе Конференции «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения» содержится специальный раздел, посвященный ЗСЯО

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла на основе проекта, внесенного Мексикой, Резолюцию, содержащую следующие основные элементы определения ЗСЯО:

– инициатива создания ЗСЯО должна исходить от государств соответствующего региона;

– инструментом создания должен быть международный договор, имеющий обязательную силу;

– участники ЗСЯО принимают обязательства о полном отсутствии ядерного оружия (ЯО) в районе применения договора;

– необходимо создание системы проверки и контроля для ядерной деятельности в ЗСЯО;

– ЗСЯО должна быть признана Генеральной Ассамблеей ООН;

– необходимо четко определить границы применения договора.

60. Основой режима является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, открыт для подписания в 1968 г.). К важным международным документам, дополняющим ДНЯО и усиливающим режим, и организациям в данной сфере в первую очередь относятся:

– Типовое соглашение о гарантиях между Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и неядерными государствами – участниками ДНЯО;

– Группа ядерных поставщиков и международная система экспортного контроля;

– соглашения о создании зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО) в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Африке, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии;

– Конвенция о физической защите ядерного материала с поправками от 2005 г.;

– Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ);

– Дополнительный протокол к соглашениям о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ;

– Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения;

– Резолюция 1540 Совета Безопасности ООН (2004 г.) по борьбе с «черным рынком» в сфере ОМУ;

– Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР) в целях пресечения незаконного оборота и трансграничного перемещения материалов и средств доставки оружия массового уничтожения.

Поддержанию режима содействуют двусторонние соглашения между СССР/РФ и США по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Постоянно развивающиеся нормы ядерного нераспространения в своей совокупности последовательно укрепляют режим и, несмотря на возникающие новые вызовы ему, позволяют сдерживать «расползание» ЯО, тем самым предупреждая возможность использования этого оружия.

61. Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Принципы международного гуманитарного права – это основополагающие правила поведения воюющих сторон. Они носят общий характер, рассчитаны на всю сферу вооруженной борьбы и представляют собой морально-правовую основу, на которой базируются конкретные нормы.

Основными принципами международного гуманитарного права являются:

1. принцип неприкосновенности - каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности;

2. принцип недискриминации - с индивидами, пользующимися покровитель-ством гуманитарных норм, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного конфликта, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, социального происхождения и имущественного положения;

3. принцип безопасности - каждый имеет право на личную безопасность;

4. принцип ответственности за нарушение норм гуманитарного права включает в себя международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за нарушение правил ведения вооруженной борьбы.

Данные принципы действуют во всякое время, повсеместно и при любых обстоятельствах и применимы даже к государствам, не являющимися участниками Конвенций.

62. Международное гуманитарное право состоит из двух основных разделов. Первый – это Женевское право (право Женевы), второй – Гаагское право (право Гааги). Женевское право также называют «собственно гуманитарным правом», а термин «право войны» чаще всего применяют именно по отношению к Гаагскому праву.

Женевское право охраняет: вышедших из строя раненых и больных; лиц, потерпевших кораблекрушение во время военных действий на море; военнопленных; лиц, не принимающих участие в боевых действиях (гражданское население). Гаагское право: регулирует права и обязанности воюющих: ограничивает воюющих в выборе средств и методов нанесения ущерба противнику; ограничивает насилие, не обусловленное военной необходимостью. Отправным пунктом для формирования Женевского права явилась первая Женевская конвенция 1864 г., которая затем была пересмотрена и дополнена в 1906 и в 1929 гг. Основой для создания Гаагского права послужили Гаагские конвенции, принятые в 1899 г., пересмотренные затем в 1907 г.

Право Женевы и право Гааги на начальных стадиях своего существования развивались параллельно, не слишком пересекаясь друг с другом. Каждая из этих отраслей права создавалась с гуманными целями и внесла свой вклад в смягчение ужасов и страданий, причиняемых войнами. Женевское право (или «собственно гуманитарное») защищает раненых, пленных и других жертв вооруженных конфликтов, а Гаагское право ограничивает воюющих в выборе средств и методов ведения войны. Однако с момента принятия двух Дополнительных протоколов 1977 г. нормы Женевского и Гаагского права тесно переплелись, и теперь это разделение на две отрасли носит в значительной мере условный и теоретический характер. Достаточно долгое время право Женевы (Женевские конвенции) и право Гааги (Гаагские конвенции) рассматривались на Западе как две отдельные отрасли международного права. Объединивший их термин «международное гуманитарное право» («гуманитарное право») закрепился лишь в последней четверти XXв.

63. Предметом регулирования отрасли МГП являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера. И если война - это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами, юридическим признаком которой является ее объявление, то предметом регулирования МГП является также международный вооруженный конфликт между вооруженными силами: суверенных государств; национально-освободительного движения и метрополии; восставшей или воюющей стороной (признанной в этом качестве) и вооруженными силами соответствующего государства (правительственными войсками).

По нашему мнению, можно выделить специальный предмет правового регулирования, присущий только нормам МГП в период вооруженного конфликта. Он регулирует отношения:

1. во-первых, во время начала вооруженного конфликта, его объявления;

2. во-вторых, в период вооруженной борьбы (правил, средств и методов ведения войны);

3. в-третьих, защиты жертв войны (режим раненых, военнопленных, гражданского населения, объектов культуры);

4. в-четвертых, окончания боевых действий;

5. в-пятых, ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

64. Согласно Женевским конвенциям 1949 года и Дополнительным протоколам к ним 1977 года никакие гражданские лица и никакие лица, не принимающие участия в боях, ни при каких обстоятельствах не могут быть объектами нападения, и всех их следует щадить и защищать. МККК(межд. комитет Красный крест) направляет свои усилия на защиту двух категорий лиц, а именно: тех, кто был арестован и помещен под стражу, особенно в обстановке вооруженного конфликта или другой ситуации насилия; и гражданских лиц, не принимавших или более не принимающих участия в боевых действиях и вооруженных столкновениях. Особое внимание уделяется группам особо уязвимых лиц: детям (призыв в армию малолетних), женщинам (сексуальное насилие), пожилым, инвалидам и перемещенным лицам. Неотъемлемой составной частью работы МККК по защите гражданского населения является ознакомление заинтересованных сторон с правилами, регулирующими боевые действия (такими как проведение различия между гражданским населением и военными объектами, принципы предосторожности и пропорциональности и обеспечение доступа населения к основным объектам, необходимым для его выживания), а также с правилами, относящимися к использованию силы во время проведения операций правоохранительных органов. МККК также принимает участие в работе на самом высоком дипломатическом уровне, когда речь идет, например, об усилиях, направленных на запрещение таких видов оружия, как противопехотные мины и кассетные боеприпасы, использование которых противоречит нормам МГП. Чаще всего, зафиксировав злоупотребления, обнаруженные на местах, делегаты уведомляют власти о проблемах с защитой гражданского населения и просят их вмешаться с целью прекращения этих нарушений, а также оказать помощь жертвам злоупотреблений. МККК не ограничивается конфиденциальными представлениями властям. Он может принимать самые разные меры: это и содействие соблюдению правил применения вооруженной силы и ведения боевых действий армией и полицией, которые отвечают международным нормам, и эвакуация лиц, оказавшихся в зоне боевых действий, и оказание помощи в заключении соглашений между сторонами конфликта с целью защиты основных прав населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.198.167 (0.008 с.)