Влияние внутригосударственного права на формирование норм международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние внутригосударственного права на формирование норм международного права



Влияние внутригосударственного права на формирование норм международного права

Говорить о влиянии национального права отдельных государств, оказываемом на международное право, можно прежде всего применительно к нормам основных законов этих стран - конституций или других актов, закрепляющих фундаментальные принципы их внутренней и внешней политики. Трудно переоценить, например, значение для развития международного права актов Великой Французской буржуазной революции или первых революционных декретов России - Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., 10 принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г., соответствовавших по содержанию принципам, которые были сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и сыграли известную роль в формальном закреплении их в действующих нормах международного права.

Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего выступает наиболее яркой и типичной формой влияния. Здесь существуют самые разнообразные примеры. В частности, известна связь между положениями российского, а затем и советского законодательства и последующим закреплением в Уставе ООН (п. 2. ст. 1) такой нормы, как принцип самоопределения народов.

Не менее значимым является и такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права. К примеру, в международном праве сложились принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Согласно этим принципам государства не вправе произвольно изменять в одностороннем порядке (насильственно) положение линии границы.

Помимо всего сказанного, рассматривая вопрос о влиянии систем национального права на развитие международного права, необходимо указать и на такой важный аспект, как рецепция и активное использование в настоящее время международным правом основных правовых формул - особых юридических принципов, пришедших из внутригосударственного права (первоначально из римского права, а затем усвоенных буржуазными национальными правовыми системами): "последующий закон отменяет предыдущий", "общий закон отменяется специальным", "договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам", "никто не может предоставить другому больше, чем имеет сам", "равный над равным власти не имеет" и т.д.

Международная деятельность Министерства Юстиции РФ.

Согласно Положению о министерстве Юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., министерство в деятельности руководствуется кроме Конституции РФ и других внутригосударственных актов также международными договорами РФ.

Основные направления деятельности Минюста, связанные с международным правом:

· участие в заключении международных договоров, обеспечение их выполнения

· оказание правовой помощи и обращение за ней

· взаимодействие с международными организациями

· развитие межведомственного сотрудничества с международными партнерами

Одно из самостоятельных направлений деятельности министерства – развитие сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами по вопросам своей компетенции, обмен правовой информацией. Оно координирует деятельность федеральных органов по взаимодействию России с Европейским Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания.

Минюст имеет право заключать международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам своей деятельности (например, Меморандум между Минюстом РФ и Минюстом Франции о приоритетных направлениях сотрудничества в 2004 – 2007 гг).

Таким образом, основными направлениями применения международных норм являются:

· правовая помощь по вопросам, связанным с деятельностью судов общей юрисдикции, кроме ВС

· заключение межведомственных соглашений

· Минюст обязан исполнять решения ЕСПЧ

· Дача разъяснений по вопросам всех судов

· Направляет материалы в ЕСПЧ, ведет переписку

· Дает разъяснения своим территориальным органам по вопросам применения международных договоров

· Реагирование на запросы судов общей юрисдикции

 

Нормы международного права и их классификация (договорные и обычные; универсальные и локальные; императивные и диспозитивные; обязывающие, запрещающие и управомачивающие; регулятивные и охранительные)

Норма МП - это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Нормы МП классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической силе:

- императивные - устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять;

- диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

- универсальные - регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира (положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.);

- региональные - регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону (Договор о Европейском союзе 1992 г.);

- локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.

3. По характеру воздействия: - запрещающие; - разрешающие; - управомочивающие.

4. По функциям в системе: - материальные; - процессуальные (нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления МП).

5. По источнику: - обычные; - договорные; - нормы решений межд. организаций.

Также: - отсылочные -обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах; - организационные - регулируют деятельность межд. органов и организаций; - технические - нормы, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники

Вопрос 12. Кодификация норм международного права - это официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций. Целями кодификации является:

1) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах);

2) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых обусловлена развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий, расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;

3) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

4) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование и др. Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов.

Вопрос 13. Под источником международного права понимается форма выражения и закрепления нормы международного права.

Все источники межд права подразделяются на 3 группы:

1. основные. К ним относятся- межд. договор, международно-правовой обычай, общие принципы международного права.

2. производные или вторичные источники. Это решения резолюций международных организаций.

3. вспомогательные. К ним относятся – судебные решения и правовая доктрина т.е. мнения и позиции видных ученых в области межд. права.

Под международным договором понимается соглашение между государствами или другими субъектами международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей.

Под международным обычаем согласно ст. 38 Статута Международного суда понимается доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Таким образом, международно-правовой обычай- это те правила и порядки, которые устанавливаются в межд. отношениях в результате длительного и единообразного применения к одинаковым по существу случаям.

 

Вопрос 14. Следует отметить, далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность.

В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др.

Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ и т.д.

Часто заключительные акты конференций и организация, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как "государства обязались соблюдать", "обеспечивать исполнение актов", "приводить свое законодательство в соответствие с актами" и т.д. Следовательно, поскольку некоторые акты конференций и организаций содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками международного права.

 

Вопрос 15. Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отрасль международного права - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области.

Отраслями международного права являются: право международных договоров;право внешних отношений, право международных организаций, межд право прав человека, межд гуманитарное право, межд уголовное право, межд морское право, воздушное и т.д. Кроме того ряд отраслей межд права находятся на стадии активного развития. В чстности, это – межд интеллектуальное право, межд трудовое право, межд атомное право, межд энергетическое право. Институт МП - это совокупность международно правовых норм, касающихся отношений по регулированию определенного объекта, либо устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт мирного прохода судов через территориальное море, институт дипломатических иммунитетов и привилегий, институт действительности и недействительности международных договоров, институт прав ребенка и др.)

Функции международного права:

1.координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2.регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3.обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4.охранительная – защита законных прав и интересов государства

 

Вопрос 16. Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.

Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:

1.по содержанию регулируемых отношений общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;

2.по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;

3.по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

4.в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);

5.порядок рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

6.международное частное право, в отличие от международного публичного праване составляет особую правовую систему.

 

Вопрос 17. Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Согласно монистической теории, международное и внутреннее право — части общей единой системы права. При этом выделяются две точки зрения:

а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)

б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен)

Суть дуалистической теории: международное и внутригосударственное право — две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные одна другой. (Трипель, Цорн, Анцилотти). Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:

1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм.

2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма.

3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву.

 

Вопрос 18. Рост числа международных организаций и усиление их роли в обеспечении эффективного сотрудничества между государствами в различных областях неуклонно приводит к повышению авторитета принимаемых ими решений, которые оказывают серьезное влияние на сферу внутренней компетенции государств-членов. Наиболее ярким примером взаимного воздействия международного права и внутригосударственного права, служит практика осуществления актов Организации Объединенных Наций. Резолюции Генеральной Ассамблеи несмотря на то, что являются актами, не имеющими обязательной юридической силы, тем не менее реально сказываются на соответствующем развитии конституционного и других отраслей права государств - членов ООН. Это касается прежде всего таких областей, как права человека, в которых изначально существенной была роль именно актов международных организаций (Всеобщая декларация прав человека от 101 декабря 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. и т.д.).

Органы международных организаций, принимая решения в пределах своей компетенции, могут обязывать государства обеспечивать их реализацию с помощью необходимых актов властного характера во внутригосударственной сфере. Так, Совет Безопасности ООН вправе принимать юридически обязательные для государств решения. Неотъемлемой частью этих решений зачастую выступает принятие государствами определенных мер в национальной сфере - издание правовых норм, в ряде случаев соответствующих органов и др.

Вопрос 19. Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях.

Такое догосударственное межплеменное ʼʼправоʼʼ первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, права договоров и др.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в базе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает право нвродов, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей и др.

В корне зарождения международного права лежит государственное разделение общества (международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, и т. д.)

Периодизация истории международного права:

1) 4 тыс. до н. э. - 476 ᴦ. н. э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2) 476-1648 гᴦ. - международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648-1919 гᴦ. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 ᴦ. по начало ХХI в.

 

Вопрос 20. Основные характерные черты международного права Древнего мира:

•неразвитость международного права т.е. отсутствовали межгосударственные отношения; международная сфера не занимала существенного места и в силу этого не было потребности в установлении и развитии международно-правовых отношений; главными проявлениями международных отношений являлись торговля и война).

•эпизодичность (в отношениях между государствами отсутствовало постоянство и носили непостоянный и непродолжительный характер).

•преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.

господство права войны (отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговля). В это время получили развитие такие отрасли как: дипломатическое право, договорное право, право торговли, правила ведения войны и т.д.

Постоянными или временными.

2.первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей (например, Совет Экономической Взаимопомощи).

 

В правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов, гражданства физических лиц.

 

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц. Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств.

Классификация по объекту

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т.д.

Принцип справедливости.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ:

1.ВИД: 1) официальное

Признаки МО

Любая межправительственная международная организация обладает рядом признаков, характеризующих правовую природу данных образований. Только совокупность всех этих признаков позволяет определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.

1. В основе создания международной организации всегда лежит международное (как правило, межгосударственное) соглашение. Даже в тех случаях, когда организация создается на основании соответствующего решения (резолюции) другой международной организации, ее правосубъектность продолжает носить договорный характер, так как полномочия организации-учредителя все равно вытекают из межгосударственного соглашения. Так как международная организация является объединением суверенных государств, только они могут создать ее и наделить определенной компетенцией.

2. Каждая международная организация обладает автономной правовой волей, которую нельзя свести к простой сумме воль и интересов государств-членов организации. Иными словами, в пределах своей уставной правоспособности международная организация пользуется известной самостоятельностью. В частности, принятие решений организацией происходит в строгом соответствии с учредительными документами, и такие решения представляют собой акты самой организации, а не группы создавших ее государств. В этом смысле отношения между государствами-членами и организацией напоминают отношения родителей и детей: родители могут определенным образом влиять на деятельность ребенка, но не могут лишить его прав, вытекающих из его правосубъектности. Любая международная организация - это самостоятельный (хотя и производный) субъект международного права с соответствующими атрибутами этой самостоятельности (наименование, правоспособность, финансовая обособленность и т.д.). (О международной правосубъектности международных организаций см. главу 5).

3. Международная организация должна иметь определенную внутреннюю структуру, включающую руководящие и вспомогательные органы, наделенные четкими полномочиями. При этом важно, чтобы некоторые органы функционировали на постоянной основе или с определенной периодичностью. Правовой статус структурных подразделений организации может быть различным, но сам факт их наличия обязателен: организационная структура подчеркивает постоянный (в отличие от конференций) характер деятельности международных организаций.

4. Созданная в соответствии с международным правом организация имеет собственный правовой статус, включающий специфические права, обязанности, компетенцию и ответственность организации. Как правило, правовой статус закрепляется в учредительных актах, представляющих собой коллективную волю государств-учредителей. Отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в таких актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.

5. Международные организации создаются, по существу, с единственной целью - для достижения общих целей государств-участников путем координации их сотрудничества в различных областях. Как уже было сказано, именно необходимость в развитии межгосударственного сотрудничества обусловила появление международных организаций. Наличие у различных государств общих целей является как предпосылкой создания, так и имманентным признаком международных организаций.

 

Сухопутные

· Водные границы:

· Морские-проходят по внешнему пределу территориального моря.

· Речные - на судоходных реках проходят по главному фарватеру. На несудоходных посередине рек или по тальвигу реки. Если иное не предусмотрено договорами сопредельных стран.

· Озерные - проходят по линии,соединяющей выходы сухопутных границ к берегам озера или водоема.

· Иных водоемов

· Воздушные

В зависимости от способа прохождения границы подразделяются на:

1. Орографические(с учетом рельефа местности)

2. Геометрические(линии,соединяющие точки)

3. Астрономические, проходящие по меридианам и параллелям.

Границы,описанные в договоре, именуются договорными.

На основе международного обычая - историческими.

Также подразделяются на:

1. Односторонние

2. Двусторонние (разграничивают территорию сопредельных государств)

56. Международное атомное право — это отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии.

Важный компонент атомного права составляют двусторонние и многосторонние договоры, имеющие цель предотвратить ядерный вооруженный конфликт: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США В международном атомном праве существенное значение имеют нормы рекомендательного характера, подготовленные и согласованные в рамках различных международных организаций (ООН, ВОЗ, ИМО, МОТ и др.). Такой же характер носят Стандарты по безопасности АЭС, Основные нормы безопасности при радиационной защите и другие правила, разработанные МАГАТЭ. Несмотря на рекомендательный характер этих норм, многие государства воплощают их положения в своем национальном законодательстве, поскольку их выполнение обеспечивает безопасность ядерной энергетики и научных исследований.

Можно констатировать, что уже сформировались и некоторые принципы международного атомного права: обеспечение ядерной безопасности; нераспространение ядерного ор; контроль за нераспространением ядерного оружия; контроль за мирной атомной деятельностью; взаимопомощь в случае возникновении катастрофы или радиационной опасности.

56. Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое количество международных соглашений, регламентирующих различные аспекты ядерной деятельности, и таким образом сформировалась новая отрасль международного права – ядерное право.

Особенность данной отрасли – та среда регулирования отношений, которая связана с повышенной опасностью для человечества.

В начале 50-х гг. прошлого века все крупнейшие страны мира приняли нормативные акты о ядерной энергии, которые регламентировали вопросы обращения с ядерными материалами, установили нормы сотрудничества между странами в этой сфере и т. д.

Одновременно с этим на протяжении всей второй половины ХХ в. развивалось международное сотрудничество в области использования атомной энергии.

Основными источниками ядерного права, таким образом, стали:

1) Устав МАГАТЭ (цель МАГАТЭ – содействовать использованию ядерной энергии во всем мире);

2) Конвенция о физической защите ядерного материала 1988 г. (основное предназначение данной Конвенции – предотвращение несанкционированного использования ядерных материалов в результате их хищения);

3) Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. (данная Конвенция регулирует порядок и режим оповещения в случае ядерной аварии. Была принята под влиянием аварии на Чернобыльской АЭС);

4) Договор о Запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. (данный договор содержит положения, запрещающие использование ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой);

5) Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

6) Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (данная Конвенция установила абсолютную ответственность оператора ядерной установки за ущерб, выразившийся в смерти, любом телесном повреждении человека, потере его имущества или причиненном ему ущербе в результате радиоактивного воздействия);

7) Конвенция об ответственности операторов ядерных судов, согласно которой оператором признается лицо, которое уполномочено выдающим лицензию на эксплуатацию судна государством, или само государство, если оно является эксплуатантом судна с ядерной установкой;

8) Бангкокский договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (в него вошли страны – члены АСЕАН).

Понятие ядерная безопасность состоит из трех измерений – трех групп правовых норм и нормативно-технических стандартов.

К первой группе относятся нормы и стандарты эксплуатационной безопасности ядерных объектов. Ко второй группе принадлежит система норм, которая имеет своей целью предотвращение распространения ядерного оружия. В третью группу входят нормы, которые направлены на предотвращение несанкционированного завладения ядерными материалами и на пресечение актов ядерного терроризма.

57. Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия — многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне

По Договору, каждое из государств-участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению неядерными государствами благ от любого мирного применения ядерных взрывов. Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.094 с.)