Юридический статус и правовой режим Арктики и Антарктики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридический статус и правовой режим Арктики и Антарктики.



Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км.

К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.

 

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств.

В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии. К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания.

 

Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом.

Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем.

При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности.

Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

 

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности.

Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море.

Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России.

 

Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет.

Арктический совет — международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

 

Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью:

- нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес;

- надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ);

- определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

- распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

 

Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США.

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.

 

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

 

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество:

- действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.),

- советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.),

- советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.;

- приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Антарктика - район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Южная полярная область охватывает материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты. Площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн кв. км.

 

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному.

Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет».

Здесь общую правовую основу составляет международное право, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

 

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1.12.1959 г., принятый Международной конференцией по Антарктике в Вашингтоне.

Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное.

Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

 

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики).

Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств.

 

В рамках Договора об Антарктике:

- была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.);

- Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам;

- международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

 

Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

 

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон.

 

48. Правовой режим внутренних вод и территориального моря.

 

Внутренние воды - это:

а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод;

б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения;

в) морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морские мили;

г) так называемые исторические заливы, например Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

 

Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом.

Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства.

Порядок захода иностранных судов, а также порядок их пребывания там определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

 

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и обязаны соблюдать его законы.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов.

При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима либо наибольшего благоприятствования.

 

Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них.

 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Женевская конвенция 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.

 

 

Территориальное море - морской пояс, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом.

Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий.

 

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.015 с.)