Акт химико-токсикологического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акт химико-токсикологического анализа



ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Бидарова Ф.Н., Кисиева М.Т.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

Владикавказ – 2012


Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола 5.

 

от«18» мая 2012 г.

 

Методические рекомендации для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по токсикологической химии предназначены студентам фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии.

 

Составители:

 

заведующая кафедрой фармации СОГМА,

доцент Бидарова Ф.Н.

 

ассистент кафедры фармации СОГМА Кисиева М.Т.

 

Рецензенты:

 

начальник ГБУЗ «Республиканское бюро

судебно-медицинской экспертизы»

Министерства здравоохранения

РСО-Алания Габеев Т.Ф.

 

доцент кафедры общей и

биоорганической химии СОГМА,

к.х.н. Дзараева Л.Б.


Задания для самостоятельной работы студентов

фармацевтического факультета по токсикологической химии к практическому занятию №1

(4 курс, 7 семестр)

ТЕМА: Введение. Химико-токсикологический анализ. Основные направления использования. Организация проведения судебно-химической экспертизы. Правовые и методологические основы. Основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы. Физико-химические характеристики лекарственных веществ. Применение в биохимической и аналитической токсикологии.

 

 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1) Токсикология и токсикологическая химия. Предмет и задачи. Взаимосвязь с другими дисциплинами (медицинскими - судебной медициной, клинической токсикологией, наркологией; медико-биологическими, фармацевтическими). Токсикологическая химия как специальная фармацевтическая дисциплина. Особенности. Значение в системе подготовки провизора.

2) Основные разделы токсикологической химии (аналитическая токсикология, биохимическая токсикология).

3) Основные направления использования химико-токсикологического анализа: судебно-химическая экспертиза, аналитическая диагностика острых отравлений и наркоманий.

4) Организационная структура судебно-медицинской экспертизы в РФ.

5) Постановления и приказы, связанные с организацией судебно-медицинской, судебно-химической экспертиз.

6) Правовые и методологические основы судебно-химической экспертизы. Основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы. Постановление о назначении экспертизы, сопроводительные документы. Значение данных дознания, истории болезни и результатов судебно-медицинского исследования трупа для судебно-химической экспертизы.

7) Объекты исследования (вещественные доказательства) - внутренние органы трупов людей и животных, пищевые продукты, выделения людей, одежда, вода, воздух и другие объекты внешней среды.

8) Правила судебно-химического исследования в судебно-химических отделениях судебно-медицинских лабораторий, бюро судебно-медицинской экспертизы органов здравоохранения.

9) Понятие яд. Общая характеристика веществ, вызывающих отравление (фармацевтические препараты, средства химической защиты растений, промышленные яды, средства бытовой химии, яды растительного и животного происхождения). Классификация токсических веществ.

10) Физико-химические характеристики лекарственных веществ. Применение при решении вопросов биохимической и аналитической токсикологии, включая вопросы межфазового распределения веществ на этапах проникновения через мембраны организма, извлечения веществ из объектов биологического происхождения.

 

 

2. Целевые задачи: Рассмотреть направления химико-токсикологического анализа и документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы.

Студент должен знать: Литература:
1. основные направления использования ХТА; 2. организация проведения судебно-химической экспертизы; 3. правовые и методологические основы; 4. основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы: 5. физико-химические характеристики лекарственных веществ; 6. применение в биохимической и аналитической токсикологии; 7. понятие о рецепторах токсичности; 8. характеристика связи яда с рецептором; 9. виды изолирования; 10. факторы, влияющие на выбор изолирования; 11. понятие «яд», «отравление»; 12. классификация ядов и отравлений; 13. ложноположительные и ложноотрицательные результаты в химико-токсикологическом анализе. Причины их образования и методы устранения. Студент должен уметь: 1. Выбирать биообъект. 2. Выбирать способы пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов. 3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа. 4. Представить интерпретацию полученных результатов. 5. Дать заключение. Основная 1. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник / под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752с. 2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под ред. Т.В. Плетеневой.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512с. 3. Токсикологическая химия: электронный учебник / Н.И. Калетина, Е.А. Симонов.- М.: Русский врач, 2005. (CD-версия)   Дополнительная 4. Беликов, В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие / В.Г. Беликов.- изд. 3-е.- М.: Медпресс-информ, 2009.- 616 с. 5. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 640 с. 6. Фармакология: учебник для фарм. вузов / под ред. Р.Н. Аляутдина.- 3-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с. 7. Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика): учебник / Ю.Я. Харитонов.- изд. 2-е.- М.: Высшая школа, 2001.- в 2 книгах.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1) Дайте определение следующим терминам:

· Яд.

· Токсикокинетика и токсикодинамика.

· Консервация.

· Метаболизм.

· Элиминация.

· Экскреция, клиренс, период полувыведения.

· Рецепторы токсичности.

· Понятие «яд».

· Классификация ядов и отравлений.

2) Ситуационная задача:

На СХЭ доставлены: внутренние органы, кровь, спинномозговая жидкость, моча трупа.

Обстоятельства дела.

В госпиталь города Ростова был доставлен мужчина в возрасте 32 лет с клиническими признаками передозировки опиатов. Из анамнеза: пострадавший принимал участие в боевых действиях в Чечне, был ранен, пристрастился к наркотикам, в течение последнего года проходил курс лечения с использованием метадона. Со слов родственников потерпевшего: «метадоновая» терапия не изменила его состояния. Он опять стал покупать «грязный», «уличный» героин. Несмотря на все принятые в госпитале меры, мужчина скончался.

Цель исследования: провести СХЭ представленных биообъектов.

Информация:

В результате СХЭ обнаружены, идентифицированы, количественно определены морфин, 6-МАМ, метадол, ацетилметадол, продукты метаболизма диазепама.

Приведите схему химико-токсикологического анализа представленных биообъектов, опираясь на методологию системного химико-токсикологического анализа (СХТА):

· Какими документами, регламентирующими работу в области судебно-химической экспертизы, Вы будете пользоваться?

· В каких объектах будет наибольшее содержание токсикантов и (или) их метаболитов (почему)? Прогнозируйте возможные реакции метаболизма токсикантов (на 1-ой и 2-ой стадиях).

· Какие способы пробоподготовки Вы будете использовать?

· Какие требования к метрологическому обеспечению (СХТА) при проведении этой экспертизы?

Лаборатория оснащена по стандарту GLP современными приборами для проведения химико-токсикологического анализа.

· Выбор оптимальных методов качественного и количественного анализа, предусмотренных соответствующими приказами, - за Вами.

· Какой наиболее эффективный способ расчета количественного содержания токсикантов Вы можете предложить?

Задание к задаче:

1. При решении задачи нужно дать полную информацию о:

· выборе биообъекта;

· способе пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов.

2. Выбрать методы идентификации и количественного определения токсикантов, учитывая их чувствительность и специфичность, преимущества и недостатки.

3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа.

4. Представить интерпретацию полученных результатов.

5. Дать заключение и написать акт химико-токсикологического анализа по следующему образцу:

 

Эталоны ответов

1. -1,2,3,5

2. -2,3,5

3. -4

4. -2,3,5

5. -1-5

6. -1-5

7. -4

8. -4

9. -1,2,3

10. -1,2,3,5

11. -1,2,3,5

12.-1-5

13. -1,2,3,5

14. -1-5

15. -4

16. -4

17. -2,3,5

Задания для самостоятельной работы студентов

фармацевтического факультета по токсикологической химии к практическому занятию №2

(4 курс, 7 семестр)

ТЕМА: Биохимическая токсикология. Токсикокинетика и биотрансформация лекарственных веществ, токсикокинетические параметры. Общая характеристика токсического действия.

 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1) Токсикокинетика чужеродных соединений. Общие закономерности распределения веществ в организме. Факторы, влияющие на распределение. Основные токсикокинетические параметры распределения. Связывание с белками сыворотки крови. Связывание с компонентами органов и тканей. Типы связей. Константы диссоциации лигандпротеинового комплекса. Число основных центров связывания. Уравнение Хью-Клотца и Скэтчарда. Процент связывания с белками сыворотки крови. Влияние различных факторов на связывание чужеродных соединений. Объем распределения. Взаимосвязь с физико-химическими характеристиками веществ.

2) Транспорт чужеродных соединений через мембраны организма. Типы мембран. Термодинамика процесса переноса веществ. Термодинамическое равновесие. Биологическая мембрана и среда. Мембранная проницаемость и коэффициент распределения. Природные и синтетические соединения, влияющие на проницаемость искусственных и биологических мембран. Транспорт веществ, способных к ионизации. Механизмы транспорта через мембрану. Скорость диффузии и первый закон Фика. Всасывание чужеродных соединений как транспорт через биологические мембраны. Математические модели, характеризующие протекание фармакокинетических процессов. Токсикокинетические особенности пероральных, ингаляционных, перкутанных отравлений.

3) Биотрансформация чужеродных соединений в организме. Этапы биотрансформации. Образование фармакологически активных метаболитов. Инактивация. Метаболизм и токсичность. Основные пути биотрансформации чужеродных соединений. Метаболические превращения, катализируемые микросомальными ферментами печени. Алифатическое и ароматическое гидроксилирование. Эпоксидирование. N-гидроксилирование, N-, S-окисление. Дезалкилирование. Дезаминирование. Десульфирование и прочие реакции микросомального окисления. Реакции восстановления микросомальными ферментами. Восстановление нитросоединений, азосоединений. Восстановительное дегалогенирование. Другие метаболические превращения. Немикросомальное окисление. Окислительное дезаминирование. Окисление спиртов, альдегидов. Ароматизация алициклических соединений. Процессы немикросомального метаболического восстановления.

4) Реакции гидролиза с участием микросомальных и немикросомальных ферментов. Прочие превращения. Реакции конъюгирования. Образование конъюгатов с глюкуроновой кислотой. Сложные эфиры с серной и фосфорной кислотой. Метилирование. Ацетилирование. Пептидная конъюгация. Прочие реакции.

5) Факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений. Генетические факторы и внутривидовые различия. Индукция метаболизирующих ферментов, угнетение метаболизма. Возрастные особенности, длительное применение лекарств, патологические состояния и прочие. Метаболиты и токсичность.

6) Представление о вторичном метаболизме у микроорганизмов, растений, животных. Образование вторичных соединений (аминов и т.п.) в процессе гниения тканей и органов. Метаболизм токсических веществ под действием бактерий. Основные реакции вторичного метаболизма (декарбоксилирование, дезаминирование, ароматическое гидроксилирование и др.).

7) Экскреция чужеродных соединений и их метаболитов. Выведение токсических соединений через почки. Реабсорбция и выведение. Форсированный диурез как один из эффективных методов лечения больных с острыми отравлениями при управлении процессами реабсорбции. Выведение чужеродных соединений с желчью. Другие пути выведения, включая специфические (волосы, ногти). Влияние физико-химических свойств токсических веществ и факторов среды на скорость и характер их выведения из организма. Кинетика выведения. Период полувыведения.

9) Общая характеристика токсического действия. Формирование эффекта как фактор взаимодействия яда, организма и окружающей среды. Понятие о рецепторах токсичности. Избирательная токсичность. Токсические дозы и токсические концентрации вещества в крови. Корреляция взаимосвязи уровня вещества в крови с токсическим эффектом.

2. Целевые задачи: Рассмотреть основные этапы, факторы, влияющие на метаболические превращения и биотрансформацию токсикантов. Рассмотреть химические методы (предварительные и подтверждающие) определения токсикантов.

Студент должен знать: Литература:
1. Понятие о биотрансформации. 2. Этапы и особенности его проведения ХТА. 3. Химические методы анализа (микрокристаллоскопические, хромогенные и осадительные реакции). 4. Представление о вторичном метаболизме токсических веществ. 5. Предварительные и подтверждающие методы. 6. Хроматографию в тонком слое. 7. Хромато-масс-спектрометрию в ХТА: сущность, достоинства, особенности и недостатки. 8. Газожидкостную хроматографию в ХТА: сущность, основные параметры, достоинства, особенности и недостатки. 9. Высокоэффективную жидкостную хроматографию в ХТА: сущность, основные параметры, достоинства, особенности и недостатки. 10. Понятие о системном ХТА: цель, задачи, требования, возможности. СТА-комитет: задачи и требования. 11. Типы гидролиза, используемые при пробоподготовке биообъектов. Принципы, возможности, ограничения. 12. Токсикокинетику ядовитых и других сильнодействующих веществ. Способы поступления ядов в организм. 13. Иммунохимические методы в ХТА: классификация: сущность, основные параметры, достоинства, особенности и недостатки.   Студент должен уметь: 1. Выбирать биообъект; 2. Выбирать способы пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов; 3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа. 4. Представить интерпретацию полученных результатов. 5. Дать заключение. Основная 1. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник / под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752с. 2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под ред. Т.В. Плетеневой.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512с. 3. Токсикологическая химия: электронный учебник / Н.И. Калетина, Е.А. Симонов.- М.: Русский врач, 2005. (CD-версия)   Дополнительная 4. Беликов, В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие / В.Г. Беликов.- изд. 3-е.- М.: Медпресс-информ, 2009.- 616 с. 5. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 640 с. 6. Фармакология: учебник для фарм. вузов / под ред. Р.Н. Аляутдина.- 3-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с. 7. Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика): учебник / Ю.Я. Харитонов.- изд. 2-е.- М.: Высшая школа, 2001.- в 2 книгах.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1) Дайте определение следующим терминам:

1. Биотрансформация.

2. Вторичный метаболизм токсических веществ.

3. Предварительные и подтверждающие методы.

4. Основные реакции 2 этапа метаболизма (примеры).

5. Компартменты.

2) Дописать недостающие этапы:

Аппликация

Резорбция

___________________

___________________

3) Перечислить еще 2 характеристики ксенобиотиков, влияющие на его токсикокинетические параметры:

Размер молекулы

___________________

___________________

Эталоны ответов

1.-4

2.-4

3. -1-4

4.-1-4

5. -1,2,3,5

6.-2,3,5

7.-4

8. -2,3,5

9. -1-5

10.-1-5

Задания для самостоятельной работы студентов

фармацевтического факультета по токсикологической химии к практическому занятию №3

(4 курс, 7 семестр)

ТЕМА: Химико-токсикологический анализ (судебно-химический) на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией (лекарственные вещества). Изолирование лекарственных веществ. Общие и частные методы изолирования.

 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1) Выбор объектов исследования. Подготовка объектов. Характеристика объектов исследования (внутренние органы, ткани, кровь – цельная кровь, сыворотка, плазма, моча, лимфа, слюна, волосы, ногти, диализаты, промывные воды и т.п.). Правила направления объекта исследования на анализ. Условия транспортировки и хранения. Консервирование. Операции по подготовке объектов к исследованию (измельчение, лиофилизация, замораживание, депротеинизирование, удаление липидов).

2) Методы изолирования. Выбор метода. Методы изолирования при проведении общего (ненаправленного) анализа. Частные методы изолирования.

3) Особенности изолирования лекарственных веществ, подвергающихся в организме интенсивному метаболизму (на примере производных 1,4-бензодиазепина). Кислотный гидролиз объектов. Оптимальные условия проведения гидролиза и изолирования анализируемых веществ.

4) Факторы, определяющие эффективность выделения токсических веществ из биологических объектов. Твердо-жидкостная экстракция. Жидкость-жидкостная экстракция. Разделение методом экстракции, основанное на различии ионных форм веществ, их растворимости или коэффициентов распределения, а также кислотно-основных или других химических свойств. Термодинамика процесса. Вопросы теории методов, основанных на контакте фаз. Константа и коэффициент распределения. Свойства и экстрагирующая способность растворителей. Выбор оптимальных условий экстракции. 5) Способы и методы очистки извлечений и экстрактов.

2. Целевые задачи: изучить виды анализируемых биообъектов, общие механизмы проникновения (транспорт) ядов через клеточную мембрану, способы очистки и концентрирования, этапы и особенности проведения направленного ХТА, химические методы анализа (микрокристаллоскопические, хромогенные и осадительные реакции).

Студент должен знать: Литература:
1. Название общих и частных методов и схем изолирования токсиканта из биологического материала. 2. Влияние факторов на процесс изолирования токсиканта из биологического материала. 3. Способы очистки извлечений от сопутствующих веществ эндогенного характера.   Студент должен уметь: 1. Выбирать биообъект; 2. Выбирать способы пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов; 3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа. 4. Представить интерпретацию полученных результатов. 5. Дать заключение. Основная 1. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник / под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752с. 2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под ред. Т.В. Плетеневой.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512с. 3. Токсикологическая химия: электронный учебник / Н.И. Калетина, Е.А. Симонов.- М.: Русский врач, 2005. (CD-версия)   Дополнительная 4. Беликов, В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие / В.Г. Беликов.- изд. 3-е.- М.: Медпресс-информ, 2009.- 616 с. 5. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 640 с. 6. Фармакология: учебник для фарм. вузов / под ред. Р.Н. Аляутдина.- 3-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с. 7. Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика): учебник / Ю.Я. Харитонов.- изд. 2-е.- М.: Высшая школа, 2001.- в 2 книгах.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1) Дайте определение следующим терминам:

· ТСХ-скрининг.

· Хромато-масс-спекроскопия.

· Иммуноферментный анализ.

· Дифференциальная УФ-спектроскопия.

· Поляризационный флюороиммуноанализ мочи на наркотики.

2) Перечислить недостающие 3 этапа ХТА:

· План проведения анализа

· Проведение анализа и регистрация данных.

· Составление отчета о результатах анализа.

· Архивы, хранение и поиск данных, сроки хранения.

· _______________________________________________

· _______________________________________________

· _______________________________________________

3) Главная задача процедуры отбора – это______________________________________

4) Особенностями отбора биообразцов являются:

· ______________________________________________

· ______________________________________________

· ______________________________________________

5) Система качества проведения работ должна предусматривать следующие требования к ведению отчетности в лаборатории:

· ______________________________________________

· ______________________________________________

· ______________________________________________

· ______________________________________________

· ______________________________________________

6) Тесты для самоконтроля:

1. Укажите основные направления использования химико-токсикологического анализа:

1) анализ фармацевтических препаратов

2) судебно-химическая экспертиза

3) аналитическая диагностика наркоманий и токсикоманий

4) анализ пищевых продуктов и их сертификация

5) аналитическая диагностика острых отравлений

2. Какие из перечисленных методов используются для обнаружения ядовитых веществ, выделенных из биологических объектов:

1) определение температуры плавления

2) определение растворимости ядовитого вещества

3) хроматографический скрининг

4) газожидкостная хроматография

5) гельхроматография

3. Укажите роль химико-токсикологического анализа в центрах по лечению отравлений:

1) анализ внутренних органов человека на ядовитые вещества с целью определения причины смерти

2) анализ биологических жидкостей (крови, мочи) с целью определения эффективности метода детоксикации

3) помощь врачу в диагностике отравления ядовитыми соединениями

4) помощь судебно-следственным органам в раскрытии преступлений

5) определение степени и стадии отравления ядовитым веществом (резорбции, элиминации) при поступлении больного в токсикологический центр

4. Выбор биообъекта для проведения судебно-химического исследования определяется:

1) “правилами судебно-химической экспертизы вещественных доказательств”

2) закономерностям токсикокинетики ядовитого вещества

3) анализом входящей документации

4) физико-химическими свойствами яда

5) поведением ядовитого вещества в организме человека

5. Для консервации объектов, взятых для судебно-химического анализа, можно применять:

1) раствор формалина

2) метанол

3) глицерин

4) этанол

5) ацетон

6. Укажите объекты (вещественные доказательства) при химико-токсикологических исследованиях:

1) внутренние органы трупов людей и животных, кровь, рвотные массы

2) пищевые продукты

3) выделения организма человека

4) вода

5) лекарственные препараты, части растений

7. Какие из перечисленных методов используются для обнаружения ядовитых веществ, выделенных из биологических объектов:

1) определение температуры плавления

2) определение растворимости ядовитого вещества

3) хроматографический скрининг

4) газожидкостная хроматография

5) гельхроматография

8. Для проведения общего судебно-химического анализа от трупа берут:

1) желудок и начальную часть кишечника с содержимым, кровь, мочу, печень, легкое

2) сердце, легкое, почки, печень, мозг, кровь

4) желудок и начальную часть тонкого кишечника с содержимым, часть толстой кишки с содержимым, почку и мочу, печень и желчный пузырь, головной мозг, легкое

3) органы и ткани по усмотрению судебно-химического эксперта

5) желудок, часть толстой кишки с содержимым, почку, печень

Эталоны ответов

1.-2,3,5

2.-3,4

3.-4

4. -1-4

5. -4

6.-1-5

7.-3,4

8. - 4

9.- 1-3

10. -1,2,3,5

11. -4

 

Задания для самостоятельной работы студентов

фармацевтического факультета по токсикологической химии к практическому занятию №4

(4 курс, 7 семестр)

ТЕМА: Основы проведения общего (ненаправленного) анализа лекарственных веществ. ТСХ - скрининг лекарственных веществ.

 

1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1) Основы проведения общего (ненаправленного) анализа лекарственных веществ.

2) ТСХ-скрининг. Применение метода ТСХ в скрининг-анализе лекарственных веществ. Образцы исследования, полученные в результате фракционного извлечения токсических веществ. Поэтапное хроматографическое разделение токсических веществ в образцах.

3) Комбинированное использование систем растворителей. Общие и частные системы растворителей. Сорбенты, применяемые для хроматографического разделения. Принципы комбинированного использования химических реагентов и физико-химических методов обнаружения. Подтверждающий анализ. Интерпретация результатов скрининга.

4) Общая характеристика методов анализа. Методы обнаружения и определения лекарственных веществ при проведении судебно-химической экспертизы. Пределы обнаружения, специфичность. Возможности использования в химико-токсикологическом анализе. Значение в программе комплексного использования методов. Обработка результатов качественного анализа при использовании конкретного метода. Интерпретация результатов исследования.

5) Химические методы, их достоинства и недостатки. Типы основных реакций, химизм. Пределы обнаружения и специфичность химических реакций окрашивания при проведении экспресс-тестов и в сочетании с хроматографическими методами. Осадочные реакции. Микрокристаллоскопические реакции. Биологические методы.

6) Фармакологические испытания и их значение при идентификации некоторых алкалоидов.

7) Хроматографические методы исследования (методы тонкослойной хроматографии, высокоэффективной жидкостной хроматографии, газо-жидкостной хроматографии).

8) Спектральные методы. Спектрофотометрия в УФ- и видимой областях спектра. Классификация органических соединений по электронным спектрам поглощения. Подготовка проб для исследования спектроскопическими методами. Флуоресценция и фосфоресценция. Масс-спектрометрия. Принципы масс-спектрометрии. Сочетание масс-спектрометрии с другими физико-химическими методами. Возможности метода и ограничения при использовании в химико-токсикологическом анализе.

9) Иммунологические методы анализа. Гомогенный и гетерогенный иммуноанализ. Перспективы развития иммунологических методов применительно к основным направлениям химико-токсикологического анализа. Комплексный подход при использовании методов анализа. Принципы рационального сочетания методов.

2. Целевые задачи: изучить методы изолирования лекарственных и наркотических веществ из биологических жидкостей при проведении ХТА.

Студент должен знать: Литература:
1. Формулу, химическое название, физико-химические, спектральные и хроматографические характеристики токсиканта, процедуру пробоподготовки биообъектов, способ (способы) выделения (изолирования) токсиканта. 2. ТСХ-скрининг. 3. Хромато-масс-спекроскопия в анализе наркотиков. 4. Физико-химические методы анализа производных амфетамина в биожидкостях, волосах, ногтях. Особенности пробоподготовки. 5. Иммуноферментный анализ: сущность, классификация, особенности, достоинства и недостатки. Использование в анализе на наркотики. 6. Дифференциальная УФ-спектрскопия в анализе производных барбитуровой кислоты. 7. Поляризационный флюороиммуноанализ мочи на наркотики. 8. УФ-спектроскопия производных фенотиазина. Студент должен уметь: 1. Выбирать биообъект. 2. Выбирать способы пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов. 3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа. 4. Представить интерпретацию полученных результатов. 5. Дать заключение. Основная 1. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник / под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752с. 2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под ред. Т.В. Плетеневой.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512с. 3. Токсикологическая химия: электронный учебник / Н.И. Калетина, Е.А. Симонов.- М.: Русский врач, 2005. (CD-версия)   Дополнительная 4. Беликов, В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие / В.Г. Беликов.- изд. 3-е.- М.: Медпресс-информ, 2009.- 616 с. 5. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 640 с. 6. Фармакология: учебник для фарм. вузов / под ред. Р.Н. Аляутдина.- 3-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с. 7. Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика): учебник / Ю.Я. Харитонов.- изд. 2-е.- М.: Высшая школа, 2001.- в 2 книгах.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1) Дайте определение следующим терминам:

· Пробоподготовка.

· Нетрадиционные биообъекты.

· Поляризационный флюороиммуноанализ мочи на наркотики.

· ГЖХ в анализе лекарственных и наркотических веществ.

· ВЭЖХ в анализе лекарственных и наркотических веществ.

· ГЖХ-скрининг лекарственных и наркотических веществ.

· Хромато-масс-спектрометрия в анализе опиатов и каннабиноидов.

2) Перечислить исследуемые пробы от живых лиц:

· __________________________________________

· __________________________________________

· __________________________________________

· __________________________________________

3) Исследуемые пробы при аутопсиях:

·

·

·

·

·

·

4) Предварительные методы в ХТА:

·

·

5) Подтверждающие методы в ХТА:

·

·

·

6) Перечислить недостающие 3 цели пробоподготовки:

· Удалить возможные загрязнения, как для разделения, так и для детектирования (селективность).

· Увеличить концентрацию аналита (чувствительность).

· _________________________________

· _________________________________

· _________________________________

7) Перечислить стадии пробоподготовки:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Перечисленные стадии – это _____________________________________ обработка.

· Фильтрация, центрифугирование.

· Ультразвуковая обработка.

· Разведение.

· Депротеинизация.

· Ферментативная обработка (цельной крови, плазмы).

· Гомогенизация (ткани).

9) Синоним преципитации_____________________________________________________

10) Перечисленные стадии относятся к ЖЖЭ или ТФЭ:

ЖЖЭ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТФЭ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Тесты для самоконтроля:

1. Метаболизм ядовитых и наркотических веществ в организме направлен на:

1) снижение растворимости в биологических жидкостях

2) снижение биологической активности

3) повышение биологической активности

4) снижение растворимости в жирах и повышение растворимости в биологических жидкостях и воде

5) повышение скорости проникновения через мембранные барьеры

2. Общее действие яда наиболее быстро и интенсивно проявляется при введении его:

1) под кожу

2) через легкие

3) в прямую кишку

4) через рот

5) внутривенно

3. Интенсивность действия яда на организм зависит от:

1) количество поступившего яда

2) длительности контакта и площади соприкосновения ткани с ядом

3) степени химического превращения яда организмом под влиянием биологически активных веществ

4) химической его природы

5) путей его поступления

4. Выделение ядов из организма производят:

1) почки

2) легкие

3) кожа

4) слизистые оболочки

5) волосы

5. Для консервации объектов, взятых для судебно-химического анализа, можно применять:

1) раствор формалина

2) метанол

3) глицерин

4) этанол

5) ацетон

6. Виды транспорта ядов через клеточные мембраны:

1) простая диффузия

2) активный транспорт

3) пиноцитоз

4) сорбция

5) фильтрация

7. Диффузия органических соединений через мембраны зависит:

1) от градиента концентрации

2) коэффициента диффузии

3) от физико-химических свойств яда

4) от рН среды

5) от связывания с протеинами

8. Распределение ядовитых веществ в организме зависит от:

1) от коэффициента распределения вещества

2) от рН биосреды

3) от растворимости в воде и липидах

4) от концентрации

5) от скорости диффузии и перфузии

9. Связывание вещества с белками ткани и крови влияет на:

1) продолжительность действия яда

2) скорость всасывания

3) скорость выведения

4) на выбор метода детоксикации

5) на выбор антидота

10. Степень связывания с белками сыворотки крови органических ядов не зависит от:

1) рН крови

2) рКа вещества

3) коэффициента распределения вещества (в системах: масло-вода)

4) характера метаболизма

5) концентрации веществ

11. Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ включает:

1) 1 список

2) 2 списка

3) 3 списка

4) 4 списка

5) 5 списков

12. Способы консервирования биожидкостей, тканей и органов при исследовании на неизвестный яд:

1) формалином

2) 96о этанолом

3) замораживание

4) гепарином

5) растворами фторида натрия

 

Эталоны ответов

1. -4

2. -2,3,5

3. -1-5

4. -1-5

5. -4

6. -1,2,3,5

7. -1-5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.23 с.)