Реєстрація актів громадського стану 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реєстрація актів громадського стану



 

В правовом обороте Украины используется два одинаковых по сути юридических сроки - акты гражданского состояния и акты гражданского состояния. Термин "акты гражданского состояния" находится в правовом обороте в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса (далее: ГК) Украины [1]; параллельно продолжает использоваться и термин "актах гражданского состояния", зафиксированный в Законе Украины "Об органах регистрации актов гражданского состояния" [2]. Этими терминами обозначают события и действия, которые неразрывно связаны с человеком (физическим лицом) и влияют на его правовой статус - начинают, изменяют, дополняют или прекращают его способность быть субъектом гражданских прав и обязанностей.

 

Акты гражданского состояния, перечисленные в ч. 3 ст. 49 ГК Украины, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация - это публично-правовое удостоверение актов гражданского состояния, которые являются юридическими фактами гражданского права и влекут гражданско-правовые последствия. Цель регистрации - охрана личных имущественных и неимущественных прав, государственных и общественных интересов. Она заключается во внесении сведений об акте гражданского состояния в соответствующую книгу регистрации.

 

Требование о государственной регистрации распространяется не на все акты гражданского состояния, ими являются только: рождение физического лица и его происхождение, гражданство, брак и его расторжения, изменение имени и смерти физического лица. Другие акты гражданского состояния государственной регистрации не подлежат, они начинают, изменяют, дополняют или прекращают его возможность быть субъектом гражданских прав и обязанностей без их государственной регистрации. Так, признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия существенно влияет на его гражданское состояние, но специальная запись об этом факте не предусмотрено. Записи делаются только о тех фактах и ​​обстоятельствах, указанных в законе. В частности, по желанию усыновителя государственный орган регистрации актов гражданского состояния на основании решения суда выдает свидетельство об усыновлении [3].

 

Относительно других актов гражданского состояния, то законом установлены иные способы фиксации. Так, например, признание лица недееспособным, ограничения физического лица в гражданской дееспособности происходит в связи с вступлением решения суда в законную силу. Инвалидность, под которой понимается социальная недостаточность (дезадаптация) вследствие ограничения жизнедеятельности человека, вызванного нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, что приводит к необходимости социальной защиты и помощи [4], устанавливается в порядке, определенном Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»[5]. Инвалидность у совершеннолетних лиц устанавливается путем экспертного обследования медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК), подчиненными Республиканском в Автономной Республике Крым, областным и городским в городах Киеве и Севастополе центрам (бюро) медико-социальной экспертизы. Согласно Положения о медико-социальной экспертизе, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1992 г. № 83, медико-социальная экспертиза должна осуществляться после полного и всестороннего медицинского обследования, проведение необходимых исследований, определение клинико-функционального диагноза, социально-психологического состояния, профессионально-трудового прогноза, получения результатов восстановительного лечения, социально-трудовой реабилитации и других данных, подтверждающих стойкий или необратимый характер заболевания [6].

 

Регистрация актов гражданского состояния происходит по общему правилу в порядке, установленном Законом Украины «Об органах регистрации актов гражданского состояния», Правилами регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденными приказом Министерства юстиции Украины от 18 октября 2000 г. № 52/5 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 18 ноября 2003 г. № 140/5), зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 18 октября 2000 г. № 719/4940 и др.. [7; С. 30].

 

Согласно ст. 1 Закона Украины «О гражданстве Украины», регистрацией гражданства Украины является внесение записи о приобретении лицом гражданства Украины специально уполномоченным на то органом в соответствующие учетные документы [8].

 

Согласно п. 4 ст. 49 ГК Украины, регистрация актов гражданского состояния производится в порядке, устанавливаемом законом. Статья 19 Закона Украины "Об органах регистрации актов гражданского состояния" предусматривает, что порядок регистрации таких актов устанавливается настоящим Законом и выше указанными правилами [9; С. 208 - 209]. Порядок регистрации актов гражданского состояния дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями определяется Консульским уставом [10] и Инструкцией о регистрации актов гражданского состояния, которая утверждается Министерством юстиции Украины по согласованию с Министерством иностранных дел Украины [11].

 

Регистрация рождения, смерти, бракосочетания, расторжения брака, установления отцовства, перемены фамилии, имени и отчества производится органами регистрации актов гражданского состояния в книгах специального образца, которые являются единственными доказательствами засвидетельствованных в них фактов. В частности, принято постановление Кабинетом Министров Украины от 12 сентября 2002 года № 1367 "Об утверждении образцов книг регистрации актов гражданского состояния и описаний свидетельств, выдаваемых государственными органами регистрации актов гражданского состояния" [12].

 

Для совершения записи акта гражданского состояния гражданами должны быть предоставлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации этого акта (например, справка установленной формы о рождении или смерти; совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих в браке друг с другом, об установлении отцовства, решения суда об установлении отцовства и т.п.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

 

В связи с установлением неточности или ошибки в записях гражданского состояния может возникнуть необходимость ее исправления. При наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами изменение или исправление записи проводят органы регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя [13]. Изменения или исправления в записи акта гражданского состояния также вносятся органом ЗАГС на основании решений административных органов, на основании других совершенных записей актов гражданского состояния. Отказ органа записи актов гражданского состояния внести в запись актов гражданского состояния изменения или исправления может быть обжалован в суд. На основании судебного решения вносятся также исправления или изменения в запись акта гражданского состояния при наличии спора между заинтересованными сторонами.

 

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом регистрации актов гражданского состояния повторное свидетельство на основании записи актов гражданского состояния, хранящегося в органах регистрации актов гражданского состояния. Потерянный запись акта гражданского состояния может обновляться только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего акта гражданского состояния.

 

О каждом факте регистрации акта гражданского состояния органами регистрации выдаются соответствующие свидетельства о рождении, смерти, браке, расторжении брака, установлении отцовства, перемене фамилии, имени и отчества на бланках строгой отчетности, изготовленных по единым образцам. Обеспечения бланками свидетельств о регистрации актов гражданского состояния осуществляется Министерством юстиции Украины. Порядок учета, хранения и отчетности об использовании бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния устанавливается Министерством юстиции Украины [14].

 

В некоторых местностях Украины значительное количество записей до 1945 года не сохранилось. В частности, записи периода 1918-1920 годов могли не сохраниться учитывая общую ситуацию в государстве и нерешенность вопроса об учреждении записи актов гражданского состояния, записи периода 1932-33 годов (особенно записи о смерти) часто уничтожались или вообще не делались, потому смертей тогда на Украине было слишком много, многие архивы вообще и архивов органов регистрации актов гражданского состояния в частности было уничтожено в 1941 году из-за невозможности их вывоза. Определенная часть актовых записей была возобновлена ​​после 1945 года при рассмотрении заявлений граждан о восстановлении актовых записей [15].

 

Закон предусматривает возможность восстановления органами регистрации актов гражданского состояния утраченных записей при наличии документов, подтверждающих, что ранее записи были, а также аннулирование записей на основании решений суда. Аннулирование записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения этих записей. С момента аннулирования запись акта гражданского состояния теряет правовое значение.

 

Действительными признаются акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или обновления органов регистрации актов гражданского состояния (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенных в органах регистрации актов гражданского состояния, и не требуют последующей государственной регистрации.

 

Таким образом, государственная регистрация актов гражданского состояния призвана официальной фиксации тех фактов действительности в отношении физических лиц, которые способны порождать, изменять, прекращать гражданские и иные правовые отношения, и происходит в строго определенном законодательством порядке в соответствии с полномочиями, предоставленными каждому из органов регистрации актов гражданского (гражданского) состояния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.011 с.)