ТОП 10:

Средства мирного урегулирования международных споров.



 

Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения - спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Таковы достаточно четкие положения о существе принципа мирного разрешения международных споров. Тем не менее следует учитывать полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по мирному разрешению международных споров, изложенные в гл. VI Устава ООН. Особое значение имеют полномочия Совета Безопасности в отношении международных споров, которые угрожают или продолжение которых могло бы, по мнению Совета Безопасности, угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Статья 33 Устава ООН содержит перечень традиционных, выработанных долголетней практикой государств средств мирного разрешения международных споров или ситуаций, порождающих спор. Но такой перечень не является исчерпывающим, в нем, в частности, не упомянуты так называемые добрые услуги. Возможны в принципе и иные способы урегулирования споров.

Мирные средства разрешения споров по существу можно подразделить на две категории: категорию средств, результатом которых являются рекомендации сторонам в споре, юридически для них необязательные, и категорию средств, результатом которых являются решения, юридически обязательные для сторон в споре.

Рекомендации и решения, касающиеся мирного урегулирование международного спора, выносятся на основании международного права. Но споры могут разрешаться ex aequo et bono, т.е. по справедливости, если стороны в споре с этим согласны, особенно когда соответствующие данным обстоятельствам положения международного права либо отсутствуют, либо недостаточно ясны.

К первой категории мирных средств разрешения международных споров относятся следующие.

Добрые услуги — содействие не участвующей в споре третьей стороны (государства, отдельного лица и т.д.) ведению переговоров между сторонами в споре, не имеющими между собой официальных контактов. Своего рода передаточная инстанция предложений одной стороны в споре другой.

Переговоры сторон в споре — основное средство разрешения споров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой соглашения о порядке разрешения своих споров.

Посредничество — участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.

Следственные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит установление фактов или событий, касающихся существа данного международного спора.

Примирительные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендовать сторонам в споре условия его разрешения.

Вторую категорию мирных средств разрешения споров составляют международные суды и арбитражи, решения которых являются юридически обязательными.

Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, открытые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств региональной или иной принадлежности. Главным таким судебным органом является Международный Суд ООН.

Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласованных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возникающих между создавшими их государствами. В качестве арбитра может выступать, в частности, одно согласованное сторонами в споре лицо.

Существует также Постоянная палата третейского суда, созданная в соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений 1899 г. государствами — участниками этой Конвенции. Основной задачей Палаты является ведение списка лиц, рекомендованных государствами-участниками в качестве возможных арбитров, чтобы облегчить сторонам в споре выбор компетентных лиц в состав тех или иных арбитражей.

 

Международный суд ООН.

 

Международный суд ООН— - один из шеста главных органов ООН - главный судебный орган ООН; образован в 1945 г Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945 г. и вступивший в силу 24 октября 1945 г, составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Государства - члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, тж. могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Такими участниками Статута являются Лихтенштейн, Сан-Марино и Швейцария. Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно его Статуту, в личном качестве. Члены Суда избираются на 9 лет из числа лиц "высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права". Среди членов Суда не должно быть двух граждан одного и того же государства, и состав этого органа в целом должен обеспечивать представление "главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира". Состав Суда обновляется на треть каждые 3 года. Члены Суда избираются Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сессий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты Третейского Супа. Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает секретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки - английский и французский. Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в т.ч. РФ по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной (см. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ). Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями", а тж. - в качестве вспомогательного средства- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной - сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной - заслушивание Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела проходит, как правило, публично. По окончании слушания члены Суда совещаются с целью принятия решения. Совещания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Если решение в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья может представить свое особое мнение. Решение оглашается на открытом заседании Суда. Оно окончательно, и его выполнение обязательно для сторон. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора. Рассмотрение дел в Суде может происходить тж. в камерах в составе 3 или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как вынесенное Судом. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.004 с.)