ТОП 10:

Место военно-политических союзов в международной системе. НАТО.



Белоруссия и НАТО

Развитие полномасштабного сотрудничества с НАТО — один из приоритетов внешней политики Республики Беларусь. Государство участвует в Совете евро-атлантического партнёрства с 1992 (от 1997 — Совет Североатлантического сотрудничества), в программе «Партнерства ради мира» — с 1995. Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО создано в 1998.

В марте 2011 года в Белоруссии основан Совет Евроатлантического Сотрудничества, деятельность которого направлена на евроатлантическую интеграцию Белоруссии путём осуществления проектов в области информационной обеспеченности субъектов гражданского общества Белоруссия.[16].

 

 

Соотношение принципа нерушимости государственных границ и права наций на самоопределение.

Международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войны.

Современные международные отношения и право международной безопасности

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:
- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;
- безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом.
Роль МП в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач:
а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира, который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка;
б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности.
Право международной безопасности - это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.
Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как:
1) Основные принципы МП:
- неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение; сотрудничество государств.
2) Специальные принципы права международной безопасности:
- равная безопасность; ненанесение ущерба; равенство и одинаковая безопасность; неделимость международной безопасности.

Новые тенденции в борьбе с международной преступностью

После второй мировой войны в международном праве получила развитие тенденция привлечения к уголовной ответственности индивидов, совершивших тяжкие преступления во время войны. Для суда над главными немецко-фашистскими военными преступниками был выработан Устав Международного военного трибунала, в соответствии с которым в 1945 — 1946 годах в Нюрнберге состоялся судебный процесс. Трибунал, состоявший из юристов стран антигитлеровской коалиции, приговорил 12 преступников к смертной казни, 7 — к длительному тюремному заключению.

В Уставе содержится определение преступлений против мира, преступлений военных и преступлений против человечности, что дало соответствующий импульс закреплению этих формулировок в различных международно-правовых актах.

На основании Потсдамской декларации и решения Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (1945 г.) был создан также Токийский военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками. В результате процесса, который проходил в Токио (1946 — 1948 гг.), 7 подсудимых были приговорены к смертной казни, а 21 — к различным срокам заключения.

 

Принципы гражданства России

Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства:

· Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2)

· Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)

· Гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4)

· Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)

· Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7)

Место военно-политических союзов в международной системе. НАТО.

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашена к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.

К примеру, в России продвижение НАТО за пределы своей территории до последнего времени определялось понятием "расширение". Вплоть до нападения Альянса на Югославию, в российском восприятии проблема сводилась почти исключительно к намерению НАТО принять в свой состав новых членов из числа стран Восточной Европы, включая бывшие советские республики. В западных, особенно англоязычных источниках речь шла об экспансии (expansion) в гораздо более широком смысле. В этом контексте численное расширение является лишь одним и далеко не первостепенным элементом процесса, на-ряду с двумя другими - "расширением миссии" и "расширением зоны ответственности" альянса.[1]

Под расширением миссии понимается выход альянса за рамки оборонительных задач, обозначенных в статье 5 Североатлантического (Вашингтонского) договора 1949 г. - то есть переход к осуществлению миротворческих операций в очень широком смысле, что подразумевает вмешательство в идущие в других странах гражданские войны и этнические конфликты. Североатлантический Союз прошел 6 шагов расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 - (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно. После распада СССР, в зону расширения НАТО вошли страны пост-советского пространства. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.

24 апреля 1999 на саммите НАТО в Вашингтоне в процедуру вступления в НАТО был введен этап т.н. "кандидатства". С тех пор страны, которые проявляли политическую волю к членству в Альянсе, сначала должны были присоединиться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), что означало их признание со стороны это организации как кандидатов на вступление, реализовать его (путём принятия годовых национальных программ, их выполнения и положительной оценки НАТО), а уже после того вести переговоры о вступлении. Пятое расширение произошло в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной программе Плана действий после его предоставления этим странам в ноябре 2002 года.

На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании. Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. Специально к этому саммиту два постсоветских государства - Украина и Грузия, формально "проявили политическую волу к членству". Так, Президент Украины Ющенко В. А., премьер-министр Тимошенко Ю. В. и председатель Верховной рады Яценюк А. П. 11 января 2008 года написали так называемое "письмо трёх", в котором просили НАТО о предоставлении Украине ПДЧ. Дословно: «…Надеемся, что достигнутый Украиной прогресс в рамках Интенсифицированного диалога по вопросам членства и соответствующих реформ в ближайшее время будет признан Альянсом… В настоящее время Украина заинтересована в присоединении к Плану действий относительно членства. 2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции[3].

Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером угрозы безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены[3].

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

— выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

— служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

— осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

— способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

— содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Партнёрство ради мира — созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. Первоначально охватывала 24 государства, их число периодически изменяется с присоединением новых государств к программе или вступлением государств, участвующих в программе, в НАТО.


Суть программы ПРМ – это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.
Политические обязательства

Официальной основой программы «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров. Каждая страна-партнер берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного акта и международных соглашений о разоружении и контроле над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры мирным путем. Страны также обязуются способствовать прозрачности государственной системы оборонного планирования и формирования оборонного бюджета, обеспечивать демократический контроль над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый для ведения совместных действий с НАТО в рамках миротворческих и гуманитарных операций. Как закреплено в Рамочном документе, государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Этим механизмом воспользовались, например, Албания и бывшая Югославская республика Македония 1 во время кризиса в Косово.

На сегодняшний день в программе «Партнёрство ради мира» участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО

Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор[4].

После распада Варшавского договора и СССР, отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[7].

23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун[8].

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.[9]

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях[10]. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом»[11].

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности.

Белоруссия и НАТО

Развитие полномасштабного сотрудничества с НАТО — один из приоритетов внешней политики Республики Беларусь. Государство участвует в Совете евро-атлантического партнёрства с 1992 (от 1997 — Совет Североатлантического сотрудничества), в программе «Партнерства ради мира» — с 1995. Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО создано в 1998.

В марте 2011 года в Белоруссии основан Совет Евроатлантического Сотрудничества, деятельность которого направлена на евроатлантическую интеграцию Белоруссии путём осуществления проектов в области информационной обеспеченности субъектов гражданского общества Белоруссия.[16].

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.01 с.)