Б1.Б.11.2 Психолого-педагогическая диагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.11.2 Психолого-педагогическая диагностика



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Б1.Б.11.2 Психолого-педагогическая диагностика

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

 

 

Составитель: Храпенко И.Б.,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Б1.Б.11.2 Психолого-педагогическая диагностика

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

 

 

Составитель: Храпенко И.Б.,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2016 г.)   Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1 (4 ч.)

Тема: Краткий курс истории психолого-педагогической диагностики

План занятия

1. Истоки психодиагностики.

2. История отечественной психодиагностики.

3. Характеристика современной зарубежной психодиагностики.

4. Направления развития современной психодиагностики в России.

Вопросы для обсуждения

1.Назовите особенности донаучного этапа становления психодиагностики.

2. Дайте характеристику эзотерического и эмпирического направления в развитии донаучной фазы психодиагностики.

3. Каковы основные этапы становления психодиагностики в нашей стране и за рубежом?

6. Назовите особенности развития психодиагностики в 20 - м веке.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти в предложенной литературе информацию о вкладе Ф. Гальтона в становление эмпирических методов психодиагностики.

2. Сделать небольшой конспект о влиянии представителей школы В. Вундта на становление психодиагностики.

Основная литература

1.Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.

2.Психологическая диагностика: учебное пособие / авт.-сост. И. Б. Храпенко. - Мурманск: МАГУ, 2016. - 150 с.

3.Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с.

Дополнительная литература:

  1. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  2. Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 652 с.
  3. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Междунар. Пед. академия, 2005.- С.29-47.

 

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие №5 (4ч).

Практическое занятие № 6 (4ч).

Практическое занятие № 7(4ч).

Семестр.

Практическое занятие № 8

Практическое занятие №9

Тема: Психологическая готовность к школе:

Практическое занятие №10

Практическое занятие №11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие №14

Практическое занятие №15

Лабораторные занятия.

Лабораторное занятие №1.

Коэффициент интеллекта.

Методики: Амтхауэр, Кеттелл.

Цель: познакомить с методиками оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением.

Вопросы:

1. Что такое коэффициент интеллекта?

2. Для каких целей используются данные IQ?

Задание:

1. Провести самодиагностику интеллекта по предложенным тестам.

2. Подготовить интерпретацию результатов тестирования.

 

Лабораторное занятие №2.

Диагностика креативности.

Основные понятия: тесты Медника, Торренса, тест социального интеллекта Гилфорда и Салливана.

Цель: познакомить студентов с методами диагностики креативности.

Вопросы:

1. Что такое «социальный интеллект»?

2. Каково содержание методик Торренса и Гилфорда?

3. Объясните область применения тестов креативности.

Задание:

1. Провести самодиагностику по предложенным методикам.

2. Обработать полученные результаты тестирования и написать заключение.

 

Лабораторное занятие №3.

Лабораторное занятие №4.

Диагностика самосознания.

Основные понятия: локус контроля, самосознание, теория А. Маслоу. Самоактуализация. Самоактуализационный тест (САТ).

Вопросы:

1. Каково содержание шкал методики САТ.

2. Назвать возможности использования методики САТ.

3. Перечислить основные элементы концепции Маслоу.

Задание:

1. Провести самоисследование по методике САТ.

2. Обработать полученные данные по ключу, составить заключение.

 

Лабораторное занятие №5

Примерная тематика рефератов.

1. Тест фрустрации Розенцвейга.

2. Пиктограмма.

3. Тематический апперцепционный тест.

4. Методика «Нарисуй человека» Маховера.

5. Методика «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса.

6. Тест Люшера.

7. Методика «Дом – дерево – человек».

8. Методика «Тест руки».

9. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен.

10. Методика «Несуществующее животное».

11. Тест-опросник родительского отношения Варга-Столина.

12. Методика «Незаконченные предложения».

13. Методика Лири.

14. Методика Жиля.

15. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

16. Методика «Графический диктант».

17. Тест Векслера для детей.

18. Тест Равена.

19. Школьный тест умственного развития.

20. Интеллектуальный тест Р. Кеттела.

21. Личностный опросник Р. Кеттела.

22. Личностный тест Айзенка.

23. Патохарактерологический диагностический опросник Личко.

24. Опросник УСК (уровень субъективного контроля).

25. MMPI.

26. Тест Антхауэра.

27. Тест Торранса.

28. Тест Медника.

29. Опросник FPI.

30. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина.

31. Методика Дембо-Рубинштейн.

32. Оценка уровня притязаний Хоппе.

33. Методика семантического дифференциала Осгуда.

34. Техника репертуарных решеток Келли.

35. Психодиагностическое интервью.

36. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

37. Методика ДДО Климова.

38. Методика Холланда.

 

Требования к рефератам по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

Реферат должен быть по объему не менее 5 и не более 30 страниц, при этом тема реферата должна быть раскрыта полностью. Стимульный материал и ключи к описываемой методике предъявлять не требуется.

Структура реферата должна включать:

1. Содержание или план.

2. Введение.

3. История возникновения методики, авторы методики.

4. Теоретическая концепция, лежащая в основе методики.

5. Сведения о валидности, надежности, сведения о применении данной методики, выборке нормализации, в какой стране и на какой социальной возрастной группе проведена апробация.

6. Требования к процедуре тестирования.

7. Особенности интерпретации методики.

8. Описание конкретного тестирования по методике.

9. Список литературы.

 

Требования к контрольной работе по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

 

Психодиагностическое заключение начинается с заполнения анкетных данных испытуемого, формулировки целей и задач исследования, запроса со стороны учителей, родителей, администрации или самого ребенка. Формулировку первичного запроса дать в том виде, в котором его предъявляет заявитель. Уточнение запроса происходит по ходу исследования.

В сборе анамнеза необходимо указывать данные медицинской карты, субъективные высказывания клиента, данные диагностической беседы со значимыми взрослыми.

Диагностическое заключение представляет собой синдромологический итог ведущих и значимых проявлений и манифестаций, доминантных и руководящих свойств, состояний и процессов и главных факторов развития.

В первой части заключения описываются основные нарушения, имеющие подтверждения по результатам тестирования. Во второй части описывают проявления данного нарушения во внешней картине личности, в основной деятельности. В третьей части описываются возможные причины данного нарушения, исходя из анализа жизненного пути клиента.

При написании заключения рекомендуется рассматривать как наиболее вероятную, так и альтернативные гипотезы.

По итогам диагностического заключения составляется прогноз, включающий условия дальнейшего развития или коррекции с приведением вероятных пределов возможных изменений при определенных условиях.

Для педагогов и родителей составляются рекомендации, в которые входит инструктивный обзор требований в отношениях с ребенком, пригодный вид коллектива, личностных особенностей педагогов, приведение противопоказаний в обращении с ребенком. Ниже представлены основные компоненты для анализа на основе плана динамической характеристики В. Смекала.

 

План динамической характеристики (В. Смекал)

 

I. Анкетные данные (в контрольной работе данные должны быть зашифрованы).

1. Имя и фамилия; дата и место рождения; возраст во время исследования.

2. Дата исследования.

3. Местожительство клиента.

4. Имена и фамилии родителей с приведением адреса; профессия родителей и адреса работодателей родителей.

5. Характеристика учебного заведения или места работы (или основного вида деятельности).

II. Кто просит об исследовании и цель исследования.

(Например, суд в целях решения об усыновлении).

III. Причины исследования

1. Основные жалобы, как их приводит заявитель; когда начались затруднения, каково их развитие (ухудшение - улучшение - колебание); вероятная гипотеза о причинах возникновения и протекания, согласно мнению заявителя.

2. Что предпринималось до настоящего времени с клиентом.

IV. Примененные методы

Кто и как исследовал, кто давал сообщения при сборе анамнеза и т. д.

V. Факторы развития и жизненные условия (этиологический диагноз)

1. Семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка. Серьезные заболевания среди родственников, у родителей, братьев и сестер ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, родственников, сестер и братьев. Долголетие, специальные способности и отсутствие способностей.

2. Врожденные предрасположения. Протекание беременности и родов, доношенность. Травмы матери в ходе беременности и т. д.

3. Раннее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.

4. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания (хронологически, с приведением последствий). Травмы и операция. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.

5. Питание. Его особенности, регулярность, оптимальность.

6. Влияние природной среды. Тип ландшафта и среды в месте жительства. Тип цивилизации (город - деревня).

7. Семейные влияния.

а) Тип жилища, окрестности квартиры (центр города - садовый квартал), обстановка квартиры, гигиена.

б) Экономическое положение родной семьи и самого клиента в данный момент.

в) Образование, первоначальная и настоящая профессия, личностные качества родителей, братьев и сестер.

г) Культурный уровень в семье.

д) Состав семьи (полная - неполная, родители родные - не родные, наличие прародителей).

е) Семейная констелляция, то есть очередность и положение ребенка среди братьев и сестер, его место в семейных отношениях.

ж) Способ воспитания (воспитательные позиции) и отношение родителей к ребенку (стихийность, целеустремленность, снисходительность - строгость, тщательность - беззаботность, единство - противоречивость; виды наказаний).

з) Воспитательные цели в семье (что для родителей важнее всего: прилежание, послушность, способность выделяться, успешность, характер ребенка и т. д.).

и) Подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.

к) Выбор профессии, особенности профессионального образования, основная характеристика профессиональной деятельности (для работающих).

8. Несемейные и внешкольные влияния.

а) Организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагеря, субботники, воскресники.

б) Неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает; способ, проведения свободного времени; неформальные компании и детские общества.

9. Влияния школы (учебного заведения, профессиональной деятельности).

Учителя от 1-го класса и качества их личности; чередование учителей в течение учебного года; их отношение к ребенку. Соученики и их отношение к ребенку; позицию ребенка в коллективе с точки зрения принятия. Развитие пропусков занятий в школе. Переход в другую школу, второгодничество. Развитие включения в школьные условия. Адаптация в учебном заведении, в профессиональной деятельности. Профессиональная успешность.

10. Нагрузочные ситуации.

Обзор затруднений и препятствий, с которыми ребенок встречается от рождения и до настоящего времени; обзор преимуществ и благоприятных жизненных обстоятельств.

VI. Внешняя картина личности (симптоматический диагноз)

1. Проявления.

а) Физическая внешность (вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки).

б) Пантомимика (особенности физических движений: быстрота, настроение, гармоничность, координация; осанка, особенности походки, жестикуляция).

в) Мимика (лоб, глаза, рот, общее выражение лица).

г) Голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности).

д) Речевое поведение (многоречивость - молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).

е) Письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).

ж) Привычные движения (приветствие, еда, движения тела при разговоре, назойливые движения).

2. Способы поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений).

a) Основные черты поведения (активность - пассивность; общение - уклонение от общения, организованность - хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности..

б) Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, собственной личности: к недостаткам, преимуществам, возможностям; к личным вещам, к будущему: перспективы).

в) Поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность - доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта; консистенция или противоречия в поведении).

г) Культивированность поведения (принятое в обществе поведение; вежливость - грубость; гигиеническое поведение; поведение в отношении порядка).

д) Поведение по отношению к вещественным и идеальным ценностям (уважение, тонкость, равнодушие - грубость, уничтожение, неуважение).

е) Поведение в природе, к животным, растениям (охрана - уничтожение, сближение - индифферентность).

ж) Действия в психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при поручении задания, в конфликте; спокойствие, рассудочность – хаос, сопротивление).

з) Поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается - ухудшается и т. п.). и) Поведение в основной деятельности, каковыми являются игра, учение, работа.

3. Результативность.

а) Обзор успеваемости, особенно по главным предметам от 1-го класса.

б) Качественная характеристика знаний и умений по отдельным предметам, в частности недостатков и преимуществ.

в) Жизненный опыт, кругозор и информированность (приобретенные вне школы).

4. Субъективные высказывания.

Как ребенок рассматривает самого себя (какие свои свойства он считает хорошими, от каких хочет избавиться, кем хочет быть, на что жалуется (например, боль головы, плохая память, опасения), что ему нравится и что не нравится в его окружении (дома, в школе, среди друзей).

VII. Структура личности (типологический диагноз)

1. Система регуляции протекания

а) Конституция (особенности строения тела, рост, вес биотип и гормональные особенности, физическая выносливость и состояние здоровья).

б) Нейротип и темперамент (витальный – слабый, активный – пассивный, возбудимый – подавленный, быстрый – медленный, ригидный – флексибильный).

в) Преобладающие настроения и эмоциональные особенности серьезный, веселый, стесненный, гневный, боязливый; сила и глубина эмоций, легкость и постоянство эмоций).

г) Характеристика самосознания.

д) Сопротивляемость против усталости – утомляемость.

е) Возрастная зрелость (половое развитие).

2. Система мотивационной регуляции.

а) Врожденные и приобретенные, биологические и общественные, материальные и духовные потребности; их иерархия и степень удовлетворения.

б) Интересы и их свойства (активность, постоянство, всесторонность, глубина).

в) Эмоциональные связи и отношения к ценностям.

г) Идеалы, убеждения, мировоззрение.

д) Общая характеристика направленности личности (на удовольствия, выдвижение собственного я, на объективные ценности, на других людей, на вещи).

3. Система адаптационной регуляции.

а) Особенности механизма формирования личности (подражательность, внушаемость, принятие воздействий, идентификационные тенденции, социализационные тенденции, самовоспитательные тенденции).

б) Самосознание и уровень притязаний (чувство неполноценности, чувствительность в отношении самого себя).

в) Совесть и моральные принципы (единство «слова и действий»).

г) Фрустрационная толерантность и восприимчивость к стрессу (сопротивляемость, сверхчувствительность).

д) Характерные способы адаптации (волевые черты, атака – бегство, конструктивный компромисс, компенсация, подавление, одухотворение, рационализация).

е) Тип психической пластичности.

ж) Интерперсональные свойства.

4. Система исполнительной (результативной) регуляции.

а) Общая одаренность (уровень и тип интеллекта).

б) Специальные способности и отсутствие способностей (вид, степень и тип).

в) Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).

г) Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределение, сдвиги).

д) Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность; механическая – логическая; к чему особенно).

е) Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).

ж) Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, самостоятельность, инициативность, оригинальность, ясность, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза и т.п.).

з) Особенности речи (ясность, интересность, действенность; различия в устной и письменной речи; объективность; зрелость запаса слов и т.п.).

и) Психомоторика (точность, уверенность, пластичность, темп, быстрота, координированность, ритм, целесообразность, сила движений).

5. Структурные свойства личности.

Уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость.

VIII. Диагностическое заключение.

Синдромологический итог ведущих и значимых проявлений и манифестаций (что), доминантных и руководящих свойств, состояний и процессов (как) и главных факторов развития (чем).

IX. Перспективы (прогноз).

Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с приведением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.

X. Предложенные мероприятия.

Инструктивный обзор требований, относительно подхода к ребенку, пригодного вида коллектива, воспитателя, учителя; приведение противопоказаний при обхождении с ребенком.

 

Примерная тематика рефератов.

1. Тест фрустрации Розенцвейга.

2. Пиктограмма.

3. Тематический апперцепционный тест.

4. Методика «Нарисуй человека» Маховера.

5. Методика «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса.

6. Тест Люшера.

7. Методика «Дом – дерево – человек».

8. Методика «Тест руки».

9. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен.

10. Методика «Несуществующее животное».

11. Тест-опросник родительского отношения Варга-Столина.

12. Методика «Незаконченные предложения».

13. Методика Лири.

14. Методика Жиля.

15. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

16. Методика «Графический диктант».

17. Тест Векслера для детей.

18. Тест Равена.

19. Школьный тест умственного развития.

20. Интеллектуальный тест Р. Кеттела.

21. Личностный опросник Р. Кеттела.

22. Личностный тест Айзенка.

23. Патохарактерологический диагностический опросник Личко.

24. Опросник УСК (уровень субъективного контроля).

25. MMPI.

26. Тест Антхауэра.

27. Тест Торранса.

28. Тест Медника.

29. Опросник FPI.

30. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина.

31. Методика Дембо-Рубинштейн.

32. Оценка уровня притязаний Хоппе.

33. Методика семантического дифференциала Осгуда.

34. Техника репертуарных решеток Келли.

35. Психодиагностическое интервью.

36. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

37. Методика ДДО Климова.

38. Методика Холланда.

 

Требования к рефератам по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

Реферат должен быть по объему не менее 5 и не более 30 страниц, при этом тема реферата должна быть раскрыта полностью. Стимульный материал и ключи к описываемой методике предъявлять не требуется.

Структура реферата должна включать:

1. Содержание или план.

2. Введение.

3. История возникновения методики, авторы методики.

4. Теоретическая концепция, лежащая в основе методики.

5. Сведения о валидности, надежности, сведения о применении данной методики, выборке нормализации, в какой стране и на какой социальной возрастной группе проведена апробация.

6. Требования к процедуре тестирования.

7. Особенности интерпретации методики.

8. Описание конкретного тестирования по методике.

9. Список литературы.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Б1.Б.11.2 Психолого-педагогическая диагностика

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

 

 

Составитель: Храпенко И.Б.,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.140.206 (0.146 с.)