Налогообложение: значение и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогообложение: значение и функции



Налогообложение в РФ. Общие положения.

Налогообложение: значение и функции

Налоги часто увязывались с сиюминутной потребностью власти, государства в доходах. Они преимущественно имели натуральную форму

Давали поступления важные для казны, но основным источником доходов не являлись

Обеспечивали расходы на:

· Содержание власти

· Содержание армии

· Общие дела, мероприятия и иные общественно полезные цели

Постепенно приобретают исключительно денежную форму

Налоговые системы становятся стабильными

Налогообложение обеспечивает те же расходы, но пропорции меняются

Налоги становятся основным источником доходов государства

Функции налогообложения:

· Распределительная

Фискальная

Регулирующая

§ Экономическое

§ Социальное

§ политическое

Контрольная. Налоги сами ничего не контролируют. Они создают базу для контроля

Значение налогообложения в его функциях: распределительной и контрольной. В процессе распределения с помощью налогообложения достигается решение двух важнейших задач: фискальной и регулирующей

Обязательные платежи: понятие и виды

Обязательные платежи – это взносы, обязанность уплаты которых установлена законодательством или договором.

Обязанность уплаты для конкретного плательщика устанавливается договором (плата за ЖКХ, арендная плата)

Обязанность по уплате для конкретного субъекта устанавливается на основании закона:

· налоги

· сборы, установленные НК

o госпошлина

o сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

· сборы установленные таможенным кодексом

o таможенные пошлины (ввозные, вывозные)

o компенсационная, антидемпинговая, специальные пошлины

o таможенные сборы (за таможенные операции, сопровождение, хранение)

· Сборы, установленные иным законодательством

o Портовые сборы, аэропортовые сборы

o Консульские сборы

o Исполнительный сбор

o Платежи за пользование недрами

· Взносы на ОСС

Налоги и сборы по НК объединяет:

· Специальный порядок установления и введения

· Специальный порядок контроля

· Единообразная ответственность за неуплату

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж ФЛ и организаций, установленный в соответствующем порядке законодательством о налогах и сборах и зачисляемый в бюджетную систему РФ

Признаки налога:

Ø Обязательный характер. Как обязанность уплаты налогов обеспечивается:

o Начисление пени

o Штраф

Ø Индивидуально-безвозмездный платеж (безэквивалентны). Нет встречного равноценного предоставления

Ø Регулярность платежа. Все налоги уплачиваются регулярно по периодам

Ø Уплачивается ФЛ и организациями

ФЛ: Граждане РФ, иностранные граждане, апатриды

Организации – ЮЛ, вне зависимости от формы собственности

Ø Установлен в соответствующем порядке законодательством о налогах и сборах

Установление налога – это определение его содержания: с чего взымается налог, кто обязан его уплачивать, в какие сроки. Содержание всех налогов раскрывается единообразно

Должен быть соблюден порядок установления налога:

ü Только актом представительного органа – законодательство о налогах и сборах

ü С соблюдением компетенции представительного органа соответствующего уровня

ü Особый порядок введения в действие

 

Ø Зачисляется в бюджетную систему.

Налоги – доходы только государства (МО)

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и ДЛ юридически значимых действий

Отличия налогов от сборов

Ø Сборы – возмездные платежи

Ø Различный характер обязательности. Обязательность налога обусловлена интересами государства, а сбор обусловлен интересами лица

Ø Сборы – разовые платежи, взымаются за каждое отдельное юридически значимое действие

Ø Налоги устанавливаются с учетом платежеспособности налогоплательщика

 

Элементы налогообложения

Установить налог – определить его содержание, описать таким образом с чего уплачивается налог, чтобы каждому было ясно в каком случае и как он должен эту обязанность исполнять.

Это гарантия защиты прав налогоплательщика – основной принцип налогового права. Статья 3 НК пункт 6,7

Обязанность по уплате налога возникает только, если налог установлен. То есть его содержание определено по элементам (статья 17)

Элементы налогообложения подразделяются:

Ø Обязательные - Отсутствие их в законе, означает что налог не установлен

o Налогоплательщик

§ ФЛ (Гражданин, иностранец, апатрид)

§ Организации (если есть статус ЮЛ)

§ Индивидуальный предприниматель

o Объект налога – то с чего взымается налог

§ Имущество

§ Экономические основания (доход прибыль)

§ Определенные действия (реализация товара)

§ И иные основания имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

o Налоговя база (статья 53) - стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налога

o Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы – размер налога с единицы исчисления

§ В рублях

§ В процентах

§ В сочетании

В зависимости от налогооблагаемой базы:

1. Пропорциональные (размер ставки не зависит от размера налогооблагаемой базы) - ИДФЛ

2. Прогрессивные (размер ставки увеличивается с увеличением налогооблагаемой базы) – налог на имущество

3. Регрессивная – чем больше размер базы, тем меньше ставка

 

o Налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

§ Календарный год

§ Квартал

§ Месяц

Если налоговый период большой, то устанавливается отчетный период, по окончании которого должен быть уплачен авансовый вклад

o Сроки уплаты налога – в случае просрочки начисляется пени

§ Конкретная дата

§ Период времени, в течении которого должен быть уплачен налог

o Порядок уплаты налога. Налоги могут уплачиваться через банковскую систему или через местную администрацию или почту:

§ Наличной форме

§ Безналичной форме

§ Лично налогоплательщиком или его представителем

§ Налоговым агентом – лица которые выплачивают доход налогоплательщику

Порядок уплаты налога может совмещаться с подачей декларации о доходах

Для того чтобы уплатить налог, он должен быть исчислен:

1. Когда налог исчисляется самим налогоплательщиком

2. Налоговым агентом

3. Налоговый орган – он направляет налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога

 

Ø Факультативные -Не всегда присутствуют в законе о налоге, но это не влияет на установление налога

o Льготы (статья 56) – не могут носить индивидуального характера

 

Специальный налоговый режим

Особый порядок налогообложения, который применяется к плательщику при определённых условиях:

Ø Единый сельскохозяйственный налог

Ø Упрощённая система налогообложения

Ø Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Ø Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции

Признаки специальных налоговых режимов:

ü По сравнению с общим режимом это более упрошенный режим

ü Они вводятся НК, за исключением Единого налога на вмененный доход

ü Поступления от их уплаты распределяются между региональными и местными бюджетами

ü Все специальные режимы предлагают замену трех налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций) одним платежом.

Система налогов и сборов не определяет бюджет, в который поступают доходы от налогов

Распределение определяется БК

Правила введения налога

Введение налога совпадает с вступлением в силу НПА о данном налоге

· Если закон устанавливает и вводит новый налог, то он вступает в силу с 1 января года, следующего за годом принятия законом при условии, что с момента опубликования до 1го января прошло не меньше месяца. Если закон принят позже, то с 1 января через год

· Если закон вносит изменения в уже действующий налог – то вступает в силу не ранее чем через месяц после опубликования, при условии что истечение месяца совпадает с началом налогового периода по этому налогу. Если не совпадает – то налог вводится позже – с начала следующего налогового периода

Прекращение действия налога

Действие налога прекращается в том случае если:

Ø он исключается из системы налогов и сборов. Эту операцию может осуществить только федеральный законодатель

Ø НПА, по этому налогу признан не соответствующим требованиям НК. Осуществляется признание в судебном порядке.

 

Налоговое право РФ

Методы налогового права

ü Императивный

ü Согласования

ü Поощрений – статья 81 НК

Задача налогового права –

Обеспечение формирования денежных фондов государства за счет налоговых доходов

Система НП – его внутренняя структура, расположение норм налогового права в определенной последовательности, позволяющей структурировать их по однородным признакам.

Налоговое право делится на общую и особенную часть

 

Принципы налогового права

Основные принципы – их содержание определяется действующим законодательством

Организационно экономические принципы

Принципы отдельных налоговых институтов

Основные принципы

ü Принцип единства системы налогов и сборов (статья 8 и 74 Конституции) Постановление КС от 21 марта 1997 года № 5 П (рассмотреть данное постановление)

ü Принцип налогового федерализма – полномочия в сфере налогообложения разграничены между федеральной, региональной и местной властью с приоритетом федерального законодателя (статья 71, 72, 132 конституции)

ü Принцип публичной цели взимания налогов и сборов – налоги устанавливаются для обеспечения публичных интересов. Налоги должны иметь общественно возмездный характер. Правовое регулирование в сфере налогообложения должно обеспечивать интересы не только налогоплательщика, но и других членов общества

ü Принцип всеобщности и равенства налогообложения – Статья 57 Конституции. Пункт 1 статьи 3 НК оговаривает, что налоговое законодательства основывается на всеобщности налогообложения.

o Принцип всеобщности устанавливает запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера.

o Принцип равенства налогоплательщиков вытекает из конституционных норм о равенстве (ст 3, 6)

§ Юридическое равенство – запрет на установление налогов или их отдельных элементов в отношении какой либо группы лиц по признака национальности, количества собственности и другом

§ Экономическое равенство – налогоплательщики должны нести равное налоговое бремя. Налог должен взиматься исходя из фактической способности налогоплательщика

ü Принцип пределов налогообложения – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Идея этого принципа заключается в том, что налоги должны быть соразмерными и не чрезмерными.

Если налог препятствует реализации гражданами своих конституционных прав он является несоразмерным и должен быть отменен.

ü Принцип законности – статья 55 Конституции – ограничение прав и свобод могут быть установлены только законом.

Налоговые отношения регламентируются и подзаконные НПА, но они могут быть изданы только в том случае, если на это прямо указано в ФЗ.

Пеня.

Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздний по сравнению со сроком, установленным законодательством о налогах и сборах. Пеня считается на каждый календарный день просрочки платежа. Размер составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наиболее часто применяемая и эффективная мера.

Налоговый контроль.

• Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленным Налоговым кодексом РФ.

• Налоговый контроль относится государственному финансовому контролю.

• Виды налогового контроля:

В зависимости от сроков проведения:

• Оперативный налоговый контроль – проверка, осуществляемая в течение отчетного периода, после истечения контролируемой операции;

• Периодический налоговый контроль – проверка за определенный отчетный период;

В зависимости от источников проверки:

• Документарный налоговый контроль;

• Фактический налоговый контроль.

Формы налогового контроля:

• Налоговые проверки;

• Получение объяснений налогоплательщиков;

• Проверка данных учета и отчетности;

• Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли.

К лицам, способствующим налоговому контролю относят регистрирующие органы и банковские организации.

К проведению мероприятий налогового контроля привлекаются эксперты, специалист, переводчики, понятые, свидетели.

в зависимости от стадий проведения налогового контроля:

предварительный – связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу информации о налогоплательщике на этапе планирования налоговых проверок. Данный этап организации налогового контроля имеет важное значение для проведения качественных контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых правонарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений;

текущий – проверка, проводимая в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы;

последующий – реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

Учет налогоплательщика.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту жительства физического лица, по месту нахождения недвижимого имущества налогоплательщика и транспортного средства.

Постановка на учет в налоговый орган осуществляется на основании данных регистрирующих органов, в частности на основе сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков при их регистрации. Постановка на учет обычных физический лиц осуществляется по месту жительства данных лиц на основании информации, предоставляемой налоговыми органами.

Каждому налогоплательщику присваивается единый номер по всем видам налогов и сборов – ИНН. Постановка на учет нотариусов и адвокатов осуществляется на основе сведений Министерства юстиции и Адвокатской палаты.

Постановка на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по ее местонахождению, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

 

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по местонахождению обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено ст. 84 Налогового кодекса РФ.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов РФ.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ.

Налоговая ответственность

Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление – их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы:

– общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

– однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности;

– соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства;

– разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности;

– презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или гое фискальнообязанное лицо отказалось добровольно уплатить сумму штрафа.

Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ.

В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность является длящимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии (движении) проходит определенные стадии.

Стадии налоговой ответственности – это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Основанием для выделения стадий налоговой ответственности служат юридические факты, наличие которых предусматривается в гипотезах норм НК РФ и влечет соответствующие г правовые последствия.

Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового деликта и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах конкретным лицом.

Вторая стадия налоговой ответственности начинается в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя. До обнаружения налогового деликта правовой статус виновного лица существует в полном объеме, поскольку противоправное деяние еще не пресечено компетентными органами и правонарушитель использует 'принадлежащие ему права и обязанности без каких-либо ограничений.

Конкретизация налогового правонарушения имеет два основания:

– основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-определенной нормы гл. 16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового правонарушения;

– дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность.

Главным отличием дополнительного основания является возможность его установления только судом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, оказывают влияние на определение размера налоговой санкции.

Налоговая ответственность предусматривает обязательный порядок досудебного разрешения спора. Налоговый орган обязан предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа или пропуска срока добровольной уплаты налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.

Заканчивается стадия конкретизации налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом решения, которым признается факт нарушения конкретным субъектом законодательства о налогах и сборах. Правоприменительный акт определяет меру ответственности за содеянное.

Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется тем, что правонарушитель приобретает специальный правовой статус. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового деликта.

Налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК);

– уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

– непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);

– грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

– неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

– непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

– неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

– неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 НК);

– непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 НК).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

– отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК);

– нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

– неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

Акцизы.

В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.

Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.

В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»).

Налогоплательщиками акциза признаются:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами считаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

– алкогольная продукция;

– пиво;

– табачная продукция;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

– автомобильный бензин;

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

– реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

– продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

– передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);

– передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

– получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство не спиртосодержащей продукции;

– получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.

Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.

Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:

– финансовой помощи;

– авансовых или иных платежей;

– оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

– пополнения фондов специального назначения;

– в счет увеличения доходов;

– процента (дисконта) по векселям.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Порядок исчисления акциза. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с НК.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.

Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные в ст. 200 НК налоговые вычеты.

Порядок и сроки уплаты налога определены в ст. 204 НК. В большинстве случаев уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.845 с.)