Понятие и особенности муниципального права как отрасли права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права.



Понятие и особенности муниципального права как отрасли права.

Муниципальное право – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права. Особенности этой отрасли: 1. Её комплексный характер. 2. Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много. 3. Это публичная отрасль права. Публичные отрасли – это отрасли, регулирующие отношения, вытекающие из властных отношений. Источник власти – местное население. Поэтому наиболее тесно связанно муниципальное право с конституционным, таможенным, административным.

Предмет и метод муниципального права. Их особенности.

Предмет муниципального права – это система общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, которые объективно подлежат нормативному регулированию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия. В основном выделяют три общих метода: дозволение, предписание, запрет. Выделяют прежде всего сочетание методов дозволения и предписания, это очень роднит муниципальное право с конституционным, там то же сочетание методов.

Кроме этого, выделяют два особых метода: 1)Метод гарантий. Это означает, что государство должно в своих нормах создавать определённые условия для местного самоуправления: какая-то финансовая свобода для органов местного самоуправления. 2)Метод рекомендаций. Обязательные задания давать нельзя в постановлениях, но они могут написать: «рекомендовать органам местного самоуправления при решении такой-то проблемы сделать что-то…».

 

Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.

Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъекто в муниципальных правоотношений: 1.Обязательные субъекты муниципальных правоотношений. 2.Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях. Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов. Круг обязательных субъектов: 1.Население муниципального образования(местное население, местное сообщество, территориальный коллектив) 2.Муниципальное образование и их объединение. 3.Органы местного самоуправления. 4.Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. 5.Различные общественные объединения. 6.Предприятия, учреждения и организации. 7.Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства.

Объекты муниципальных правоотношений можно разделить на 3 группы:

1)Объекты, складывающие в административно-политической сфере. 2)Объекты, складывающиеся в имущественной сфере.Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. 3)Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля.

Содержание – это субъективные права и обязанности участников. Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников.

 

Местный референдум.

Местный референдум – это голосование жителей МО, обладающих правом на участие в референдуме, в целях принятия решения по наиболее важным вопросам местного значения. В соответствии с законодательством решение о назначении референдум принимает представительный орган МСУ по инициативе.

Право проявить инициативу принадлежит: 1. Населению. Граждане должны образовать инициативную группу не менее 10 человек. После этого эта группа обращается в избирательную комиссию МО с ходатайством о регистрации. Инициативная группа представляет документ. Представительный орган должен дать заключение о возможности проведения референдума по данному вопросу. После положительного заключение представительного органа избирательная комиссия регистрирует данную инициативную группу. А если заключение будет отрицательным, то инициативной группе в регистрации будет отказано. После регистрации инициативная группа начинает сбор подписей населения в поддержку этой инициативы. Должно быть собрано 5 % подписей избирателей данного МО. Собранные подписи направляются в избирательную комиссию. Избирательная комиссия направляет в представительный орган, который принимает соответствующее решение о назначении даты референдума. Если представительный орган не желает назначать референдум, то инициативная группа должна обратиться в суд. 2. Избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых предусматривают право на участие в выборах. Роль инициативной группы выполняет руководящий орган этого объединения. Остальная процедура аналогична инициативе населения. 3. Инициатива представительного органа и главы МСУ которая выдвинута совместно.

Результаты голосования на референдуме. Референдум признаётся несостоявшимся, если в нём приняло участие не более половины участников референдума. А решение признаётся непринятым, если за него проголосовало не более половины участников референдума принявших участие в референдуме. Итоги голосования подлежат обязательному обнародованию или опубликованию в СМИ. Решение, которое принято на референдуме обладает высшей юридической силой.

На референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий ОГВ субъекта РФ, ОМС, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в ОГВ субъекта РФ, ОМС.б) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, ОМС.в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц.г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета.д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

 

 

22. Муниципальные выборы: порядок назначения, выдвижения...

Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с К. РФ, ФЗ, К., уставами и законами субъектов РФ и уставами МО, в целях формирования органов МСУ или наделение полномочиями должностного лица. Целью выборов является избрание: 1) депутатов; 2) выборных должностных лиц МСУ; 3) членов иных выборных органов МСУ, предусмотренных уставом.

Выборы назначает представительный орган, в сроки предусмотренные уставом. Дни голосования в России едины. Либо на второе воскресенье марта, либо второе воскресенье октября.

Избирательный кодекс Вор. обл. предусматривает 3 системы: 1. Мажоритарная система относительного большинства. Определяются избирательные округа. Они могут быть многомандатными или одномандатными. 2. Смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной; 3. Пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов. Порядок выдвижения кандидатов. На федеральном уровне выдвижение может осуществляться либо избирательными объединениями, либо в порядке самовыдвижения.

Особенностью муниципальных выборов является то, что избирательным объединением может быть признано иное общественное объединение. Устав этого объединения должен предусматривать участие в выборах. Оно должно быть создано в форме общественной организации либо общественного движения. Оно должно быть зарегистрировано на уровне, соответствующему уровню выборов или на более высоком уровне. Оно должно быть зарегистрировано не позднее, чем за год до дня голосования.

Для выдвижения кандидата необходимо письменное уведомление соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия выдаёт кандидату разрешение на сбор подписей. 2% от избирателей, приходящихся на один округ, но не менее 30 подписей. После сбора подписей и предоставления всех необходимых документов, осуществляется регистрация кандидата. Если должность депутата не совместима другой деятельностью, то необходимо предоставить заявление о том, что в случае избрания депутат оставит предыдущую должность или деятельность. Результаты выборов. Муниципальные выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Если голосование проходило по одной кандидатуре, то она считается избранной, если за неё проголосовало не менее 5 % избирателей. Если голосование проходило более чем по одной кандидатуре, то считается избранным тот, кто получил большее количество голосов, нежели другие кандидаты. На муниципальных выборах, проводимых по пропорциональной системе, списки кандидатов должны набрать не менее 5%.

23. Голосование по отзыву выборных лиц, а так же по вопросам преобразования МО либо изменения границ МО.

Вопрос о возможности отзыва закрепляется в Уставе, как и основание отзыва. Единственное о чем говорит законодатель, что основаниями для отзыва могут быть только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае подтверждения в судебном порядке.

Для того, чтобы осуществить процедуру отзыва необходимо создать инициативную группу (глава – 50 чел.; депутат – 10 чел.). Инициативная группа обращается с заявлением в соответствующую избирательную комиссию. После чего инициативная группа должна незамедлительно уведомить лицо, в отношении которого, проводится процедура отзыва. Избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, после чего инициативная группа приступает к сбору подписей. Нужно собрать 5% подписей для отзыва. После чего избирательная комиссия назначает день голосование по отзыву. Лицо, в отношении которого проходит эта процедура может проводить агитацию в свою пользу. Лицо считается отозванным: Если «ЗА» проголосовало более половины избирателей, зарегистрированных в данном избирательном округе.

 

24. Территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Полномочия органов территориального общест.самоуправления: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Глава МО.

- является высшим должностным лицом МО.

- выборное должностное лицо;

- наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

- обязательно входит в состав либо представительного органа, либо в состав администрации. Исполняет полномочия председателя представительного органа, либо главы администрации. При избрании депутатами из своего состава Глава МО обязательно будет председателем. Эти условия не распространяются на сельское поселение. В сельском поселении глава МО может исполнять обязанности и председателя представительного органа и главы местной администрации.

- в уставе МО могут быть установлены ограничения для Главы МО, препятствующие занятие этой должности одному человеку несколько сроков подряд. Глава МО может работать как на постоянной, так и на не постоянной основе.

Статус главы МО идентичен статусу депутата.

Два способа избрания Главы МО: 1)На муниципальных выборах, населением МО; 2)Депутатами представительного органа МСУ из своего состава.

Полномочия Главы МО: 1.представляет МО в отношениях с ОМС других МО, ОГВ, гражданами и т.д. 2.подписывает и обнародует нормативно-правовые акты. 3.издает правовые акты в пределах своих полномочий. 4.вправе требовать созыва внеочередного заседания представ.органа МО. И др.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

 

32. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:1) смерти; 2) отставки по собственному желанию или удаления в отставку в соответствии. 3) отрешения от должности. 4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 8) прекращения гражданства Российской Федерации, 9) отзыва избирателями; 10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы МО; 11) досрочного прекращения полномочий представительного органа МО, если глава МО был избран из состава данного органа; 12) преобразования муниципального образования. 13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

 

 

Уставы МО. Понятие, основные юрид.свойства. Содержание.

Особые юридические свойства Устава: 1) Это акт учредительного, правоустанавливающего характера; 2) Это акт долговременного действия (как К РФ); 3) Обладает высшей юридической силой по отношению к другим МПА; 4) Имеет особый порядок принятия; 5) Подлежит обязательной гос. регистрации.

Содержание устава включает две группы положений:

- Обязательные, закреплённые.

- Иные положения, включаемые в устав по инициативе МО.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения,

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления,

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления,

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности.

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета,

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права.

Муниципальное право – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права. Особенности этой отрасли: 1. Её комплексный характер. 2. Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много. 3. Это публичная отрасль права. Публичные отрасли – это отрасли, регулирующие отношения, вытекающие из властных отношений. Источник власти – местное население. Поэтому наиболее тесно связанно муниципальное право с конституционным, таможенным, административным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.044 с.)