ТОП 10:

Правовой режим междунар каналов.



Международные каналы

К международным каналов принадлежат искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Они находятся под суверенитетом того государства, по территории которого пролегают. Правовой режим международных каналов определяется нормами международного права и национального законодательства соответствующего государства. Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря. Канал был открыт для судоходства в 1869 г. В 1888 г. была принята Константинопольская конвенция по обеспечению свободного пользования Суэцким каналом (действует до сих пор). Статья 1 Конвенции 1888 провозглашает, что Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех торговых судов и военных кораблей без различия флага.Договаривающиеся государства обязались применять принцип равенства во всем, что касается пользования каналом, и признали этот принцип одной из основ Конвенции (ст. 12).

Учитывая конвенциональное положение об открытости канала в военное время, договаривающиеся стороны согласились, что никакие военные действия не допускаются ни в канале, ни в его входных портах, ни в районе 3 морских миль от этих портов, даже если бы Турция (Египет находился тогда в зависимости от нее) была воюющей стороной (ст. 4).

В 1956 г. Египет национализировал Всеобщую компанию морского Суэцкого канала, крупнейшим акционером которой была Великобритания. При этом не было заявлено о пересмотре международно-правового режима канала. Однако Великобритания и Франция видели в национализации Суэцкого канала угрозу его международно-правовому статусу и начали против Египта с Израилем военные действия. Следует отметить, что Великобритания и Франция - участники Конвенции 1888 г., поэтому блокада канала с их стороны фактически противоречила положениям ст. 1 Конвенции.

После ликвидации кризиса в 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой подтвердил свое намерение придерживаться Конвенции 1888 Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН как международное соглашение.

Преодолев последствия израильско-египетской войны 1967 г. Египет снова открыл канал для международного судоходства.

При пользовании каналом суда должны руководствоваться правилами, которые выдаются Администрацией Суэцкого канала.

Панамский канал является международным водным путем, который соединяет Атлантический и Тихий океаны и проходит по территории Панамы. Канал сокращает мореплавателям путь на 16 тыс. км.

Еще до сооружения Панамского канала в 1901 г. был подписан договор между США и Великобританией о том, что строительство канала происходить под протекцией США. В договоре предусматривалось, что в качестве основы режима судоходства и нейтрализации будущего канала должны рассматриваться положения Константинопольской конвенции о Суэцком канале 1888

Панамский канал был построен в 1901-1914 гг на условиях неравноправного договора между США и Панамой от 18 ноября 1903 По этому договору США получали на вечное время право пользования определенными участками земли для строительства, эксплуатации и защиты канала.

У1977 г. в Вашингтоне были подписаны новые договоры между США и Панамой о Панамского канала, который является юридическим основанием для восстановления над каналом и его зоной суверенных прав центральноамериканской страны.Панамский канал контролировался США до 31 декабря 1999 г., после чего перешел под суверенитет Панамы.

Договор о постоянном нейтралитете и режим Панамского канала дает право пользоваться каналом судам и военным кораблям всех государств как в мирное, так и в военное время на ровной, недискриминационной основе (ст. III). Вместе с тем договор предусматривает право быстрого и ничем не обусловленного прохода американских и панамских военных кораблей через канал. Нейтрализация канала гарантируется Панамой и США.

Нильский канал - международный канал, расположенный на территории ФРГ. Он соединяет Балтийское и Северное моря.Длина канала - 98,7 км, глубина -11,3 г. В1939 г. Германия утвердила правила плавания нильский каналом, с некоторыми изменениями действуют по сей день. Согласно правилам, плавание каналом разрешено судам всех государств в любое время суток после уплаты установленного сбора. Проход иностранных военных кораблей допускается на основании разрешения, запрашиваемого по дипломатическим каналам.

К международным принадлежит также Коринфский канал, соединяющий Эгейское и Ионическое моря и проходит по территории Греции из-за Коринфский перешеек. Он широко используется судами, следующими в порты Адриатического моря с Эгейским-Черноморского бассейна и наоборот. При этом маршрут сокращается примерно на 200 морских миль. Режим судоходства в Коринфский канал регулируется исключительно греческим законодательством. Канал открыт для торговых судов всех государств.

17 ) Правовой режим междунар протоков (проливов)

Пролив - это естественный морской проход , соединяющий районы того же моря или моря и океаны между собой. Хотя в мире существует многочисленная количество протоков , лишь часть из них может быть отнесена к категории международных .

Определяющим моментом для отнесения той или иной протоки к категории протоков , используемых для международного судоходства , являются:

- Расположение пролива на мировых морских путях;

- Ее интенсивное использование в течение достаточно длительного периода для целей мореплавания многими государствами ;

- Такой пролив должна соединять морские просторы , пользующихся статусом открытого моря , и быть или единственным , или всего коротким путем между такими пространствами.

Причем из различных признаков международных проливов на первое место выдвигался критерий важности для международного судоходства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила следующие виды проливов , используемых для международного судоходства :

- Проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны , в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив ( Ла - Манш , Магелланов , Сингапурская и др. .)

- Пролива между островом и континентальной части ной прибрежного государства , в которых применяется право мирного прохода как для транзита , так и для захода в территориальные и внутренние воды ;

- Проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства , в которых также приме совуеться право мирного прохода ;

- Проливы , правовой режим которых регулируется специальными международными соглашениями ( Черноморские проливы , Балтийские проливы и т.д. ) .

Независимо от правового статуса вод пролива , а они могут принадлежать как к внутренним морским водам , так и к территориальному морю прибрежного государства , в соответствии с общими принципами международного права , в протоках обеспечивается свобода судоходства , не затрагивает , однако , суверенитет прибрежного государства. С другой стороны , государства , граничащие с проливом , не должны препятствовать транзитному прохождению или пролета над проливами морских и воздушных судов других государств и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролета. В проливах устанавливается режим мирного прохода. Вместе граничащие с международным проливом , вправе в пределах , предусмотренных международными соглашениями , регулировать транзитный и мирный проходы судов и летательных аппаратов через пролив , в частности , устанавливать правила относительно:

- Безопасности судоходства;

- Предотвращение загрязнения с судов ;

- Недопущение рыболовства;

- Погрузка и разгрузка товаров , посадки и высадки лиц в нарушение таможенных , фискальных , санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Межд морские организации .







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.004 с.)